реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Общая психология - (шпаргалка)

реферат
p>1954 Петерсоны: запомнить 3 буквы и воспроизвести через 18 сек. В промежутке – обратный счет тройками: не могли запомнить буквы (нет повторения). Забывание:

интерференция – введение новых единиц. Левин: забывание легче, когда деят-ть близка к замещаемой. стирание во времени

Оба взаимосвязаны. Эксп-т: предъявление ряда букв для запоминания, затем сложная задача, проверка букв через 30 сек. Цель: избежать повторения и интерференции. Отличное сохранение материала (т. к. нет интерференции). Но: память становится хрупкой, и даже незначительная инт-я ее разрушает. Стернберг: наборы стимулов, контрольный – есть/нет в списке. 2 стратегии извлечения инфо: параллельное сканирование или последовательное. В сенсорном регистре параллельное, а в КП последовательное (поиск-перебор). Метод зонда: если зонд в начале ряда – плохое воспроизведение, в середине 50%, в конце 100%. Эббингауз – эффект края.

Вопрос о семантическом кодировании в КП (связано с влиянием ДП): Эксп-т Шуммана: список из 10 слов + 1 контрольное (то же или синоним). Узнавание синонимов – семант. кодир-е. Эксп-т Уикконса: лучше припоминаются семантически близкие слова. Модель Аткинсона: 2 части КП

    буфер повторения – нет семант кодир

рабочее пространство КП – смысловое структурирование (программируется ДП)

    Долговременная
    Тульвинг:
    семантическая память
    сетевые модели
    теоретико-множественные
    основанные на семантическом признаке
    эпизодическая (кодирование контекстом, местом и временем)

Сетевые модели: сети понятий, связь – ассоциации. Основной метод: проверка истинности утверждения (канарейка-птица и канарейка-рыба). Значимо время реакции: феномен величины класса. Каждый элемент входит в различные категории. Скорость определения понятия зависит от кол-ва множеств, в кот. оно попадает (канарейка-птица, курица-птица (еда, перья, яйца). Понятия как набор признаков: существенные и несущественные. Вывод о близости понятий – на основе общих признаков и по степени их важности. Существенность сугубо индивидуальна. Извлечение: отыскание наличного или построение утраченного – связано с хранением. Браун, Мак-Нейл – верчение на языке.

    17. Основные подходы к изучению памяти. Теории памяти.

Психология поведения: изучение моторной памяти. Формирование двигательного навыка. Зависит от времени: Научение – число повторений + оптимальное расстояние между пробами Период без практики

Период возобновления навыка – критерий наличия памяти. Навык сохраняется, т к отдельные движения образовали целостную стр-ру и начали функционировать совместно: феномен совместного функционирования частей. Память как ассоциация частей. Моторный навык основан на врожденных мех-мах – дольше сохраняется. Бернштейн: также изучал моторную память. Формирование навыка как решение задач. С каждой новой пробой – преобразование составляющих частей навыка (повторение без повторения). Двиг задача решается на разных уровнях (см вопрос 20) – развертка фоновых уровней. Память – это не последоват-ть событий, а решение задачи. Ассоцианизм (см. 19)

    Когнитивная (см 20)

Левин: связь решения мнемической задачи с деят-тью – мотивация. Зейгарник: стр-ра деят-ти – удовлетворение квазипотребности изучение непроизвольного запоминания

    прерывание при приближении к цели
    Биренбаум: память зависит от предъявления задачи

подписи (забывание связано с разрушением целевой ср-ры действия) содержательное внутреннее замещение (нарисовать монограмму=поставить подпись - внутреннее сходство) косвенное замещение (помнить о намерении)

Деятельностный подход: Зинченко – завис-ть непроизвольного запоминания от места в стр-ре деят-ти. Эксп-т: карточки с картинками и номерами.

Дети и взрослые – арифметические задачи: дети лучше запоминают числа, т к для них это уровень действий. Смирнов: запоминание по дороге на работу (препятствия – действия).

