реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Философия управления по-японски

реферат

принцип «точно в срок» . В результате возросло участие рабочих на местах в

усовершенствовании технологических процессов и в управлении производством .

Иными словами , произошел концептуальный переход от обеспечения качества на

последнем этапе производственной линии к обеспечения качества на каждой

стадии процесса производства .

Третий поворотный момент (1992г.) . Он , без сомнения , начался повышения

курса йены , которое произошло в результате соглашения 5 ведущих стран о

проведении совместных валютных интервенций , заключенного в Нью - Йорке

осенью 1985 г. Правительство Японии , озабоченное экономическим спадом ,

вызванным стремительным ростом курса йены , произвело значительное снижение

официальных учетных ставок . Наступила эпоха беспрецедентно низких

процентных ставок . С другой стороны , предприятия , используя высокий

курс йены , выпускали за границей займы и конвертируемые облигации ,

получая практически беспроцентные капиталы .

Избыточные капиталы предприятий инвестировались на рынке капитала в землю и

недвижимость , причем этот процесс не ограничивался территорией Японии , а

распространялся и за рубеж . Прямые зарубежные инвестиции Японии с 1986 по

1990 г. составили больше , чем все предыдущие 20 лет. Часть прямых

инвестиций ушла в развивающиеся страны , главным образом страны АСЕАН . Это

приводит к аккумулированию положительного сальдо Японии в торговле со

странами Азии .

С 1987 по конец 1989 г. стоимость акций и земли подскочила более чем в 2

раза, но , начиная с кона 1989 г. акции начали стремительно падать в цене

и к середине 1992 г. их стоимость практически опустилась до уровня 1987 г.

В Японии произошла серьезная дефляция активов , значительная часть кредитов

, взятых под залог стоимости роста акций превратилась в безнадежные долги

Анализ важнейших показателей системы национальных счетов в Японии за период

с 1950 г. по настоящее время .

С 50 - х гг. темпы сбережений в Японии были самыми высокими в мире и часто

в два и более раза превосходили сбережения других крупных промышленных

стран . В 1970 - 1972 гг. сбережения японских семей и бизнеса , не

входящего в корпорации составили 16.8 % ВНП , или 13.5 % после амортизации

, соответствующие цифры для американских семей были 8.5 % и 5.3 % . Чистые

сбережения японских корпораций составили 5.8 % ВНП , американских

корпораций - 1.5 % . Чистые сбережения японского правительства - 7.3 % ВНП

, американского правительства - 0.6 % . Общие чистые сбережения Японии

составили 25.4 5 ВНП , США - 7.1% .

На протяжении прошедших десятилетий Япония «богатела» феноменальными

темпами . С 1950 г. до 1990 г. реальный доход на душу населения повысился (

в ценах 1990 г. ) с $1230 до $ 23970 , т.е. темпы роста составили 7. 7 % в

год . Послевоенные экономические достижения Японии оказались

непревзойденными в мировой истории .

Современная экономика Японии в значительной степени зависит от мелких

предпринимателей . Почти 1\3 рабочей силы составляют работающие на себя и

неоплачиваемые члены их семей ( по сравнению с менее чем 10 % в

Великобритании и США ) .

Правительство поощряет сбережения и рост малых предприятий с помощью

налоговых льгот , финансовой и другой помощи .

Япония стала первой страной , в экономике которой реализовалась модель

сбалансированного роста . В 1952 г. в «стране восходящего солнца»

завершился этап современного экономического роста с годовыми темпами

прироста ВНП до 5 % . С 1952г. по 1972 г. Япония прошла этап сверхбыстрых

темпов с показателем ежегодного прироста ВНП до 10 % ; с 1973 г. по 1990 г.

- этап постепенного затухания сверхбыстрого прироста ВНП ( до 5 %) . С 1990

г. эта страна , первая и пока единственная , вступила в последний этап

реализации все той же экономической модели сбалансированного роста - этап

умеренного прироста ВНП , зрелой рыночной экономики . Это означает , что

высокие темпы роста японской экономики сменятся ежегодным приростом ВНП в

среднем в 2-3 %.

Начало последнего этапа совпало с четырехлетней депрессией в мировой

экономике , где после семилетнего поступательного развития в 1990 г.

разразился серьезный экономический кризис , последствия которого в Японии

ощущались достаточно долго.

Так , за 1992 г. промышленное производство сократилось примерно на 8 % .

Это более резкое падение , чем Япония имела в к. 80 - х гг. . В 1993 г. в

экономике Японии наблюдался нулевой рост , а в 1994 г. он составил 0.6 % .

В 1995 г. прирост сохранился на уровне 0.5 % . Только в 1996 г. стал

возможен экономический рост в Японии на уровне 3.4 % , что характерно

именно для зрелой рыночной экономики .

Анализ изменения международного положения Японии и внутренней трансформации

( по данным ЯЦПСЭР).

На протяжении последней половины века Япония достигла значительного

экономического роста * см лист 2 приложения *. Индекс производства вырос в

18 - 19 раз , а индекс производительности - в 13 раз . Однако этот

количественный рост произошел в большей мере за счет увеличения экспорта :

экспортировалось 30 - 49 % продукции текстильной промышленности , 30 %

продукции машиностроения , 45 % легковых автомобилей , 60 % мотоциклов , 80

% видеомагнитофонов и видеокамер . Т.о. , в Японии была создана

промышленная структура , при которой импортировалось сырье с низкой

добавленной стоимостью , а экспортировалась готовая продукция , прошедшая

процесс обработки и сборки внутри страны . Огромный положительный баланс

Японии с макроэкономической точки зрения можно объяснить большим разрывом

между инвестициями и сбережениями , т.е. разрывом между инвестиционными

возможностями и объемом сбережений внутри страны , а с точки зрения

внешнеэкономической теории он объясняется наличием такой промышленной

структуры , при которой норма выручки иностранной валюты чрезвычайно высока

.

