реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Философия управления по-японски

реферат

продукции , доведения ее до потребителя через собственную транспортную и

сбытовую сеть .

Создание вертикально интегрированных групп вызвано стремлением

воздействовать на рынок посредством контроля над производственно -

распределительным циклом из одного центра . В условиях диверсификации

производства свою жизненность доказали структуры типа горизонтальных ФПГ )

.

Горизонтально организованные ФПГ - это объединенные под единым контролем

два и более предприятия , располагающи полным технологическим циклом

одновременно в нескольких отраслях . В качестве консолидирующего ядра

сюданов с самого их появления после второй мировой войны ( а также в их

довоенных предшественниках - «дзайбицу» )и по настоящее время выступают

компании тяжелой и химической промышленности . Широкое использование

корпорациями привлеченных средств - одна из причин японских экономических

достижений . Поэтому обязательным членом группы , а по многим оценкам и

стержнем , является крупнейший банк . Он контролирует крупную сеть филиалов

и дочерних банков . В комплексе с ними и под его контролем работают также

страховые и инвестиционные компании , траст банки ; все они для фирм

данного сюдана образуют его финансовую основу . Благодаря вхождению

кредитно-финансовых институтов в ФПГ достигаются стратегические выгоды ,

связанные в первую очередь с повышение мобильности развития и реализации

технологического потенциала всей группы . Скорость технологического

обновления производства , темпы наращивания выпуска конкурентоспособной

продукции во многом зависит от того , насколько инвестиционные возможности

корпорации превышают объемы финансирования .

Обязательным членом группы ( сюдана) является также универсальная торговая

фирма . По масштабам своих торговых и информационных сетей и объему деловых

операций торговые фирмы относятся к числу крупнейших в мире и играют важную

роль в ФПГ . Они выполняют в сюдане функции универсального «сбытовика» и

«снабженца» , более того , - «своеобразного департамента внешних связей»

при освоении новых сфер деятельности , в которых фирмы сюдана практически

не имели возможностей сбыта и снабжения .

Промышленные объединения , входящие в ФПГ , построены , как правило , по

принципу вертикальной интеграции (кэйрэцу) . Под эгидой головных фирм

собрано множество подчиненных ей дочерних ( в единстве они образуют своего

рода верхний ярус вертикальной интеграции ). Всего таких ярусов

насчитывается до 4 - х , поскольку многие дочерние фирмы имеют под своим

начальством другие , включая всевозможные субподрядные . Размещение

капитала в дочерних компаниях могут быть самыми разным - от10 до 50 % .

Иногда же у них нет вообще акционерного капитала , т.е. долевое участие не

присутствует вовсе . Но тем не менее , во всех случаях связи исключительно

крепки и надежны . Система иерархического контроля принимает , таким

образом , форму вертикальной пирамиды , вбирающей в себя многие тысячи фирм

. Внутригрупповое взаимодействие в японских ФПГ обеспечивается следующими

способами :

1. В качестве руководящего органа ФПГ выступает совещание президентов

головных фирм , одновременно являющееся и совещанием ведущих акционеров .

Это совещание принимает важнейшие решения по всем вопросам

производственно - финансовой деятельности .

2. Объединение корпораций посредством взаимоучастия в акционерном капитале

(перекрестное акционирование) . Каждая фирма , член сюдана имеет

небольшие , недостаточные для одностороннего контроля пакеты акций всех

остальных фирм ; а вместе они располагают контрольными пакетами акций

каждого из своих членов .

3. Реализация общегрупповых проектов .

4. Внутригрупповые контрактные отношения и обмены охватывают циркуляцию

финансовых и промышленных ресурсов , научно-технической информации между

участниками группы .

Внутри сюданов действует не принцип конкуренции , а целенаправленно

организуемый принцип внутренней специализации ( когда сферы деятельности

фирм не пересекаются ) . Таким образом , экономическая среда внутри сюданов

оказывается нерыночной . А существующая в японской промышленности

организационная структура приводит к закреплению четкой олигопольной

системы на рынке конечных продуктов . Тем не менее , интенсивная

конкуренция участников олигополии обеспечивает устойчивое развитие

соответствующей отрасли .

