Теория менеджмента
Мен-т как вид деят-ти
Термин м-т – аналог термина управление, но управление гораздо шире, т.к.
примен-ся к разным сферам деят-ти человека. Термин м-т применяется только к
управлению соц-эк отношениями на ур. фирмы, действующих в условиях рынка, в
последнее время в США этот термин стали применять в отношении не
предпринимательских организаций. М-т амер происхождения не переводится на
др язык дословно. Так в англо-языч странах он примен-ся довольно свободно
для обозначения управления различными видами хозяйственной деят-ти. М-Т –
сов-ть принципов, м-дов управления фирмой, направленных на достижение
поставленных целей на основе исполь-я внут потенциала фирмы.
М-Т – управление предприним деят-тью. М-т тесно связан с оптимизацией
использования фирмой персонала, оборудования, методов деятельности, ден рес-
сов. В связи с че выделяют м-т персонала, оперативный, финансовый м-т и т.
д. в условиях рын эк-ки м-т означает: 1) ориентацию фирмы на спрос и
потребности рнка; на запросы конкретных потребителей и организацию
производства тех видов продукции, кот пользуются спросом и могут принести
предприятию намеченную прибыль; 2) постоянное стремление к увеличению произ-
ва, получению оптимальных результатов с наименьшими затратами; 3)
хозяйственная самостоят-ть, обеспечивающая свободу принятия решений тем,
кто несёт отв-ть за конечные рез-ты деят-ти фирмы; 4) постоянную
корректировку целей и программ в завис-ти от состояния рынка; 5)
необходимость использования современной информационной базы с компьютерной
техникой для многовариантных расчётов при принятии оптимальных решений.
Агропром-е производство, как объект управления. –
Это крупная, динамическая и сложная система. Если рассматривать Агропром
произ-во как объект управления в структурно-организационном смысле то можно
увидеть сов-ть взаимодействующих подсистем: 1) природно-естественных рес-
сов – вкл в себя сов-ть климатич, почвенных и естественно-географических
условий(С/Х угодия, пашня, леса). Это осн ресурс агропр-ва и он во многом
определяет виды производимой продукции, технологию их производства; 2)
техническая – состоит из машин, оборудования и играет важную роль в произ-
ве. При этом следует помнить, что не всякое кол-во техники и оборудования
составляет эту подсистему. Она должна представлять собой взаимосвязанный,
взаимообусловленный комплекс тех-х ср-в, в т.ч. оргтехники, ЭВМ… отдельные
виды техники должны быть определённым образом размещены по территории,
сочетаться друг с другом по мощ-ти и взаимозаменяемости. Это взаимное
пропорц-е сочетания и создаёт из мн-ва отдельных видов техники эту
подсистему; 3) технологическая – набор опред-х правил определяющих послед-
ть операций и производственных процессов. По сравнению с технической она
более гибкая и гораздо восприимчивее к воздействиям. В С/Х технолог-я
состоит из двух эл-тов: раст-ва и жив-ва. Технологие производства в раст-ве
предполагает рациональную организацию ииспольз-е с/х угодий. Технология
произ-ва в жив-ве предусматривает обоснование поголовья животных по видам и
структурам стада, проведение племенной и ветеринарной работы, произ-ва
кормов, организацию кормления, способы содержания животных и стр-во жив-ких
помещений; 4) организации с/х произ-ва – система мер на рациональное
сочетание ср-в пр-ва и труда в едином процессе пр-ва. С/Х пр-во, как часть
общест-го пр-ва развив-ся по объективным законам и закономерностям; 5)
совместного труда – опред-е колич и кач пок-ли отдельных видов труда,
взаимные связи их в пр-ве. В эту подсист входит организация труда и его
стимулир-е; 6) экономическая – единство эк процессов, эк связей в движении
производственных ф-дов. Эта подсистема решает задачу повсеместного
использования всех подсистем для повыш-я эф-ти пр-ва. Все эти подсистемы
сущ-ют во взаимодействии, но каждая из них отражает определённую сторону
объекта управления.
