ложные государства могут существовать в форме федераций или уний. Федерация - государственное объединение территориальных единиц, пользую-щихся политико-правовой самостоятельностью. Степень их самостоятельности определяется федеративным договором и законодательством федерации, в пер-вую очередь конституцией. В качестве субъектов международного права члены федерации могут выступать только в том случае, если законодательство признает за ними такое качество (право от собственного имени заключать меж-дународные договоры, обмениваться делегациями, представительствами и т.д.). В большинстве своем члены федераций не выступают самостоятельно на внеш-ней арене, что отразилось в Межамериканской конвенции о правах и обязанно-стях государств 1933 г.: “Федеративное государство составляет только одно лицо перед международным правом”. В то же время существует несколько федераций, субъекты которых обладают правом заключать международные соглашения по весьма ограниченному кругу вопросов (пограничные, культурные, полицейские, экономические связи) под контролем федерального правительства. К ним отно-сятся ФРГ, Швейцария, Австрия. К сложным государствам относят также унии. Реальная уния - это резуль-тат слияния двух (иногда трех) государств в одно: возникает новое государство и соответственно новый субъект международного права, а сливающиеся госу-дарства вместе со своим суверенитетом теряют и международную правосубъект-ность. Один из примеров реальной унии - сирийско-египетская уния 50-х гг. По мере развития реальная уния может быть как унитарным, так и федеративным государством. Личная уния - не сложное государство, а союз двух и более госу-дарств под властью одного монарха. При этом сохраняется правосубъктность каждого из участников личной унии.Конфедерация - международно-правовое объединение государств, предпо-лагающее тесную координацию их действий прежде всего во внешнеполити-ческой и военной областях. Классическая конфедерация не является субъектом международного права. Международной правосубъектность обладают ее члены. История показала, что конфедерация, как правило, сравнительно недолговечная или переходная модель международно-правового образования. Она или распа-дается или постепенно трансформируется в федерацию с единой международной правосубъектностью, примером чего могут служить США 1776-1787 гг., Германия 1815-1866, Швейцария 1818-1848 гг.Как субъект МПП государство обладает следующими правами:* право на независимость и свободное осуществление всех своих законных прав, на осуществление юрисдикции над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных международ-ным правом иммунитетов;* равноправие с другими государствами;* право на коллективную и индивидуальную самооборону против воору-женного нападения.К основным международно-правовым обязанностям государства относятся:* воздерживаться от вмешательства во внутренние и внешние дела других государств;* воздерживаться от разжигания междоусобица на территории другого го-сударства;* уважать права человека;* устанавливать на своей территории такие условия, которые не угрожали бы международному миру;* решать все свои споры с другими субъектами МПП только мирными средствами;* воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территори-альной целостности и политической независимости или иным образом, несовмес-тимым с МПП;* воздерживаться от оказания помощи другому государству, нарушающую предыдущую обязанность или против которого ООН принимает меры пред-упреждения или принуждения;* воздерживаться от признания территориальных приобретений другого государства, действующего в нарушение обязательства непримения силы;* добросовестно выполнять свои обязательства.Институты международно-правового признания и правопреемства Признание - односторонний добровольный акт государства, в котором прямо или косвенно оно заявляет либо о том, что рассматривает другое государство как субъект международного права и намеренно поддерживать с ним официальные отношения.Другой формулировкой признания является следующее: международно-пра-вовое признание - институт, на основе которого существующие государства или международные организации устанавливают официальные или неофициальные, полные или неполные отношения с вновь возникающими субъектами международ-ного права. Третьей формулировкой может служить такое утверждение: признание - односторонний акт государства (субъекта международного права), посредством ко-торого констатируется наличие определенного юридически значимого факта или ситуации, выражается согласие государства с юридически значимыми и междуна-родно-правомерными действиями других государств или иных субъектов междуна-родного права.1 Признание имеет широкое распространение в междуна-родно-правовых отношениях, поскольку создает нормы обычного права. Госу-дарства признают юридические факты и ситуации, действия в значительном числе случаев путем молчаливого согласия.