будущем.
Экономические м-ды мотивации труда.
Эти м-ды являются одними из основных м-дов мотивации труда работников. Эти
методы проявляются в форме должностных окладов для служащих, тарифные
ставки для рабочих, дополнительной оплаты, премий, участие в прибыли.
Существенность эк м-дов подтверждается тем, что только данная форма
стимулирования позволяет удовлетворить большинство разнообразных
материальных и духовных интересов человека, исходя из чего эк м-ды
мотивации – сов-ть материальных форм, м-дов и средств привлечения людей к
труду. Чтобы заинтересованность работников к достижению высоких результатов
труда была постоянной, применяемые эк м-ды должны удовлетворять след
требованиям: 1) возможности получения заработков должны быть реально
высокими и реальными; 2) база и м-ды, используемые для расчёта
вознаграждений должны быть постоянными для работников; 3) вознаграждения
должны быть соизмеримы с дополнительными усилиями каждого работника; 4)
работники должны быть защищены от воздействия условий, которые они не в
состоянии контролировать. Способы осуществления эк мотивации: 1) з.п.:
сдельная, повременная, смешанная; 2) вознаграждения, доплаты, надбавки,
премии. Виды дополнительных выплат делятся на 2 группы: 1) доплаты и
надбавки не имеющие ограничений по сферам трудовой деятельности, кот
являются обязательными для предприятий всех форм; 2) компенсационные
доплаты и надбавки, применяемые в определённых сферах приложения труда, о
размере кот заранее договариваются с администрацией. К эк м-дам мотивации
относятся след-е доплаты: за совмещение профессий; за повышения объёма
выполняемых работ; за выполнение обязанностей отсутствующего работника; за
высокий уровень квалификации; за повышение эф-ти труда. К неэкономическим
способам относятся организационные и моральные м-ды. Организационные
включают: мотивацию целями, привлечением к участию в делах организации;
обогащённого труда.
Нематериальные стимулы к труду
1)Теоретические постановки целей Локка – она базируется на том, что все
работники в той или иной степени воспринимают цель организации как свою
собственную и стремятся к её достижению, получая удовольствие от
выполнения такой работы. 2) теория партисипативного управления – она
исходит из того, что если человек принимает участие во
внутриорганизационном управлении, тем самым он получает удовлетворение от
работы и работает с большой отдачей; 3) теория мотивации с обогащением
труда – предоставление людям более содержательной, важной, интересной,
социально значимой работы с широкими перспективами должностного и
профессионального роста, дающий возможность контролировать ресурсы и
условия собственного труда. Моральные м-ды, признание которых может быть
личным и публичным. Суть личного признания в том, что особо отличившихся
работников упоминают в спец докладах высшему руководству, имеют право
подписывать документы, в разработке кот они принимали участие, их
персонально поздравляет администрация по случаю праздников и т.д. публичное
признание – это распространение информации о достижениях работников в
многотиражных газетах, регулярно выпускаемых организацией, на спец стендах,
награждение специальными знаками. Специфическими моральными м-дами
мотивации явл-ся: 1) похвала – должна следовать за любыми достойными
действиями работников. При это к ней предъявляются след-е требования:
дозированность, последовательность и регулярность; 2) критика –
отрицательная оценка окружающими результатов работы, она должна быть
конструктивной, стимулировать деятельность человека на устранение
недостатков , конфидициальной, доброжелательной, без обвинительного
акцента, с элементами похвалы, уважительной по отношению к критикуемому и
все замечания должны быть аргументированы.
Методика эк оценки эф-ти м-та
Каждому варианту системы м-та соответствует определённое значение критерия
эффективности и задача м-та состоит в том, чтобы найти такой вариант
управления, при котором соответствующий критерий принимает самое выгодное
положение. В осн в качестве критериев эф-ти м-та – обобщающие показатели V-
мы пр-ва, прибыль, рентабельность) и частные показатели (использование
отдельных видов ресурсов: труда, основных фондов, инвестиций). Показатели
прибыли и рентабельности наиболее полно характеризуют конечные результаты
деятельности и эф-ть м-та. Обобщающие показатели отражают результат
деятельности м-та в целом, но не в полной мере характеризуют эффективность
и качество управления трудовыми ресурсами. Для этого используют частные
показатели. Так для оценки эф-ти использования трудовых ресурсов применяют
показатель темпа роста производительности труда, уровня издержек на аппарат
управления. Эфф-ть управленческой деятельности может характеризоваться
количественными (эк эффект) и качественными (социальная эф-ть)
показателями. Количественные включают: трудовые показатели – экономия
живого труда в сфере управления; финансовые пок-ли – сокращение расходов на
управление; пок-ли экономии времени – сокращение продолжительности времени
на управление. Качественные: повышение научно технического уровня; уровня
интеграции процессов управления; рост уровня квалификации руководителей;
управляемость системой; удовлетворённость трудом; завоевание общественного
доверия. В некоторых случаях (внедрение компьютерных технологий в
управление) требует дополнительных капиталовложений. В этих условиях надо
оценивать необходимость проекта. Такую оценку можно выполнять в
соответствии с методическими рекомендациями по оценке инвестиционных
проектов и их отбору для финансирования. Согласно этим рекомендациям
применяются: коммерческая (финансовая) эфф-ть; бюджетная и эк-я эфф-ть
Профессиональные качества менеджера
К профессиональным качествам руководителя относят: идейные, деловые и
нравственно-психологические, они необходимы менеджеру для успешного
выполнения им служебных обязанностей. К идейным качествам руководителя
относятся убежденность в правильности выбранной стратегии и тактики
