Международное право
145 Международное право . Лекции. Семянникова С.А. Понятие, сущность, цели и функции международного права. Государство и право - исторические явления. Они возникают одновременно и в процессе развития изменяют свое содержание и форму. Это относится и к МП, т.к. именно оно призвано регулировать самые разнообразные отношения между государствами и народами. С изменением общественно экономической формации меняется и МП. Термин «современное МП» встречается в юридической литературе 19века. После победы ВОРеволюции (которая имела огромное историческое значение) оно стало выражать новую социальную сущность и назначение. Именно тогда в МП вошли новые принципы и нормы: * запрет применения силы или угрозы ею; * принцип равноправия и самоопределения народов; *мирного урегулирования споров; *добросовестного выполнения международных обязательств… Расширяется и круг субъектов МП если смотреть в историю то МП эпохи феодализма содержало «право сильного», право на войну, на захват территорий заселенных «нецивилизованными» народами, и т.д. Т.О. понятие «Современного МП» выражает качественно новую ступень в развитии принципов и норм международного общения. Существуют две правовые системы - внутригосударственная и междуна-родная. Термин “международное право” сложился исторически. Международное право - это особая правовая система, регулирующая меж-дународные отношения его субъектов посредством юридических норм, созда-ваемых путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного (обычай) соглашения между ними и обеспечиваемых принуждением, формы, характер и пределы которого определяются в межгосударственных соглашениях. Субъект международного права - это самостоятельное образование, кото-рое благодаря своим возможностям и юридическим свойствам способно обладать правами и обязанностями по международному праву, участвовать в создании и реализации его норм. К субъектам международного публичного права относятся государства, нации и народы, борющиеся за свое освобождение, государство-по-добные образования, международные учреждения. Объектом данной отрасли права является регулирование системы между-народных отношений, которые выступают как совокупность экономических, по-литических, идеологических, правовых, дипломатических, военных и иных связей между государствами, основными социальными, экономическими и обществен-ными движениями, действующими на международной арене, т.е. между народами в широком смысле этого слова. Сущность международного права раскрывается в его сопоставлении с внутригосударственным правом. Обе эти правовые системы имеют довольно много сходных черт и отличий. Сходства между международным и внутригосу-дарственным правом заключаются в том, что они: * представляют собой совокупность юридических принципов и норм - обя-зательных для субъектов правил поведения, выполнение которых может быть обеспечено принудительно; * обладают сходной структурой (принципы - отрасли - подотрасли - инсти-туты - нормы); * используют практически одни и те же юридические конструкции и опре-деления, но поскольку каждая правовая система обладает своей спецификой, по-нятия и категории МП не всегда идентичны применяемым в национальном праве. В то же время своеобразие международного права проявляется в различ-ных аспектах. Во-первых, две правовые системы различаются по объекту регу-лирования, поскольку международное право охватывает своей регламентацией общественные отношения исключительно с участием публичного иностранного элемента, тогда как внутригосударственное право регулирует отношения с учас-тием международных аспектов только “в том числе”, отдавая приоритет внут-ренним отношениям в данном обществе. Во-вторых, если субъектами внутригосударственного права являются фи-зические и юридические лица, органы государства, то субъектами международ-ного права - главным образом образования, имеющие публичный характер на международной арене (государства, нации и народы, государствоподобные об-разования и т.д.). В-третьих, внутригосударственная и международная правовые системы различаются по доминирующим формам источников. Если в первой преобладает нормативный акт в виде закона, то во второй предпочтительнее обычаи и дого-воры. В-четвертых, различен механизм нормотворчества в двух этих правовых си-стемах. Поскольку в межгосударственной системе нет законодательного ор-гана, нормы международного права создаются самими субъектами международ-ного права, прежде всего государствами, путем соглашения, сущностью которого яв-ляется согласование воль государств и других субъектов МПП. Другими сло-вами, если внутригосударственные нормы создаются “сверху вниз”, то междуна-родно-правовые нормы - “горизонтально”. В-пятых, в отличие от локальных норм национального права, харак-тер ко-торых находится в зависимости от социальной природы данного госу-дарства, нормы международного права имеют в основном общедемократический харак-тер. В-шестых, поскольку в межгосударственной системе не существует судеб-ных и исполнительных органов, идентичных существующим в государствах, функцио-нирование международного права и прежде всего его применения суще-ственно отличаются от функционирования и применения внутригосударствен-ного права. Содержание и сущность международного публичного права раскрывается также в сравнении его с международным частным правом. МПП и МЧП разли-чаются прежде всего по субъектам, объектам, источникам, методам регулирова-ния, форме ответственности и сфере действия. Так, например, если субъектами МПП выступают прежде всего государства и т.п., то субъектами МЧП - физиче-ские и юридические лица; если в качестве объекта МПП служит целый комплекс международных отношений в различных областях прежде всего межгосудар-ственного (публичного) взаимодействия, то объектом МЧП являются частнопра-вовые отношения с иностранным элементом; если к источникам МПП относятся прежде всего международный договор и международный обычай, то источни-ками МЧП служат национальное законодательство, международные договоры, торговые обычаи и т.