Существует две основных теории международно-правового признания - конститутивная и декларативная. Согласно первой, акт признания дестинатора (адресата признания) со стороны уже существующих субъектов МПП играет ре-шающую роль в его международно-правовом правовом статусе (например, при-дает новому государству международную правосубъектность, а правительству - способность представлять субъекта международного права в межгосударствен-ных отношениях). Эта теория имеет два существенных недостатка. Во-первых, на практике новые образования (государства, правительства и т.д.) могут вступать в межгосударственные отношения и без признания. Во-вторых, неясно признания скольких уже существующих государств необходимо для того, чтобы новое обра-зование приобрело наконец международную правосубъектность.Декларативная теория исходит из того, что признание не означает прида-ние ему соответствующего правового статуса, а лишь констатирует факт возник-новения нового субъекта МПП и облегчает осуществление с ним контакта. Эта теория в силу демократичности и большего внимания к правовым вопросам ста-туса государства в настоящее время преобладает в международно-правовой док-трине.В качестве адресатов (дестинаторов) признания могут выступать государ-ство, правительство, воюющие и восставшие стороны, организации сопротивле-ния и национального освобождения. Существует две основных официальных формы медународно-правового признания. Признание де-факто (de facto) означает установление отношений в более узком, а не в полном объеме. Некоторые ученые даже считают, что наступающие при признании де-факто межгосударственные отно-шения носят полуофициальный характер, не влекут юридического оформления, а само признание может быть отозвано . Признание де-юре (de jure) - полное, окон-чательное. Эта форма может быть явно выраженной или подразумеваемой. В первом случае речь идет о специальной ноте, в которой четко зафиксировано намерение признать де-юре соответствующий будущий субъект международно-правовых отношений. Обычно также сообщается о желании установить с ним дипломатические отношения. Актами подразумеваемого признания является установление дипломатических отношений без специальных заявлений, а также заключение двустороннего договора. Встречаются в международно-правовой практике случаи, когда субъекты МПП вступают в официальные контакты с вновь возникшим образованием, претендующим на международную правосубъ-ектность, без процедуры признания. Обычно это происходит когда необходимо решить какую-либо конкретную и достаточно узко очерченную цель междуна-родного взаимодействия. В этом случае речь идет о кратковременном признании - признании ад хок (ad hoc) - в данной ситуации, по конкретному делу. В качестве примера можно привести ситуацию с заключением договора после военных дей-ствий на мирной конференции, когда стороны еще не признали друг друга (Парижские соглашения 1973 г. между США и тремя вьетнамскими сторонами).Самым простым видом международно-правового признания является при-знание государств, поскольку в силу принципа суверенного равенства все госу-дарства равны, независимо от времени их образования. Каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств. Поэтому вновь возник-шее государство становится субъектом международного право в силу самого факта создания суверенного образования. На него распространяется действие норм общего международного права. Разумеется при этом, новое государство само должно признавать и соблюдать эти нормы. Так, например, в Уставе Орга-низации американских государств говориться: “Политическое существование государства не зависит от признания его другими государствами. Даже до своего признания государство имеет право на защиту своей целостности и независи-мости, на обеспечение своей безопасности и процветания...”(ст.9).Таково формально-юридическое основание международно-провового при-знания. Признание укрепляет позиции нового государства в международной системе, открывая перед ним возможности развития сотрудни-чества. Оно делает его полноправным членом международного сообщества.