развития производства. Непримиримость к недостаткам, гласность,
демократичность, видение перспективы, умение критиковать, воспитывать
членов коллектива, борьба с бюрократизмом. Идейность руководителя тесно
связана с его принципиальностью, требовательность должна пронизывать
деятельность аппарата управления. Руководитель обязан ставить интересы
коллектива выше личных отношений с работниками. К деловым качествам
относятся те качества, которые означают способность менеджера находить в
рамках своей компетенции, предоставленных полномочий и средств наилучший
подход к возникающим ситуациям и кратчайший путь к достижению цели. Чтобы
стать хорошим руководителем, недостаточно одной компетентности — для ее
реализации нужны также организаторские способности, то есть навыки
налаживания работы многих людей. К нравственно-психологическим качествам
относятся те качества, которые необходимы для создания в коллективе
климата, который способствовал бы развитию здоровых межличностных
отношений, сознательной дисциплины трудовых отношений. Нравственно-
психологические качества отличаются большим разнообразием, поскольку сложна
психологическая структура самой личности. К основным из них относят: 1)
честность и порядочность, высокая требовательность к себе и к другим; 2)
знание человеческой психологии и индивидуализированный подход к подчиненным
(с учетом личностных параметров — характера, темперамента, ценностных
ориентиров и пр.; 3) стремление к аргументированному распределению трудовых
функций между собой и подчиненными; 4) умение при всех условиях оставаться
выдержанным, терпеливым, вежливым и уравновешенным, не терять способности
принимать разумные решения.
Административные м-ды управления
Они устанавливают обязанности, права и ответственность каждого
руководителя и исполнителя, каждого уровня управления. Эти м-ды должны
обеспечивать персональную ответственность работника за исполнение воли
вышестоящего руководителя – это приёмы и способы воздействия субъекта
управления на объект на основе силы и авторитета власти – приказы,
распоряжения, инструкции и др. Эти м-ды можно классифицировать по
направлениям воздействия. В этом случае выделяют регламенты, нормы,
инструкции, директивные требования и т.д. Группы административных м-дов:
распорядительные; организационно стабилизирующие; дисциплинирующие.
Направления действия этих м-дов – обеспечение стабильности организационных
структур и условий их функционирования; подчинение каждого процесса,
протекавшего на любом уровне управления власти. Административные м-ды: 1)
регламентирование – общеорганизационные принципы устройства предприятия,
кот определяют его структуру, должностные обязанности каждого работника и
порядок функционирования всех подразделений; 2) нормирование – основано на
использовании в управлении нормативных показателей. Норма- величина,
характеризующая естественные условия протекания природных и антропогенных
процессов. Норматив – условное распределение чего-либо на единицу; 3)
инструктирование – вкл след-е виды информирования: предостережение,
разъяснение, ознакомление, советы и др документы
Организаторские качества менеджера
К организаторским качествам менеджера относят, прежде всего, специфическую
потребность, проявляющаяся в неуклонном стремлении личности доводить
начатое дело до логического завершения. Однако сама по себе эта потребность
не обеспечивает успеха — необходимы еще соответствующие качества:
способности, знания, навыки и множество других. К первой группе
организаторских качеств относятся следующие качества: а)
психологическая избирательность, которая выражается в быстром понимании
психологических особенностей и состоянии людей; умении запоминать их
поступки; склонности к психологическому анализу поведения и поступков
других людей и своих
собственных; глубокой вере в силы, способности и возможности отдельной
личности и коллектива и др.; б) практически-психологический ум — умение
распределять задачи в зависимости от индивидуальных особенностей людей,
регулировать их психическое состояние с учетом условий деятельности и
взаимоотношений при постановке задач, выдвигаемых
перед всем коллективом; в) психологический такт — умение быстро находить
необходимый тон и целесообразную форму общения в зависимости от
психологического состояния и индивидуальных особенностей окружающих людей,
адаптировать свою речь, быть простым и естественным в отношениях с людьми,
справедливым и объективным при их оценке и подборе.
Ко второй группе относятся следующие качества, необходимые для
эмоционально-волевого воздействия: а) общественная энергичность —
способность заражать окружающих своей энергией с помощью мимики, взгляда,
выражения лица, жестов, позы, б) взыскательность, характеризующаяся
смелостью, постоянством и гибкостью, категоричностью и настойчивостью,
разнообразными формами принуждения от шутки до приказа, индивидуальным
подходом к людям в зависимости от их постоянных и временных психических
особенностей и состояний; в) критичность — способность анализировать
отклонения от нормы в деятельности и поведении других людей, которая
выражается в самостоятельности критического анализа, логичности и
аргументированности критических замечаний, прямоте и смелости, глубине
замечаний, а также доброжелательности. В третью группу выделены качества,
характеризующие склонность к организаторской деятельности: а)способность
самостоятельно заниматься организаторской деятельностью, смело брать на
себя функции организатора и ответственность за работу других людей в
трудных и неблагоприятных условиях; б) потребность осуществлять
организаторскую деятельность и постоянную готовность браться за нее; в)
наличие положительных эмоций от ее осуществления и скуки при ее отсутствии.
Авторитет руководителя
Высокий уровень профессиональных знаний, безусловно, увеличивает шансы
любого менеджера на успешную деятельность. Однако существуют некоторые
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|