наблюдение за ситуацией;* расследование инцидентов и проведение переговоров со сторонами в кон-фликте с целью избежать возобновления военных действий;* контроль за буферными зонами, за передвижением вооруженного персо-нала и оружия в районах напряженности; * проверка соблюдения договоренности о прекращении огня, выводе войск, разоружении военных группировок или других соглашений;* содействие поддержанию законности и порядка;* оказание помощи местному правительству в восстановлении нормальных условий в районе, где были военные действия;* предоставлении гуманитарной помощи местному населению.Можно выделить следующие характерные черты для операций ООН по под-держанию мира: * согласие сторон в конфликте на проведение операции;* принятие СБ решения о проведении операции, определение ее мандата и осуществление общего руководства;* добровольность предоставления воинских контингентов государствами-членами;* командование Генерального секретаря, полномочия которого вытекают из мандата, предоставленного СБ;* беспристрастность сил (они не должны вмешиваться внутренние дела страны, в которой развернуты, не должны использоваться в интересах одной сто-роны в ущерб другой);* сведение к минимуму применения силы - только для самообороны;* финансирование международным сообществом.Помимо всеобщей системы международной безопасности Устав ООН пред-усматривает возможность создания региональных систем поддержания междуна-родного мира (ст.52) на основе следующих условий: участвовать в них могут только государства одного географического района; действия на основе этих соглашений не должны распространяться за пределы данного региона; эти действия не могут противоречить действиям организации всеобщей безопасности (ООН) и должны быть совместимы с целями и принципами Устава ООН). Региональные системы безопасности составляют часть всемирной системы безопасности. При этом СБ должен быть полностью информирован о предпринимаемых и намеченных дей-ствиях в этом направлении. Никакие принудительные действия не могут быть предприняты региональными органами или в силу региональных соглашений без получения полномочий от СБ.В рамках ОБСЕ происходит определенная переориентация на предотвраще-ние и урегулирование локальных и региональных конфликтов. На встрече глав государств и правительств государств-участников ОБСЕ в Хельсинки 9-10 июля 1992 г. был принят пакет решений, предусматривающий создание антикризисных механизмов ОБСЕ, включая операции по поддержанию мира. НАТО имеет уже непосредственный опыт проведения силовых операций, которые государствами-участниками этой организации были квалифицированы как операции по поддержанию мира. В Устав СНГ также включены положения о коллективной безопасности и о предотвращении конфликтов и разрешении споров, вытекающие из Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. Устав СНГ закрепляет в ст.12 право на использование в случае необходимости Объединенных вооруженных сил в по-рядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН. Разоружение - комплекс мер, направленных на прекращение наращивания материальных средств ведения войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию. Общая международно-правовая основа разоружения содержится в п.1 ст.11 Устава ООН.Основными источниками норм в области разоружения являются междуна-родные договоры: универсальные (например, Договор о нераспространении ядер-ного оружия 1968 г.); региональные (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г.); двусторонние (Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г.). Договоры можно также классифицировать по целям и объектам.Международное право не содержит нормы, прямо обязывающей государства разоружаться. Суть основного обязательства в данной области заключается в том, чтобы “в духе доброй воли вести переговоры... о Договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем” (ст.VI До-говора о нераспространении ядерного оружия).К настоящему времени сложился и действует свод норм, определяющих частичные меры по разоружению: запрещение и ликвидация отдельных видов ору-жия, запрещение их производства, накопления, развертывания и применения, ограничение некоторых видов вооружений в количественном и качественном от-ношении, сужение возможности качественного совершенствования оружия, со-кращение сферы или районов размещения различных видов вооружений.Наиболее развит комплекс норм, относящихся к оружию массового уничто-жения:* по запрету испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом про-странстве и под водой (Договор 1963 г.), а также по запрету на испытания и раз-мещение ядерного оружия в отдельных пространственных границах (Договор об Антарктике 1959 г., в Латинской Америке 1967 г., на Луне и других небесных те-лах 1984 г. и т.д.);* по нераспространению ядерного оружия (между США,Россией, Велико-британией, Францией и Китаем);* по регулированию ядерных стратегических вооружений - межконтинен-тальных баллистических ракет, тяжелых бомбардировщиков и т.д. (Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г., Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 г., Договор о со-кращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 г., До-говор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1993 г.);* по всеобъемлющему запрету бактериологического и химического оружия (Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бакте-риологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г., Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г.Разоружение предусматривает существование института международного контроля, который можно определить как совокупность методов наблюдения за осуществлением договорных обязательств и анализа полученных данных. Су-ществуют как национальные технические средства контроля (искусственные спут-ники Земли, сейсмические станции и др.), так и международные средства контроля (например, международные группы инспекторов).Мирное урегулирование международных споров.В самом общем виде международный спор можно рассматривать как спе-цифическое политико-правовое отношение, возникающее между двумя или большим числом субъектов международного права и отражающее противоречия, существую-щие в рамках этого отношения. В Уставе ООН для квалификации конфликтных отношений используются понятия “спор” и “ситуация”. Спор имеет место в том случае, если государства взаимно предъявляют претензии по поводу одного и того же предмета спора. Ситуация же имеет место тогда, когда столкновение интересов государств не сопровождается взаимным предъявлением претензий, хотя и порож-дает трения между ними. “Ситуация” - более широкое понятие, чем “спор”.