производстве люди воздействуют не только на природу, но и друг на друга.
Руководителю надо знать, что он и сам является генератором настроения своих
подчиненных, что стиль его работы, поведение, внешний вид во многом
определяют настроение людей в коллективе. При этом важно, чтобы не только
руководитель на работе не выглядел мрачным и хмурым, но чтобы каждый
человек приходил на работу в бодром состоянии и находился в нем постоянно.
Коллективное мнение представляет собой совокупность оценочных суждении, в
которых выражается отношение большинства к различным событиям, поступкам,
поведению и деятельности как групп людей, так и каждого человека в
коллективе. Мнение коллектива — психологическое явление, развивающееся в
процессе обшения и взаимодействия людей, постоянного их живого обмена
своими мыслями, взглядами, убеждениями, чувствами. По своей форме мнение
коллектива представляет собой и выражение общественного сознания, которое
сочетает в себе элементы идеологии и общественной психологии. Конфликт —
это столкновение различных как субъективных, так и объективных тенденций в
мотивах, отношениях, действиях и поведении членов коллектива, неформальной
группы, отдельных людей. Конфликты не являются неизбежными, их можно
предупредить, зная источники, причины и пути профилактики. Возникающие
конфликты надо как можно быстрее и разумно разрешать, причем только на
принципиальной основе. Традиции — это исторически сложившиеся и
передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, а
также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления,
неоднократно подтвердившие свою общественную значимость и личную пользу.
Традиции как способы реализации в сфере духовной жизни и общественных
отношений всегда возникают, развиваются и отмирают под определенным
воздействием материального производства и экономических отношений. Но этот
процесс нельзя понимать упрощенно — будто бы с возникновением новых
экономических отношений происходит одновременное отмирание старых традиций
и рождение новых. В определенных условиях они могут существовать длительное
время, принимая формы пережитков прошлого.
Формирование благоприятного психологического климата в коллективе зависит
главным образом от знаний и способностей руководителя, его лидерских
качеств, т. е. способности вести других за собой личным примером, побуждать
других выполнять свои поручения.
Характеристика внешней среды предприятия
Все факторы внешней среды: относятся к неконтролируемым со стороны
компании; рассматриваются как совокупность 2-х факторов: прямого и
косвенного воздействия. Ф-ры прямого воздействия – те, с кот компания
находится в непосредственном взаимодействии и испытывает их прямое влияние
на себе: 1) поставщики материалов, оборудования, энергии и т.д.; 2) законы
и гос органы – каждая компания имеет свой правовой, кот определяет какие и
как она может вести дела, какие имеет права и какие обязанности она несёт
перед государством; 3) потребители – этот фактор в условиях рынка является
основой функционирования и развития компании, именно от них зависит сможет
ли компания возместить свои издержки и получить прибыль; 4) конкуренты –
недооценка их приводит даже преуспевающие компании к значительным потерям,
т.к. конкуренты во многих случаях определяют какой товар и по какой цене
можно продавать; 5) собственники – одно из главных влияний на компанию
оказывают её ОПФ и собственники компании. Этот фактор тесно переплетается
как с внешней так и с внутренней средой. Факторы косвенного воздействия –
не оказывают такого влияния на компания, как прямые: 1) экономическое
окружение оно характеризуется уровнем развития и состояния экономики.
Состояние экономики оказывает влияние на стоимость ресурсов и на спрос
товаров и услуг; 2) политическое окружение – способы политических целей и
задач, находящегося у власти правительства. От политики зависит
стабильность развития компании; 3) технологическое окружение – технология
является одновременно и внешним фактором компании и её внутренней
переменной. В качестве внешнего фактора она отражает уровень НТР, что
влияет на организацию деятельности компании; 4) социально культурное
окружение – демографическое состояние общества, отношения компании с
местным населением; 5) м/дународное окружение – в основном действует на
компании, кот действуют на м/дународном рынке или использующих зарубежные
материалы и технологии.
Природа принятия управленческих решений
Управленческое решение – специальный акт, предоставленный на основе
вариантного анализа и принятой в установленном порядке оценки, имеющей
директивное значение, содержащий постановку целей и обоснование средств их
достижения. Управленческое решение является продуктом труда руководителя.
Этот продукт труда имеет свои особенности: 1) управленческие решения и их
последствия затрагивают интересы многих людей; 2) принятие управленческих
решений – это личная ф-ция руководителя, кот обязан её выполнять и несёт
ответственность за последствия решений; 3) содержание процесса управления
таково, что принятие решений занимает в нём центральное место. Решение
предполагает предварительное осознание целей и средств действия. Осознание
– процесс, базирующийся на информации о целях и средствах действия, но это
на простое преобразование информации, а сложный процесс увязки целей и
средств. Следующий компонент решений – мысленное совершение действия, т.е.
моделирование – укрощение мысленного действия, при кот сохраняется главная
идея решения и возможность оценить его последствия. Такая модель должна
отражать волевой акт решения с такой точностью, с кот это возможно для
мыслительных возможностей человека. Один из моментов, направляющий процесс
выработки и принятия решения – волевой фактор. В зависимости от наго
решения могут быть различными, т.е. назначени6е волевого фактора в том,
чтобы выбрать один вариант из множества. Оценка и анализ требует
соответствующего аппарата и критериев, кот вырабатываются в ходе обучения и
накопления опыта. На этом этапе волевого вмешательства не предполагается.
Т.о. неотъемлемыми компонентами процесса выработки управленческого решения
является: волевой фактор; осознание целей и средств; моделирование; анализ
и оценка.