С точки зрения равноправности международных экономических связей , когда

Япония находится в зависимости от остального мира на рынке сырья и на рынке

готовой продукции , но при этом ежегодно имеет огромный избыток платежного

и текущего баланса , является неприемлемой , даже если японские товары

обладают высочайшим качеством и разумной ценой .

С другой стороны , в самой Японии произошли такие изменения , которые

заставляют рассматривать нынешний поворотный момент как поворот в подлинном

смысле слова . Во первых , это «старение» демографической структуры Японии

, в результате чего в ближайшие 10 лет численность людей старше 60 лет

приблизится к 20 % всего населения страны . В то же время при сложившемся

в последнее время высоком курсе йены наблюдается рост расходов на оплату

труда и прочих расходов в перерасчете на доллары . Кроме того , молодое

поколение , воспитанное в обеспеченной социально - экономической среде ,

хочет искать в своей работе возможности самореализации и соответствующее

этому отношение . Наступило время пересмотра так называемой японской модели

управления , рассчитанной на молодую демографическую структуру и задачу

догнать остальные страны .

Кроме того , в результате не только международных потребностей , но и с

учетом «старения общества в Японии» возникла необходимость дальнейшего

повышения производительности .

Специфика японской модели менеджмента

За последние десятилетия Япония заняла лидирующее положение на мировом

рынке. И одной из главных причин столь стремительного успеха Японии на

международном поприще является применяемая ею модель менеджмента ,

ориентированная на человеческий фактор. За весь период развития Японии как

сверхдержавы ,а также за период всего ее исторического развития сложились

определенные принципы и методы труда , соответствующие специфическим чертам

национального характера . Японцы уверены , что основное богатство их страны

составляют человеческие ресурсы .Их система хозяйствования опирается на

древние традиции групповой сплоченности и прирожденное стремление к

созданию продукции наивысшего качества .

Среди отличительных черт японского характера психологи выделяют прежде

всего прирожденную экономию и бережливость , что находит прямое отражение в

экономической политике страны. Лозунги об экономии и бережливости

встречаются в Японии на каждом шагу , так как в сознании японцев выпуск

высококачественной продукции непосредственно связан с экономией и

бережливостью .

Сущность японского менеджмента составляет управление людьми , причем японцы

никогда не рассматривают одного человека ( личность) , в отличие от

американцев , а ориентируются на группу людей . Кроме того , в Японии

существует традиция беспрекословного подчинения старшему по возрасту ,

которая находит свое широкое применение не только в рамках семей , но и в

производственных группах .

Известно , что поведение человека неразрывно связано с его потребностями .

Для японцев характерной чертой является приоритет социальных потребностей (

принадлежность к социальной группе , место работника в группе , внимание и

уважение окружающих ) . Поэтому и вознаграждение за труд ( стимулы) они

воспринимают через призму социальных отношений , хотя в последние время на

японский метод оказывает сильное влияние отдельные мотивационные концепции

американского менеджмента , ориентированного на психологию индивида .Свое

выражение это получило в большем приобретении японцами товаров личного

потребления.

Японцы преклоняются перед трудом . В иерархии ценностей японского народа

труд стоит на первом месте . Японцы испытывают искреннее удовлетворение от

хорошо выполненной работы . Поэтому жесткая дисциплина , высокий ритм

работы и напряженность труда не оказывает на них такого разрушающего

воздействия как на американцев или европейцев . Для них это одна из

традиций , которой они должны неукоснительно следовать .Все работники

трудятся группами и поддерживают друг друга в работе .

Японская модель менеджмента ориентированна на «социального человека» ,

концепция которого была выдвинута возникшей в США «школой человеческих

отношений» , пришедшей на смену тейлоризму , который во главу угла ставил

материальные запросы .

«Социальный человек» имеет специфическую систему стимулов и мотивов. К

стимулам можно отнести заработную плату , уровень условий труда , стиль

руководства , межличностные отношения сотрудников . Мотивами к труду

являются трудовые успехи работника , признание его заслуг , продвижение по

служебной лестнице , творческий подход к работе . Однако отношение японцев

к этому понятию более гибкое , чем у тех же американцев .

Японцы учитывают сложившуюся ситуацию и пытаются приспособиться к ней . Для

них в управленческом процессе главным является изучение нюансов обстановки

, которые позволяют управляющему звену принять правильное решение .

Отношения с партнерами японцы строят на основе доверия .

Каждый работник сливается с фирмой и ощущает себя ее частью . В основе

всего «корпоративного духа» фирмы лежит психология группы , ставящей

интересы группы выше личностных интересов отдельных работников . работая на

цели фирмы , каждый японец понимает , что он работает на группу и на себя .

Для японцев характерно тщательное отслеживание своего положения в группе .

Они чутко реагируют на изменение места каждого человека в группе и

стараются не переступать очерченные для каждого из них границы . Поэтому ,

говоря о специфике японской модели менеджмента необходимо еще раз отметить

главное - это модель , ориентированная на человека , живущего интересами

общества .

По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть

характерных признаков японского управления.

Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии

ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров.

Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство

корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с

руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную

возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для

укрепления чувства общности с компанией. Стабильность так же способствует

улучшению взаимоотношений между работниками управленческого уровня и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.