| | | |факт. |факт. | |
| |2 |3 |4 |5 |6 |
| |Среднегодовая выработка |ты|603,4 |635,4 |105|
| |одного работающего |с.|44923,|91869,|.3 |
| |Нормированная зарплата |ру|1 |2 |204|
| |Зарплата на 1 рубль |б.|0,25 |0,40 |,5 |
| |реализованных услуг |ты|0,89 |0,87 |160|
| |Затраты на 1 рубль |с.|20792 |32653 |,0 |
| |реализованных услуг | |11,8 |14,3 |97,|
| |Средняя цена одного |ру| | |7 |
| |заказа Рентабельность |б.| | |157|
| | | | | |,0 |
| | |ру| | |121|
| | |б.| | |,2 |
| | |ру| | | |
| | |б.| | | |
| | |ру| | | |
| | |б.| | | |
| | | | | | |
| | |% | | | |
'. В 1998 году темп роста объема реализации по сравнению с 1997 годом
соста-И 30% (в сопоставимых ценах, сложившихся на конец 1998 года).
Численность (встающих росла меньшими темпами и составила 123,1%, что
свидетельствует о Кте производительности труда. Среднегодовая выработка на
одного работающе-(Составила в 1998 году 635,4 тыс. руб., что
свидетельствует о росте производи-Ишости труда в 1998 г. по сравнению с
1997 годом на 5,3%. ' Доля роста объема реализации за счет роста
производительности труда нами Обделена по формуле
|д,„|Р, х 100 | |
|. -|=100 | |
| |р^ | |
|где|- доля роста объема за счет роста |
|Др.|производительности труда, в %; рост |
|о |численности работающих, в %; |
|Рч-| |
ро.р. - рост объема реализации, в %. [ Др о = 100% - 23,1 • 100/30 = 100% -
77,0% = 23%.
I Расчеты показывают, что большую часть прироста объема реализации (77%)
^едприятие достигло за счет роста численности и лишь 23% прироста объема бы-
I достигнуты за счет роста производительности труда. Это свидетельствует об
втенсивном направлении развития предприятия и о наличии резервов повышения
Щи интенсивных факторов, влияющих на рост объема. Об этом же свидетельству-
5F и значительные затраты на 1 рубль реализованных услуг (0,87 руб.).
Наиболее высокими темпами росла нормированная зарплата, которая возросла
1204,5 %. Это характеризует затратами механизм экономики предприятия.
57
2.1.4. Анализ производства и реализации услуг
Для проведения этого анализа нами были собраны исходные данные за 1996,
1997 и 1998 годы. При этом были учтены инфляционные процессы, влияющие на
рост цен на исходные материалы и на готовую продукцию и услуги.
За период с января 1996 года по декабрь 1998 года на предприятии
осуществлялась индексация цен на продукцию и услуги в связи с инфляцией.
Это производилось путем применения повышающих коэффициентов на базовую
прейскурантную цену За анализируемый период коэффициенты возрастали 4 раза.
Для выявления реальной динамики были приняты сопоставимые, т.е. единые,
цены для всех анализируемых периодов - цены, сложившиеся на у слуги по
пошиву и ремонту одежды на конец 1998 года.
