реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде - (книга)

реферат
p>Составление индивидуального графика развития стресса в различных ситуациях, работа с индивидуальными моделями стресса.

    Критерии эффективности:

Понижение высокого уровня личностной тревожности, напряженности. Увеличение актуально переживаемых позитивных эмоциональных состояний, улучшение настроения.

    Повышение работоспособности и социальной активности.
    Улучшение общего самочувствия.

Повышение заниженной самооценки, коррекция неадекватной самооценки. Возможно использование следующих психодиагностических методов для отслеживания результатов действия тренинговой программы:

    Включенное внешнее наблюдение.

Устный опрос, письменный опрос (анкетирование, тестирование). Анализ письменных и устных самонаблюдений участника программы.

    В качестве тестовых методик рекомендуется применить
    Ситуативные тесты.
    “Н. П. Н” Т. А. Немчина.
    “РТ” С. Спилбергера.
    САН (самочувствие, активность, настоение).
    “Цветопись” А. Н. Лутошкина.
    Личностные тестовые методики.

“Общая самооценка” Г. Н. Казанцевой, “Кто я в этом мире” В. В. Новикова (шкала самооценки). “Шкала общей интернальности” (“УСК” – уровень субъективного контроля). Методика “Личностная агрессивность и конфликтность” Е. П. Ильина, “Личностная агрессивность” Басса-Дарки. “Шкала личностной тревожности”С. Спилбергера, факторы эмоционально-волевых особенностей (факторы C, G, J, O, Q3, Q4)– 16 PF опросника Кеттелла.

    28
    Двигательная активность.

Двигательная активность возрастает и при дистрессе, и при эустрессе. Но многие исследователи отмечают, что во время дистресса проявляются два типа двигательных реакций–чрезмерно повышенная двигательная активность, выражающаяся в суетливости, спешке, непоседливости, измененной жестикуляции, и двигательная заторможенность, застывание на одном месте.

    Изменение познавательных процессов

Наиболее распространенными являются изменения внимания, памяти и мышления. Внимание при эустрессе улучшается. Возрастает способность к концентрации, переключению и распределению внимания. Во времядистрессапоявляются различные трудности в управлении вниманием, особенно это касается сосредоточения, концентрации внимания. Встречаются случаи гиперфиксации внимания, когда человек“застревает” на какой-либо проблеме и не в состоянии отказаться от нее. Во время эустресса улучшается память. Человек быстрее и успешнее запоминает и с легкостью вспоминает значительный объем материала. Например, студент в состоянии эустресса в период экзаменационной сессии способен усвоить очень большой объем материала, порой за несколько учебных семестров. Во время дистресса ухудшается и запоминание, и воспроизводство материала, что часто невозможно преодолеть волевыми усилиями.

Для эустресса характерно инсайтное мышление творческого характера. При дистрессе качество мышления ухудшается. Характерная особенность мышления в состоянии дистресса–узость поля зрения. Мысль вращается как в порочном круге, не находя выхода из возникшей проблемы. Человек в состоянии дистресса также не понимает юмора и шуток.

    Изменение деятельности

Эустресс мобилизует деятельность человека, она становится более успешной и результативной. Дистресс, напротив, дезорганизует деятельность, очень часто делает невозможным её осуществление.

Как уже ранее отмечалось, коммуникативная сфера играет важнейшую роль в жизнедеятельности молодого человека. Рассмотрение проявлений психологического стресса в общении представляет собой относительно новую, интереснейшую сферу

    9
    исследования в психологической науке и практике.

