реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде - (книга)

реферат
p>Возвращаясь к теме дистресса и эустресса, логичным продолжением становится комплекс вопросов связанных с возможностями управления своим стрессом и соответствующими психологическими, механизмами активизирующими стрессоустойчивость человека. Важным является определение своего индивидуального порога чувствительности к стрессу, т. е. представление о том, до какого уровня человек может испытывать воздействие стрессогенного фактора, не снижая своей успешности и даже повышая ее, и какие по степени воздействия факторы становятся деструктивными, дезорганизующие деятельность. Актуальным представляется поиск индивидуальных способов защиты от дистресса и спокойного отношения к эустрессу. Решению данных задач может способствоватьсхема динамики протекания стресса у человека: 1 2 3

    временной период
    AD – уровень фоновой активности в спокойном состоянии.
    Данная модель включает в себя три основные стадии:
    AB – нарастание психологического напряжения.

BC – высокий уровень психического напряжения до критического максимума. CD – снижение психологического напряжения.

1 стадия сопровождается тем, что состояние человека меняется на противоположное по эмоциональному знаку. Спокойный и уравновешенный человек начинает суетиться и раздражаться. Живой и подвижный человек становится внезапно мрачным и неразговорчивым. На данной стадии возможно развитие конфликтных ситуаций. У человека ослабевает самоконтроль: он постепенно теряет способность сознательно и разумно регулировать свое поведение.

2 стадия начинается в точке B и доходит до наивысшего напряжения (точка C). Человека поглощает деструктивный стресс, происходит полная или частичная потеря сознательного самоконтроля, сопровождаемая аффективным состоянием. 3 стадия снижение психологического напряжения (от точки C до точки D). На данной стадии человек вновь возвращается к своему исходному состоянию, но проявляется оно в ощущении чувства апатии, безразличия, часто– чувства стыда или вины. Депрессия в таком случае –результат переживания острого кратковременного или длительного хронического стресса. Длительность стрессового“сценария”в целом, и отдельных стадий в частности, обусловлено многими объективными и субъективными факторами, последние из которых часто доминируют. Продолжительность стрессовых стадий колеблется от 2-3 минут до нескольких недель. Индивидуальные особенности переживания стресса могут усвоиться человеком еще в детском возрасте на бессознательном уровне. Психокоррекционные направления изменения

    индивидуального “стрессового сценария”

Индивидуальный стрессовый сценарий поддается изменениям и коррекции. Практическая психология утверждает, что каждый психически здоровый человек, соизмеряя собственные ресурсы, возможности, потребности и т. п. , способен выработать свой индивидуальный стиль жизни, способствующий профилактике деструктивного стресса и использованию возможностей эустресса. Самодиагностика своего состояния

Развитие саморегуляции начинается с понимания того, как развивается стрессовый сценарий, каковы причины стресса, какие эмоциональные и поведенческие реакции являются наиболее характерными в различных стрессовых ситуациях. Известным и общепризнанным методом аутоанализа личностного стресса является дневник стрессов. Данный метод заключается в систематическом ведении записей, касающихся стрессовых ситуаций. В регулярно повторяющихся ситуациях кроются причины (факторы) стресса. Целесообразно записывать свои ощущения сразу же после внезапного острого стресса. В работе К. Штайнера приведены характеристики стрессового и нестрессового стиля жизни, проявления которых можно использовать в качестве диагностической методики.

    Человек, ведущий стрессовый стиль жизни
    Человек, ведущий нестрессовый стиль жизни

Хронический неослабевающий стресс, не допускает возможности изменения своего стрессового сценария.

Допускает эустресс в определенные периоды напряженной деятельности. Считает возможным влиять и изменять индивидуальный стрессовый сценарий. Участвует в неинтересной, скучной работе без какого-либо самоудовлетворения. Участвует в интересной, благодарной, стоящей работе, которая обеспечивает подлинное вознаграждение.

Испытывает постоянную нехватку времени, берет слишком большой объем нагрузки за короткий промежуток времени.

Сохраняет стимулирующую рабочую нагрузку, где периоды перегрузки и кризисов уравновешиваются периодами спокойной работы.

Беспокоится по поводу потенциально неприятных поступающих событий. Уравновешивает опасные события полезными целями и положительными событиями, к которым следует стремиться.

