реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде - (книга)

реферат
p>Проблема переживания коммуникативного стресса в молодежной среде.

    4
    Приложение 2
    Модель переживания психологического стресса
    Приложение 1

Алгоритм-схема реализации программы “Психопрофилактика деструктивного стресса”

    32

Анализ основных подходов в рассмотрении феномена стресса в психологической практике.

Программа для учащейся молодежи “Психопрофилактика деструктивного стресса”. Данное содержание позволяет рассматривать стресс с позиций психологической теории и психологической практики. Комплексная вариативная программа для учащейся молодежи“Психопрофилактика деструктивного стресса”является попыткой практической реализации запроса со стороны студентов в оказании психологической поддержки и помощи.

    Общие концептуальные подходы в изучении
    проблемы стресса
    Многообразие понятия “стресс”

Термин “стресс”(англ. : давление, напряжение) используется в ряде дисциплин для обозначения широкого круга состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия, сложные ситуации. Первоначально понятие“стресс”возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на неблагоприятные воздействия (“общий адаптационный синдром” Г.  Селье). Позднее понятие “стресс”использовалось для описания широкого круга состояний индивида в неблагоприятных условиях на физиологическом, биологическом, психологическом уровнях. Несмотря на тот факт, что феномен стресса изучается с начала XX века, до настоящего времени не выработано единой концепции стресса, и, соответственно, существуют противоречия, сложности в определениях и понятиях. Выдвигая авторскую концепцию или модель стресса, ученые стремятся дать и собственное определение стресса. Существует тенденция, выражающаяся в противоречивости отдельных концепций, но различные определения стресса во многом повторяют друг друга. Данное положение в области изучения стресса перекликается и со сферами изучения таких понятий, как“личность”, “способности”, “адаптация” и другие. В современной психологической науке и практике закрепилось разграничение понятий“физиологический стресс” и “психологический стресс”, введенных известным исследователем стресса Рихардом Лазарусом.

    5

Физиологический стресс (исходя из концепции “общего адаптационного синдрома” Г. Селье) –состояние, выраженное у животного и человека на физиологическом уровне под влиянием таких стресс-факторов, как чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура, болевые стимулы, затруднения дыхания и т. п. По Г. Селье, “адаптационный синдром” имеет 3 стадии: тревога, сопротивление, адаптация, или истощение. Психологический стресс –состояние крайне высокого психологического напряжения, которое может оказывать сильное и отрицательное влияние на состояние, поведение, деятельность человека под влиянием различных стресс-факторов (информационной перегрузки, ситуации обиды, угрозы, неопределенности и т. п. ).

Анализируя различные психологические исследования, можно прийти к выводу, что в настоящее время наметилась тенденция к системному подходу в области изучения стресса.

Углубленно изучая тот или иной тип стресса, ученые стремятся акцентировать внимание на специфических механизмах исследуемого феномена, не исключая особенности других типов стресса. Например, данное определение с полным правом можно отнести к коммуникативному стрессу. При исследовании коммуникативного стресса во внимание берутся как психофизиологические, так и индивидуально-психологические проявления. Коммуникативный стресс, вбирающий в себя всю сложность структуры общения (коммуникативную, интерактивную, перцептивную стороны), следует также рассматривать на уровне изучения как информационных, так и эмоциональных проявлений. Кроме того, большое значение будут иметь: вид деятельности (профессиональная, учебная и др. ), в которой проявляется коммуникативный стресс и личностные стресс-факторы, обусловливающие возникновение коммуникативного стресса.