Рациональное решение проблемы
Это состав и последовательность процедур, приводящих к решению проблем
организации в комплексе с методами разработки и оптимизации альтернатив.
Модель процесса рационального решения проблемы вкл в себя след-е блоки: 1)
из всей поступающей информации отбирается то, что может иметь прямое
отношение к решению. Хранящаяся здесь информация частями или полностью
передаётся в другие блоки в удобной форме, что называется предоставлением
информации. Др словами в этом блоке происходит сжатие исходной информации,
т.е. уменьшение избыточности и преобразование к требуемому виду. Это нужно
для предотвращения информационной перегрузки в др блоках. 2) здесь
выполняется классификация задач распознавания. На основании сравнения
делается вывод о соответствии ситуации одному из известных по опыту
образцов, либо о том, что данная ситуация абсолютно новой. В последующем
случае вырабатываются основные признаки новой ситуации. Блок распознавания
– это последняя инстанция, в кот ещё может быть устранена ошибка, поэтому в
дальнейшем результат распознавания является достоверным. 3) здесь
вырабатывается проект решения на основе м-дов, созданных в процессе
обучения и накопления опыта или в научных учреждениях. М-ды могут быть
типовыми, стандартными и вновь применяемыми. 4) производится оценка
вариантов решения, выработанного в блоке 3. Этот блок содержит критерии и
способы оценки. Полученный количественный и качественный результат
передаётся в блок 5. 5) здесь принимаются решения и осуществляется волевое
действие, т.к. всякое принимаемое решение неизбежно содержит элемент
риска, то здесь надо произвести анализ допустимого риска. Риск оправдан,
если ожидается высокая эффективность решения и имеется в правильности
оценки обстановки.
Экономические м-ды управления
Это система экономических стимулов и рычагов, влияющих на производство не
прямо, а косвенно и направляющих деятельность предприятия в нужную для него
сторону. В системе этих м-дов выделяют: 1) Эк планирование – обеспечние
научно обоснованной организации управления: распределение должностных
полномочий, подготовка кадров управления, повышение квалификации,
совершенствование технологии управления. Для этих задач надо учитывать
конъюнктуру рынка, совершенствовать систему плановых показателей,
обеспечивать единство долгосрочных и оперативных планов, внедрение
прогрессивных экономических нормативов. 2) Эк анализ – выявление эк и соц-
х проблем в деятельности предприятия. Для этого надо в ходе анализа
выявлять скрытые причины отклонений, внедрять опыт других предприятий,
применять технические средства в процессе анализа. 3) Эк стимулирование –
основная задача этих методов – создание таких экономических условий, при
кот каждый работник будет лично заинтересован в высоких показателях
развития предприятия. Выделяют след-е пок-ли; рентабельность, прибыль,
себестоимость, цена и т.д. 4) Коммерческий расчёт – основополагающее
условие деятельности любого предприятия в условиях рын экономики, при кот
затраты всегда должны окупаться.
.
Социально психологические м-ды управления
Их необходимо использовать в управлении предприятием. Это м-ды –
совокупность м-дов формирования и использования общественного сознания,
социальной активности, основывающихся на общественно значимых морально
этических категориях. В связи с тем, что духовные ценности людей весьма
разнообразны принято делить социально-психологические м-ды по уровням:
общество; коллектив, группа, личность. На уровне общества действуют м-ды
управления социально-массовыми процессами. Это воздействие СМИ на население
страны. На уровне коллектива и группы производят оценку индивидуальных
качеств работников и на основе этого вырабатывают ориентиры для
максимального проявления профессиональных качеств работников. На уровне
личности занимаются моральным стимулированием труда работника.
Коллектив как объект управления
Люди работают в основном группами. Эти группы внутри организаций
сплачиваются общими интересами и целями. Отсюда следует, что коллектив –
добровольное объединение людей для совместной трудовой деятельности по
достижению определённых целей организации. Коллектив – это сложное
социальное явление и характеризуется след-ми признаками: 1) по статусу:
официальные; неофициальные; 2) по характеру внутренних связей: формальные;
неформальные; 3) по механизму формирования: стихийно-сложившиеся;
сознательно-организованные; 4) в соответствии с ф-циями: ориентированные на
достижение определённых целей; ориентированные на реализацию совместного
интереса; …на общение; 5) по размерам: малые; большие. Коллектив состоит из
работников, обладающих определёнными личностными чертами и особенностями. И
чтобы группа могла считаться коллективом, она должна удовлетворять
следующим признакам: 1) наличие общей цели – цель может формироваться в
результате взаимного влияния индивидуальных целей членов коллектива или
задаваться из вне, в соответствии с миссией организации; 2) психологическое
признание членами группы друг друга и отождествление себя в неё; 3) личное
практическое взаимодействие людей в процессе достижения поставленной цели;
4) постоянство взаимодействия на протяжении всего времени существования
группы. Коллектив играет огромную роль в жизни человека. Прежде всего в
рамках коллектива удовлетворяются естественные потребности человека в
общении, деловом взаимодействии, в коллективе человек чувствует поддержку
других.
Основные этапы инновации
Процесс внедрения нового продукта состоит из нескольких этапов : 1)
систематизация имеющихся идей: сбор информации о технологических изменениях
на рынке, поступающей из подразделений НИОКР, в службу маркетинга,
сбытового аппарата фирмы, торговых посредников и потребителей; сбор
информации о потенциальных возможностях фирмы в отношении разработки и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|