    18. Развитие памяти.
    Натуральная память (прапамять):
    Это память-восприятие (эйдетическая)
    Связана с движением: четкая последоват-ть операций
    Связь с аффектом – не смысловая

Переход к языку – от комплекса к понятию – знаку (ВПФ): переход к схеме (выделение общих признаков и их соотнесение), причинно-следственные связи, знак и предмет не зависят др от др. Социальное развитие памяти:

Выготский: соц развитие памяти по линии опосредствования: выработка приемов. У р-ка и примитива память есть центральная ф-я (мыслить=вспоминать, т. е опираться на прежний опыт). Переход к социальной – 3 процесса: изменение внутр стр-ры, мех-ма памяти – опосредств

    изменяется функциональный состав операций памяти

изменение межфункциональных отношений – память из суперфункции становится лишь одним из условий псих развития. Переход от комплексов к абстрактным понятиям: для подростка вспоминать=мыслить.

Леонтьев: попытки овладеть натуральной – создание ср-в запоминания (узелковое письмо – еще требует расшифровки). Совершенствование ср-в памяти: развитие внешних форм запоминания – письменности

редукция внешней формы и создание знаковых систем (развитие логической памяти) Опыт Леонтьева с опосредствованным запоминанием (параллелограмм развития запоминания).

Первоначально основной объект социализации не сохранение, а своевременное воспроизведение: постепенное продвижение от воспроизведения к запоминанию

    от исключительно совместной деят-ти к ф-ии саморегуляции
    ситуативное освобождение памяти от случайных событий
    иррадиация процессов запоминания на процессы забывания.
    Разделение памяти:
    непосредственная (непроизвольная)
    мотивац значимость
    экстремальность
    новизна
    опосредованная (произвольная)
    сознательное намерение
    мнемическая направленность

Смирнов: непроизвольная память связана с неосозн уст-ками на запоминание (включение в основное русло деят-ти – приход на работу). Мысли запоминаются хуже, лучше действия. Особенно – что мешало + странное, необычное. 5 мнемических установок (произвольное запоминание):

    на полноту запоминания
    точность воспроизведения
    прочность (по времени)
    последовательность
    своевременность
    Источники направленности:
    цели
    направленность на качество
    условия

индивид кач-ва личности (способности, привычки, интерес, возраст) особ-ти материала (объем, плотность, сложность, своеобразие)

    Истомина: дети – магазин (в игре лучше)

Зинченко: ряд слов - придумать парное по смыслу или по начальной букве. Различные мотивы: игра или проверка способностей. У дошк-в – лучше в игре, у шк-в – второе. По нач букве – нет различий (мотивация здесь не играет роли). Опыт с карточками: картинка и цифра, 3 группы – дош, шк и взрослые. Запоминается объект, связанный с основным заданием. Выводы:

    цифры запомин хуже картинок
    лучше основной материал
    для взрослых – понимжение мотивации

снижение запоминания фонового стимула с возрастом (трудность переключения)

21. Определение и основные свойства внимания. Виды внимания. (+22, 23) В. как особый псих. процесс или аспект любой деят-ти?

    Критерии внимания:

феноменальный – ясность и отчетливость любого содержания сознания продуктивный – повышение качества любой деят-ти

    мнемический (побочный мнемо эффект)
    адаптивный
    селективность деят-ти как рез-т В.

Внимание включается в любую деятельность. Тесная связь с сознанием. 2 подхода:

    структурный – Вундт и Титченер
    функциональный – Джемс

Вундт: внимание – центральная область поля сознания. Это состояние ясного и отчетливого восприятия. Процесс – апперцепция. Связано с переживанием чувства активности (мышечное напряжение). В. сущ-т как самостоятельная сущность.

