принцип «точно в срок» . В результате возросло участие рабочих на местах в
усовершенствовании технологических процессов и в управлении производством .
Иными словами , произошел концептуальный переход от обеспечения качества на
последнем этапе производственной линии к обеспечения качества на каждой
стадии процесса производства .
Третий поворотный момент (1992г.) . Он , без сомнения , начался повышения
курса йены , которое произошло в результате соглашения 5 ведущих стран о
проведении совместных валютных интервенций , заключенного в Нью - Йорке
осенью 1985 г. Правительство Японии , озабоченное экономическим спадом ,
вызванным стремительным ростом курса йены , произвело значительное снижение
официальных учетных ставок . Наступила эпоха беспрецедентно низких
процентных ставок . С другой стороны , предприятия , используя высокий
курс йены , выпускали за границей займы и конвертируемые облигации ,
получая практически беспроцентные капиталы .
Избыточные капиталы предприятий инвестировались на рынке капитала в землю и
недвижимость , причем этот процесс не ограничивался территорией Японии , а
распространялся и за рубеж . Прямые зарубежные инвестиции Японии с 1986 по
1990 г. составили больше , чем все предыдущие 20 лет. Часть прямых
инвестиций ушла в развивающиеся страны , главным образом страны АСЕАН . Это
приводит к аккумулированию положительного сальдо Японии в торговле со
странами Азии .
С 1987 по конец 1989 г. стоимость акций и земли подскочила более чем в 2
раза, но , начиная с кона 1989 г. акции начали стремительно падать в цене
и к середине 1992 г. их стоимость практически опустилась до уровня 1987 г.
В Японии произошла серьезная дефляция активов , значительная часть кредитов
, взятых под залог стоимости роста акций превратилась в безнадежные долги
Анализ важнейших показателей системы национальных счетов в Японии за период
с 1950 г. по настоящее время .
С 50 - х гг. темпы сбережений в Японии были самыми высокими в мире и часто
в два и более раза превосходили сбережения других крупных промышленных
стран . В 1970 - 1972 гг. сбережения японских семей и бизнеса , не
входящего в корпорации составили 16.8 % ВНП , или 13.5 % после амортизации
, соответствующие цифры для американских семей были 8.5 % и 5.3 % . Чистые
сбережения японских корпораций составили 5.8 % ВНП , американских
корпораций - 1.5 % . Чистые сбережения японского правительства - 7.3 % ВНП
, американского правительства - 0.6 % . Общие чистые сбережения Японии
составили 25.4 5 ВНП , США - 7.1% .
На протяжении прошедших десятилетий Япония «богатела» феноменальными
темпами . С 1950 г. до 1990 г. реальный доход на душу населения повысился (
в ценах 1990 г. ) с $1230 до $ 23970 , т.е. темпы роста составили 7. 7 % в
год . Послевоенные экономические достижения Японии оказались
непревзойденными в мировой истории .
Современная экономика Японии в значительной степени зависит от мелких
предпринимателей . Почти 1\3 рабочей силы составляют работающие на себя и
неоплачиваемые члены их семей ( по сравнению с менее чем 10 % в
Великобритании и США ) .
Правительство поощряет сбережения и рост малых предприятий с помощью
налоговых льгот , финансовой и другой помощи .
Япония стала первой страной , в экономике которой реализовалась модель
сбалансированного роста . В 1952 г. в «стране восходящего солнца»
завершился этап современного экономического роста с годовыми темпами
прироста ВНП до 5 % . С 1952г. по 1972 г. Япония прошла этап сверхбыстрых
темпов с показателем ежегодного прироста ВНП до 10 % ; с 1973 г. по 1990 г.
- этап постепенного затухания сверхбыстрого прироста ВНП ( до 5 %) . С 1990
г. эта страна , первая и пока единственная , вступила в последний этап
реализации все той же экономической модели сбалансированного роста - этап
умеренного прироста ВНП , зрелой рыночной экономики . Это означает , что
высокие темпы роста японской экономики сменятся ежегодным приростом ВНП в
среднем в 2-3 %.
Начало последнего этапа совпало с четырехлетней депрессией в мировой
экономике , где после семилетнего поступательного развития в 1990 г.
разразился серьезный экономический кризис , последствия которого в Японии
ощущались достаточно долго.
Так , за 1992 г. промышленное производство сократилось примерно на 8 % .
Это более резкое падение , чем Япония имела в к. 80 - х гг. . В 1993 г. в
экономике Японии наблюдался нулевой рост , а в 1994 г. он составил 0.6 % .
В 1995 г. прирост сохранился на уровне 0.5 % . Только в 1996 г. стал
возможен экономический рост в Японии на уровне 3.4 % , что характерно
именно для зрелой рыночной экономики .
Анализ изменения международного положения Японии и внутренней трансформации
( по данным ЯЦПСЭР).
На протяжении последней половины века Япония достигла значительного
экономического роста * см лист 2 приложения *. Индекс производства вырос в
18 - 19 раз , а индекс производительности - в 13 раз . Однако этот
количественный рост произошел в большей мере за счет увеличения экспорта :
экспортировалось 30 - 49 % продукции текстильной промышленности , 30 %
продукции машиностроения , 45 % легковых автомобилей , 60 % мотоциклов , 80
% видеомагнитофонов и видеокамер . Т.о. , в Японии была создана
промышленная структура , при которой импортировалось сырье с низкой
добавленной стоимостью , а экспортировалась готовая продукция , прошедшая
процесс обработки и сборки внутри страны . Огромный положительный баланс
Японии с макроэкономической точки зрения можно объяснить большим разрывом
между инвестициями и сбережениями , т.е. разрывом между инвестиционными
возможностями и объемом сбережений внутри страны , а с точки зрения
внешнеэкономической теории он объясняется наличием такой промышленной
структуры , при которой норма выручки иностранной валюты чрезвычайно высока
.
