p>Определение воли. Произвольная и волевая регуляция деятельности. Структура волевого процесса. Вундт: первичные источнки воли – чувства и аффекты. Мгновенное прекращение аффекта есть волевое действие. Воля – частный случай мотивации (эмоциональный процесс). Структура волевого процесса: Объективная сторона – предметное представление (мотив – вид добычи) Субъективная – элемент чувства (голод): побудительная причина воли Если один мотив – простой волевой процесс, заканчивается импульсивным действием Если более – сложный волевой акт, стадия борьбы мотивов – произвольное действие Конечная стадия: чувство простого и обдуманного решения. Аффект слабеет в интенсивности.
Джемс: проблема свободы воли Если воли нет, но все поведение есть S – R
Если есть, но субъект сам определяет свое поведение – личностная активность (духовное Я). Развите воли есть развитие произвольного внимания. 2 класса актов:
автоматические (рефлекторные, первичные) преднамеренные, осознаваемые (волевые)
Схема волевого акта: идея, представление цели – конкретизация в идею движения – двигательный акт. Всякая идея имеет тенденцию автоматически перетекать в действие. Произвольное ослабление или усиление непосредственного импульса. 2 типа волевых актов:
осуществление нежелаемого задержка желаемого Типы решимости: разумная – поиск привычного способа действовать подчинение судьбе результат случайности пробуждение совести чувство усилия свобода воли Современные представления о воле: Психический процесс, формируемый при жизни и социально.
Выготский: воля есть ВПФ (социальность, произвольность). Воля производит селекцию между мотивами – наличие альтернативы! Волевая регуляция нужна:
Слабость непосредственного побуждения Мотивационная конкуренция Наличие препятствия
Наличие сильного поведенческого импульса, от которого надо воздержаться. Иерархия поведения:
импульсивное, непроизвольное произвольное (осознание предшествует действию) осознаваемое намеренное волевое осознаваемое планомерное в ситуации альтернативы
Произвольное действие: у субъекта уже есть потребность действовать. Волевое – если ее нет...
Рубинштейн: основные стадии волевого процесса: Возникновение побуждения и предварительная постановка цели
Побуждение – цель – желание, опредмеченное стремление – уверенность в достижении - хотение Стадия обсуждения и борьбы мотивов
Решение может не выделяться в особую фазу констатация решения чувство усилия, принесение в жертву других мотивов исполнение: волевое действие включает: отношения сб к объекту, к цели готовность намерение план действия
Волевое действие – сознательное целенаправленное действие, посредство которого человек планово осуществляет стояющую перед ним цел, подчиняя свои импульсы сознательносму контролю. Главное: ясное осознание цели и настойчивость в достижении. Волевые процессы имеют эмоциональный х-р + включают интеллектуальные процессы
Механизмы воли:
Один из мотивов включается в более широкий мотивационный контекст Изменение роли
Предвосхищение рез-тов своей деят-ти Самопреодоление Постановка самостоятельных заданий
Создание искусственной связи (подмету кухню и пойду гулять) Подчинение рез-та более широкой цели
Фантазирование
Соотношение с б/с: воля как защитный механизм, необходима в ситуации внутренних противоречий. Движение от непроизвольности к воле одновременно и прогресс и регресс. Соотношение когнитивного и эмоционального:
Вундт – эмоциональный Рубинштейн – Эмоции + интеллект Аристотель - разум
11 Потребности и мотивы. Классификации потребностей и мотивов. Влияние мотивации на продуктивность деятельности. Потребность – это объективная необходимость во внешнем благе, представлена прямо или косвенно в виде эмоций, желаний. Ищет свой предмет – активность. До опредмечивания
После Общая ненаправленная активность Появление направленной активности – деятельности Широкий спектр возможных благ Резкое снижение благ Фрустрация – негативное эмоциональное состояние Аффективное положительное закрепление
Потребность имеет объективную (необходимость во внешнем благе) и субъективную (эмоция) сторону (Вундт) Объем потребности – количество необходимых благ. Мотив – то, ради чего осуществляется деятельность (“приводящий в движение”): предмет потребности. Потребность – Мотив – Деятельность
Функции мотива: Побуждение к активности (оптимум мотивации)
Образование смыслов: мотив наделяет смыслом наши действия. Смысл раскрывается в эмоциях.
Мотивы образуют иерархию – ядро личности. Деление мотивов: Выделение базовой мотивации:
Биологизаторские концепции (гомеостатический принцип). 3 класса базовых потребностей: витальные
познавательные в общении базовые, первичные, врожденные
Мак-Дауголл: называет базовый мотив инстинктом (позже – склонностью, предрасположенностью). избирательность восприятия
эмоциональный импульс
готовность к действию (единство познавательной, эмоциональной и моторной сфер) Критерии выделения инстинктов (любознательность, агрессивность, родительский и т. д): спонтанность движений продолжительность и настойчивость (независмо от наличия раздражителя) успокоение после достижения цели
приготовление к новой ситуации эффект научения производные
Кеттел: факторный анализ – выделил эрг (биологически обусловленное влечение) Мюррей: первичные (организм) и вторичные (психогенные) нужды.