В качестве примера организационного строения японских сюданов можно

рассмотреть группу «Мицуи» .

Основу группы составляет горизонтальное объединение 29 головных фирм (

крупнейших промышленных и финансовых комплексов ) на основе перекрестного

владения акциями ( их доля составляет 28.93 % ) . Главный банк - Сакура

банк . Он занимает шестое место в списке крупнейших банков мира , владеет

сетью дочерних банков , страховой и лизинговой компаниями .

Центральная торговая фирма группы - «Мицуи Бусан»

Промышленную основу составляет 27 производственных предприятий (кэйрецу) ,

построенных по принципу вертикальной интеграции . Каждая головная компания

является материнской по отношению к находящимся под ее контролем фирмам . В

рамках «кэйрецу» лежит формула «объединенных смежников» , а иерархические

вертикали возникают из естественной направленности технологических цепочек

смежников к конечному продукту . Тот же принцип реализуется на следующих

структурных уровнях . В итоге возникает многоуровневая и иерархическая

структура .

Так , головная фирма кэйрецу «Тоета» , входящая в ФПГ «Мицуи» , объединяет

под своим началом 15 подконтрольных компаний , которые занимаются

производством компонентов для автомобилей , готовых изделий ,

фундаментальными исследованиями , экспортом и импортом сырьевых продуктов .

Годовой оборот группы «Тоета» на март 1996 г. достигал $ 68.6 млрд. .

Помимо изготовления различных компонентов к автомобилям компания «Тоета»

занимается производством стали , прецизионных станков , текстиля , товаров

и услуг . На сегодня «Тоета» имеет крупные интересы в трех японских

телекоммуникационных компаниях.

Опыт японских ФПГ на сегодняшний день стал основой для переосмысления

принципиальных вопросов , касающихся оптимальной организации оборота в

любой стране , любой экономике .

Сравнительный анализ японской и американской модели менеджмента *

Японская модель Американская модель

1. Философия фирмы

Со сменой руководства фило - Замена руководства фирмы

софия фирмы не изменяется. сопровождается сменой

Кадры остаются , так как дей- управленческих работников

ствует система«пожизненного и рабочих .

найма».

2. Цели фирмы

Обеспечение роста прибыли и Рост прибыли фирмы и диви-

благосостояния всех работни- дендов индивидуальных

ков фирмы . вкладчиков .

3. Организационная структура управления

Фирма состоит из автономных Корпорация состоит из авто-

в коммерческом плане отде- номных отделений.

лений .

Высока роль функциональных Использование матричных

служб в штаб-квартирах. структур управления.

Использование проектных

структур управления

4. Наем и кадровая политика

Широко используется труд Наем работников на рынке

выпускников школ и вузов труда через сеть универси-

Переподготовка и обучение тетов , школ бизнеса и др.

внутри фирмы ,без отрыва от Нацеленность на индивиду-

производства. альную , личную карьеру.

Продвижение по службе с При найме работника прове-

учетом выслуги лет. ряется его соответствие ва-

кантной должности с

помо-

щью таких методов,как

кон-

курс,оценка

знаний,навыков

в специальных

«центрах

оценки» , сдача

экзаменов

на должность.

Индивидуальная оценка

и

аттестация

работников.

Оплата труда в зависимости от Оплата труда в зависимости

возраста и стажа работы в от индивидуальных резуль-

фирме (так называемая урав- татов и заслуг работника .

нительная зарплата).

5. Организация производства и труда

Основное внимание уделяется Основное внимание уделя-

цеху- низовому звену произ- ется не производству , а

водства . адаптации с внешней

Используется система «точно средой .

в срок» без создания запасов Работники выполняют ра-

и межоперационных заделов. боты на основе четкого

Работа кружков качества и исполнения должностных

осуществление жесткого кон- инструкций.

троля качества на всех стадиях Ставки зарплаты строго

производственного процесса определены в зависимо-

всеми работниками фирмы. сти от должности , вы-

Обязанности между работни- полняемой работы и ква-

ками строго не распределены. лификации.