Правовые последствия, вытекающие из квалификации СБ ООН конфликта в качестве “спора” или “ситуации”, не одинаковы. На основании п.3 ст.27 Устава постоянный член СБ, являющийся стороной в споре, должен воздерживаться от голосования при принятии решения. Это положение не относится к ситуациям. Согласно п.1 ст.36 Устава, СБ может рекомендовать процедуру и методы урегули-рования как спора, так и ситуации. В соответствии со ст. 37 и 38 СБ может реко-мендовать сторонам условия разрешения спора, но не ситуации. Передача дела в Международный Суд ООН может иметь место только в отношении спора, но не ситуации.Различают два вида споров и ситуаций: продолжение одних угрожает меж-дународному миру и безопасности, продолжение других не сопряжено с такой угрозой.Международные споры классифицируются по различным основаниям: по объ-екту или предмету спора, по степени опасности для международного мира, по гео-графии распространения (локальные, региональные, глобальные), по числу субъ-ектов (двусторонние или многосторонние).В п.2 ст.36 Статута МС ООН содержится перечень критериев, дающих представление о том, что следует понимать под спорами юридического характера (в отличие от политических споров). Правовыми спорами, подпадающими по юрисдикцию МС ООН, являются споры, касающиеся толкования договора, лю-бого вопроса международного права, наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства, а также касающиеся характера и размеров возмещения за нарушение обязательства.Пожалуй, наиболее опасными являются территориальные споры.В современном международном праве в качестве общепризнанного импера-тивного сложился принцип мирного разрешения споров, согласно которому между-народные споры должны разрешаться исключительно мирными средствами. Со-гласно п.3 ст.2 Устава ООН, “все Члены Организации Объединенных Наций раз-решают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость”. Впо-следствии содержание этого принципа было развито в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г. и в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. Важную роль в этом направлении имели Манильская деклара-ция ООН о мирном разрешении международных споров 1982 г. и Декларация ООН о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угро-жать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области 1988 г.Юридическое содержание принципа мирного разрешения международных спо-ров составляет совокупность прав и обязанностей государств-участников спора:1. Государства обязаны разрешать свои международные споры исключи-тельно мирными средствами.2. Государства не вправе оставлять свои международные споры неразре-шенными. Это означает с одной стороны, требование скорейшего разрешения международного спора, с другой - необходимость продолжения поиска альтерна-тивных путей разрешения спора.3. Государства должны воздерживаться от действий, способных обострить возникший между ними спор.4. Государства обязаны урегулировать свои споры на основе международ-ного спора и справедливости. Данное требование предполагает применение в про-цессе разрешения споров основных принципов международного права, соответ-ствующих норм договорного и обычного права (согласно ст.38 Статута МС ООН).5. Государства обладают правом свободного выбора по обоюдному согла-сию конкретных средств мирного урегулирования возникающих между ними спо-ров и конфликтов.Механизм реализации принципа мирного разрешения международных споров существует в виде системы международно-правовых средств такого регулирова-ния, которые зафиксированы в ст.33 Устава ООН:* переговоры (наиболее гибкое средство, так как конкретные цели, состав участников, уровень представительства, организационные формы переговоров согласуются самими спорящими сторонами);* консультации сторон (разновидность переговоров, которая обеспечивает непрерывность контактов между спорящими сторонами, а также позволяет не только разрешать уже оформившиеся споры, но и осуществлять профилактику возможных конфликтов);* обследование (используется в тех случаях, когда спорящие расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или приведших к спору. В этом случае назначается на паритетных началах международная следственная ко-миссия иногда во главе с представителем третьего государства. Результаты ра-боты комиссии в докладе, который ограничивается лишь установлением фактов. За сторонами сохраняется полная свобода воспользоваться выводами следствен-ной комиссии по своему усмотрению);* примирение (согласительная процедура) (создается на паритетных нача-лах комиссия, которая вырабатывает конкретные рекомендации сторон, причем выводы согласительной комиссии имеют факультативный характер);* добрые услуги (действия не участвующей в споре стороны, направленные на установление контактов между спорящими сторонами);* посредничество (непосредственное участие третьей стороны в мирном разрешении спора для всемерного содействия выработке приемлемого для этих сторон решения спора, причем посредник вправе предлагать свои варианты реше-ния);* международный арбитраж (добровольно выраженное согласие спорящих передать свой спор на рассмотрение третьей стороны (третейское разбиратель-ство), решение которой является обязательным для сторон в споре. Существует два вида арбитражных органов: постоянный арбитраж - Постоянная палата тре-тейского суда в Гааге, арбитраж ad hoc, который создается для рассмотрения кон-кретного спора между государствами. Важную роль в урегулировании международных споров играют международ-ные организации, прежде всего ООН, в рамках которой предусмотрен целый арсе-нал общего недопущения и мирного разрешения конфликтных и спорных междуна-родных ситуаций:* миротворчество (действия, направленные на то, чтобы склонить споря-щих к соглашению с помощью мирных средств, предусмотренных в гл.VI Устава ООН (остановить конфликт и обеспечить сохранение мира));* поддержание мира (обеспечение присутствия ООН в районе международ-ного конфликта, которое может быть связано с развертыванием военного, поли-цейского или гражданского персонала ООН);* постконфликтное миростоительство (предупреждение рецидива подоб-ного спора);* превентивная дипломатия (действия, направленные на предупреждение споров между сторонами, недопущение перерастания их в конфликты и ограниче-ние масштабов возникших конфликтов);* использование в случае возникновение юридических споров МС ООН.Важная роль в урегулировании международных споров принадлежит Суду Европейского Союза. Он компетентен регулировать межгосударственные споры, аннулировать действие законодательных актов и решений, принимаемых другими главными органами ЕС, а также обязывать государства-члены ЕС выполнять взя-тые на себя обязательства. Суд ЕС может также дать толкование норм права ЕС.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|