Внешнее право” международных организаций обозначает арсенал право-вых средств, с помощью которых международные организации обеспечивают свой статус в конкретных условиях их местопребывания, свои связи с госу-дарствами или другими (в том числе и неправительственными) организациями и т.п.Отношения между организациями основываются на заключенных между ними международно-правовых договорах. Их характер может быть различным - в одних случаях речь идет об отношениях равенства, в других - субординации, особенно когда существует система подчинения вспомогательных органов глав-ным.Другим компонентом внешнего права являются соглашения, предусматри-вающие режим пребывания и деятельности штаб-квартиры в том или ином госу-дарстве, привилегии и иммунитеты как самой организации, так и определенных категорий ее должностных лиц (например, соглашения между ООН и США, Швейцарией и Австрией, между ЮНЕСКО и Францией, МОТ и ВОЗ и Швейца-рией и т.д.). В соответствии с подобными соглашениями международные органи-зации могут издавать свои правила внутреннего распорядка, необходимые для успешного выполнения функций организации.Наряду с международно-правовыми договорами международные органи-зации заключают соглашения гражданско-правовые, в том числе и о приобрете-нии недвижимости, включая случаев земли, а также движимого имущества, за-ключают контракты на производство работ, арендуют суда, заключают кон-тракты о перевозке и т.д. Особую группу составляют нормы, касающиеся деятельности международ-ных организаций в процессе международного правотворчества. Формы подобной деятельности чрезвычайно разнообразны, но среди них выделяются две: вспомо-гательная роль резолюций международных организаций и подготовка многосто-ронних конвенций. В первом случае речь идет прежде всего о тех резолюциях, которые выражают мнение мирового сообщества в целом, а не какой-то отдель-ной группы стран. Важной представляется роль Комиссии международного права, подготавливающая проекты многосторонних соглашений, которые впо-следствии заключаются на международных форумах.В современном мире существуют две основные разновидности междуна-родных организаций: межгосударственные (межправительственные) и неправи-тельственные организации.Главным признаком неправительственных международных организаций яв-ляется то, что они созданы не на основе международного договора и объеди-няют физических и/или юридических лиц (например, Ассоциация международ-ного права, Лига обществ Красного Креста, Всемирная федерация научных ра-ботников и др.)Международная межправительственная организация - это объединение го-сударств, учрежденное на основе международного договора для достижения об-щих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах госу-дарств-членов при уважении их суверенитета. Подобного рода организации яв-ляются субъектами международного права. Таким образом, основными призна-ками межправительственных организаций являются:* членство трех и более государств;* наличие учредительного международного договора;* наличие постоянных органов и штаб-квартиры;* уважение суверенитета государств-членов;* невмешательство во внутренние дела;* установление порядка принятия решений и их юридической силы.Международные организации классифицируются и по другим признакам: По кругу участников международные межгосударственные организации подраз-деляются на универсальные, открытые для участия всех государств мира (напр. ООН), и региональные, членами которых могут быть государства одного региона (напр. Организация африканского единства, Организация американских госу-дарств).По сфере затрагиваемых в решениях вопросов межгосударственные органи-зации подразделяются на организации общей и специальной компетенции. Дея-тельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы взаимоотно-шений между государствами-членами: политическую, экономическую, социаль-ную, культурную и т.д. (напр. ООН, ОАЕ, ОАГ). Организации специальной ком-петенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области (например, Всемирный почтовый союз, Международная организация труда и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культур-ные, научные, религиозные и др.По характеру полномочий различают межгосударственные и наднациональ-ные (надгосударственные) организации. К первой группе относятся подавляющее большинство современных международных организаций, целью которые яв-ляется расширение межгосударственного сотрудничества. Целью надгосудар-ственных организаций является интеграция. Их решения распространяются не-посредственно на граждан и юридических лица государств-членов (приближается к такому типу организаций Европейский Союз).В соответствии с порядком вступления организации делятся на открытые (свободный вход и выход) и закрытые (прием в члены производится с согласия первоначальных учредителей). С этой точки зрения международные организа-ции, относящиеся ко второй группе численно преобладают. В основе правовой природы международных организаций лежит наличие общих целей и интересов государств-членов, которое проявляется в согласовании их воль.Принцип суверенного равенства государств при этом проявляется в дого-ворной основе международной организации; добровольности членства; в основ-ном рекомендательном характере решений организаций; ее межгосударственном характере; сохранении суверенности и равноправия государств как внутри орга-низации, так и вне ее.В настоящее время широко признается положение, в соответствии с кото-рым государства, создавая международные организации, наделяют их опреде-ленной право- и дееспособностью, признавая за ними способность:* иметь права и обязанности;* участвовать в создании и применении норм международного права;* стоять на страже соблюдения норм международного права.Объем правосубъектности международных организаций носит целевой и функциональный характер. Чтобы выполнять свои функции международные ор-ганизации снабжаются необходимыми юридическими средствами. В ст. 104 Устава ООН предусмотрено, что “Организация Объединенных Наций пользу-ется на территории каждого из своих Членов такой правоспособностью, которая может оказаться необходимой для выполнения ее функций и достижения ее це-лей”.Правоспособность международных организаций раскрывается в следующих аспектах:* международные организации вправе заключать самые разнообразные соглашения в рамках своей компетенции. Договорная правоспособность закреп-ляется в учредительных актах международных организациях двумя основными способами: либо в общем положении, предусматривающем право заключать лю-бые договоры, способствующие выполнению задач данной организации (ст. 65 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г.); либо в специальном положении, определяющем возможность заключения организацией определенных категорий соглашений (ст.43 и 63 Устава ООН) и с определенными сторонами.