p align="left">В "Брахма-самхите" (5.45) говорится: "Когда молоко смешивают с культурой бактерий йогурта, оно превращается в йогурт, однако, в сущности, этот йогурт по своей природе является не чем иным, как молоком. Этот пример применим к Шиве (Самбху), форму которого принимает Верховный Господь для осуществления определенной миссии в материальном мире". Сванга-вишешабхаса-рупе, что значит "форма, с помощью которой Маха-Вишну порождает живые существа в материальном мире". Эта форма называется Самбху или Шивой. В "Брахма-самхите" утверждается, что Шива, являющийся формой Маха-Вишну, подобен йогурту. Йогурт -- не что иное, как молоко, и в то же время он не является молоком в прямом смысле. Шива считается отцом этой вселенной, а материальная природа -- матерью. Таким образом, отцом и матерью являются Шива и богиня Дурга. Гениталии Шивы и влагалище богини Дурги в форме шива-линги являются объектом поклонения. Шива линга это -- причина возникновения материального творения. Таким образом, Шива занимает среднее положение между живыми существами и Верховным Господом. Шива не является ни обычным живым существом, ни Верховным Господом. Он представляет собой форму, посредством которой Верховный Господь порождает живых существ в материальном мире. Подобно тому как молоко, смешенное с бактериями, превращается в йогурт, из Маха-Вишну, соприкасающегося с материальной природой, исходит форма Шивы. Оплодотворение материальной природы Шивой, отцом, -- ни с чем не сравнимое действие, поскольку в одно время зачинаются мириады живых существ. Все эти живые существа очень и очень малы. Впоследствии Маха-Вишну входит в каждую из бесконечных вселенных, проявляясь в стольких формах, сколько существует вселенных. В чем заключается особенность Его соприкосновение с материальной энергией, в "Бхагавад-гите" разъясняется на примере воздуха и неба. Небо пронизывает собой все материальное, но несмотря на это оно очень далеко от нас. Махеша-дхама Махеша-дхама -- это промежуточная область, находящаяся между Хари-дхамой и Деви-дхамой. В Махеша-дхаму попадают имперсоналисты, которые стремятся слиться с бытием Трансцендентного. В Махеша-дхаму, находящуюся между двумя дхамами помещают живое существо, освободившееся из Деви-дхамы, но не имеющее никакого представления об изобилии Хари-дхамы. Там такая освобождённая душа не имеет возможности служить Богу, и поэтому, несмотря на то что эта Махеша-дхама является дхамой Шивы и находится за пределами Деви-дхамы, она не относится к духовному миру. Духовный мир начинается Хари-дхамой, то есть Вишнулокой. Эта Махеша-дхама, где вечно обитают Шива и его жена Парвати, является местом, в которое стремятся попасть буддисты. Они также достигают освобождения, однако попадают не в духовный мир, а в промежуточную область, называемую нирваной. Их материальное существование подошло к концу, однако на путь духовного развития они ещё не встали. В "Брахма-самхите" говорится, что часть Махеша-дхамы погружена во тьму и что эта область называется Махакала-дхамой. Там, рассеивая тьму, светит Садашивалока, залитая ослепительным светом. Там также находится планета под названием Садашивалока, которая располагается посередине между духовным и материальным мирами. Если, находясь на Сатьялоке, живое существо приобретает необходимые качества, его отправляют на Садашивалоку. И если, пребывая на Садашивалоке, оно поднимается на более высокую ступень духовного развития, оно может достичь Вайкунтхалок. О Садашиве, пребывающем на одной из планет Вайкунтхи, говорится в "Ваю-пуране". Этот Садашива является непосредственной экспансией Господа Кришны, предназначеной для игр. Говорится, что Садашива (Самбху) -- это экспансия Садашивы, находящегося на Вайкунтхалоке, то есть Вишну, и что его супруга, Махамайя, является экспансией Рамадеви, или Лакшми. Махамайя -- причина, или место рождения материальной природы. Махат-таттва (совокупность материальных элементов) Махат-таттва подобна облаку в ясном небе. По всему духовному небу разлито сияние Брахмана, и вся система излучает духовный свет. Махат-таттва сосредотачивается в определённом уголке огромного, безграничного духовного неба, и та его часть, которая оказывается покрытой махат-таттвой, называется материальным небом. Махат-таттва -- лишь незначительная часть всего духовного неба, и в ней находится бесконечное множество вселенных. В определённом месте духовного неба (брахмаджьоти) время от времени появляется духовное облако, и закрытая им часть неба носит название махаттаттвы. Господь в виде своей полной части, МахаВишну, ложится