Титченер: В. есть св-во сознания – сенсорная ясность (нет самостоятельной сущности). Свойства внимания:

    объем – от 3 до 6 элементов
    направленность (фокусная точка), распределение В.
    высота волны – степень внимания (уровневая стр-ра).
    динамика во времени (колебания, устойчивость)
    2 стадии развития:

первичное (непроизвольное, непосредственное) – вызывается новизной, неожиданностью стимула вторичное – борьба с отвлекающими ф-рами – волевой акт

производное первичное внимание – связь с сознательной целью, не требует волевого усилия

    Джемс: В. есть направленность потока сознания. Связано с:
    избирательностью потока (селекция)

сосредоточенностью (возм-ть удержания материала в сознании) “Вечеринка с коктейлем” - много потоков инфо. Внимание как психотелесное явление (приспособительные движения органов чувств), гл. ф-я – упорядоченность. Преперцепция – преднастройка к восприятию объекта: лучше воспринимается ожидаемое и лучше видится привычное. Физиологические условия В:

    приспособление органов чувств
    идеационное возбуждение центра

2 источника В: личный интерес и прошлый опыт. Связано с волей (выбор). Виды В. :

    чувственное
    интеллектуальное
    непосредственное
    опосредованное (апперцептивное)
    пассивное, непроизвольное
    активное, произвольное – требует усилий

Рибо: внимание всегда изучается в контексте (культурное развитие). В. – это неестественный процесс, задержка, сопровождается усилием – непрочность. Естествен полиидеизм (множественность состояний сознания), В. есть относительный моноидеизм. В социуме: связь с другими людьми, воспитание В. через преобразование мотивации. Развитие В. связано с возможностью управления движением – контроль и коррекция (ср. Ланге). В. не существует как чисто внутреннее явление – психофизиологическое состояние. 2 формы В. :

непроизвольное естественное: животные дети. Вызывается аффектом. произвольное искусственное (продукт цивилизации - дрессировка). Искусственно сделать привлекательным то, что по природе непривлекательно. 3 периода развития В:

    естественные эмоц состояния (страх, любознательность)
    вторичные чувства - самолюбие, чувство долга
    поддерживается привычкой

Ланге: В. есть целесообразная реакция организма - моментальное улучшение условий восприятия. Это процесс усиления и изменения восприятия. В. целесообразно. Виды:

    рефлективное – для лучшего восприятия раздражений
    инстинктивное – любопытство и удивление

волевое – усиление интенсивности. Как? Моторная теория В. Активное усиление силы воспоминания есть двигательный процесс. Механизм – ассоциация.

Добрынин: типово-генетическая концепция. Развитие В. зависит от активности личности. Критерии: наличие усилия (цели) и средств.

    Стадии развития внимания:

вынужденное (пассивное): новизна, сенсорная интенсивность, движение объекта + привычка активное – искусственное, социальное, связь с сознательными целями, акт воли. Необх. воспитывать. послепроизвольное внимание – связь с личностной активностью. Гальперин: несогласие с взглядом на В. лишь как на сторону любой деят-ти, кот не имеет своего сециф продукта (улучшение всякой деят-ти). В. как отдельная форма психической деят-ти – внутренний контроль. Любое действие состоит:

    ориентировка
    исполнение

контроль. По функции – это внимание. Действие контроля становится умственным и сокращенным. Внимание – это интериоризованный контроль. Его можно планомерно формировать (эксп-т Кобыльницкой).

Выготский: первоначальное В. – физиологический принцип доминанты (наличие одного главенствующего очага возбуждения в нс) – образование усл. рефлексов. 2 линии развития: натуральное и культурное. Культурное – социальное формирование произвольного В. под влиянием внешних стимулов-средств. Эксперименты:

2 чашки с крышкой – орех. На чашках метки (светло и темносерая). Р-к не может из различить чашки до жеста эсп-та – это первое внешнее ср-во развития В. Первоначальная ф-я речи – указание: слова направляют внимание р-ка. Игра: не называть 2-х цветов и не повторять один и тот же цвет дважды. Трудно дошкольниками и даже детям 8-9 лет. Изменение условий: методика двойной стимуляции – введение карточек с цветами. 2 ряда стимулов: вопросы и карточки. Параллелограмм развития внимания: дошк-к не использует стимулов-ср-в, школьник – лучше всего (особенно старшие). Взрослые – нет (у них уже развит процесс внутреннего произвольного внимания). Смирнов и Зинченко: эксп-т с фоновым раздражителем. У детей неустойчивое В. – переключение на фон: вмешательство непроизвольного (взаимодействие 2 типов). Направление: развитие устойчивости.

    24. Исследование внимания в когнитивной психологии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.