Система управления предприятием –
Это сов-ть взаимосвяз-х структурных эл-тов, обеспечивающих и скоординир-е
воздействие в процессе управления деят-тью. Она состоит из след
куомпонентов: 1) механизм управления – вкл исходные фундаментальные звенья
системы управления: общие принципы, цели, м-ды, ф-ции; 2) стр-ра управления
– вкл систему органов управления: кадры управ-я и применяемые технич-е ср-
ва управления; 3) процесс упр-я – деят-ть всех звеньев упр-я по достижению
целей м-та с помощью опред-х м-дов упрв-я; 4) механизм развития системы
управления – организация изменений управления в рез-те действия внешних
факторов. Механизм управленческих отношений в системе управления
предприятием вкл: 1) принципы м-та – осн руководящие правила мен-ров; 2) ф-
ции и м-ды м-та – конкретные формы и приёмы целенапр-го воздействия
субъекта управления на интересы и условия участников коллектива;3) стр-ра
упр-я – внутреннее строение системы управления; 4) кадры упр-я – объединяют
руководителей, спецов и технич исполнителей; 5) техника управления –
комплекс технич ср-в, котисп-ся в управ-ии предприятием; 6) процесс упр-я –
сов-ть целенаправленных воздействий работников упр-я. Система упр-я предпр-
ем постоянно измен-ся под воздействием внут и внеш факторов. Среди всех
характеристик наиболее важное значение для системы упр-я предпр-ем имеет
надёжность - способность системы принимать эф-ые управленческие решения в
теч всего периода времени при различных режимах функционирования; она опред-
ся с помощью след пок-лей: устойчивость и безопасность; гибкость;
готовность; восстанавливаемость.
Особенности российского менеджмента.
Российская модель м-та только начинает складываться, она возникает на
стыке старых и новых м-дов упр-я, восточной и западной модели м-та.наша
модель во многом оригинальна и становится всё более действенной в наст
время. М-т в РФ хар-ся след особ-тью – он почти всегда носит антикризисный
хар-р. В нынешних условиях предпр-е имеет большую свободу в принятии
решений с одной стороны, а с др. не гарантированы гос-вом от тяжёлых
последствий неправильных решений. Осн задачей многих предприятий явл
предотвращение м успешное преодоление кризисов в деят-ти пред-я. Кризисы
носят как общий так и специф-й хар-р. Задачей м-ра любого пред-я явл
решение задач по определению объёмов, источников и рационального использ-я
фин рес-сов. Их источ-ми могут быт собственные ср-ва, кредиты банков и др
заёмные ср-ва. М-ры определяюит какой вид затрат нужно осуществить в связи
с хоз деят-тью и каков сущ-ет риск. Кризис может наступить по многим
причинам: не уплаты налогов, не поступления вовремя и вообще платежей от
контрагентов, недостаточность собст ср-в и т.д. предпр-я вступают в контакт
как минимум с 3-мя осн гр-ми партнёров – гос-во, поставщики, пок-ли.
Отношения с гос-вом в осн склад-ся в организационном направлении – по
поводу уплаты налогов. Из российского опыта видно, что здесь главная
трудность в быстроизменяющихся законах и постановлениях. При работе с
поставщиками трудности м-та на рынке носят двоякий хар-р. Например можно не
получить товар вообщек или вовремя из-за непредвиденных обстоят-в. с др
стороны эти поставки можно страховать, но страховое дело в РФ ещё не
развито. В кризисной ситуации даже добросовестная страх компания не может
выполнить своих обязательств. Проблемы с покупателями связаны с проблемой
неплатежей, кот приводят к снижению закупок продукции и уменьшению тов-об-
та. Если размеры неплатежей большие, то они приводят к невыплатам з.п.,
налогов, к штрафным санкциям, фин риску, банкротству.
