реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде - (книга)

реферат

Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде - (книга)

Дата добавления: март 2006г.

    Министерство образования Российской Федерации
    Костромской государственный университет
    им. Н. А. Некрасова
    Кафедра психологии
    М. В. Коврова

Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде

    Методическое пособие
    Кострома
    2000
    Министерство образования Российской Федерации
    Костромской государственный университет
    им. Н. А. Некрасова
    Кафедра психологии
    М. В. Коврова

Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде

    Методическое пособие
    Кострома
    2000
    ББК 88. 4

Печатается по решению Редакционно-издательского совета КГУ им. Н. А. Некрасова

    Рецензент: доктор психологических наук, профессор
    Н. П. Фетискин
    Коврова М. В.

Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде: Метод. пособие/ Научный ред. Н. П. Фетискин; Отв. за выпуск В. В. Чекмарев. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2000 – 38 с.

В пособии предлагаются психологические особенности стресса в молодежной среде на уровне рассмотрения факторов и основных эмоционально-поведенческих проявлений стресса, в том числе и коммуникативного стресса. В пособии акцентированы основные направления психопрофилактики деструктивного стресса в молодежной среде.

Пособие адресовано специалистам по работе с молодежью, практическим психологам, студентам, аспирантам.

    ISBN 5 – 7591 – 0353 - 9
    г КГУ им. Н. А. Некрасова, 2000
    Коврова М. В. , 2000
    Методическое пособие
    Коврова Марианна Вячеславовна

Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде

    Редактор Л. Г. Чекмарева
    Корректор И. П. Плюснина
    Компьютерный набор А. В. Соломаха
    ЛР № 020082 от 24. 10. 96
    Подписано в печать 29. 05. 2000
    Формат 60х90 1/19
    Уч. -изд...л. 1, 57. Заказ № 44 . Тираж 50 экз.

Издательство Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова

    156000, г. Кострома, ул. 1 Мая, 14

Государственный Комитет Российской Федерации по молодежной политике Комитет по делам молодежи администрации

    Костромской области
    Центр социального здоровья
    детства, юношества и семьи
    М. В. Коврова
    Психология и психопрофилактика деструктивного стресса
    в молодежной среде
    Введение

Проблема стресса в последние годы становиться одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. В настоящее время, с одной стороны, накоплено значительное количество многоплановых исследований различных видов стресса– стресс жизни, посттравматический, профессиональный стресс и т. п. , с другой, –многие авторы отмечают сложность и во многом противоречивость, недостаточность концептуальной и методологической разработки данного психофизиологического феномена.

В отечественной психологии наметилась тенденция к исследованию психологического стресса в молодежной среде. Актуальность переживания психологического стресса у молодежи обусловливают многие факторы.

    Среди них:
    Социальные факторы.

К данной группе факторов относятся социально-политическая и социально-экономическая нестабильность в обществе, многочисленные социальные проблемы, в том числе безработица, социальные конфликты, проблемы молодых семей.

    Социально-психологические факторы.

Проблемы, связанные с социальными и межличностными отношениями различного типа, позиционные и эмоциональные конфликты, коммуникативные проблемы, отдельные неблагоприятные психологические проявления малой группы.

    Личностные факторы.

Объективно-личностные – кризисы юношеского возраста, особенности пола. Субъективно-личностные – особенности высшей нервной деятельности, темперамента, наличие “прошлого стрессового опыта”, неадекватная самооценка, повышенная личностная тревожность, напряженность, агрессивность, ригидность, мотивационные особенности и др.

Факторы, связанные с особенностями деятельности –учебной, профессиональной, учебно-профессиональной, досуговой. Например, нарушение организации труда, информационные перегрузки и т. д. Анализируя многочисленные теоретические и прикладные исследования, можно сделать вывод, что именно в молодом возрасте реагирование на стрессогены более интенсивно, чем в пожилом возрасте. Неслучайно, что такие заболевания как гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, являющиеся типичными следствиями чрезмерного стресса, больше всего обнаруживаются у молодых людей в возрасте от 24-х до 35-ти лет.

Данные психологических служб, психологических центров по России в целом и Костроме в частности, свидетельствуют о достаточно частой обращаемости лиц молодого возраста по вопросам оказания психологической помощи. Наиболее постоянными клиентами практических психологов и психотерапевтов становятся безработные и студенты вузов в возрасте от 17-ти до 23-х лет. Основной круг типичных психологических проблем можно свести к следующему. Во-первых. Наиболее распространенными являются проблемы межличностных и социальных отношений и тесно связанные с ними коммуникативные проблемы. Первое место занимают проблемы взаимоотношений полов, далее следуют взаимоотношения с родителями, друзьями, преподавателями, однокурсниками, ровесниками.

Во-вторых. Достаточно распространенными являются проблемы, связанные с какой-либо деятельностью, в основном учебной. Это проблемы профессионального, социально-ролевого определения, неудовлетворенности учебной или профессиональной деятельностью, проблемы значительных учебных перегрузок и т. п.

В-третьих. Также распространенными и во многом примыкающими к первым двум блокам являются внутриличностные проблемы различного типа– от индивидуальных, типологических – до социальных аспектов личностной проблематики. Сопоставляя выделенные факторы психологического стресса и обозначенные психологические проблемы в молодежной среде можно сделать вывод о значительной идентичности факторов и проблем, подчеркивая изначальную природную общность данных понятий. Переживание какой-либо проблемы очень часто сопровождается психологическим стрессом, актуальные или остаточные явления которого может зафиксировать либо психолог, либо психотерапевт.

