Общая психология - (шпаргалка)
Дата добавления: март 2006г.
Психология как наука. Специфика научного психологического знания. Отрасли психологии. Психология развивалась в недрах философии. Отделилась с применением экспериментального метода (Вундт) – аналогия с естественными науками. Специфика – одновременно естественная и гуманитарная. Разные критерии научности. Вундт выделял объяснительную (номотетическую) и описательную (идиографическую) психологии. Если невозможно объяснить явление, надо его описать. Человек в психологии одновременно является и познающим субъектом и познаваемым объектом, который обладает внутренней активностью. Следствия: психологический факт зависит от его интерпретации исследователем он зависит от его понимания испытуемым
Процессы Обыденное знание Научное знание Получение знаний В конкретной ситуации Экспериментальная ситуация Стихийность, случайность Регулярность Интуитивность Понятийность (обобщение) Непосредственность Опосредованность Сохранение знания Ситуативно-контекстное утверждение Проверяемая гипотеза Эмпирический критерий достоверности (от частного к общему) Логический критерий (от общего к частному) Воспроизводство знания Нет полного учета условий – нет накопления Накопление Оценка В связи с соц. заказом Нет Формы сотрудничества: А) Научный и житейский психолог совпадают в одном лице Б) Житейское знание – основа для научных понятий и методов
В)Научное знание становится средством для понимания людьми своих житейских проблем. Отрасли (3 группы критериев):
Содержание выполняемой деят-ти психология труда педагогическая спортивная космическая судебная Субъект выполняемой деят-ти детская этнопсихология социальная пато зоо Конкретно-научная или практическая проблема психофизиология нейропсихология психосоматика психогенетика Особые зоо клиническая судебная Антитезы: общая – дифференциальная; общая – отраслевая. Разделы психологии: общая зоо (сравнительная) психофизиология нейропсихология патопсихология детская индивидуальных различий (дифференциальная) этно социальная психолингвистика творчества
Специфика психического отражения: определение психики и сознания. Основные классы психических явлений.
Наука о психике. Свойства психики:
субъективное отражение реальности (психические процессы – восприятие, память) зачем отражать? Для регуляции собственного поведения. Психика – это отражение окружающего мира, необходимое субъекту для жизни и деятельности в нем, для управления своим поведением. Сознание – высшая форма психики:
это способность отражать не только мир, но и себя в нем. это форма регуляции совместной деят-ти людей.
Сознание есть представление суб о мире и своем месте в нем, связанное со способностью дать отчет о своем внутреннем опыте и необходимое для разумной организации совместной деят-ти людей. Отражение – феномен взаимодействия, тотальное свойство. Психика – частный случай отражения. Отражение – изменение собственных свойств в результате взаимодействия. Активность отражения + связь с деятельностью в мире. Психика возникает, когда существо начинает менять свое поведение под влиянием биологически нейтрального раздражителя. Живые существа – энергетически открытие системы, непрерывно взаимодействуют со средой. Это зависимые системы. Появляется активность с целью выживания. Активность побуждается потребностями. Главная цель ориентировки: разделение свойств среды на +-N. Сначала воспринимаются только биотические факторы. Психика – возможность регуляции поведения с опорой на абиотические факторы среды. Сознание – совместное знание через посредство материального мира. Передача социально-психического опыта индивидууму посредством элементов культуры.
Психические процессы: Специфически познавательные Универсальные Ощущение – отражение отдельного свойства реальности
Память – любая форма фиксации прошлого опыта (мнемофункция предшествует появлению нс) Восприятие – отражение предмета в форме целостного образа (перцепция) Внимание – возможность получения актуального опыта. Мышление – выходит за пределы органов чувств. Это обобщенное и опосредованное познание существенных свойств и отношений реальности. Единица – понятие. Воображение – прогнозирование, связь с будущим опытом.
3. Методы психологических исследований: Субъективные Объективные Интроспекция Наблюдение Эксперимент 1. Лабораторное 1. Лабораторный 2. Естественное – кратковременное и лонгитюдное 2. Естественный 3. Включенное Анализ жизнедеятельности Контент-анализ Проективные методы Методы объективации первичных данных (КГР) Беседа – свободная и сценарная Тесты Лабораторный эксперимент:
Метод структурного анализа психологических процессов – процесс решения предложенной задачи. Приемы – прямые и косвенные. Прямые – изменение структуры задачи. Оно вызывает изменение объективного протекание психологического процесса. Косвенные – регистрация физиологических процессов.
Экспериментально-генетический метод (детская психология): генетические срезы, формирование психических процессов Метод синдромного анализа – нейропсихология. Развитие предмета психологии (см. Умрихин)
Сознание как предмет психологии. Основные метафоры и свойства сознания. 1879 г – рождение научной психологии (лаборатория Вундта). Физиологическая психология – по методу эксперимента из физиологии. Сужение предмета психологии – сознание. Сознание – это то, что доступно интроспекции, оно существует только в самонаблюдении. Основной метод – интроспеция, эксперимент – вспомогательный. Сложные психические процессы изучает психология народов.