Административная школа
B её рамках в 20-е 20 века было сформулировано понятие организационной
структуры фирмы, при этом организация рассматривалась как замкнутая
система, функционир-е кот не зависит от внешней среды. Эту школу называют
классической теорией управления. У истоков этой школы был французский
исследователь и управляющий А. Файоль (1841-1925) он сводил функционир-е
любой организации к сле осн видам деят-ти: 1) техническая – осуществление
производственного процесса; 2) коммерческая закупка всего необходимого для
создания товаров и оказания услуг, а также сбыт продукции; 3) привлечение,
сохранение и эф-е исполь-е ден ср-в; 4) бухгалтерская – проведение
статистических наблюдений, инвентаризаций, составление балансов; 5)
оказание воздействия на работников; 6) защита жизни, личности и
собственности людей. По мнению Файоля каждый из этих видов деят-ти
нуждается в управлении. Для этого он предложил след-е ф-ции: планирование;
организация; координация; контроль; мотивация. Глубоко осмыслив
закономерности функционир-я организации он сформулировал 14 принципов
административного управ-я: 1) разделение труда; 2) власть и ответ-ть; 3)
дисциплина; 4) единоначалие; 5) единство руководства; 6) подчинение частных
интересов общим; 7) вознаграждения; 8) степень централизации; 9) иерархия
руководителей; 10) порядок; 11) справедливость; 12) постоянство состава
персонала; 13) инициатива; 14) единение персонала.
Школа человеческих отношений
Здесь впервые было определено, что м-т – это обеспечение выполнения работы
с помощью др лиц. Исследования амер психолога Маслоу показали, что мотивами
поступков людей явл-ся не эк-е силы, как считают сторонники научного
управления, а различные потребности, кот не всегда могут быть удовлетворены
с помощью денег. Эта концепция, получившая развитие в 30-50-е 20в
основывались на том, что для повыш-я произ-ти труда нужно повыситьстепень
удовлет-ти работников в результатах своего труда. Исследователи этой школы:
Фоллет, Мэйо, Бернард, Саймон, и др. Фаллет изучала соц отношения в малых
группах. В своих книгах она рассматривала природу конфликта, власти,
демократии. Мэйо профессор Гарвард-го универ, кот в 1927-1939 на ср-ва ф-да
Рокфеллера провёл исслед-я на заводе компании Вестернэлектриккомпани. Суть
его – сама работа, сам произ-й процесс имеет относительно меньшее значение,
че соц положение рабочего в процессе.
Школа научного управления
Получила развитие в США в начале 20 в. Основоположник - амер инженер
Фредерик Тейлор (1856-1919), книгу кот «Принципы анучного управления»
считают началом признания м-та наукой. Пенрвоначально он не называл свою
сист6ему научным управлением, а характеризовал созданных им набор
административных приёмов системой знаний. Само же понятие – научное
управление ввёл в 1910 г Брандейс. Для эф-го рук-ва Тейлор разработал
систему НОТ-а, кот состоит из 5-ти осн принципов: научный отбор рабочих;
научное изучение труда и обучение рабочих; специализация работы; важность
побудительных мотивов(з.п.); справедливое распределение ответственности м/д
рабочими и управляущими. Крупнейшими последователями Тейлора были его
соотеч-ки Френк и Лилия Гилберт – их работы были посвящены тому, что
сегодня известно, как человеческий ресурс управления.
Школа науки управления –
( количественный подход) опирается на эк-математические м-ды. Эта школа
получила рвзвитие в 50-х 20 в. Сторонники её более широко стали
использовать эк-матем м-ды в управлении. Тем не менее применение этих м-дов
бвло затруднительным из-за неразвитости вычислит-й техники. Представители
впервые начали моделировать процесс упр-я предпр-ем. Модель – представление
реальности с помощью различных форм, она помогает лучше представить какое-
либо сложное явление. Группа спец сотрудников формирует проблему, затем
определяет полную совок-ть факторов, влияющих нарешение этой проблемы,
используя различные матем аппараты, выделяют из этой сов-ти наиболее
существенные факторы. Представители: амер исслед-ли Альберт, Мескон,
Хедоури
Эмпирическая школа
Попыталась синтезировать лучшие наработки 3-х предыдущих школ управления.
Дракер, Слоун, Ньюмен, Саймондс. Теоретики этой школы были управляющими
многих крупных компаний США – Дракер – советник по вопросам управления
дженерал моторс, IBM, Ford. Слоун – бывший президент General Motors. Ньман
– бывший президент АЛ Смит компании. Одним из самых выдающихся был Драккер
автор многих книг по управлению. Он родиляс в Австрии и в 1909 училяс в
германии на инженера, в1937 переехал в США. Ценральное место его учения
занимает идея о том, что м-т – это профессиональная деят-ть или профессия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|