    В настоящем методическом пособии представлены разделы:
    Общие концептуальные подходы в изучении проблемы стресса;

Проблема переживания коммуникативного стресса в молодежной среде; Анализ основных подходов в рассмотрении феномена стресса в психологической практике;

Программа для учащейся молодежи “Психопрофилактика деструктивного стресса”. Данное содержание позволяет рассматривать стресс с позиций и психологической теории, и психологической практики. Комплексная вариативная программа для учащейся молодежи“Психопрофилактика деструктивного стресса”является попыткой практической реализации запроса со стороны студентов в оказании психологической поддержки и помощи.

    Общие концептуальные подходы в изучении проблемы стресса.
    Многообразие понятия “стресс”.

Термин “стресс”(англ. : давление, напряжение) используется в ряде дисциплин для обозначения широкого круга состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия, сложные ситуации. Первоначально понятие“стресс”возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на неблагоприятные воздействия (“общий адаптационных синдром” Г. Селье). Позднее понятие “стресс”использовалось для описания широкого круга состояний индивида в неблагоприятных условиях на физиологическом, биологическом, психологическом уровнях. Несмотря на тот факт, что феномен стресса изучается с начала XX века, до настоящего времени не выработано единой концепции стресса, и, соответственно, существуют противоречия, сложности в определениях и понятиях. Выдвигая авторскую концепцию или модель стресса, ученые стремятся дать и собственное определение стресса. Существует тенденция, выражающаяся в противоречивости отдельных концепций, но различные определения стресса во многом повторяют друг друга. Данное положение в области изучения стресса перекликается и со сферами изучения таких понятий, как“личность”, “способности”, “адаптация” и другие. В современной психологической науке и практике закрепилось разграничение понятий“физиологический стресс” и “психологический стресс”, введенное известным исследователем стресса Рихардом Лазарусом. Физиологический стресс (исходя из концепции “общего адаптационного синдрома” Г. Селье) –состояние, выраженное у животного и человека на физиологическом уровне под влиянием таких стресс-факторов, как чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура, болевые стимулы, затруднения дыхания и т. п. По Г. Селье, “адаптационный синдром” имеет 3 стадии – тревога, сопротивление, адаптация или истощение. Психологический стресс –состояние крайне высокого психологического напряжения, которое может оказывать сильное и отрицательное влияние на состояние, поведение, деятельность человека под влиянием различных стресс-факторов (информационной перегрузка, ситуации обиды, угрозы, неопределенности и т. п. ).

Анализируя различные психологические исследования можно придти к выводу, что в настоящее время наметилась тенденция к интегративным системным подходам в области изучения стресса.

Углубленно изучая тот или иной тип стресса, ученые стремятся акцентировать внимание на специфических механизмах исследуемого феномена, не исключая особенности других типов стресса. Например, данное определение с полным правом можно отнести к коммуникативному стрессу. При исследовании коммуникативного стресса во внимание берутся как психофизиологические, так и индивидуально-психологические проявления. Коммуникативный стресс, вбирающий в себя всю сложность структуры общения (коммуникативную, интерактивную, перцептивную стороны), следует также рассматривать на уровне изучения как информационных, так и эмоциональных проявлений. Кроме того, большое значение будут иметь: вид деятельности (профессиональной, учебной) и др. , в которой проявляется коммуникативный стресс и личностные стресс-факторы, обусловливающие возникновение коммуникативного стресса (индивидуальные, типологические и др. ). Существует достаточно большое количество концепций, моделей стресса как у отечественных, так и у зарубежных исследователей. Среди них– когнитивная теория психологического стрессаР. Лазаруса, основу которой составляет позиция рассмотрения стресса с субъективных точек зрения через призму когнитивных процессов; концепциипрофессионального стресса (А. Н. Занковский, Т. Сох, W. Schorpflug и др. ), социально-психологические теории стресса(концепции: D. Mechanik, R. Darendor, B. P. Darenwend и др. ) и многие другие. Приведенные выше примеры концепций отражают существующую в психологической науке и практике тенденцию к дифференцированию понятия“психологический стресс”в различные типы классификаций в зависимости от области психологических знаний. В качестве одного из вариантов такой классификации рассматривают: межличностный психологический стресс –характеризуется субъективной оценкой межличностного взаимодействия, наличием конфликтов или их угрозой;

профессиональный, или организационный стресс –связан со сложностью, опасностью, ответственностью выполнения рабочих задач, нарушением в организации и условиях труда и т. д;

социальный или общественный психологический стресс –связан с социальными, социально-экономическими проблемами, безработицей, вредными привычками (алкоголь, наркотики), национальными или региональными конфликтами и войнами;

семейный психологический стресс – включает все трудности по поддержанию семьи – супружеские проблемы, взаимодействие с детьми, родственниками и т. п. ; внутриличностный психологический стресс – отражает “Я-конфликт”, нереализованные притязания, потребности, бесцельное существование; экологический психологический стресс – возникает в связи с неблагоприятными воздействиями окружающей среды – суровые климатические условия, скученность проживания и т. д. Все определения по данной классификации (то же самое относится и к другим классификациям) отражают зависимость названия типа стресса от обуславливающих его доминирующих факторов. Например, если доминируют социальные факторы– социальный стресс, личностные факторы –внутриличностный стресс и т. п. Тем не менее любой тип психологического стресса включает в себя какобщие факторы (характерные для других видов стресса), так и специфические факторы (характерные только для данного типа стресса). А также, внешние или объективные факторы, под которыми выступают объективно фиксируемые условия для возникновения стресса (ограничение времени, большой объем нагрузки информационного характера, нарушение проксемических переменных– скученность и т. п. ) и субъективные, личностные факторы, которые в значительной степени обусловлены индивидуальными особенностями человека (неадекватная самооценка, мотивационные особенности, особенности темперамента, высокие уровни личностной напряженности, тревожности, агрессивности и т. п. )

    Особенности проявлений дистресса и эустресса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.