реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде - (книга)

реферат
p>Тренер (ведущий) фиксирует все проговоры участников для последующего детального анализа (желательно записать на диктофон). Ведущий может в конце тренинга предложить некоторые задания (от занятия к занятию). Например, ведение участников“Дневника стрессов” или “Календаря радостей”, самонаблюдения, осуществления полученных знаний и навыков в житейской, повседневной практике. Домашние задания проверяются в основной части тренинга (2 этап).

Требования к практическому психологу - реализатора программы Требования, уровень профессионализма практического психолога, работающего по данной программе, выражаются в том, что практический психолог должен: Иметь опыт проведения тренингов с выключением всех вышеперечисленных технологий.

Иметь базовые представления, знания о психологическом стрессе на теоретическом и прикладном уровнях.

    Иметь опыт работы с юношеским возрастом.
    Иметь опыт психологического консультирования.
    Заключение.

Подводя итог вышеперечисленному, следует отметить безусловную недостаточность рассмотренных проявлений психологического стресса, возможных психопрофилактических и психокоррекционных направлений в сфере стресса. Тем не менее, актуализированные направления в данном методическом пособии позволят практическим психологам, специалистам в области стресса, аспирантам, студентам и всем интересующимся этой проблематикой почерпнуть необходимые базовые знания. Стоит надеяться на дальнейшее развитие столь важной проблемы как в теоретических, так и в прикладных исследованиях, которые помогут реализации практической работы по психопрофилактике деструктивного стресса в молодежной среде.

Приложение № 1. Алгоритм – схема реализации программы “Психопрофилактика деструктивного стресса” Приложение № 2. Общая схема - модель переживания стресса.

    Рекомендуемая для прочтения литература
    Гиссен Л. Д. “Время стрессов”, М. 1990 г.

Пауэлл Т. , Пауэлл Дж. “Психотренинг по методу Хосе Сильвы”, С-П. , 2000 г. Прикладная социальная психология, М. ; Воронеж, 1998 г.

    Столяренко Л. Д. “Основы психологии. Практикум”. М. 1999 г.

Прохоров А. О. “Методыпсихической саморегуляции”, Казань 1990 г. Габдреева Г. Ш. “Самоуправление психическим состоянием”, Казань 1981 г. Эверли Дж. , Розенфельд Р. “Стресс – природа и лечение”, М. 1985 г. Рудестам К. “Групповая психотерапия”, С-П. 1998 г.

    Самоукина Н. В. “Стресс в работе банковских служащих”
    Литература

Бодров В. А. “Психологический стресс: Развитие учения и современное состояние проблемы”, М. 1995 г. Селье Г. “Стресс без дистресса”, М. 1979 г.

    Эмоциональный стресс, ред. Л. Леви, Л. , Медицина 1970 г.
    Китаев-Смык Л. А. “Психология стресса”, М. Наука 1980 г.
    Суворова В. В. “Психофизиология стресса”, М. Наука 1975 г.

Карандашев В. Н. “Как жить в условиях стресса”, С-П. 1993 г. Кабрин В. И. “Психология коммуникативного развития человека как личности”, Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук, М. 1993 г.

Самоукина Н. В. “Психология и педагогика профессиональной деятельности”, М. 1999 г. Изард К. “Психология эмоций”, М. 1980 г.

    Стресс в работе менеджера, ред. Л. Д. Гиссена, М. 1994 г.

Лутошкин А. Н. “Эмоциональный потенциал коллектива”, М. Педагогика, 1988 г.

    Содержание.
    Введение 3

Общие концептуальные подходы в изучении проблемы стресса. 5 Многообразие понятия “стресс”. 5

    Особенности проявлений дистресса и эустресса. 8

Проблема переживания коммуникативного стресса в молодежной среде. 10 Коммуникативный стресс: определение понятия. 10

    Факторы и психологические проявления 11

Анализ основных подходов в рассмотрении феномена стресса в психологической практике. 15

    Динамика развития стрессового состояния. 15

Психокоррекционные направления изменения индивидуального “стрессового сценария” 16 Программа для учащейся молодежи “Психопрофилактика деструктивного стресса” 21 Заключение. 32

    Рекомендуемая для прочтения литература 35
    Литература 36
    Содержание. 37

Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде (методическое пособие) г. Кострома, 2000, 38 с.