Проблема переживания коммуникативного стресса в молодежной среде

    Коммуникативный стресс: определение понятия

Интеграция различных областей психологических знаний позволяет рассматривать и актуализировать в качестве предмета исследования различные типы психологического стресса. Известно, что весомое место в западных и отечественных концепциях психологического стресса занимают социально-психологические теории. В то же время отдельные типы стресса в рамках социально-психологических концепций явно недостаточно изучены. Так, например, коммуникативный стресспредставляет собой малоисследованную область знаний. В этой связи примечательны: работа доктора психологических наук В. И. Кабрина, рассматривающего коммуникативный стресс в рамках авторской концепции коммуникативного развития личности студента; исследования кандидата психологических наук Самоукиной Н. В. , в которых коммуникативный стресс представлен в сфере делового общения в профессиональной деятельности. Пробелы в исследованиях коммуникативного стресса вовсе не означают отсутствие необходимости изучения данного феномена. С полным правом можно утверждать, что коммуникативный стресс– распространенное явление в молодежной среде. Это обусловлено: Значимостью, высокой интенсивностью общения в молодежном возрасте. Актуализацией проблем, связанных с взаимоотношениями различного типа (межличностных, социальных).

Значительной степенью конфликтогенности коммуникативных процессов у молодежи. Отсутствием необходимых умений и навыков в психопрофилактике и в преодолении коммуникативного дистресса.

Низким уровнем коммуникативной культуры, коммуникативной компетентности.

    10

Вы –живой человек. Можете быть естественным и испытывать живые, непосредственные эмоции.

    Овладение навыками ведения
    “Дневника стресса” и “Календаря радостей”

“Дневник стрессов”представляет собой регулярное ведение записей об особенностях своего стрессового состояния, включая анализ своих ощущений на физиологическом, эмоциональном, поведенческом уровнях. Желательно систематически вести записи, анализируя причины (факторы) своего стрессового состояния в свободной форме. Возможно использовать различные варианты записей.

“Календарь радостей”И. С. Шемет представляет собой методику, актуализирующую положительные эмоциональные состояния, успехи, достижения в различных сферах жизнедеятельности. Записи также необходимо вести систематически (желательно ежедневно) по следующей инструкции:

“В данном календаре Вы должны ежедневно записывать все радости, успехи, достижения, которые вы пережили за день. Записывайте все, даже самые незначительные положительные события. Желаем вам успеха в заполнении данного календаря”.

“Календарь радостей” возможно сочетать с методикой “Цветопись” А. Н. Лутошкина.

    Тренинговая программа
    “Профилактика деструктивного стресса”
    Цель:

Повышение личностной стрессоустойчивости с помощью тренинговых занятий в группе.

    Задачи:
    Овладение навыками различных релаксационных техник.

Получение базовых знаний о факторах, механизмах развития психологического стресса различного типа.

Овладение навыками ведения “Дневника стрессов” и “Календаря радостей”. Овладение навыками позитивного конструктивного мышления в проблемных ситуациях.

    27

запишите особенности человека, с которым вы пережили конфликт и противостояние. В правой части продолжите свой список, переводя отмеченные отрицательные качества в положительные. Постарайтесь завершить свою оценку, отметив не только отрицательные качества, но и проанализировав их позитивное продолжение. Например, в левой части вы записали:

    Отсутствие достаточного жизненного опыта.
    Резкость в общении.
    Излишняя поспешность в принятии решений.
    …

Продолжая отмеченные качества в сторону позитива, в правой части листа можно написать следующее:

Открытость, эвристичность, возможность начать новое дело, решить новую проблему.

    Критичность, способность увидеть допущенные ошибки.
    Упражнение “Ситуация”

У вас произошел конфликт. После него вы видите только отрицательные последствия произошедшего. Поэтому напряжение, которое возникло у вас в конфликте, вы переживаете долго и не можете от него избавиться. Как“сбросить” это напряжение и быстро успокоиться? Возьмите чистый лист бумаги и в левой части листа перечислите отрицательные последствия данного конфликта. Затем отмеченные вами характеристики ситуации переведите в позитив в правой части листа.

    Например, в левой части страницы вы отметили:
    Проблема осталась нерешенной.

Вы испытываете чувство вины, вам кажется, что вы могли бы вести себя более конструктивно.

Как только вы видите человека, с которым произошел конфликт, вы испытываете сильное раздражение

    В правой части вы можете написать:

Проблема осталась нерешенной, поэтому вы имеете возможность найти действительно конструктивное решение. У вас было время для поиска дополнительной информации для принятия конструктивного решения.

