реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Общая психология - (шпаргалка)

реферат
p>Наличие врожденных схем действия, их распространение на новые объекты (сосание) Ассимиляция: отработка готовых схем, расширение области их применения Необходимость учета свойств новых объектов – изменение схем действия Вторичные

    4-8 мес

Связь движения с перцептивной активностью – сочетание сенсорики и моторики (дергание погремушки). Разделение цели и средства.

Пассивная аккомодация (учет св-в без их осознания, нет осознания причинно-следственных связей). Схема объекта определяется через схему действия: с объектом можно действовать по-разному. Возникновение сенсомоторных понятий Исследовательская активность. Третичные

    8-18 мес

Исследовательские действия с объектом (бросание, разламывание). Изменение действия – слежение за результатом. Активная аккомодация (осознание причинно-следственных связей) – уподобление движения объекту. Появление схемы объекта в рез-те действий с ним. Полное образное представление объекта

Появление операционального: возникновение речи – ЗНАК вместо образа. Сенсомоторный интеллект

    Операциональный
    Последовательно развернут во времени
    Симультанное, целостное представление
    Направленность на результат, успех действия
    Возможность интереса к процессу, форме мышления
    Хронотоп: происходит в реальном времени
    Расширение хронотопа: взаимодействие с возможным опытом
    2. Дооперациональная стадия

На этой стадии появляется речь, но у р-ка еще нет понятий. Поэтому для него слово еще не является знаком (произволен и конвенционален), но символом (сходство с замещаемым предметом). Сначала возникают индивидуальные символы, затем – усвоение знаков из социума. Первые схемы интеллекта – символические. Мышление еще находится в плену у восприятия: наглядность необходима ля представления мира. Место логических операций – интуиция.

    Когнитивные схемы
    Содержание
    Функции
    Возможность развития
    Символические
    2-4 года

Синкретическое обобщение (познавательный эгоцентризм, непроницаемость для опыта) Ассимиляция сенсомоторных схем

    Разрушение синкрета
    Интуитивные
    4-7 лет

Подражание логическим операциям (трансдукция – от частного к частному) Пассивная аккомодация

Подражание рассуждениям взрослого, но без принятия его т. з. (эгоцентрическая речь – иллюзия понимания) Операциональные

    Сопоставление и координация разных частных св-в
    Активная аккомодация
    Децентрация

Слово относится р-ком не к объекту, а ко всем ситуациям действия с этим объектом + эмоц отношение, возм-ть действий с ним. Первые слова – глобальные неупорядоченные обобщения (синкреты). Аутизм ребенка. Далее – необходимость в общении – социализация, разрушение синкрета.

    3. Конкретные операции

Овладаение принципом сохранения (тесты Пиаже). Обратимость мышления: возможность вновь вернуться к исходному расположению предметов за счет обращения движений. Тесная связь с конкретными предметами. Формирование операций:

    классификация
    сериация (упорядочивание по изменению свойства)
    мультипликация (одновременно 1 и 2)
    Конкретные операции
    Формальные операции
    Могут возникать спонтанно из повседневного опыта
    Только путем обучения. Конечный этап социализации.
    Зависит от материала

Независимость от материала – чистые операции 2-го порядка (логические) Ограниченность реальной ситуацией

Расширение пространсва: гипотетико-дедуктивные рассуждения. Гипотеза о будущем, возможном опыте Достоверны эмпирически

    Достоверны логически
    Формальные операции

Полная обратимость мышления, логическое рассуждение, манипулирование не предметами, а идеями. Размышление над операциями. Комбинаторика.

16. Определение памяти. Классификации видов памяти. Типы памяти. Сохранение прошлого опыта, следов взаимодействия. Появляется в неживой природе. Мнемофункция – генетически первичная форма психики. Виды памяти:

    Классическое деление (уровни, стадии развития) Жане:
    моторная (привычка Уотсон)
    аффективная (Рибо)
    образная (Аристотель)
    логическая (память-рассказ Жане)

В такой последоват-ти в онтогенезе и филогенезе. Образная есть у животных, моторная и аф-я – даже у червей. Моторная – у простейших. Но: моторная и эмоц слиты в онтогенезе + слитность с мышлением и восприятием (для р-ка думать есть вспоминать). Исследования патологии памяти:

утрата впечатлений в обратном порядке по отн к запоминанию (Рибо) аффективные исчезают медленнее, чем интеллектуальные (эксп-т Корсакова) дольше всего сохр автоматизмы и навыки

Корсаков: забытое сохраняет след в б/с. Распад памяти – фрагментарный процесс (не равен развитию). Фрейд: мотивированное неосознаваемое забывание

    Бергсон: привычка и воображение.

Различаются по мех-му запоминания (повторение через упражнения и одномоментное запечатление). Это разные формы опыта. Привычка не связана со временем, а память-образ – автобиографична. Жане: реминисценция и рассказ. Память есть акт социальный (один чел-к в ней не нуждается! ) Память начинается с перессказа другому. Реминисценция

    Рассказ
    Длительность
    Краткость
    Несоотв-е новым обст-вам
    Приспособление к обст-вам
    Неизменность
    Возможность изменений
    Несоциальное поведение
    Социальное
    Бесполезность
    Полезность

Полное восстановление при наличии одного из сопровождавших обст-в Неполное восстановление

    Когнитивная псих-я: по способу хранения инфо – регистры:
    сенсорный (иконическая и эхоическая)
    кратковременная
    долговременная
    Акт памяти – 3 фазы (Флорес):
    фаза запоминания
    способ запечатления
    х-р материала
    фаза сохранения
    активный х-р
    непрерывный
    с разной скоростью в разных системах
    фаза реактивации усвоенного, воспроизведение
    активное
    непроизвольное (ассоциации)
    узнавание
    3 категории мнемических процессов:

процесс воспоминания (воспроизведение, сообщение о событиях) узнавание (идентификация объекта)

    повторное заучивание
    Факторы забывания:
    стирание временем
    интерференция
    мотивационное забывание – вытеснение
    в связи с завершением действия – Левин

19. Основные методы, факты и закономерности классической психологии памяти. Ассоцианизм – Эббингауз

Общий закон ассоциаций: воспроизведение пережитых содержаний при близости элементов (по сходству, по контрасту, простр связанность, одновременность). Память - образование и сохр ас-й и их воспроизведение. Э. изучает чистую=речедвигательную память (независимую от смыслов! ) – бессмысленные слоги. Особенности:

    изучение общей мнемической способности
    произвольное запоминание
    непосредственное
    нет учета активности субъекта
    вне взаимосвязи с мотивацей, интересом, деятельностью
    Память зависит от 2 факторов:
    временной режим
    от материала
    Рез-ты эксп-тов Эббингауза:
    значение повторений

значение абсолютного места членов ряда (начало и конец) – эффект края. Фуко: это рез-т 2 процессов торможения: прогрессивного и регрессивного. кривая забывания: с отрицательным ускорением (через 1 час – забыто 60%, через 48 – 80%, через 144 часа – плато). Пьерон 1913 г. – выявление фазы сразу после заучивания, в течение которой не наблюдается изменений в сохранении заученного. значение принадлежности к одному целому + осмысленность (стихи) степень однородности материала: фон Росторф (цифры и слоги) распределение повторений: 30 повторений в один день и разделение на 3 дня. Большая эф-ть во втором случае. Йост: это связано с установлением ассоциаций – во 2-м случае актуализируются старые. Закон Йоста: из 2 ассоциаций одинаковой силы, из кот одна более старая, при послед повторении лучше будет актуализироваться старая ассоциация... Трэвис: оптимальные перерывы (10 мин) и продолж-ть упражнений (2 в день) внимание и интерес (странно звучащие слоги)

    сон останавливает резкое забывание (нет интерференции)
    слишком сильная мотивация – ухудшение памяти
    Исчезание ассоциации:

сначала неточность возрастает, затем неизменна (отнесение к категории) ослабление ассоц связи (меньше в осмысленных вещах – стихи) Интерференция: ретроактивная (последующий материал мешает сохранению). Реминисценция – улучшение воспроизведения через 2-3 дня без доп упражнений (феномен Бэлларда). Методы исследования:

Метод заучивания Э. – чередование предъявлений и воспроизведений до полного безошибочного воспроизведения (бессмысленные слоги, механическое заучивание на основе повторения). Скорость заучивания – 2 показателя: кол-во проб и время для полного заучивания. Метод антиципации Э. : ряды материала, необх соблюсти порядок (время, число проб, число прав ответов, число ошибок) Метод парных ассоциаций

Метод узнавания Э. : расположение заучиваемого среди новых однородных эл-тов. Труднее узнавать, чем больше новых стимулов и чем больше степень сходства Метод сбережения Э. Полная неспособность воспроизвести заученное не может говорить о полном забывании. Надо применить метод повторного заучивания, чтобы выявить сбережение упражнения. Вычисление абсолютного сбережения: разница между числом проб в первом заучивании и при повторном. Но важно относительное сбережение: отношение к числу проб в первоначальном заучивании.

Бартлетт: описание сюжетной картины – изучение процесса селективности памяти. Активное изменение х-ра изображения + активное дополнение – конструктивный процесс. Влияние личностных установок. общее упрощение рассказа. Наиболее неустойчивы: расположение предметов, цвета, сулчайные детали нормализация алогичных деталей.

    20. Когнитивная психология памяти
    Центральное понятие – переработка инфо
    поэтапность переработки
    ограниченная емкость всех систем

последовательное преобразование инфо в ходе переработки: различные формы представления инфо в различных системах памяти Основные когнитивные процессы:

    Кодирование – введение в систему
    зрительное
    слуховое
    артикуляционное
    семантическое
    Хранение
    Емкость: пространственная и временная
    Извлечение
    3 осн. регистра памяти:

сенсорный регистр – непосредственный отпечаток: длит 0. 1 – 0. 5 сек кратковременная – удерживает селективную инфо. Осн мех-м – повторение. 20 сек. Емкость7+-2 ед. долговременная – неограниченная емкость, длит-ть хранения, сложная система кодирования.

    Сенсорный регистр

Сохранение данных органов чувств: иконическая 2 с, эхоическая 2-4 с. Хранение без предварительной переработки – избыточная инфо (материал для селекции). Эксп-т Сперлинга: матрица из 12 эл-тов, воспроизводится 4-5. Если неполный объем (частичный отчет), а по отдельным ячейкам – полное воспроизведение. С временной задержкой – распад образа. Извлечение: параллельное считывание.

    Эффект приставки: ухудшает припоминание.
    Эффект модальности: лучше запоминается слышимая инфо.
    Кратковременная

В процессе введения зрительной инфо в КП, она переходит в акустическую форму. Для ДП нужна единая форма кодирования: подготовка логической инфо в словесной, акустической форме. Структурирование инфо в КП: одновременность предъявления инфо и наличие родства эл-тов. Познер: ряды проб АА Аа Аб – надо сравнить буквы. Замеры времени реакции (ВР). АА лучше – зрительное кодирование, Аа и Аб – добавление вербального. Удлинение интервала до 2сек + первая буква исчезает с экрана: нет разницы в ВР. Это доказывает хранение зрит инфо. Она хранится именно в КП (пребъявление узорчатого поля в промежутке не стирало иконический след буквы). Повторение:

    обеспечивает удержание материала в КП
    способствует его переводу в ДП

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.