Автор: Коврова М. В. – педагог психолог Центра социального здоровья детства, юношества и семьи.

    Научный редактор Н. П. Фетискин
    Компьютерный набор: Соломаха А. С.
    Верстка: Соломаха А. С.
    Методическое пособие
    Коврова Марианна Вячеславовна
    Психология и психопрофилактика
    деструктивного стресса
    в молодежной среде
    Редактор Л. Г. Чекмарева
    Корректор И. П. Плюснина
    Компьютерный набор А. В. Соломаха
    ЛР № 020082 от 24. 10. 96
    Подписано в печать 29. 05. 2000
    Формат 60х90 1/18. Уч. -изд. л. 1, 26.
    Заказ № 44 . Тираж 100 экз.

Издательство Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова

    156000, г. Кострома, ул. 1 Мая, 14
    Министерство образования Российской Федерации
    Костромской государственный университет
    им. Н. А. Некрасова
    Кафедра психологии
    М. В. Коврова

Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде

    Методическое пособие
    Кострома
    2000
    ББК 88. 4

Печатается по решению редакционно-издательского совета КГУ им. Н. А. Некрасова

    Рецензент: доктор психологических наук, профессор
    Н. П. Фетискин
    Коврова М. В.

Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде: Метод. пособие/ Науч. ред. Н. П. Фетискин; Отв. за выпуск В. В. Чекмарев. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2000 – 36 с.

В пособии предлагаются психологические особенности стресса в молодежной среде на уровне рассмотрения факторов и основных эмоционально-поведенческих проявлений стресса, в том числе и коммуникативного стресса. Акцентированы основные направления психопрофилактики деструктивного стресса в молодежной среде.

Пособие адресовано специалистам по работе с молодежью, практическим психологам, студентам, аспирантам.

    ISBN 5 – 7591 – 0353 - 9
    г КГУ им. Н. А. Некрасова, 2000
    Коврова М. В. , 2000
    Оглавление
    Введение 3
    Общие концептуальные подходы в изучении проблемы стресса 5
    Многообразие понятия “стресс” 5
    Особенности проявлений дистресса и эустресса 8

Проблема переживания коммуникативного стресса в молодежной среде 10 Коммуникативный стресс: определение понятия 10

Факторы и психологические проявления коммуникативного стресса 11 Характерные эмоциональные и поведенческие проявления коммуникативного стресса 13 Анализ основных подходов в рассмотрении феномена стресса в психологической практике 15

    Динамика развития стрессового состояния 15

Психокоррекционные направления изменения индивидуального “стрессового сценария” 16 Программа для учащейся молодежи “Психопрофилактика деструктивного стресса” 20 Заключение 31

    Приложение 32
    Библиографический список 34
    35
    Библиографический список

Бодров В. А. Психологический стресс: Развитие учения и современное состояние проблемы. – М. , 1995.

Габдреева Г. Ш. Самоуправление психическим состоянием. – Казань, 1981. Гиссен Л. Д. Время стрессов. – М. , 1990.

    Изард К. Психология эмоций. – М. , 1980.

Кабрин В. И. Психология коммуникативного развития человека как личности: Автореф. дис… д-ра психол. наук. – М. , 1993.

Карандашев В. Н. Как жить в условиях стресса. – СПб. , 1993.

    Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. – М. , 1980.

Лутошкин А. Н. Эмоциональный потенциал коллектива. – М. , 1988. Пауэлл Т. , Пауэлл Дж. Психотренинг по методу Хосе Сильвы. – СПб. , 2000. Прикладная социальная психология. – М. ; Воронеж, 1998.

Прохоров А. О. Методы психической саморегуляции. – Казань, 1990. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб. , 1998.