Выделение ситуативной мотивации:
Курт Левин: источник мотивации во взаимодействии. Мотивы возникают только при контакте со средой. Предметы обладают валентностью (требовательный х-р объекта), каждый предмет есть потенциальный мотив. мотивационное поле: субъект и его предметное окружение квазипотребность – стремление к завершению начатого действия
Выделение потребностей по способу удовлетворения редукция напряжения (стремление к гомеостазу) - Фрейд поддержание напряжения (стремление к нарушению равновесия)
Маслоу: 7 уровней потребностей. Все они являются базовыми, обнаруживаются не сразу. иерархическая организация
актуализируются последовательно нижний этаж – витальные, наверху – социализированные. физиологические нужды потребность в безопасности в принадлежности к социальному целому в самоуважении в познании себя в гармонии с миром самоактуализация Виды мотивов и критерии классификации: социальная оценка мотива: обязательные желаемые запретные место в иерархии
ведущий (смыслообразующий): образует не просто смысл, а личностный смысл подчиненный (мотив-стимул)
источник мотивации внешний (неспецифический – оплата труда) внутренний (предметно-специфический) Хекхаузен:
экстринсивная мотивация (внешняя): награда, наказание, отдаленная цель, престиж интринсивная (внутренняя: поведение ради него самого): свобода от цели, радость от активности реальные и возможные мотивы (могут появляться в процессе)
отношение к сознанию мотивы осознаются: верное осознание: мотив-цель неверное: мотивировка мотивы не осознаются, но проявляются в эмоциях, желаниях Влияние мотивации на деят-ть: активизирующее/тормозящее направляющее эмоциональная окраска временная динамика успешность деят-ти: оптимум мотивации
1908 Йеркс и Додсон: задача различения 2 яркостей, 3 уровня трудности различения, 3 уровня мотивации (наказание животного током). В случае трудной задачи оптимум достигается при слабой мотивации, при легкой – сильной. Патрик: кабина с 4 дверьми, надо быстро найти выход. При усилении мотивации (гвозди, ток) – снижение эффективности решения.
Базовая мотивация. Стратегии ее выделения. 2 противоположные т. з:
Гомеостатические, биологизаторские (физическое существование субъекта – базовые потребности для любого живого существа). Антигомеостатические – Асмолов, Маслоу
1. Потребности: базовые и производные 3 класса базовых потребностей: витальные познавательные в общении
Мак-Дауголл: называет базовый мотив инстинктом (позже – склонностью, предрасположенностью). Инстинкт охватывает 3 процесса:
селективное восприятие (познавательный) эмоциональный импульс (ядро инстинкта) активность (моторный компонент) Критерии выделения инстинктов спонтанность движений
продолжительность и настойчивость (независмо от наличия раздражителя) успокоение после достижения цели
приготовление к новой ситуации эффект научения
Виды инстинктов: неприятие, любознательность, агрессивность, самоуничижение, продолжение рода, пищевой, страдные, приобретательство, самоутверждение (12 шт) Мюррей: выделяет единицу “индивид-среда”. Организм и его окружение следует рассматривать вместе – взаимное обусловливание. Центральные понятия: потребность и давление (со стороны ситуации). Взаимодействие между ними – тема. Потребности: первичные (организм) и вторичные (психогенные)
позитивные (поиск) и негативные (избегание) явные и латентные
Виды психогенных: достижение, аффилиация, агрессия, уважение, защита, доминирование, секс и т. д. Кеттел: факторный анализ – выделил эрг (биологически обусловленное влечение) 2. Маслоу – выделение метапотребностей (бытийные ценности). Иерархия потребностей. Они тоже базовые, но направленность на развитие (см. вопрос 11). Противоречия являются условием развития личности. Пути самоактуализации:
полное и бескорыстное переживание процесс выбора предоставления Я возможности проявления взятие ответственности смелость актуализация своих возможностей высшие переживания отказ от защит
Ситуативная мотивация и ее исследования. Уровень притязаний и мотивация достижения. Курт Левин: источник мотивации во взаимодействии. Мотивы возникают только при контакте со средой. мотивационное поле: субъект и его предметное окружение. Важен актуальный опыт субъекта. предметы обладают валентностью (требовательный х-р объекта), каждый предмет есть потенциальный мотив. квазипотребность – стремление к завершению начатого действия. Возникают под влиянием ситуации. Порождаются напряжением системы, которая стремится к разрядке – гомеостаз. Опыты: Овсянкина – если человека прервать, то 86% захочет вернуться к прерванному действию. Левин: (кафе, официант забывает заказ оплатившего посетителя) Зейгарник: выполненное задание запоминается гораздо хуже, чем незаконченное Биренбаум: эффект замещения – близкое по форме действие может разрядить заряженную другим намерением систему. Фаянс: изучение действенности намерений. Демонстрация детям привлекательной, но недосягаемой игрушки. Регистрация: длительности целенаправленного поведения и длит-ти фрустрации. Время тем больше, чем ближе целевой объект. Вывод: возрастание валентности целевого действия с уменьшением психологического расстояния.
Уровень притязаний:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|