4 основные цели: Описание свойств сознания
Выделение элементов сознания (атомов) – ощущения, представления и чувствования Обнаружить отношения между ними
Сформулировать общие законы душевной жизни Свойства сознания:
ритмичность (связанность, группировка впечатлений) – сознание есть структура неоднородно – центр и периферия (зона ясного сознания – фокус и зона сознаваемого. Ср. Гербарт, но б/с исключено! ) имеет объем – количество простых впечатлений, которое испытуемый в данное время воспринимает как единое целое (16-40 ударов метронома). Люди по-разному группируют впечатления – выделение области поля внимания. Объем внимания – количество элементов, которое испытуемый в данное время воспринимает ясно и отчетливо 7+-2. Можно увеличить – апперцепция: процесс преобразования, укрупнения единиц сознания. Метафоры: фокус сознания, поле внимания, волна внимания, уровни внимания. Элементы сознания:
Объективные Субъективные Ощущения – модальность, интенсивность, протяженность.
Титченер: свойства ощущения – сенсорная ясность (интенсивность) и отчетливость. Чувствования – эмоциональные переживания:
Представления – связь ощущений Удовольствие – неудовольствие Напряженность – разрядка Возбуждение - успокоение Отношения между элементами: перцепция (пассивно) ассоциации по сходству по контрасту по временной и пространственной смежности причинно-следственные слияние ассимиляция диссимиляция компликация (склеивание) 2) апперцепция (активно) Общие законы душевной жизни:
А. Закон психических отношений: все элементы сознания связаны Б. Закон контраста – воспринимаются более отчетливо
В. Закон творческого синтеза – сложное несводимо к простым
Г. Закон гетерогении цели – процесс достижения цели может порождать новые цели.
Особенности психологии Вундта и Титченера: Структурность Атомизм Ассоцианизм Эмпиризм
Специфика предмета – не изучается то, что недоступно интроспекции.
Сознание как процесс – Джеймс (поток сознания) Особенности потока сознания: Индивидуален Непрерывен (неделим на элементы)
Избирателен, направлен (наличие наиболее значимого впечатления) Неповторим
Внимание непроизвольно.
Метод самонаблюдения: его разновидности, возможности и ограничения. Интроспеция – регистрация изменений внешнего мира и себя в нем. Позволяет описывать свойства сознания, выделять элементы, прослеживать связи между ними. Титченер: основное правило интроспеции – ошибка стимула. Опыт должен быть непосредственным. 2 вида: систематическая и аналитическая. Рефлексия – источник саморазвития. Появляется при развитии ребенка – самоидентификация. Источник р. - взаимоотношение со средой, несовпадение действий и результатов. Интроспекция – особый анализ данных рефлексии, научный метод. “Преимущества” метода: Возможность удвоения сознания - Локк (но только для простых автоматических действий – дробная интроспекция) В сознании непосредственно отражается причинная связь психических явлений (далеко не всех) Интроспекция поставляет психические факты без искажений (искажения неизбежны) Поздняя античность III-V вв н. э. – неоплатонизм. Плотин – интроспективная трактовка души. В центре мироздания – Единое. Оно порождает Ум (идеи). Ум порождает Душу. 2 формы – небесная и земная. Путь души – от центра к периферии. Душа стремится познать Единое. Вектор познания направлен внутрь – самонаблюдение и самопознание как функция души. Картезианско-локковская концепция сознания: сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме. Познается путем интроспекции (антропопсихизм) + методология элементаризма (сознание состоит из идей, они бывают простыми и сложными, сложные состоят из простых, образуются путем ассоциаций). Локк – 2 вида опыта: 1. Внешний – связан с ощущениями от предметов Внутренний – рефлексия: наблюдение за деятельностью нашего ума.
Ограничения метода интроспекции:
По объекту: метод позволяет изучать только себя. Но: Титченер – аналитическая интроспекция: человек может поставить себя на место другого – эмпатия. Ошибка интроспекции: испытуемый может искажать данные, он привносит что-то свое. Но Вундт считал, что можно научить простой регистрации фактов. Необъективность. Практическая неприменимость (горы фактов+противоречия в результатах) Атомизм – но мелодия неразложима на отдельные ощущения
Игнорирование безобразных явлений сознания и б/с
Современное понимание: это психическая реальность, специфическая область психической жизни. Не метод, а объект исследования. Неосознаваемое – тоже часть рефлексии.
Метод интроспекции Использование данных самонаблюдения Что и как наблюдается Рефлексия или наблюдение за деятельностью своего ума Непосредственное постижение фактов сознания (моноспекция) Использование Основной способ получения научных знаний Сырой материал для дальнейшего анализа
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|