на воды махат-таттвы, называемые Причинным океаном. После того, как материальное творение было уничтожено, в нём ничего не осталось. Из Верховного Господа вышла прадхана, непроявленная материальная энергия, из которой появилась махан, совокупность материальных элементов. Махан бывает трёх видов: саттвика (благость), раджаса (страсть) и тамаса (невежество). Подобно тому как семечко покрыто кожицей, махан также покрыта прадханой. Из принципа махан вышла аханкара (ложное эго), которая также бывает трёх видов: вайкарика (ложное эго в гуне благости), тайджаса (ложное эго в гуне страсти) и тамаса (ложное эго в гуне невежества). Подобно тому как махан покрыта прадханой, аханкара покрыта махан. Непроявленное, вечно существующее сочетание трёх гун является причиной проявленного состояния материи и называется прадханой. В проявленном состоянии его называют пракрити. Таким образом, материальная природа в своей тонкой форме называется прадхана. В отличие от пракрити, прадхана является недифференцированным состоянием совокупности материальных элементов в тонкой форме. Но, хотя прадхана и находится в недифференцированном состоянии, в ней содержатся все материальные элементы. В результате взаимодействия трёх гун материальной природы совокупность материальных элементов переходит в проявленное состояние, которое называют пракрити. Совокупность пяти грубых и пяти тонких материальных элементов, четырёх внутренних чувств, пяти познающих чувств и пяти действующих чувств называют прадханой. Пять грубых элементов -- это земля, вода, огонь, воздух и эфир. Кроме того, существует пять тонких элементов: запах, вкус, цвет, касание и звук. Познающих чувств и органов деятельности в общей сложности десять -- это орган слуха, орган вкуса, орган осязания, орган зрения, орган обоняния, активный орган речи, органы действия, а также органы, с помощью которых живые существа передвигаются, размножаются и выводят из организма испражнения. Внутренние тонкие чувства проявляются в четырёх формах: в виде ума, интеллекта, эго и осквернённого сознания. Различить их можно только по их функциям, ибо каждый из них проявляет себя по-разному и характеризуется различными признаками. Все это называют Брахманом, наделенным качествами. Связывающий фактор, называемый временем, считается двадцать пятым материальным элементом творения. Веды утверждают, что не существует ничего, кроме Брахмана. В "Вишну-пуране" также сказано: всё, что мы видим вокруг, является парасья брахманах шактих, иначе говоря, все мироздание представляет собой проявление энергии Высшей Абсолютной Истины, Брахмана. Когда Брахман соединяется с тремя Гунами: благостью, страстью и невежеством, -- возникает материальное проявление, которое иногда называют сагуна-Брахманом и которое состоит из двадцати пяти материальных элементов. В ниргуна-Брахмане, не оскверненном соприкосновением с материей, то есть в духовном мире, не существует гун страсти и невежества. Там царит чистая, беспримесная благость. Философия санкхьи учит, что сагуна-Брахман состоит из двадцати пяти элементов, к числу которых относится также фактор времени (прошлое, настоящее и будущее). Фактор времени -- это Верховный Господь, источник мироздания, которое возникает в результате действия инертной, непроявленной природы. Когда под взглядом Маха-Вишну прадхана, материальная природа в непроявленном состоянии, приходит в движение, она проявляет себя во всем многообразии видов и форм. До этого она находится в инертном состоянии, в котором три гуны материальной природы не взаимодействуют друг с другом. Иначе говоря, без вмешательства Верховного Господа, действующего посредством Своих экспансий, материальная природа не способна произвести на свет многообразие проявленного мира. 1) Воплотившись в форме Маха-Вишну, Господь бросает взгляд на материальную энергию, Дургу, чтобы напомнить ей о том, что обусловленные души не завершили свою кармическую деятельность и умозрительное философствование и поэтому необходимо вновь создать материальный мир. В этот момент лучами света, исходящего из Его глаз и содержащего бесчисленные искры живых существ, Он помещает в лоно материальной энергии эти живые существа в виде семени. 2) Затем проявляется кала, вечное время. До момента проявления фактора времени материальные элементы не взаимодействуют друг с другом, а остаются инертными, существуя в форме прадханы. Силой, побуждающей материальные элементы к взаимодействию, является первое движение времени. Из-за того, что время движется, плод во чреве развивается, затем выходит наружу, растет, производит потомство, стареет и умирает. Все это происходит вследствие влияния времени. 