С точки зрения равноправности международных экономических связей , когда
Япония находится в зависимости от остального мира на рынке сырья и на рынке
готовой продукции , но при этом ежегодно имеет огромный избыток платежного
и текущего баланса , является неприемлемой , даже если японские товары
обладают высочайшим качеством и разумной ценой .
С другой стороны , в самой Японии произошли такие изменения , которые
заставляют рассматривать нынешний поворотный момент как поворот в подлинном
смысле слова . Во первых , это «старение» демографической структуры Японии
, в результате чего в ближайшие 10 лет численность людей старше 60 лет
приблизится к 20 % всего населения страны . В то же время при сложившемся
в последнее время высоком курсе йены наблюдается рост расходов на оплату
труда и прочих расходов в перерасчете на доллары . Кроме того , молодое
поколение , воспитанное в обеспеченной социально - экономической среде ,
хочет искать в своей работе возможности самореализации и соответствующее
этому отношение . Наступило время пересмотра так называемой японской модели
управления , рассчитанной на молодую демографическую структуру и задачу
догнать остальные страны .
Кроме того , в результате не только международных потребностей , но и с
учетом «старения общества в Японии» возникла необходимость дальнейшего
повышения производительности .
Специфика японской модели менеджмента
За последние десятилетия Япония заняла лидирующее положение на мировом
рынке. И одной из главных причин столь стремительного успеха Японии на
международном поприще является применяемая ею модель менеджмента ,
ориентированная на человеческий фактор. За весь период развития Японии как
сверхдержавы ,а также за период всего ее исторического развития сложились
определенные принципы и методы труда , соответствующие специфическим чертам
национального характера . Японцы уверены , что основное богатство их страны
составляют человеческие ресурсы .Их система хозяйствования опирается на
древние традиции групповой сплоченности и прирожденное стремление к
созданию продукции наивысшего качества .
Среди отличительных черт японского характера психологи выделяют прежде
всего прирожденную экономию и бережливость , что находит прямое отражение в
экономической политике страны. Лозунги об экономии и бережливости
встречаются в Японии на каждом шагу , так как в сознании японцев выпуск
высококачественной продукции непосредственно связан с экономией и
бережливостью .
Сущность японского менеджмента составляет управление людьми , причем японцы
никогда не рассматривают одного человека ( личность) , в отличие от
американцев , а ориентируются на группу людей . Кроме того , в Японии
существует традиция беспрекословного подчинения старшему по возрасту ,
которая находит свое широкое применение не только в рамках семей , но и в
производственных группах .
Известно , что поведение человека неразрывно связано с его потребностями .
Для японцев характерной чертой является приоритет социальных потребностей (
принадлежность к социальной группе , место работника в группе , внимание и
уважение окружающих ) . Поэтому и вознаграждение за труд ( стимулы) они
воспринимают через призму социальных отношений , хотя в последние время на
японский метод оказывает сильное влияние отдельные мотивационные концепции
американского менеджмента , ориентированного на психологию индивида .Свое
выражение это получило в большем приобретении японцами товаров личного
потребления.
Японцы преклоняются перед трудом . В иерархии ценностей японского народа
труд стоит на первом месте . Японцы испытывают искреннее удовлетворение от
хорошо выполненной работы . Поэтому жесткая дисциплина , высокий ритм
работы и напряженность труда не оказывает на них такого разрушающего
воздействия как на американцев или европейцев . Для них это одна из
традиций , которой они должны неукоснительно следовать .Все работники
трудятся группами и поддерживают друг друга в работе .
Японская модель менеджмента ориентированна на «социального человека» ,
концепция которого была выдвинута возникшей в США «школой человеческих
отношений» , пришедшей на смену тейлоризму , который во главу угла ставил
материальные запросы .
«Социальный человек» имеет специфическую систему стимулов и мотивов. К
стимулам можно отнести заработную плату , уровень условий труда , стиль
руководства , межличностные отношения сотрудников . Мотивами к труду
являются трудовые успехи работника , признание его заслуг , продвижение по
служебной лестнице , творческий подход к работе . Однако отношение японцев
к этому понятию более гибкое , чем у тех же американцев .
Японцы учитывают сложившуюся ситуацию и пытаются приспособиться к ней . Для
них в управленческом процессе главным является изучение нюансов обстановки
, которые позволяют управляющему звену принять правильное решение .
Отношения с партнерами японцы строят на основе доверия .
Каждый работник сливается с фирмой и ощущает себя ее частью . В основе
всего «корпоративного духа» фирмы лежит психология группы , ставящей
интересы группы выше личностных интересов отдельных работников . работая на
цели фирмы , каждый японец понимает , что он работает на группу и на себя .
Для японцев характерно тщательное отслеживание своего положения в группе .
Они чутко реагируют на изменение места каждого человека в группе и
стараются не переступать очерченные для каждого из них границы . Поэтому ,
говоря о специфике японской модели менеджмента необходимо еще раз отметить
главное - это модель , ориентированная на человека , живущего интересами
общества .
По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть
характерных признаков японского управления.
Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии
ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров.
Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство
корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с
руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную
возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для
укрепления чувства общности с компанией. Стабильность так же способствует
улучшению взаимоотношений между работниками управленческого уровня и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|