Если вы вините самого себя, следовательно, вы не утратили способность видеть свои недостатки. А значит, вы можете совершенствоваться, подниматься вверх по пути повышения и при построении своего социального статуса.

    26

В настоящее время можно дать как минимум два определения коммуникативного стресса– в широком и узком смыслах. В широком смысле – коммуникативный стресспредставляет собой вид психо-социального стресса, обусловленного влиянием на личность коммуникативных барьеров, конфликтов, негативных социально-психологических установок, противоречий в восприятии и осмыслении социальных ролей и других деструктивных явлений, действие которых проявляется в процессе общения.

В рамках представления коммуникации как одной из сторон структуры общения – обмена информацией, коммуникативный стресс в узком смысле –сложное психологическое явление, отражающееся в специфических реакциях в результате влияния коммуникативно-информационных процессов на индивида, находящегося либо в роли реципиента (воспринимающего информацию), либо в роли коммуникатора (передающего информацию).

В то же время нельзя исключить из внимания деятельностную детерминированность как психологического стресса, так и процесса общения в рамках деятельностного подхода в отечественной психологической школе. Следовательно, коммуникативный стресс во всей специфике своих проявлений целесообразно рассматривать в контексте деятельности. Так, например, коммуникативный стресс в учебной деятельностипроявляется в ответ на сложную коммуникативную ситуацию в учебном процессе. Данная ситуация может быть предопределена коммуникативными трудностями в учебной деятельности, а также проблемами взаимоотношений на коммуникативных уровнях– педагог-учащийся и учащийся-учащийся.

Коммуникативный стресс в профессиональной деятельностисвязан с проблемами делового общения, проявляющимися в повышенной агрессивности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформировать отказ там, где это необходимо, незнании специальных приемов защиты от манипулирования.

    Факторы и психологические проявления
    коммуникативного стресса

Понятие “стресс-фактор” (стрессор) –традиционно для различных концепций стресса и определяется как причина, вызывающая состояние стресса. Без понимания специфики стресс-факторов затруднено концептуальное представление о механизмах развития, эмоциональных, поведенческих реакциях того или иного типа

    11

стресса. При коммуникативном стрессе специфика стрессоров во многом обусловлена соответствующей стрессовой ситуацией–конфликт в семье или конфликт в учебной группе, ответы на семинаре, экзамене или выступление на совещании в рамках профессиональной деятельности. Например, для студента высшей школы наиболее типичными коммуникативными стрессовыми ситуациями являются: ответы на семинарах, экзаменах, конфликты с преподавателями или однокурсниками в сфере учебной деятельности. А также проблемы, часто конфликты с родителями, близкими противоположного пола, друзьями. Для многих студентов стрессовой оказывается ситуация вынужденного общения с незнакомыми людьми, выступления перед незнакомой аудиторией. Стресс-факторы условно можно разделить на две большие группы: объективные, под которыми подразумеваются объективно существующие условия, влияющие на возникновение и развитие коммуникативного стресса, например сложная для восприятия коммуникативная информация, ограничение времени для выступления и т. п. , исубъективные факторы, которые рассматриваются как индивидуально-личностные особенности человека, определяющие и оценивающие сложившуюся ситуацию как стрессовую. Так как в значительной степени коммуникативный стресс разворачивается во время непосредственного общения с кем-либо, то субъективная оценка, к примеру, одного коммуникативного партнера другим является важнейшим индикатором стрессового состояния в общении. Такими стресс-факторами являются: несовпадения по темпу общения, прерывание речи одного из партнеров, использование непонятных собеседнику слов, терминов, слишком большой объем информации, вторжение в интимную зону общения. Психологическими личностными факторами во время коммуникативного стресса выступают: высокая личностная тревожность, напряженность, агрессивность, неадекватная самооценка, экстернальная направленность, особенности темперамента и другие. Индивидуальными факторами могут быть: особенности возраста, пола, характерологических черт, выступающие как потенциально стрессовые–отсутствие должных коммуникативных навыков, свободы изложения устной речи, страх неправильного ответа, ошибки, речевые дефекты и другие. В качестве практического примера доминирующих стресс-факторов возможно представить случай из психологической практики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.