Таблица Динамика объема реализации услуг за 1991-1993 годы
|Го|Объем |Абсолютный|Темп |Темп |Значение |
|ды|реализац|прирост |роста |прирост|1% |
| |ии |объема |объема |а |прироста |
| |бытовых |реализации|реализа|объема |объема |
| |услуг, |услуг, |ции |реализа|реализаци|
| |тыс. |тыс.руб. |услуг, |ции, |и, тыс |
| |руб. в | |% |% |руб. |
| |сопостав| | | | |
| |имых | | | | |
| |ценах | | | | |
| | |пред|бази|пре|баз|пр|баз|пред|бази|
| | |.год|с |д. |ис.|ед|ис.|. |с |
| | | |год.|год|год|. |год|год |год |
| | | | | |. |го|. | | |
| | | | | | |д | | | |
|19|209600,0|- |- |- |- |- |- |- |„ |
|96| | | | | | | | | |
|ба| | | | | | | | | |
|зи| | | | | | | | | |
|с | | | | | | | | | |
|19|177400,0|-322|-322|85 |85 |- |-15|2100|2100|
|97| |00,0|00,0| | |15|• |,0 |,0 |
|19|230000,0|+526|+204|130|110|30|10 |1800|2000|
|98| |00,0|00,0| | | | |,0 |,0 |
В 1997 году после резкого увеличения цен на услуги по пошиву одежды
(более чем в 2 раза) произошел спад объема производства с 209600,0 тыс.
руб. до 177400,0 тыс. руб. В 1993 году положение стабилизируется. Произошел
рост объема реализации, который превысил значение 1996 года на 10%, а рост
объема 1997 года превышен на 30%.
Составной частью анализа динамики объема реализации является установление
влияния структурных сдвигов в производстве, используя в расчетах цены,
действующие в анализируемых периодах.
Таблица Исходный данные для анализа структурных сдвигов
|№|Показатели |бд. |1997 |1998 |Изменение |
|п| |изм. |г. |г. | |
|/| | | | | |
|п| | | | | |
| | | | | |абсолю|% |
| | | | | |тное | |
|1|: • ' \-.^ •• |. |; |'.' •|6 |7 |
| | |••'^,|41'.'|'5 | | |
| | | |•:; | | | |
|1|Объем |тыс.р|14126|15466|140541|1095,|
|.|реализации |уб. |,2 |7,4 |,2 |0 |
|2|Объем |тыс.р|17740|15466|52600,|+29,7|
|.|реализации в |уб. |0,0 |7,4 |0 | |
| |сопоставимых | | | | | |
| |ценах | | | | | |
|3|Количество |шт. |8532 |7044 |-1488,|-17,5|
|.|реализованных | | | | | |
| |заказов | | | | | |
|4|Средняя цена |руб. |1656,|21957|20301,|+1326|
|.|одного заказа | |0 | |0 | |
| |(в действ, | | | | | |
| |ценах) | | | | | |
|5|Средняя цена |руб. |20792|32653|+11861|+57,0|
|.|одного заказа | | | | | |
| |(в сопоставимых| | | | | |
| |ценах) | | | | | |
58
^Количество выполненных за 1998 год заказов сократилось на 1488 шт., т.е.
на 17,5% ) объем реализации значительно увеличился по методике в
действующих ценах на ^ по методике в сопоставимых ценах - на 29,7% Это
объясняется резким изменени-ы одного заказа - с 1656 рублей в 1992 году
до 21957 рублей в 1998 году. .Влияние структурных сдвигов в производстве
можно определить исходя из из-юшяя соотношения цен.
Снижение объема реализации за счет сокращения количества заказов составля-
|0938,5 тыс. руб. (т.е. резерв =1488 шт. х 20792 руб.).
Увеличение объема реализации за счет роста средней цены одного заказа со-
Щет 83548,9 тыс, руб. (11861 руб. Х 7044 шт.).
Таким образом, если бы цены на услуги в 1998 году оставались бы стабильны-
|яа уровне цен 1997 года, то по объему реализации наблюдался бы спад в
разме-р0948,9 тыс. руб. (83548,9 тыс. руб. - 52600,0 тыс. руб.), что
составляет 17,4% к мму 1992 года в сопоставимых ценах
Результаты анализа влияния структурных сдвигов свидетельствует о том,
что Вредприятии слабо ведется работа по использованию внутренних
организацион-К и экономических резервов, позволивших бы увеличить
реальный выпуск цгукции и услуг.
•важным условием роста объема производства является равномерная работа
дприятия в течение года по месяцам и ритмичная в течение месяца.