Поглощен одним видом жизнедеятельности (например, только работой или только личной жизнью), что не приносит удовлетворения.

Вкладывает энергию в различные виды деятельности, что в целом приносит удовлетворение.

Считает, что трудно просто хорошо провести время, расслабиться. Умеет доставлять себе удовольствие, расслабиться.

Воспринимает и соглашается с выполнением угнетающих, неблагодарных социальных ролей.

Не соглашается и стремится не выполнять угнетающие социальные роли, способен выражать потребности и чувства без оправдания.

Воспринимает жизнь в целом как тяжелые, трудные ситуации, не имеет чувства юмора

В целом, наслаждается жизнью, настроен оптимистически, имеет хорошо развитое чувство юмора.

Овладение способами и навыками позитивного конструктивного мышления Важнейшую значимость имеет позитивное мышление, которое позволяет жить настоящим и без страха смотреть в будущее, а также не“зацикливаться”на своих проблемах и недостатках. Каждое событие имеет и отрицательный, и положительный полюса, которые в большинстве случаев оценивает сам человек. Один и тот же факт в различных ситуациях может быть истолкован как позитивно, так и негативно.

Достаточно успешной считается позиция, когда достоинства стоят на первом месте и первоначально замечаются положительные стороны какого-либо вопроса. Если стремиться выделить негативные явления, то ситуация может оказаться безнадежной для какого-то решения. Навыки позитивного мышления полезно развивать с улучшения адекватности (если необходимо повышение) собственной самооценки. Релаксационные психотехники

Релаксационные технологии являются эффективным средством помощи во время острого внезапного стресса, а также данные навыки оказываются необходимыми в целях профилактики хронического долговременного дистресса. Релаксация противоположна по эмоциональному знаку напряжению и особенно полезна в периоды особой по интенсивности деятельности. Существует огромное количество разнообразных релаксационных психотехнологий, описанных в психологической литературе (частично она дана в списке используемой в пособии литературе). Среди них можно выделить:

Технологии глубокой релаксации, цель которых заключается в максимально полном расслаблении за достаточно длительный период времени;

Технологии активизирующей релаксации за относительно короткий временной период; Технологии, основанные на методах аутотренинга;

Технологии, использующие в качестве релаксационных механизмов телесные прикосновения, элементы массажа.

Большую роль в выборе той или иной релаксационной технологии играет индивидуальная предпочтительность ведущих анализаторов, воспринимающих информацию, а также особенности эмоционально волевых процессов, процессов воображения и образного мышления. Как показывает психологическая практика, наиболее распространенными вариантами релаксации являются те, которые основаны на сочетании функциональной релаксационной музыки и голоса ведущего (возможно, записанного на аудио- или видеокассету).

    Программа психологической помощи во время острого стресса

Острый стресс характеризуется внезапностью влияния стрессогенных факторов. Как правило, используя термин острый стресс, исследователи также рассматривают относительную кратковременность переживания стресса, которое во многом обусловлено индивидуальными особенностями человека.

В острой стрессовой ситуации лучшим первоначальным приемом является осознание своего стрессового состояния, мысленное взятие“паузы”. Нельзя принимать никаких решений. Также первыми шагами в ослаблении стрессового напряжения могут быть счет до десяти и медленное глубокое дыхание. Если стресс застигает в помещении, следующими действиями становятся: Выход из того места, в котором застиг Вас стресс, чтобы остаться одному. Использование любого шанса, чтобы смочить лоб, виски, артерии на руках холодной водой.

Осмотр того помещения, где вы находитесь, мысленное описание внешнего вида предметов.

Перевод взгляда в окно на небо. Концентрация внимания на том, что Вы видите. Небольшая физическая зарядка с глубоким ровным дыханием.

    Если стресс застигает где-либо вне помещения необходимо:

Осмотреться по сторонам, попробовать взглянуть на окружающие предметы с разных позиций, и мысленно назвать их.

Детально рассмотреть небо, называя про себя то, что доступно взгляду. Найти какой-либо мелкий предмет (листок, камень) и внимательно рассматривать его не менее 3-4 минут.

Попробовать еще раз медленно, глубоко подышать и почувствовать, что с каждым вздохом Ваше состояние становится менее напряженным.

