p>Проблема переживания коммуникативного стресса в молодежной среде.
4 Приложение 2 Модель переживания психологического стресса Приложение 1
Алгоритм-схема реализации программы “Психопрофилактика деструктивного стресса”
32
Анализ основных подходов в рассмотрении феномена стресса в психологической практике. Программа для учащейся молодежи “Психопрофилактика деструктивного стресса”. Данное содержание позволяет рассматривать стресс с позиций психологической теории и психологической практики. Комплексная вариативная программа для учащейся молодежи“Психопрофилактика деструктивного стресса”является попыткой практической реализации запроса со стороны студентов в оказании психологической поддержки и помощи.
Общие концептуальные подходы в изучении проблемы стресса Многообразие понятия “стресс”
Термин “стресс”(англ. : давление, напряжение) используется в ряде дисциплин для обозначения широкого круга состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия, сложные ситуации. Первоначально понятие“стресс”возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на неблагоприятные воздействия (“общий адаптационный синдром” Г. Селье). Позднее понятие “стресс”использовалось для описания широкого круга состояний индивида в неблагоприятных условиях на физиологическом, биологическом, психологическом уровнях. Несмотря на тот факт, что феномен стресса изучается с начала XX века, до настоящего времени не выработано единой концепции стресса, и, соответственно, существуют противоречия, сложности в определениях и понятиях. Выдвигая авторскую концепцию или модель стресса, ученые стремятся дать и собственное определение стресса. Существует тенденция, выражающаяся в противоречивости отдельных концепций, но различные определения стресса во многом повторяют друг друга. Данное положение в области изучения стресса перекликается и со сферами изучения таких понятий, как“личность”, “способности”, “адаптация” и другие. В современной психологической науке и практике закрепилось разграничение понятий“физиологический стресс” и “психологический стресс”, введенных известным исследователем стресса Рихардом Лазарусом.
5
Физиологический стресс (исходя из концепции “общего адаптационного синдрома” Г. Селье) –состояние, выраженное у животного и человека на физиологическом уровне под влиянием таких стресс-факторов, как чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура, болевые стимулы, затруднения дыхания и т. п. По Г. Селье, “адаптационный синдром” имеет 3 стадии: тревога, сопротивление, адаптация, или истощение. Психологический стресс –состояние крайне высокого психологического напряжения, которое может оказывать сильное и отрицательное влияние на состояние, поведение, деятельность человека под влиянием различных стресс-факторов (информационной перегрузки, ситуации обиды, угрозы, неопределенности и т. п. ). Анализируя различные психологические исследования, можно прийти к выводу, что в настоящее время наметилась тенденция к системному подходу в области изучения стресса. Углубленно изучая тот или иной тип стресса, ученые стремятся акцентировать внимание на специфических механизмах исследуемого феномена, не исключая особенности других типов стресса. Например, данное определение с полным правом можно отнести к коммуникативному стрессу. При исследовании коммуникативного стресса во внимание берутся как психофизиологические, так и индивидуально-психологические проявления. Коммуникативный стресс, вбирающий в себя всю сложность структуры общения (коммуникативную, интерактивную, перцептивную стороны), следует также рассматривать на уровне изучения как информационных, так и эмоциональных проявлений. Кроме того, большое значение будут иметь: вид деятельности (профессиональная, учебная и др. ), в которой проявляется коммуникативный стресс и личностные стресс-факторы, обусловливающие возникновение коммуникативного стресса. Существует достаточно большое количество концепций, моделей стресса как у отечественных, так и у зарубежных исследователей. Среди них– когнитивная теория психологического стрессаР. Лазаруса, основу которой составляет позиция рассмотрения стресса с субъективных точек зрения через призму когнитивных процессов; концепциипрофессионального стресса (А. Н. Занковский, Т. Сох, W. Schorpflug и др. ), социально-психологические теории стресса(D. Mechanik, R. Darendor, B. P. Darenwend и др. ) и многие другие. Приведенные выше примеры концепций отражают существующую в психологической
6 Заключение
Следует отметить безусловную недостаточность рассмотренных проявлений психологического стресса, возможных психопрофилактических и психокоррекционных направлений в сфере стресса. Тем не менее актуализированные направления в данном методическом пособии позволяют практическим психологам, специалистам в области стресса, аспирантам, студентам и всем интересующимся этой проблематикой почерпнуть необходимые основные концептуальные положения в области психологического стресса. Стоит надеяться на дальнейшее развитие столь важной проблемы как в теоретических, так и в прикладных исследованиях, которые помогут реализации практической работы по психопрофилактике и психокоррекции деструктивного стресса в молодежной среде.
31
При этом в большей степени задействованной оказывается сознательная, рефлексивная сфера личности.
Третий этап: интеграционный.
Третий этап является заключительным, завершающим тренинг. Достаточно удачной формой для третьего этапа является: релаксационный процесс(глубокая длительная, кратковременная релаксация с использованием различных вариантов релаксационных техник, возможно техник с элементами медитации); проговор всех участников тренинговой группы
“Мои ощущения”; “Мои чувства”; “Мое состояние”; “Что было трудно выполнить в течение тренинга”; “Что было легко выполнить в течение тренинга”.
Тренер (ведущий) фиксирует все проговоры участников для последующего детального анализа (желательно записать на диктофон). Ведущий может в конце тренинга предложить некоторые задания (от занятия к занятию). Например, ведение участниками“Дневника стрессов”, “Календаря радости”, осуществление полученных знаний и навыков в житейской, повседневной практике. Домашние задания проверяются в основной части тренинга (2 этап).
Требования к практическому психологу реализатору программы.
