Он впервые разработал методику изучения м-та, что дало возм-ть начать
изучение м-та в уч заведениях. Впервые м-т начали изучать в США в начале 70-
х 20 в ..Его имя связано со спасением умершей компании форд моторс
(применил систему деценрализ-го управления). Н разработал концепцию
управлении по целям, предложил идею о самоуправлении трудового коллектива –
кроме профсоюзной организации, м-та компании создать демократически
выбранный орган управления из рабочих и служащих компании.
. Современная школа м-та
В наст время нет единого подхода к м-ту. В разных школах, предприятиях
существуют различные подходы, направления, концепции к управлению
предприятием. Часто они даже не связаны друг с другом. В наст вр в теории
управления рассматривают след концепции: 1) к-я адаптации или стратегия
приспособления состоит в том, что в реальной предпринимательской деят-ти
стратегия фирмы – это всегда комбинация наиболее выгодных курсов действий с
учётом ф-ров внеш среды. Др словами это стратегия маневрирования в
распределении и перераспределении произ-ва и товаров м/д предприятиями, в
зав-ти от ур издержек пр-ва, ст-ти раб силы, паолитич-й стаб-ти страны. 2)
к-я глобальной стратегии – направлена на оптимизацию деят-ти фирмы. В ней
акцентир-ся внимание на необходимости оптимизации всей компании, а не её
отдельных частеё. Она имеет след направления: теория множественных целей -
когда стратегия направлена на реализацию многих целей и отрицается максим-
ция прибыли в кач-ве главной цели; максим-я прибыли; получение максим-й
прибыли в рез-те лучшего приспособления организ-й стр-ры к изменениям
внешней среды; соверш-ие осн ф-ций управления. 3) к-я целевой ориентации –
утверждает, что должна доминировать рольцелеполагания в процессах
планирования организации, мотивации и контроля. Подходы к управлению: а)
подход к управлению как к процессу (процессный) определяет управления как
процесса , в кот деят-ть предпр-я рассм-ся не как единовременное действие,
а как серия непрерывных взаимосвязанных действий – ф-ций управления; б)
системный подход – рук-ли должны рассматривать организацию, как сов-ть
взаимозависимых эл-тов: люди, стр-ра, задачи, технология, кот ориентированы
на достижение различных целей в условиях постоянно меняющейся внешней
среды; в) ситуационный подход – пригодность различных м-дов управ-я опред-
ся ситуацией, т.к. существует обилие ф-ров, как в самой организации так и
во внешней среде не существует единого лучшего способа управления
организацией. В этих условиях самым эффективным вариантом будет выбор
такого способа управления, кот наиболее соответ-ет данной ситуации. Этот
подход внёс самый большой вклад в совр. Теорию м-та, т.к. содержит
конкретные рекомендации по применению научных положений к практике
управления в зав-ти от условий.
Закономерности м-та
Закономерность – первоначальная формулировка закона в начале его
теоретического осмысления и исследования. Основные закономерности: 1)
пропорциональность управляемой и управляющей систем. Она нужна на
предприятиях для того , чтобы функционирование и развитие структурных
подразделений соответствовали друг другу. Пропорциональность относится не
только к организации производства, но и к организации труда. 2) ритмичность
движения основных производственных и оборотных средств, их непрерывность в
кругообороте. Эта закономерность выраж-ся: в непрерывности или рмтмичности
процессов производства; в непрерывности материально-технического снабжения
и сбыьа произведенной продукции; в непрерывности обновления основных
производственных им оборотных средств. 3) централизация и децентрализация
управления. Эта закономерность означает необходимость оптимального
сочетания централизации и децентрализации системы управления.
Централизация – такое построение системы управления, при кот существует
непрерывная и достаточно устойчивая подчинённость каждого звена системы
управления. Децентрализованная – предоставление объектам управления части
властных полномочий. 4) оптимальная звенность структурных подразделений в
управляющих и управляемых системах. Она означает, что структура предприятия
должна соответствовать её характеру, учитывать её ообенности, отвечать
требованиям пропорц-ти и оптимальной самостоятельности структурных
подразделений.
Понятие и классификация ф-ций м-та
Ф-ция – (лат) обязанность, круг деят-ти, исполнение – это роль, кот
выполняет физ и юр лица в какой-либо системе. Ф-ция – это конкретный вид
управ-й деят-ти , кот осущ-ся спец-ми приёмами и способами, а также
соответствующая организационная работа и контроль деятельности.
Классификация ф-ций м –та: 1) Анри Файоль в своей книге «Учение об
управлении» выделил след класиф-ию: а) предвиденье; б) организация; в)
распорядительство; г) согласование; д) контроль. 2) Фалнер в нкиге
«энциклопедия современного управления» след ф-ции: а) планирование; б)
организация; в) исполнение; г) контроль. 3) авторы учебника «основы м-та»
Альберт, Мескон и Хедоури: а) планирование; б) организация; в) мотивация;
г) контроль; этой классификации придерживается большинство теоретиков
современного м-та.
Законы м- та
Всякая наука хар-ся собст-ми законами – наиболее существенные, часто
повторяющиеся причинно-следственные связи в системе управления. Законы: 1)
закон единства и целостности системы – система управления компанией должна
обладать организационным и функциональным единством, т.е. система
управления должна обладать устойчивостью внутренних связей при любых
изменениях внеш среды. В реальной практике м-та действие этого закона
означает: единство принципов управления на всех уровнях; единство организ-х
форм систем управления; единство осн ф-ций управления; единство осн м-дов
управления; единство процессов управления. 2) з-н необходимого разнообразия
систем управления – системы управления должны обладать необходимым
разнообразием в соответствии с требованиями управляемой системы, но стоит
отметить, что система управления обладая разнообразием одновременно должны
обладать внутренней структурой, пропорциональностью и др параметрами. 3) з-
н соотносительности управляющих и управляемых систем – соотносительность –
соответствие этих систем управления по функциональным и структурным
возможностям, уровням направления, целям управления и задачам управления.
