реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Общая психология - (шпаргалка)

реферат
p>Филогенез: появление стимулов-средств (узелки на память) – ВПФ. Онтогенез: рождение стредства-знака в процессе общения со взрослым и его интериоризация. Эксперимент на запоминание слов Леонтьева: стимулы-объекты и стимулы-средства – параллелограмм развития (интериоризация внешних средств): В дошкольном возрасте внешние ср-ва не повышают продуктивность запоминания. В младшем – значительно повышают

    У старших детей – нет. Внутренние средства.

Натуральные функции подвергаются инволюции (угасанию) или гипертрофированию (эйдетизм): там, где нет мышления – нет внутренней структуры. Генетический закон развития ВПФ: внешнее опосредование является первичным по отношению к внутреннему (всякая псих ф-я появляется в развитии чел-ка дважды: в интерпсихической, а затем в интрапсихической форме).

    Животные: наследование видовых черт, инстинктов.

“Видовой” опыт человека зафиксирован во внешней, материальной культуре (экзотерическая форма) – необходимо усвоение этого опыта путем воспитания и обучения (искусственное развите р-ка). Наследственные предпосылки у человека: не жестко детерминируют поведение (инстинкты расшатаны)

человеческий видовой опыт относительно молод – не мог зафиксироваться в стр-рах мозга пластичность мозга

Качественная специфика человеческого онтогенеза – присвоение культурно-исторического опыта. Процесс распредмечивания опыта в процессе его усвоения индивидом. Для этого необходимы: наличие предметов культуры

    наличие учителя (взрослого)

совместная деят-ть р-ка и взрослого (общая цель, общая система средств, координация действий). Необходимы активность р-ка и активность общества. Понятие Зона Ближайшего Развития: это то, что р-к может сделать сам и к чему он способен при участии взрослого. Присвоение – переход от совместной деят-ти к индивидуальной.

    Деятельность и личность: строение и развитие личности.
    Часть II

Представление о личности в общей и дифференциальной психологии. Понятие личностных черт. 2 подхода к личности:

    Структурный (х-н для дифференциальной псих-и)
    Функциональный (собственно-личностный)
    Человек как обладатель свойств – черты характера.
    Их причина – природа и среда.

Способ работы – диагностика и коррекция способов поведения. Человек как создатель свойств. Свойство – артефакт, созданный с определенной целью), значит возможно его изменение. Причина – личность.

    Способ работы – психологическая помощь, консультирование.
    Основные разделы психологии личности:
    Диагностика
    Внутренняя регуляция деятельности: эмоции и воля
    Строение личности (мотивационная сфера)
    Развитие личности.
    Общая психология
    Дифференциальная
    Психологические особенности личности в узком смысле

Индивидные свойства во всем многообразии (возрастно-половые, индивидуально-типические)

Диагностика черт - опросники: черта – поведение (вероятное) – самоотчет испытуемого. Черта определяется посредством реакции или поступков в определенных ситуациях (перечень ситуаций) Проблемы:

Проекция представлений автора о том, каким должно быть то или иное явление. Например: теория черт (харизматическая теория лидерства) – набор черт, необходимых лидеру. Но несогласованность у разных авторов + представление, что это черты самого экспериментатора, а не лидера. Реконструкция: суждение о наличии черт (например, угодливое поведение и угодливость + атрибуция в связи со статусом человека) Опросник измеряет вероятность появления черты, но не ее интенсивность. Ожидание: выраженные черты провоцируют высокую частоту проявления в поведении. Но это относится только к социально желательному и личностно принятому поведению. За кадром – неосознаваемое и социально неодобряемое. Проблема перечня черт – как объять необъятное. Слипание черт – генерализованные черты. Черта есть воспринятый гештальт! Тестовый метод:

    суррогатный
    непригодный для глубокого анализа
    субъективный
    Однофакторные опросники – легко просчитываются испытуемым

Многофакторные – более совершенные. Фактор – глубинная черта в основе поверхностных (Кеттел).