Работники выполняют раз- Зарплата устанавливается

личные виды работ в в соответствии со спросом

зависимости от ситуации ; и предложением на рынке

девиз - «Действуй по труда.

обстановке!»

6. Стимулирование работников

При благоприятном финансо- Стимулирование работни-

вом положении премии вы- ков значительно ниже ,

плачиваются 2 раза в год чем в Японии , хотя

(каждый раз по 2-3 ме- доход презтдента круп-

сячных оклада ) . ной американской корпо-

Выплаты и льготы из соци- рации в среднем в 3 раза

альных фондов : частичная выше,чем президента

или полная оплата жилья, японской фирмы .

расходы на медицинское

страхование и обслуживание,

отчисления в пенсионные

фонды, доставка на работу

транспортом фирмы , органи-

зации коллективного отдыха.

7. Внутрифирменное планирование

Внутрифирменные отделения Процесс планирования

имеют планы на три года , децентрализован. Отделе-

включающие в себя инвести- ниям планируются основные

ционную политику и меро- финансовые показатели,

приятия по внедрению но- затраты на производство ,

вой техники , а также пер- сбыт и НИОКР , которые

спективные планы на 10-15лет. могут корректироваться

Планы разрабатываются по в течение года.

принципу скользящего пла- По каждому новому виду

нирования отделениями продукции используются

фирмы. В плане отделения «стратегически хозяйствен-

фирмы показывается объем ные центры».

производства, количество про-

дукции в натуральном выра-

жении , прибыль, штатное

расписание , перечень пос-

тавщиков .

8. Финансовая политика

Часть прибыли отделения Администрация фирмы пе-

(до 40 %) используется рераспределяет прибыль

им самостоятельно . между отделениями.

Прибыль направляется на ра- Расширение производства

ционализацию производства, за счет покупки ( погло-

на сокращение материальных щения, слияния) других

затрат и внедрение новых корпораций.

ресурсосберегающих техно- Самофинансирование кор-

логий , на модернизацию пораций.

оборудования.

Широкое привлечение заем-

ных средств.

* История менеджмента : Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА , 1999.-

стр. 163 - 166

В последнее время все активнее некоторые американские корпорации пытаются

внедрить у себя нововведения , приведшие японские фирмы к значительным

успехам .Однако , практика показывает , что далеко не все методы ,успешно

используемые в Японии имеют шансы прижиться на американской земле. Это

относится и к системе пожизненного найма , системе мотиваций , подсистеме

обучения во время работы и ко многим другим. Сопоставление японской и

американской модели менеджмента показывает , что все особенности как

экономики , так и управления вытекают в большей части из традиционных

психологических и социально - культурных факторов , поэтому перенос модели

менеджмента из одной экономики в другую просто невозможен , так как не

имеет шансов на успех .

Список использованной литературы :

1. Мескон М.Х. , Альберт М. , Хедоури Ф.

Основы менеджмента . - М.: Дело , 1992 .

2. Менеджмент : Учебник / под ред. М.М. Максимцова и А.В. Игнатьевой . - М.

: ЮНИТИ , 1998

3. Волгин Н.А.

Японский опыт решения экономических и социально - трудовых проблем . - М.

: ОАО «Изд-во «Экономика» , 1998

4. Семенова И.И.

История менеджмента : Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА ,

1999.

5. Хироси Хазама

История управления трудом в Японии . Лондон , 1997 .

6. Japanese working life profile . Labor statistics .The Japan Institute of

Labor .1997. p.40

7. Сергеев П.В.

Мировая экономика : Вопросы и ответы . - М.: Юриспруденция , 1999.

8. Ленский Е.В. , Цветков В.А.

Финансово - промышленные группы : история создания , международный опыт ,

российская модель . - М.: АФПИ еженедельника «Экономика и Жизнь» ,1997.

9. Handbook of Japan’s civil service statistical overview , January , 1997

.

10. Ломакин В.К.

Мировая экономика : Учебник для вузов . - М.: Финансы , ЮНИТИ , 1998.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.