3) Когда под взглядом Маха-Вишну материальная энергия пришла в движение, проявились три материальные гуны (качества) -- благость, страсть и невежество, которые возникли для того, чтобы выполнить неосуществленные желания обусловленных душ. Возникновение материальной природы всегда влечет за собой возникновение трех качеств. С течением времени они переходят в деятельность. 4) Когда непроявленная деятельность живых существ, Маха-Вишну и сила времени вывели из равновесия сочетание трех гун материальной природы (благости, страсти и невежества), из этих трех гун вместе с махан (изначальной природой, наделенной энергией знания) появилась сутра (первое проявление природы, наделённое энергией действия). Затем возникает махат-таттва, совокупность начал материального творения. Материальная деятельность возникает в результате возбуждения махат-таттвы. В первую очередь трансформации подвергаются гуны благости и страсти, затем -- благодаря гуне невежества -- появляется материя (дравья) и знание о ней (гьяна), а также многообразные проявления материального знания в деятельности (крия). Материальные творения в той или иной мере обязаны своим существованием действию гуны страсти (раджаса). Махат-таттва представляет собой основу материального творения, и когда она по воле Всевышнего начинает действовать сначала в ней преобладают гуны страсти и благости, но затем благодаря разнообразной материальной деятельности начинает доминировать гуна страсти, и таким образом живые существа всё глубже и глубже погружаются в невежество. Махат-таттва является промежуточной ступенью на пути от чистого духа к материальному существованию. Она представляет собой сочетание материи и духа, который порождает ложное эго живого существа. 5) После того как Маха-Вишну с помощью Своей внутренней энергии оплодотворяет материальную природу, материальная природа производит на свет совокупный космический разум, который называют Хиранмайей. Это происходит в недрах материальной природы, приведённой в движение судьбами обусловленных душ. 6) Приведённая в движение судьбами джив (живых существ), махат-таттва, в которой превалирует раджас (страсть), породила ложное эго, существующее в трёх формах. Таким образом ложное эго проявляется в трёх формах: в гуне благости, в гуне страсти и в гуне невежества. Так сосредоточенное на себя материальное эго преобразуется в три начала: вайкарику (ложное эго в гуне благости), тайджасу (ложное эго в гуне страсти) и тамасу (ложное эго в гуне невежества) -- и проявляется в трёх формах: дравья-шакти (силы, развивающей материю), крия-шакти (знания о материальных творениях) и гьяна-шакти (разума, направляющего материальную деятельность). Из ложного эго, в свою очередь, возникло несколько групп, состоящих из пяти элементов. Первичная материя, или пракрити, материальная природа, состоящая из трёх гун, порождает четыре группы из пяти элементов. В первую группу входит пять стихий: земля, вода, огонь, воздух и эфир. Во вторую группу, которую называют тан-матрой, входят тонкие элементы (объекты чувств): звук, касание, форма, вкус и запах. Третья группа состоит из пяти познающих органов: глаз, ушей, носа, языка и кожи. В четвёртую входит пять действующих органов -- язык, руки, ноги, анус и гениталии. Иногда говорят о существовании пяти групп из пяти начал. В первую группу входят объекты чувств, во вторую -- пять стихий, в третью -- пять познающих органов чувств; четвёртая группа объединяет пять действующих органов, а пятая -- пять божеств, управляющих этими группами. 7) Явив это многообразие, корень всего мироздания, сияющая махат-таттва, которая содержит в себе все вселенные и не подлежит уничтожению, поглощает тьму, покрывающую её сияние в период разрушения материального мира. Поскольку Бог, исполненный блаженства и знания, существует вечно, Его разнообразные энергии в непроявленном состоянии тоже существуют вечно. Поэтому, когда была создана махат-таттва, она породила материальное эго и поглотила тьму, которая покрыла материальный космос в период разрушения материального мира. Это можно объяснить на следующем примере. Ночью человек, объятый тьмой, бездействует, а утром, когда он просыпается, ночная тьма покрывавшая его, и забвение сна исчезают без следа. Точно также, когда минует ночь разрушения и махат-таттва снова появляется на свет, она излучает сияние, из которого возникает всё многообразие материального мира.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36
|