д.; если МПП регулирует общественные отношения и вы-рабатывает нормы путем согласования воль государств, то МЧП в качестве основного метода регулирования избирает преодоление коллизий; если основной формой ответственности в МПП является международно-правовая ответствен-ность, то в МЧП - гражданско-правовая ответственность; если МПП - глобаль-ная система права, то МЧП - национальная (в каждом государствен свое МЧП). Однако МПП и МЧП находятся в постоянном взаимодействии, которое проявляется в том, что обе правовые системы имеют однородную направлен-ность (регулируют международные отношения) и покоятся на общих началах (прежде всего благодаря преломлению основных принципов МПП в доктрине МЧП). Таким образом, МПП выступает по отношению к МЧП как правовая среда, способствующая развитию норм последней. МЧП - является не самостоя-тельной правовой системой, а комплексным образованием, включающим в себя как международно-правовые, так и внутригосударственные нормы, регулирую-щие более-менее однородные отношения. Функции МПП - это основные направления его воздействия на социаль-ную среду, определяемые его общественным назначением. По своим внешним признакам они делятся на две группы: социально-политические и юридические функции. К первой группе, суть которой заключается в упрочении существующей системы международных отношений, относятся: * функция поддержания в системе международных отношений должного стабильного порядка; * функция противодействия существованию и появлению новых отношений и институтов, противоречащих его целям и принципам (предотвращение кон-фликтов, запрещение угрозы и применения силы и т.д.); * функция интернационализации, состоящая в расширении и углублении взаимосвязей между государствами и укреплении тем самым международного сообщества; * информационно-воспитательная функция, смысл которой заключается в передаче накопленного опыта рационального поведения государств, в просве-щении относительно возможностей использования права, в воспитании в духе уважения к праву и к охраняемым им интересам и ценностям (особенно каса-тельно государств, недавно вставших на путь интеграции в мировое сообще-ство). Во вторую группу функций МПП, суть которой составляет правовое регу-лирование межгосударственных отношений, вошли: * координирующая функция, поскольку нормы МПП устанавливают обще-приемлемые стандарты поведения в различных областях взаимоотношений госу-дарств; * регулирующая функция, которая проявляется в принятии государствами твердо установленных правил, без которых невозможны их совместное существо-вание и общение; * обеспечительная функция, содержание которой состоит в том, что МПП имеет нормы, побуждающие государства следовать определенным правилам по-ведения; * охранительная функция, заключающаяся в наличии у МПП механизмов, которые защищают законные права и интересы государств (при этом не су-ществует надгосударственных механизмов принуждения, в случае необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание международного пра-вопорядка). Необходимым качеством МПП является юридически обязательная сила. Соглашение государств придает обязательную силу всему МПП в целом, это находит выражение в принципе добросовестного выполнения обязательств по международному праву (принцип pacta sunt servanda - договоры должны со-блюдаться). Свобода воли, соглашения государств не означают произвола. Они детер-минированы условиями существования государств. Признание за МПП обяза-тельной силы определяется потребностями жизни мирового сообщества и корен-ными интересами государств. Таким образом, принимая на себя международно-правовые обязательства, государство расширяет возможности осуществления своих суверенных прав, иначе оно бы их не принимало. Цель МП - это модель желаемого состояния в будущем, которую субъекты согласились реализовать совместными усилиями и придали ей юр силу. Устав ООН определил основные цели Международного Права: - поддерживать мир и безопасность; - развивать дружественные отношения; - осуществлять сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам и свободам человека; - создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников межд права. Цели договора служат критерием законности мер по его реализации. 2. Источники и процесс международного правотворчества Если социальным содержанием международного права является согла-сованная воля субъектов, то его юридическим содержанием - правило поведения. Правило поведения есть юридическое содержание понятие нормы. Норма меж-дународного права - это правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязатель-ного. Таким образом, международное право существует в форме норм. Процесс совершенствования системы международного публичного права означает про-цесс нормотворчества, в основе которого лежит соглашение субъектов, являю-щееся единственным способом создания норм. Конечным результатом нор-мотворчества является возникновение источника международного права. Источ-ником международного права принято считать форму выражения его нормы и соответственно - форму нормотворчества. Несмотря на различие теоретических концепций относительно источников международного права, по этому вопросу существует соглашение, участниками которого является большинство государств мира. Это - Статут Международного суда, ст.38 которого, сформулированная еще после первой мировой войны для Постоянной палаты международного правосудия, гласит: “Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет: а). международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавли-вающие правила, определенно признанные спорящими государствами; б). международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; в). общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; г). с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наи-более квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм”. Все ис-точники международного права разделяются на две основные группы: основные и вспомогательные средства создания международно-правовых норм. В первую группу вошли международный обычай и международный дого-вор, ко второй относятся решения международных организаций, внутригосудар-ственное законодательство, судебные решения, доктрины ученых в области международного права. Международный обычай - сложившееся в международной практике пра-вило поведения, за которым субъекты МПП признают (по большей части молча-ливо) юридически обязательный характер. Статут Международного Суда ООН (пп. “b” п.1 ст.38) определил обычай как доказательство “общей практики, при-нятой в качестве правовой нормы”. В современном МПП существует два вида обычных норм.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|