    Ананьев:
    Первичные индивидные свойства
    св-ва конституции
    нейродинамические (нервная деят-ть)
    функциональная геометрия больших полушарий
    Вторичные индивидные свойства

психофизиологические функции (восприятие, память, мышление) органические потребности

Собственно психологические (развиваются в онтогенезе – влияние социума) темперамент

    задатки

Генетически задаются некоторые пределы развития задатков и темперамента (метод близнецов). Личность выходит за пределы природной данности: то, ради чего человек действует. Индивид – то, как он действует. НПФ – ВПФ – Личность (это гиперфункция).

19 век – Вундт: экспериментальная психология – акцент на сходство, создание обобщенных х-к человеческого поведения (стандартизация условий) Фрэнсис Гальтон – система антропометрических измерений школьников, разработка тестов сенсорного различения. 1905 г. Альфред Бине: 30 тестов по возрастанию трудности – способности к суждению, пониманию и рассуждению. 1916 – шкала Стэнфорд-Бине IQ (отношение между умственным и фактическим возрастом).

    Способности: их измерение и развитие.

Теплов: это индивидуальное свойство субъекта, связанное с готовностью к успешному освоению и осуществлению определенной деятельности (это средства деят-ти и возможность ее осуществления). Отличны от наличного уровня знаний и умений, но объясняют легкость их приобретения. Характеристики способностей:

    Способность к изменению - переменная
    Связь с успешностью осуществления деятельности
    Это готовность к усвоению знаний, но не результат
    Связаны с врожденными особенностями – задатками.

Задатки – анатомо-физиологические особенности организма, которые определяют возможность развития определенного органа при оптимальных условиях. Это врожденные предпосылки формирования способностей. Задатки – это возможности, они константны.

Способности – это проявления задатков в деятельности + они в этой деят-ти и создаются (по Теплову). Способность есть процесс. Деят-ть направляется мотивами – способности можно изучать в связи с мотивацией. Способности: общие и специальные (более связаны с задатками). Общие – складываются из многих, способны к компенсации. Задатки

    Способности
    Врожденные
    Формируются в процессе деятельности
    Константны
    Изменчивы
    Возможность (анатомо-физиологическая)
    Готовность, но не результат
    Нельзя измерить
    Измеряемы: критерий – успешность деят-ти
    Данность
    Процесс

Измерение способностей – тесты: короткое испытание с целью установить наличие и степень выраженности определенного свойства. Легче – специальные, труднее – общее (как определить интеллект) Тест Бине: задания на вербальные, логические, конструктивные способности. Но: показатель интеллекта общий (может определяться развитием одной способности, но это нельзя уточнить). Представление об интеллекте как об общей врожденной способности. Современное мнение: интеллектуальные тесты определяют наличный уровень знаний и умений. На рез-ты тестов влияют: окр. Среда, темперамент. Понятие умственный возраст – это набор заданий, которые в среднем успешно решаются детьми определенного возраста. 1916 г – соотношение между умственным и хронологическим возрастом: УВ/В х 100% = IQ Требования к тесту:

валидность – степень, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен надежность – воспроизводимость рез-тов, степень их повторяемости стандартизация- единообразие процедуры проведения и оценки рез-тов

    Измерение творческих способностей – Гилфорд.
    Качества креативности:
    оригинальность ассоциаций
    семантическая, смысловая гибкость
    фонтанирование новых идей
    образное мышление
    5 видов действия (в рез-те факторного анализа):
    восприятие и понимание материала
    рабочая память
    дивергентность (выделение в обычном оригинального

конвергентность (опознание объекта по качественно разным признакам) эвалюация, подведение итога

Креативность – уровень деятельности: познавательная мотивация Высокая креативность обычно коррелирует с высоким IQ + с уверенностью в себе, чувством юмора, речевой беглостью, импульсивностью. Отличия тестов на креативность от тестов на интеллект:

    Отсутствие временного ограничения

Сложное строение (несколько способов решения для креативности) Косвенная инструкция

    Одаренность – индивидуальное сочетание способностей.
    Развитие способностей:

Способность как проявление задатков: развитие связано с сензитивными периодами (неравномерно): стадиальность как общий принцип психического развития. Задатки созревают в определенном возрасте. Важно обучение! Способность как преобразование других задатков – можно развивать при высокой мотивации (квазиабсолютный слух): артефакт, получаемый в рез-те преобразования нескольких натуральных ф-й.

3. Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание.

Т-т - это врожденное свойство организма. Х-р – прижизненное развитие темперамента. Т-т зависит от физиологических факторов – свойств нервной системы (ВНД): скорость нервных процессов, яркость переживаний и выражения эмоций, скорость переключения с одной деят-ти на другую (скорость, интенсивность, переключаемость психических процессов! ) Темперамент не специфичен: связан с телесными особенностями и св-вами нс.

    Гиппократ – идея о 4-х жидкостях в разных пропорциях

Гален – сопоставли псих сво-ва чел-ка с жидкостями. Попытка найти внешнюю корреляцию псих. процессов. Последствия теории:

    Четверичная концепция темперамента
    Значение гуморального и нейрогуморального факторов.

Возможно прижизненное изменение т-та – в рез-те эндокринологических изменений, травм и т. д.

    Свойства т-та:
    это динамические х-ки псих деят-ти
    носят формальный, а не содержательный х-р
    высокая устойчивость
    св-ва т-та проявляются на уровне энергетики поведения

глобальность св-в т-та – они проявляются в мотивах, эмоциях, перцепции, интеллекте.

    Типология по Павлову:
    Выделение основных свойств нс (бинарный х-р)
    сила – слабость

Сила – устойчивость нс к длит. воздействию раздражителя (толерантность); способность к концентрации возбуждения; помехоустойчивость уравновешенность – неуравновешенность

Возможность к переходу от возбуждения к торможению в критической ситуации подвижность – инертность

Скорость образования усл. рефлексов, скорость перехода от возб к торм-ю. Построение общих типов нс

    Соотнесение типов нс с типами т-та
    Сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник
    Сильный, уравновешенный, инертный – флегматик
    Сильный, неуравновешенный – холерик
    Слабый – меланхолик
    Проблемы:

выделение чистых типов: невозможно. Теплов предлагает термин синдром как набор или комплекс свойств нс, которые связаны между собой и имеют единое основание. Небылицын: 3 компонента т-та + связь с анатомическими стр-рами: Общая психическая активность индивида: вялость, инертность – подъем, стремительность (ретикулярная формация) Моторный компонент – быстрота, сила, резкость, ритм

Эмоциональность – впечатлительность, импульсивность, эмоциональная лабильность, скорость смены переживаний (лобно-лимбическая кора)

    соотнесение типов нс с типами т-та (поведением):

Современная т. з: тип поведения и тип ВНД не совпадают! Т-т формируется при жизни, это психологичское, а не физиологическое свойство: свойства конституции – св-ва ЦНС – тип ВНД – темперамент. На одном типе ВНД может сформироваться разный т-т. Теплов: св-ва нс – природные, врожденные особенности (физиологические). Нет простого соответствия между типом нс и х-ром поведения: св-ва нс образуют почву для формир-я типов поведения (важно также влияние воспитания и условий жизни). Климов “индивидуальный стиль деят-ти” – пристройка компенсирует недостатки ядра при высокой мотивации (эксп-т: счет в уме. 40 мин – нет различий для сильной и слабой нс).

Вундт: связь типа т-та с энергетикой организма (на примере эмоций):

    Сила
    Слабость
    Быстро изменяются
    Холерик
    Меланхолик
    Медленно изменяются
    Сангвник
    Флегматик
    Собственно темпераментные свойства:
    пластичность-ригидность
    устойчивость псих деят-ти
    помехоустойчивость
    реактивность
    эмоц возбудимость

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.