Существует достаточно большое количество концепций, моделей стресса как у отечественных, так и у зарубежных исследователей. Среди них– когнитивная теория психологического стрессаР. Лазаруса, основу которой составляет позиция рассмотрения стресса с субъективных точек зрения через призму когнитивных процессов; концепциипрофессионального стресса (А. Н. Занковский, Т. Сох, W. Schorpflug и др. ), социально-психологические теории стресса(D. Mechanik, R.  Darendor, B. P. Darenwend и др. ) и многие другие. Приведенные выше примеры концепций отражают существующую в психологической

    6
    Заключение

Следует отметить безусловную недостаточность рассмотренных проявлений психологического стресса, возможных психопрофилактических и психокоррекционных направлений в сфере стресса. Тем не менее актуализированные направления в данном методическом пособии позволяют практическим психологам, специалистам в области стресса, аспирантам, студентам и всем интересующимся этой проблематикой почерпнуть необходимые основные концептуальные положения в области психологического стресса. Стоит надеяться на дальнейшее развитие столь важной проблемы как в теоретических, так и в прикладных исследованиях, которые помогут реализации практической работы по психопрофилактике и психокоррекции деструктивного стресса в молодежной среде.

    31

При этом в большей степени задействованной оказывается сознательная, рефлексивная сфера личности.

    Третий этап: интеграционный.

Третий этап является заключительным, завершающим тренинг. Достаточно удачной формой для третьего этапа является:

релаксационный процесс(глубокая длительная, кратковременная релаксация с использованием различных вариантов релаксационных техник, возможно техник с элементами медитации); проговор всех участников тренинговой группы

    “Мои ощущения”;
    “Мои чувства”;
    “Мое состояние”;
    “Что было трудно выполнить в течение тренинга”;
    “Что было легко выполнить в течение тренинга”.

Тренер (ведущий) фиксирует все проговоры участников для последующего детального анализа (желательно записать на диктофон). Ведущий может в конце тренинга предложить некоторые задания (от занятия к занятию). Например, ведение участниками“Дневника стрессов”, “Календаря радости”, осуществление полученных знаний и навыков в житейской, повседневной практике. Домашние задания проверяются в основной части тренинга (2 этап).

    Требования к практическому психологу реализатору программы.

Требования, уровень профессионализма практического психолога, работающего по данной программе, выражаются в том, что практический психолог должен: Иметь опыт проведения тренингов с выключением всех вышеперечисленных технологий.

Иметь базовые представления, знания о психологическом стрессе на теоретическом и прикладном уровнях.

    Иметь опыт работы с юношеским возрастом.
    Иметь опыт психологического консультирования.
    30

науке и практике тенденцию к дифференцированию понятия “психологический стресс”в различные типы классификаций в зависимости от области психологических знаний. В качестве одного из вариантов такой классификации рассматривают: межличностный психологический стресс –характеризуется субъективной оценкой межличностного взаимодействия, наличием конфликтов или их угрозой;

профессиональный, или организационный, стресс –связан со сложностью, опасностью, ответственностью выполнения рабочих задач, нарушением в организации и условиях труда и т. д;

социальный, или общественный, психологический стресс –связан с социальными, социально-экономическими проблемами, безработицей, вредными привычками (алкоголь, наркотики), национальными или региональными конфликтами и войнами;

семейный психологический стресс – включает все трудности по поддержанию семьи – супружеские проблемы, взаимодействие с детьми, родственниками и т. п. ; внутриличностный психологический стресс – отражает “Я-конфликт”, нереализованные притязания, потребности, бесцельное существование; экологический психологический стресс – возникает в связи с неблагоприятными воздействиями окружающей среды – суровые климатические условия, скученность проживания и т. д. Все определения по данной классификации (то же самое относится и к другим классификациям) отражают зависимость названия типа стресса от обусловливающих его доминирующих факторов. Например, если доминируют социальные факторы– социальный стресс, личностные факторы –внутриличностный стресс и т. п. Тем не менее любой тип психологического стресса включает в себя какобщие факторы (характерные для других видов стресса), так и специфические факторы (характерные только для данного типа стресса). А также внешние, или объективные, факторы, под которыми выступают объективно фиксируемые условия для возникновения стресса (ограничение времени, большой объем нагрузки информационного характера, нарушение проксемических переменных– скученность и т. п. ), и субъективные, личностные факторы- неадекватную самооценку, мотивационные особенности, проявления темперамента, высокие

    7

уровни личностной напряженности, тревожности, агрессивности и т. п.