Самоукина Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М. , 1999. Самоукина Н. В. Стресс в работе банковских служащих. //Прикладная психология. – 1996. – №1. Селье Г. Стресс без дистресса. – М. , 1979.

    Столяренко Л. Д. Основы психологии: Практикум. – М. , 1999.

Стресс в работе менеджера / Под ред. Л. Д. Гиссена. – М. , 1994. Суворова В. В. Психофизиология стресса. – М. , 1975.

Эверли Дж. , Розенфельд Р. Стресс – природа и лечение. – М. , 1985. Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. – Л. , 1970 .

    34
    Введение

Проблема стресса в последние годы становится одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. В настоящее время, с одной стороны, накоплено значительное количество многоплановых исследований различных видов стресса– стресс жизни, посттравматический, профессиональный стресс и т. п. , с другой –многие авторы отмечают сложность и во многом противоречивость, недостаточность концептуальной и методологической разработки данного феномена. В отечественной психологии наметилась тенденция к исследованию психологического стресса в молодежной среде. Актуальность переживания психологического стресса у молодежи обусловливают многие факторы.

    Среди них:
    Социальные факторы.

К данной группе факторов относятся социально-политическая и социально-экономическая нестабильность в обществе, многочисленные социальные проблемы, в том числе безработица, социальные конфликты, проблемы молодых семей.

    Социально-психологические факторы.

Проблемы, связанные с социальными и межличностными отношениями различного типа, позиционные и эмоциональные конфликты, коммуникативные проблемы, отдельные неблагоприятные психологические проявления малой группы.

    Личностные факторы.

Объективно-личностные – кризисы юношеского возраста, особенности пола. Субъективно-личностные – особенности высшей нервной деятельности, темперамента, наличие “прошлого стрессового опыта”, неадекватная самооценка, повышенная личностная тревожность, напряженность, агрессивность, ригидность, мотивационные особенности и др.

4. Факторы, связанные с особенностями деятельности – учебной, профессиональной, учебно-профессиональной, досуговой. Например, нарушение организации труда, информационные перегрузки и т. д.

    3

Анализируя многочисленные теоретические и прикладные исследования, можно сделать вывод, что именно в молодом возрасте реагирование на стрессогены более интенсивно, чем в пожилом возрасте. Не случайно, что такие заболевания, как гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, являющиеся типичными следствиями чрезмерного стресса, чаще всего обнаруживаются у молодых людей в возрасте от 24-х до 35-и лет.

Данные психологических служб, психологических центров по России в целом и Костроме в частности свидетельствуют о достаточно частой обращаемости лиц молодого возраста по вопросам оказания психологической помощи. Наиболее постоянными клиентами практических психологов и психотерапевтов становятся безработные и студенты вузов в возрасте от 17-и до 23-х лет. Основной круг типичных психологических проблем можно свести к следующему. Во-первых. Наиболее распространенными являются проблемы межличностных и социальных отношений и тесно связанные с ними коммуникативные проблемы. Первое место занимают проблемы взаимоотношений полов, далее следуют взаимоотношения с родителями, друзьями, преподавателями, однокурсниками, ровесниками.

Во-вторых. Достаточно распространенными являются проблемы, связанные с какой-либо деятельностью, в основном учебной. Это проблемы профессионального, социально-ролевого определения, неудовлетворенности учебной или профессиональной деятельностью, проблемы значительных учебных перегрузок и т. п.

В-третьих. Также распространенными и во многом примыкающими к первым двум блокам являются внутриличностные проблемы различного типа– от индивидуальных, типологических – до социальных аспектов личностной сферы. Сопоставляя выделенные факторы психологического стресса и обозначенные психологические проблемы в молодежной среде, можно сделать вывод о значительной идентичности факторов и проблем, подчеркивая изначальную природную общность данных понятий. Переживание какой-либо проблемы очень часто сопровождается психологическим стрессом, актуальные или остаточные явления которого может зафиксировать либо психолог, либо психотерапевт.

    В настоящем методическом пособии представлены разделы:
    Общие концептуальные подходы в изучении проблемы стресса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.