* международные организации обладают способностью участвовать в ди-пломатических сношениях. При них аккредитуются представительства госу-дарств, они сами имеют представительства в государствах и обмениваются пред-ставителями между собой. * международные организации и их должностные лица пользуются имму-нитетами и привилегиями (Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г., Конвенция о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосудар-ственных организаций, действующих в определенных областях сотрудничества, 1980 г. и др.).* как субъекты международного права международные организации несут ответственность за правонарушения и нанесение ущерба своей деятельностью и могут выступать с претензиями об ответственности.* международные организации имеют право набирать персонал на кон-трактной основе (международные должностные лица, подчиняющиеся исключи-тельно данной международной организации и действующие от ее имени и в ее интересах).* каждая международная организация располагает финансовыми средствами, складывающихся из взносов государств-членов и расходующихся в общих интересах организации.* международные организации действуют со всеми правами юридического лица по внутреннему праву государств.Международные организации как вторичные субъекты международного права создаются государствами. Процесс создания новой организации проходит три этапа:* принятие учредительного документа;* создание материальной структуры организации;* созыв главных органов, свидетельствующий о начале функционирования организации.1. Наиболее распространенным началом любой организации является за-ключение международного договора. Это предполагает созыв международной кон-ференции для выработки и принятия текста договора, который и будет учреди-тельным актом организации. Наименования такого документа могут быть са-мыми разнообразными: статут (Лига Наций), устав (ООН, ОАГ, ОАЕ), конвенция (ВПС) и др. Дата его вступления в силу считается датой создания организации.Международные организации могут создаваться и в форме принятия реше-ния другой международной организации, когда образуются автономные организа-ции после установлений соответствующей “материнской” организации (например, так была создана ЮНКТАД - Конференция ООН по торговле и раз-витию (1964 г.). Основанием для функционирования “дочерней” организации в данном случае является одобренная голосованием учредительная резолюция.2. Для создания материальной структуры организации наиболее часто ис-пользуется специальные подготовительные органы (ООН, ЮНЕСКО, Междуна-родный орган по морскому дну). Подготовительные органы учреждаются на основе отдельного международного договора или приложения к уставу созда-ваемой организации, или на основе резолюции уже существующей организации. Их деятельность направлена на подготовку правил процедуры будущих органов организации, проработку круга вопросов, касающихся создания штаб-квартиры, составление предварительной повестки дня главных органов, подготовку доку-ментов и рекомендаций, относящихся ко всем вопросам этой повестки дня.3. Созыв главных органов и начало их функционирования завершают меро-приятия по созданию международной организации.Прекращение существования организации происходит также на основе со-глашения государств-членов. Чаще всего это осуществляется путем подписания протокола о роспуске (1.08.1991. так была распущена организация Варшавского Договора, а 28.07.1991 - Совет Экономической Взаимопомощи).Международная организация, создаваемая государствами, наделяется ими соответствующей компетенцией. Компетенция - это объект или сфера предметной деятельности международной организации. В основном компетенция определяется положениями учредительного акта организации, однако в современной доктрине международного права имеются точки зрения, в соответствии с которыми любая международная организация может предпринять любые действия, необходимые для достижения ее целей, независимо от конкретных постановлений учредитель-ного акта или других международных соглашений, либо в силу имманентных, внутренне присущих международной организации свойств, либо на основе подра-зумеваемой компетенции, которая может быть разумно выведена из целей и задач организации.Под полномочиями международной организации следует понимать сред-ства и способы осуществления деятельности международной организацией в пределах ее компетенции.Что касается функций, то они прежде всего являются внешними проявле-ниями процессов деятельности по выполнению возложенных на международную организацию задач (например, регулирующие, контрольные, оперативные и др. функции). В понятие орган международной организации входят следующие элементы:* это составная часть международной организации, ее структурное звено;* орган создается на основании учредительного акта или иных актов меж-дународной организации;* он наделен определенной компетенцией, полномочиями и функциями;* он обладает внутренней структурой и имеет определенный состав;* он имеет разработанный порядок принятия решений;* в учредительном или иных актах закреплен его правовой статус. Исходя из характера членства органы международных организаций можно классифицировать на: * межправительственные, в которые государства-члены направляют своих представителей, имеющих соответствующие полномочия и действующие от имени своих правительств (при этом в ряде организаций не требуется, чтобы данный представитель был обязательно дипломатом, достаточно того, что он специа-лист в области компетенции данной организации);* межпарламентские органы, состоящие из делегатов парламентов, выби-раемых пропорционально численности населения (Европейский Союз);* административные органы, состоящие из международных должностных лиц, находящихся на службе в международной организации и ответственных только перед ней;* органы, состоящие из лиц в личном качестве (например, арбитражные и судебные органы, комитеты экспертов);* органы с участием представителей различных социальных групп (например, представителей от профсоюзов и предпринимателей в органах Меж-дународной организации труда).Исходя из числа членов, можно выделить два типа органов: пленарные, со-стоящие из всех государств-членов, и органы ограниченного состава. Пленарные органы, как правило, определяют общую политику организации и ее принципы; принимают проекты конвенций и рекомендаций; решают бюджетные и финансо-вые вопросы; пересматривают устав и принимают поправки к нему; решают во-просы, связанные с членством в организации (прием, исключение, приостановле-ние прав и привилегий и т.д.)В настоящее время повышается роль органов ограниченного состава, ко-торые имеют возможность более оперативно принимать решения. Для подоб-ного рода органов исключительную важность представляют вопросы их состава, поскольку они должны представлять интересы большинства государств-членов, несмотря на то, что комплектуются из их ограниченного количества.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|