Тем не менее в отношении вновь возникших государств все же имеются проблемы, однако они относятся не к оперению его международной правосубъ-ектности, а к тому, считать ли возникшее образование государством. Вопрос признания государства возникает обычно в четырех основных случаях:** при раз-делении старого государства - международных отношений, при объединении двух или нескольких старых государств - международного права, **при самоопре-делении в рамках старого государства с последующим выходом из его состава, в случае социальной революции. В первых двух случаях как правило речь идет о безусловных государствах, в отношении которого не возникает сомнений при решении вопроса о его признании. ** В третьем варианте от имени государства может выступать правительство,** в четвертом - какое-либо движение и тогда в определении их международной правосубъектности у су-ществующих субъектов есть больший простор для юридического маневра. Впро-чем, 3 и 4 варианты - спорны, в любом случае очень многое зависит от политических факторов - степени внутреннего политического согласия в ходе трансформации или характера меж-дународных отношений и соотношения политических сил на внешней арене на данный момент.Признание правительства обычно сопутствует признанию данного госу-дарства. Вопрос о признании нового правительства обычно возникает только в двух случаях - при создании правительства неконституционным путем (переворот, революция) или в случае эмиграции правительства за рубеж во время оккупации территории данного государства. Известны две основные исторические доктрины признания правительств, пришедших к власти неконституционным путем. Первая - “доктрина Тобара” (эквадорского дипломата) - относится к 1907 г. и исходит из того, что государства должны противодействовать постоянным переворотам (особенно частым в лати-ноамериканском мире) путем непризнания правительств, образованным револю-ционным путем. Вторая концепция - сформулированная в 1930 г. “доктрина Эс-трада” (министр иностранных дел Мексики) указывает на то, что признание в ходе трансформации может расцениваться как вмешательство во внутренние дела нового или обновленного государства, так как внешнее признание может расцениваться революционным правительством как “одобрение” их действий, а населением страны - как проявление силы данного правительства. Поэтому, в соответствии с этой концепцией рекомендуется воздерживаться от признания и ограничиться только поддержанием или прекращением дипломатических отно-шений.Поскольку правительство в эмиграции не способно осуществлять контроль над территорией своей страны, то этот случай международно-правового призна-ния является особенным. Основанием для подобного рода признания является только факт незаконного, насильственного изгнания правительства ино-странным государством (правительства в эмиграции Польши, Чехословакии, Норвегии в период Второй мировой войны).Только юридически признанное правительство может претендовать на го-сударственное имущество за рубежом (например, архивы, банковские вклады, недвижимое имущество и т.д.). Фактическое признание может быть временным, предварительным.Еще одним видом международного признания может быть признание орга-нов национального и освободительного движения. Признание “восставших” означало, что признающее государство признает факт восстания против правительства и не будет рассматривать повстанцев как вооруженных преступников. Признающие государства нередко заявляли о при-знании за повстанцами определенных прав, например, права на убежище, права на получение гуманитарной помощи и т. д. В общем и здесь акт признания в не-малой степени зависит от ряда политических факторов, прежде всего - от реаль-ной силы и внутренней значимости данного освободительного движения, его способности привести к логическому завершению восстание (т.е. к образованию национального государства) или от состояния интересов признающего госу-дарства в данном регионе. В качестве условий признания является наличие зна-чительной территории страны, устойчиво контролируемой повстанцами, и эф-фективное командование вооруженными силами, обеспечивающее соблюдение воинской дисциплины и норм международного гуманитарного права.Исторически преходящие формы государственности, способов государ-ственного сосуществования различных народов поднимают часто вопросы пра-вопреемства государств. В начале 90-х годов за полтора года на политическую карту было нанесено 21 новое государство. Несмотря на то, что возникновение новых или обновленных государств - процесс в большей степени социальный и политический, международно-правовое регулирование здесь также играет весо-мую роль. Под правопреемством понимается смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения соответствующей территории и в осуществлении существовавших к этому моменту прав и обязательств Из этого определения видно, что из трех наиболее важных характеристик государства (власть, население и территория) определяющее при переходе прав и обязанно-стей от одного государства к другому имеет именно территория. “Момент пра-вопреемства” означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении указанной ответственности за определенную терри-торию.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|