населения". В верхней части ведомости поквартально указываются суммы фонда
оплаты труда, с которого должны быть начислены взносы. Затем указываются
суммы задолженности на начало года (за плательщиком или за фондом), после
чего указываются начисленные суммы в Фонд занятости с начала года, всего,
за отчетный квартал, в том числе помесячно, начисленные суммы пени,
начислено по актам (недоимок и пени), всего подлежит к уплате, перечислено
в Фонд занятости на начало квартала, за отчетный квартал, в том числе
помесячно (с указанием конкретных платежных документов), всего уплачено,
остаток задолженности на конец отчетного периода (за плательщиком, в том
числе просроченная, задолженность за фондом).
Если расчетная ведомость по средствам ГФЗН РФ не представлена в срок,
с плательщика будет взыскан штраф, размер которого устанавливается из
расчета 5% от суммы страховых взносов, подлежащих уплате на основе
расчетной ведомости, за каждый полный или неполный месяц просрочки. В целом
штраф не может быть меньше 100 руб. и не должен превышать 30% от суммы
взносов. Бланк расчетной ведомости приведен в Приложении 11.
Расчетные ведомости являются весьма важными документами, поскольку по
ним определяются суммы задолженности и платежей по каждому фонду. Для
правильного их составления рекомендуется аналитический учет по счету 69
строить с таким расчетом, чтобы он обеспечивал все необходимые данные для
составления расчетных ведомостей непосредственно на основе соответствующих
данных системного бухгалтерского учета.
Выводы и предложения.
Учет расчетов по имущественному, личному и социальному страхованию и
обеспечению ведется на счетах 65 «Расчеты по имущественному и личному
страхованию» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
Постоянно меняющееся законодательство обязывает бухгалтеров следить за
происходящими изменениями. Многие вопросы, связанные с данной темой
остаются открытыми и требуют своего решения в последующих нормативных
актах.
Необходимо отметить, что на данном этапе существует много проблем: во-
первых, противоречия в законодательстве, которые приводят к абсурдным
ситуациям как, например, в случае описанном в статье Земляченко С. В.
когда взносы в один государственный социальный внебюджетный фонд следует
производить за счет средств, выделенных другим государственным социальным
внебюджетным фондом в частности в ПФ РФ на сумму премии страховому активу,
выплачиваемую организацией за счет средств, выделенных отделением ФСС РФ,
так как данная премия в перечень необлагаемых выплат ПФ РФ не включена. И
это не единичный случай. Здесь, на мой взгляд, необходима, тщательная
проработка нормативных актов на факт соответствия их друг другу. Во-вторых,
как показывает практика, неуплата или неполная уплата взносов во
внебюджетные фонды – одно из самых распространенных нарушений, допускаемых
руководителями организаций. Хотя действующее законодательство
предусматривает за эти нарушения как налоговую, так и уголовную
ответственность, это не может искоренить проблему недоимок в РФ. По мнению
бухгалтеров-практиков данная ситуация создается из-за высоких ставок
отчислений в фонды, естественно предприятия пытаются уклониться от уплаты
страховых взносов, чем и объясняется высокий объем недоимок. В данной
ситуации внебюджетным фондам надо пойти на снижение ставок (хотя бы на
время) отчислений в фонды. В третьих, необходимо внедрять новейшие
компьютерные системы и программы, применяемые в зарубежных странах, не
только на предприятиях, но в фондах для упрощения и ускорения процедур
расчетов с организациями, а также для более строгого контроля со стороны
внебюджетных фондов. Имеется в виду, что и предприятие и внебюджетный фонд
или страховая компания должны быть подключены к одной компьютерной сети. К
сожалению, на данный момент нет готовых программных продуктов для
осуществления данных расчетов, любую программу (1С Бухгалтерия, БЕСТ и др.)
необходимо адаптировать для каждого предприятия, так как в первоначальном
виде она подходит только на 10-15%. Недостатком данных программ является и
то, что в них нет расчетных ведомостей фондов.
Обобщая все выше изложенное необходимо сказать, что учет расчетов по
имущественному, личному и социальному страхованию и обеспечению является
неотъемлемой частью бухгалтерского учета в любой организации. Существует
множество проблем, которые надо поэтапно решать как на уровне предприятий,
так и на законодательном уровне.
Список литературы.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 04.01.99 № 1-ФЗ "О тарифах
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд
занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного
медицинского страхования на 1999 год". Система Консультант Плюс.
2. Инструкция о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования
и учета средств государственного социального страхования, утвержденная
постановлением Фонда социального страхования РФ, Министерства труда и
социального развития РФ, Министерства финансов РФ, Государственной
налоговой службы России от 02.10.96 № 162/2/87/07-1-07 (в ред.
Постановлений ФСС РФ от 30.12.1997 № 126, Минтруда РФ от 31.12.1997 № 71,
Минфина РФ от 26.02.1998 № 1-13/2, Госналогслужбы РФ от 02.03.1998 № АП-6-
07/158; ФСС РФ от 04.11.1999 № 70, Минтруда РФ, Минфина РФ от 02.12.1999
№ 02-12-33, МНС РФ от 07.12.1999 № ДЧ-6-07/980). Система Консультант
Плюс.
3. Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета. Система
Консультант Плюс.
4. Постановление Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. № 1471 «О некоторых
мерах по упорядочению выплат за счет средств Фонда социального
страхования Российской Федерации». // Бухгалтерский учет. 1998. - №2. –
С. 107-109.
5. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. Безруких П.С. - М.: Бухгалтерский
учет, 1998. – 528с.
6. Врублевский Н. Д., Рендухов И. М., Учет расчетов по оплате труда:
Практическое руководство. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 1999. –
128с.
7. Камышанов П. И. Практическое пособие по бухучету. 2-ое издание
переработанное и дополненное. – М.: ТОО «Техлит», 1997. – 544с.
8. Козлов Е. П., Бабченко Т. Н., Галанина Е. Н., Бухгалтерский учет в
организациях. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 720с.
9. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1998.
– 560с.
10. Гончаров Д. В., Макалкин И. А., Новое в уплате страховых взносов во
внебюджетные фонды.// Главбух. – 1999. - №12. – С. 56-60.
11. Земляченко С.В., Взносы в государственные социальные внебюджетные
фонды.// Бухгалтерский учет. 1999. – №6. – С. 51-62.
12. Калинина Л. А., Новое в уплате страховых взносов во внебюджетные
фонды.// Главбух. – 1999. - №11. – С. 54-57.
13. Пизенгольц М. З. Учет расчетов с государственными внебюджетными
фондами.// Бухгалтерский учет. – 1999. - №8. – С. 10 –15.
14. Расчетная ведомость по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ.//
Главбух. 2000. - №7. – С. 63-67.
15. Расчетная ведомость по страховым взносам в фонды обязательного
медицинского страхования. // Главбух. 2000. - №6. С. 79-84.
16. Расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования РФ
(форма №4 – ФСС РФ). // Главбух. 2000. - №5. – С.88-94.
17. Сергеев А. И., Новые страховые взносы в Фонд социального страхования.//
Главбух. 2000. - №3. – С.68-72.
18. Соловьев А.К., Изменение тарифной политики Пенсионного фонда РФ. //
Бухгалтерский учет. – 1998. - №9. – С.14-19.
19. Соловьев И. Н., Ответственность за уклонение от уплаты страховых
взносов в государственные внебюджетные фонды. // Главбух. 2000. - №4.
С.68-72.
20. Сотникова Л.В., Расходы на страхование: включение в себестоимость
продукции и в себестоимость имущества. // Бухгалтерский учет. 1999. – №2,
№3. – С. 12-20, С.23-32.
21. Сухов М.В., Комментарий к Перечню выплат, на которые не начисляются
страховые взносы в фонд занятости.// Главбух. 1999. - №22. – С.78-81.
22. Сухов М. В., Комментарий к изменениям в Порядок уплаты страховых
взносов в Пенсионный фонд РФ. // Главбух. 2000. - №3. – С.77-80.
Приложение №1
ВИДЫ СТРАХОВАНИЯ, СТРАХОВЫЕ ПЛАТЕЖИ ПО КОТОРЫМ ВКЛЮЧАЮТСЯ В СЕБЕСТОИМОСТЬ
ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)
|Виды страхования |Признак включения в |
| |себестоимость продукции |
|ЛИЧНОЕ СТРАХОВАНИЕ |
|Страхование жизни | |
|Страхование от несчастных случаев и болезней |+ |
|Медицинское страхование |+ |
|ИМУЩЕСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ |
|Страхование средств наземного транспорта |+ |
|Страхование средств воздушного транспорта |+ |
|Страхование средств водного транспорта |+ |
|Страхование грузов | |
|Страхование других видов имущества, кроме | |
|перечисленных в данном виде страхования |+ |
|Страхование финансовых рисков | |
|СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ |
|Страхование гражданской ответственности | |
|владельцев автотранспортных средств | |
|Страхование гражданской ответственности | |
|предприятий – источников повышенной | |
|опасности* |+ |
|Страхование профессиональной | |
|ответственности** |+ |
|Страхование ответственности за неисполнение | |
|обязательства | |
|Страхование иных видов гражданской | |
|ответственности, кроме перечисленных в данном| |
|виде страхования | |
* Ст. 1079 ГК РФ определены виды деятельности, связанные с повышенной
опасностью - это деятельность, связанная с использованием транспортных
средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной
энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т. п.; осуществление
строительной и иной, связанной с нею, деятельности и др.
Конкретные виды деятельности, связанные с повышенной опасностью, определены
несколькими нормативными документами. В частности, виды деятельности,
связанные с повышенной опасностью при пользовании недрами, определены
Указом Президента РФ Не 234 от 18.02.93, объекты, зоны и виды работ на
железнодорожном транспорте, связанные с повышенной опасностью, определены
ст. 13 Федерального закона № 153-ФЗ от 25.08.95.
** В соответствии с разъяснениями Департамента страхового надзора Минфина
РФ 'Об упорядочении проведения страхования профессиональной ответственности
отдельных категорий работников' Ne 24-11105 от 23 октября 1997 г.
В соответствии с п. 13 Классификации по видам страховой деятельности
(приложение № 2 Условии лицензирования страховой деятельности на территории
Российской Федерации, утвержденных приказом Росстрахнадзора от 19.05.94 №
02-02/06) объектом страхования профессиональной ответственности являются
имущественные интересы застрахованного лица, связанные с обязанностью
последнего в порядке, установленном законодательством, возместить ущерб,
причиненный третьим лицам в связи с осуществлением застрахованным
профессиональной деятельности.
На основании правил страхования профессиональной ответственности может быть
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|