Во-первых соотносительность систем понимают, как их адекватность в плане
интенсивного и экстенсивного развития. Если система управления
функционирует по интенсивному типу ей не может соответствовать управляющая
система экст-го типа. Во- вторых соотносительность систем означает, что
функциональная сложность управляемых систем должна соответствовать более
высокого порядка сложности функционирования управляющих систем. В- третьих,
соотносительность систем понимают в том плане, что совершенствование
управляющей системы должно осущ-ся более динамичными темпами, чем
управляемой. 4) з-н содержания и форм прямой и обратной связи – в любой
управляемой системе существует передача соответст-х распоряжений, обмен
информацией м/д различными службами и отделами – этот процесс и называется
связями. Поэтому если в системе управления нет связи, либо она не
устанавливается какими либо органами управления, то система управления
может выйти из под контроля, а предприятие превратиться в неуправляемое. 5)
з-н единства действия з-нов управления – протекание явлений и процессов
управления происходит под действием единого механизма законов управления
(все законы м-та действуют одновре5менно и любой из них не может не
действовать.
Принципы м-та
Принцип (лат) основа, правило – руководящие правила, осн положения и нормы
поведения, которым руководствуются органы управления. Иными словами
принципы – это правила реализации законов и закономерностей м-та на
практике. Принципы: 1) научности управления – соблюдение его заключ-ся в
построении системы управления и её деятельности на строго научной основе.
Как всякий другой принцип этот принцип должен обладать внутренней
противоречивостью, т.к. создаёт внутреннюю логику и внутренний импульс
развития. По мере научно-технического развития меняются и основные научные
постулаты, поэтому и система управления должна постоянно корректировать
свою деятельность. 2) планового ведения хозяйства – постановка деятельности
предприятия на длительный период. 3) правильного подбора и расстановки
кадров. Подбирая кадры нужно руководствоваться след критериями:
способность принимать оптимальные решения; деловая и коммерческая
ориентация; решительность; умение работать с информацией; организаторские
способности др. Расстановка кадров заключается в рациональном распределении
состава кадров на предприятии. 4) ответственности – создание чёткой организ-
й стр-ры, разработка положений о структурных подразделениях, должностных
инструкций руководителей и спецов для того, чтобы каждый работник мог нести
персональную ответственность за свою работу. 5) демократического
централизма – сочетание централизованного руководства и самостоятельности
его отдельных элементов. 6) материального и морального стимулирования
труда. Важность его в том, что стимулирование работников является мощным
рычагом в управлении предприятием. 7) преемственности хозяйственных
решений. Она нужна при разработке и реализации плана с тем, чтобы при
любых изменениях в системе управления информация сохраняла свою
сопоставимость. 8) экономичности и эффективности – необходимость наиболее
эффективного решения производственных задач, т.е. на любом предприятии
нужно добиваться не только эффективного сочетания людских и материальных
ресурсов, Но и наибольшей экономии сил при применении труда. 9)
иерархичности в управлении – необходимость в любой системе управления
многоступенчатой структуры и при этом каждая ступень управляется
вышестоящей. 10) сочетания отраслевого и территориального управления – в
системе управления любого предприятия нужно сочетать отраслевое управление
(управление основанное на специализации) и территориальное управление
(основанное на территориальной рассредоточенности основных производственных
объектов.
Организация
Это процесс создания структуры предприятия, кот даёт возможность людям
эффективно работать. Она позволяет упорядочить техническую, экономическую,
социально-психологическую и правовую деят-ть любой организации. Др словами
организация отвечает на вопросы кто? И как? ( кто будет выполнять задания и
на каких условиях. Для осущ-я этой ф-ции нужно выбрать структуру
организации. В любой организации кроме формальной структуры существует и
неформальная стр-ра ( группы по интересам). В процессе организации
происходит делегирование прав, полномочий и ответственности. Выделяют след-
е стр-ры организации: бюрократическая; функциональная; дивизионная;
функционально дивизионная; проектная; матричная; предпринимательская;
продуктивная.
Планирование
В процессе планирования принимается решение о том какими должны быть цели
организации и что должны делать члены организации чтобы достичь этих целей.
Планирование – подготовка к завтрашнему дню – это сложная социально-
экономическая модель будущего состояния организации. Все процесса
планирования в основном универсальны. Что же касается методов
планирования, то существенно различаются. Это связано с тем что разные
руководители имеют различный опыт управления, задачи организации и их
условия выполнения различны, поэтому единого м-да планирования нет. В зав-
ти от уровня управления выделяют след класиф-ю планирования: 1) на высшем
уровне руководства заниматься стратегическим планированием - попытка
взглянуть в долгосрочной перспективе (больше 5лет) на основополагающие
составляющие организации. Главная задача – определение положения
организации в рыночной нише. 2) на среднем уровне управления заниматься
тактическим планированием ( 1-5 лет) – здесь определяют промежуточные цели
на достижения главных и стратегических целей и задач. 3) на нижнем уровне
управления занимаются оперативным планированием ( до 1 года). Оперативное
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|