    Особенности проявлений дистресса и эустресса

В последние десятилетия внимание психологов сконцентрировано вокруг того факта, что одни и те же стрессовые стимулы могут оказать и мобилизующее, и дезорганизующее действие на поведение, деятельность человека. Значительное распространение получили понятия– деструктивный, или дистресс, и конструктивный, или эустресс. Тем не менее подавляющее большинство авторов идентифицирует и рассматривает стресс в значительной степени с позиции его деструктивного характера. Во многих исследованиях акцентируется внимание на проблемах, связанных с дистрессом, и гораздо меньшее количество работ посвящено эустрессу.

В то же время современное состояние проблемы изучения дистресса и эустресса позволяет дать общий сравнительный анализ этих понятий. Он включает в себя изменения физиологических, познавательных процессов, изменения в общении и деятельности.

    Изменение физиологических параметров
    Пульс.
    При эустрессе – пульс до 90-100 ударов в минуту.
    При дистрессе – свыше 100 ударов в минуту.
    Артериальное давление.
    При эустрессе – давление умеренно повышается.

Если возникает дистресс –давление резко повышается или понижается, в зависимости от индивидуально-физиологических особенностей человека.

    Дыхание.

Во время эустресса – умеренное учащение дыхания по сравнению с обычным ритмом. Во время дистресса происходит сильное учащение дыхания, которое напоминает одышку.

    Реакция кожных покровов.
    Для эустресса характерно покраснение кожи.
    Для дистресса – красно-белые пятна на коже, побледнение.
    Температурные изменения.
    Эустресс сопровождается ощущением тепла или жара.
    Для дистресса характерны озноб, холод, холодный пот.
    8

По данной программе целесообразно работать от трех до шести месяцев. Частота занятий может варьироваться от одного до двух раз в неделю. Продолжительность занятий: от 2. 5 до 3. 5 академических часов. Количество участников в группе: от 6 до 14 человек, не более. Возрастной состав желательно подбирать примерно одинаковый.

Содержательную часть тренинговых занятий представляет собой подбор основных техник, которые возможно использовать в качестве ведущих по данной программе. Среди них:

    Телесно-ориентированные психотехники.
    Танцевально-двигательные психотехники.
    Арт-технологии.
    Релаксационные технологии.

Каждое тренинговое занятие также разбивается на ряд основополагающих этапов.

    Первый этап: активационный.

На данном этапе осуществляется разминка, “разогрев”участников группы на дальнейшую работу в тренинге. Целесообразно использовать на разминку танцевально-двигательные техники (в парах, в целом в группе). Например: техника“Боди-джаз”, “Гармоничный танец”, “Зеркальный танец”, “Змейка” и т. п. (К. Рудестам “Групповая психотерапия”, Н. Л. Кряжева “Развитие эмоционального мира ребенка”, Н. В. Самоукина “Коррекционные и психотехнические игры и упражнения”и т. п. ). Цель данного этапа заключается не только в вовлечении участников в тренинг, сплочении группы, но и в начале активационных процессов в психике на бессознательном уровне, способствующих развитию стрессоустойчивости.

    Второй этап: основная часть.

Данный этап представляет собой освещение темы занятия в содержательной (теоретической) и практической частях. Например, тема очередного занятия“Мир наших эмоций и стрессовые состояния”. Тренер (ведущий) в диалогической форме работает с группой, раскрывая в доступной, научно-популярной форме особенности, природу эмоций и роль эмоций в возникновении и развитии стрессового состояния, особенности эмоциональных проявлений в стрессах различного типа. Участники группы при этом могут задавать различные вопросы, выполнять практические задания тренера (в парах, микрогруппах) с целью осмысления данной темы. Эффективным является применение на данном этапе приема ролевой игры.

    29

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.