• Для характеристики равномерности работы предприятия нами рассчитан коэф-
'""""т равномерности по формуле
ДО О.
где ДО- величина недоданных услуг в анализируемом текущем году по сравне-
Э с базовым (предшествующим) (тыс. руб.);
Оф - фактический объем реализации услуг за анализируемый период (тыс.
руб.).
Таблица Исходные данные для определения коэффициентов равномерности и
сезонности
|iP Месяцы |Фактический объем реализации, |Кравном|
|года |тыс. руб. (сопоставимые цены) | |
| |1992 |1993 |Недостаточно| |
| | | |услуг | |
|f. Январь |14164,6|12129,3|2035,3 |0,856 |
|Л .. |10719,5|11739,6|- |1,0 |
|Февраль | | | | |
|Д; '• Март |15362,6|13381,2|1981,4 |0,871 |
|JHh Апрель |17127,8|16170,8|957,0 |0,944 |
|в. M^ |15261,9|18805,3|- |1,0 |
59
Продолжение таблицы
|Месяцы года|Фактический объем реализации, |Кравном|
| |тыс. руб. (сопоставимые цены) |. |
| |1992 |1993 |Недостаточно| |
| | | |услуг | |
|Июнь |15180,0|15156,3|23,7 |0,998 |
|Июль |6820,0 |6979,4 |- |1,0 |
|Август |10752,0|17766,4|- |1,0 |
|Сентябрь |21440,0|17833,4|3606.6 |0,832 |
|Октябрь |17929,0|28555,0|- |1,0 |
|Ноябрь |20893,0|30206,9|- |1,0 |
|Декабрь |11549,1|39670,9|- |1,0 |
| |8 | | | |
|Всего эа |177400,|230000,|8604 |0,951 |
|год |0 |0 | | |
За 1998 год по результатам работы за январь, март, апрель, июнь,
сентябрь было допущено снижение объемов, что обусловило снижение
равномерности в работе в сравнении с соответствующим периодом 1997 года.
При условии достижения коэффициента равномерности, равного 1,0, предприятие
могло бы дополнительно реализовать услуг на сумму 8604 тыс. руб.
Существенное влияние на равномерность поступления заказов и реализации
услуг оказывает сезонность в работе предприятия по индивидуальному пошиву и
ремонту одежды для населения. Сезонность характеризуется коэффициентом
сезонности, который рассчитывается на основе данных табл. 2.4 по формуле
К.
о.
сез.1
где О нес | - объем бытовых услуг в i-м месяце;' О „ее - среднемесячный
объем бытовых услуг.
^м« 1W2 = 177400,0 : 12 = 14783,33 тыс. руб.
О = 230000,0 : 12 s 19166,66 тыс. руб.
Рассчитанные значения коэффициента сезонности (К со), абсолютное
отклонение от средней величины (1- К со ) и квадрат абсолютного отклонения
систематизированы в таблице.
60
Таблица ^Расчетно-аналитическис показатели для исследования сезонности
производства
|л|1997г. |1998 г. |
|ц| | |
|ы| | |
|д| | |
|а| | |
| |Ко|Абсолют|Квадрат |К |Абсолют|Квадрат |
| |е,|ное |абсолютн|со.|ное |абсолютно|
| | |отклоне|ого | |отклоне|го |
| | |ние |отклонен| |ние |отклонени|
| | | |ия | | |я |
|S|2 |3 |4 |5' |." 6 |• |
|i| | | |. |-..;'1 |••••:i.^-|
|-| | | | | |.. |
|<| | | | | | |
|«|0,|0,04 |0,0016 |0,6|0,37 |0,1369 |
|р|96| | |3 | | |
|ь| | | | | | |
|р|0,|0,24 |0,0729 |0,6|0,39 |0,1521 |
|а|73| | |1 | | |
|л| | | | | | |
|ь| | | | | | |
|•|1,|0,04 |0,0016 |0,7|0,3 |0,09 |
|р|04| | | | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
|