Требования, уровень профессионализма практического психолога, работающего по данной программе, выражаются в том, что практический психолог должен: Иметь опыт проведения тренингов с выключением всех вышеперечисленных технологий. Иметь базовые представления, знания о психологическом стрессе на теоретическом и прикладном уровнях.
Иметь опыт работы с юношеским возрастом. Иметь опыт психологического консультирования. 30
науке и практике тенденцию к дифференцированию понятия “психологический стресс”в различные типы классификаций в зависимости от области психологических знаний. В качестве одного из вариантов такой классификации рассматривают: межличностный психологический стресс –характеризуется субъективной оценкой межличностного взаимодействия, наличием конфликтов или их угрозой; профессиональный, или организационный, стресс –связан со сложностью, опасностью, ответственностью выполнения рабочих задач, нарушением в организации и условиях труда и т. д; социальный, или общественный, психологический стресс –связан с социальными, социально-экономическими проблемами, безработицей, вредными привычками (алкоголь, наркотики), национальными или региональными конфликтами и войнами; семейный психологический стресс – включает все трудности по поддержанию семьи – супружеские проблемы, взаимодействие с детьми, родственниками и т. п. ; внутриличностный психологический стресс – отражает “Я-конфликт”, нереализованные притязания, потребности, бесцельное существование; экологический психологический стресс – возникает в связи с неблагоприятными воздействиями окружающей среды – суровые климатические условия, скученность проживания и т. д. Все определения по данной классификации (то же самое относится и к другим классификациям) отражают зависимость названия типа стресса от обусловливающих его доминирующих факторов. Например, если доминируют социальные факторы– социальный стресс, личностные факторы –внутриличностный стресс и т. п. Тем не менее любой тип психологического стресса включает в себя какобщие факторы (характерные для других видов стресса), так и специфические факторы (характерные только для данного типа стресса). А также внешние, или объективные, факторы, под которыми выступают объективно фиксируемые условия для возникновения стресса (ограничение времени, большой объем нагрузки информационного характера, нарушение проксемических переменных– скученность и т. п. ), и субъективные, личностные факторы- неадекватную самооценку, мотивационные особенности, проявления темперамента, высокие
7
уровни личностной напряженности, тревожности, агрессивности и т. п.
Особенности проявлений дистресса и эустресса
В последние десятилетия внимание психологов сконцентрировано вокруг того факта, что одни и те же стрессовые стимулы могут оказать и мобилизующее, и дезорганизующее действие на поведение, деятельность человека. Значительное распространение получили понятия– деструктивный, или дистресс, и конструктивный, или эустресс. Тем не менее подавляющее большинство авторов идентифицирует и рассматривает стресс в значительной степени с позиции его деструктивного характера. Во многих исследованиях акцентируется внимание на проблемах, связанных с дистрессом, и гораздо меньшее количество работ посвящено эустрессу. В то же время современное состояние проблемы изучения дистресса и эустресса позволяет дать общий сравнительный анализ этих понятий. Он включает в себя изменения физиологических, познавательных процессов, изменения в общении и деятельности.
Изменение физиологических параметров Пульс. При эустрессе – пульс до 90-100 ударов в минуту. При дистрессе – свыше 100 ударов в минуту. Артериальное давление. При эустрессе – давление умеренно повышается.
Если возникает дистресс –давление резко повышается или понижается, в зависимости от индивидуально-физиологических особенностей человека.
Дыхание.
Во время эустресса – умеренное учащение дыхания по сравнению с обычным ритмом. Во время дистресса происходит сильное учащение дыхания, которое напоминает одышку.
Реакция кожных покровов. Для эустресса характерно покраснение кожи. Для дистресса – красно-белые пятна на коже, побледнение. Температурные изменения. Эустресс сопровождается ощущением тепла или жара. Для дистресса характерны озноб, холод, холодный пот. 8
По данной программе целесообразно работать от трех до шести месяцев. Частота занятий может варьироваться от одного до двух раз в неделю. Продолжительность занятий: от 2. 5 до 3. 5 академических часов. Количество участников в группе: от 6 до 14 человек, не более. Возрастной состав желательно подбирать примерно одинаковый. Содержательную часть тренинговых занятий представляет собой подбор основных техник, которые возможно использовать в качестве ведущих по данной программе. Среди них:
Телесно-ориентированные психотехники. Танцевально-двигательные психотехники. Арт-технологии. Релаксационные технологии.
Каждое тренинговое занятие также разбивается на ряд основополагающих этапов.
Первый этап: активационный.
На данном этапе осуществляется разминка, “разогрев”участников группы на дальнейшую работу в тренинге. Целесообразно использовать на разминку танцевально-двигательные техники (в парах, в целом в группе). Например: техника“Боди-джаз”, “Гармоничный танец”, “Зеркальный танец”, “Змейка” и т. п. (К. Рудестам “Групповая психотерапия”, Н. Л. Кряжева “Развитие эмоционального мира ребенка”, Н. В. Самоукина “Коррекционные и психотехнические игры и упражнения”и т. п. ). Цель данного этапа заключается не только в вовлечении участников в тренинг, сплочении группы, но и в начале активационных процессов в психике на бессознательном уровне, способствующих развитию стрессоустойчивости.
Второй этап: основная часть.
Данный этап представляет собой освещение темы занятия в содержательной (теоретической) и практической частях. Например, тема очередного занятия“Мир наших эмоций и стрессовые состояния”. Тренер (ведущий) в диалогической форме работает с группой, раскрывая в доступной, научно-популярной форме особенности, природу эмоций и роль эмоций в возникновении и развитии стрессового состояния, особенности эмоциональных проявлений в стрессах различного типа. Участники группы при этом могут задавать различные вопросы, выполнять практические задания тренера (в парах, микрогруппах) с целью осмысления данной темы. Эффективным является применение на данном этапе приема ролевой игры.
29
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|