    Программа для учащейся молодежи
    “Психопрофилактика деструктивного стресса”

Программа “Психопрофилактика деструктивного стресса”сформировалась на основе практической работы с молодежью, в основном студентами вузов и средних специальных учебных заведений. Экспериментальная апробация программы прошла в течение 1998-1999 года, и с 1 сентября 1999 года программа внедрена в деятельность областного Центра социального здоровья детства, юношества и семьи, имеющего статус экспериментального центра. Организационное обеспечение программы

    1 ступень

Сбор и анализ данных с помощью различных психодиагностических методов (диагностическая, психотерапевтическая беседы, интервьюирование, анкетирование, тестирование, ситуационные тесты на стресс).

    2 ступень

Коррекционные занятия –индивидуальные в тренинговой группе (работа практического психолога), психотерапевтические консультации, занятия (работа психотерапевта). Условия проведения программы

    Возрастной состав: молодежь от 17 до 25-26 лет

Вариативность реализации программы, включая выбор различных подпрограмм: Индивидуальная психо-коррекционная программа.

    Тренинговая программа (групповой формат проведения).

Период проведения программы: в течение учебного года, продолжительность консультаций, диагностики, занятий– от 1 академического часа до 3. 5 академических часов. Материально-техническое обеспечение: аудиомагнитофон, музыкальный центр, компакт-диски, аудиокассеты с функциональной музыкой, ватман, цветные карандаши, фломастеры.

База реализации программы –Центр социального здоровья (возможна площадка центра практической психологии, социально-психологической помощи, молодежного центра и т. п. ), учебно-образовательные учреждения (вузы, средние учебные заведения). Достаточно полно организационные аспекты отражены на примере алгоритма-схемы реализации программы“Психопрофилактика деструктивного стресса” (приложение 1). Концептуальное обеспечение программы

Программа основана на авторской концептуальной модели, отражающей наличие деструктивного влияния различных стресс-факторов на психическое, личностное развитие учащейся молодежи. Программа призвана оказать психологическую поддержку, помощь молодому человеку в решении проблем, связанных с переживанием психологического стресса.

Программа предусматривает возможность получения знаний о причинах, характере, особенностях возникновения и развития психологического стресса различного типа, преобладающих поведенческих стилей во время переживания стресса. Цель программы:

Формирование конструктивной, социально-активной жизненной позиции молодого человека на основе развития его личностной стрессоустойчивости, ослабление влияния субъективных стресс-факторов, формирование эффективных индивидуальных поведенческих стилей в процессе переживания стресса.

    Задачи:

Осознание причин в возникновении и развитии психологических стрессов различного типа.

Овладение базовыми теоретическими знаниями, касающихся факторов, стрессовых ситуаций, реакций, динамики острого и хронического стресса. Формирование и развитие стрессоустойчивости как многопланового интегрального качества личности.

    Снижение невротизации психической, эмоциональной сферы.

Овладение умениями и навыками преодоления деструктивного стресса. Содержательное обеспечение программы

    Содержание программы возможно разделить на три блока:
    1 блок – психологическое консультирование;
    2 блок – психодиагностический;
    3 блок – психокоррекционный.
    1 блок – Психологическое консультирование
    Методы:

Диагностическая беседа, психотерапевтическая беседа, клиническое интервью. 1 ступень. Первичная психологическая консультация.

    2 ступень. Плановая психологическая консультация.

3 ступень. Специализированная психологическая консультация. 2 блок – Психодиагностический

    Методы:

Диагностическая беседа, экспертная оценка, анкетирование, тестирование. Психодиагностика предусматривает:

Сбор и анализ психодиагностических данных после первичной консультации. Центральным аспектом данного этапа являетсямодель-схемапсихологического стресса (приложение 2), а также такие личностные тестовые методики, как“Шкала личностной тревожности” Спилбергера, “Самооценка” С. А. Будаси, “Самооценка” Г. В. Дембо – С. Л. Рубинштейна, “Личностная агрессивность и конфликтность” Ильина, “Уровень субъективного контроля” В. Д. Бажина, Е. А. Галынкиной, А. Н. Эткинда. Критериями возможной предрасположенности к переживанию психологического стресса являются: высокий уровень личностной тревожности, экстернальная направленность, неадекватная (заниженная) самооценка, высокие уровни агрессивных проявлений (вербальная, физическая агрессия и т. п. )

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.