сотрудников. При этом не видя особых различий между медицинским
страхованием и медицинским обслуживанием, затраты на медицинское
обслуживание в пределах установленной нормы (равной 1 % объема выручки от
реализации) включают в себестоимость продукции.
Плата по договору на медицинское обслуживание не должна включаться в
себестоимость, а отражаться за счет собственных источников средств
предприятия.
В то же время стоимость амбулаторного и стационарного медицинского
обслуживания, оплаченная предприятием за своих работников и членов их
семей, не включается в совокупный доход этих работников и не облагается
подоходным налогом.
Суммы страховых взносов по договору медицинского страхования, если они
вносятся за физических лиц из средств предприятия с условием получения
застрахованным физическим лицом страховой выплаты, подлежат обложению
подоходным налогом.
Если условиями договора страхования предусмотрено, что страховое
возмещение перечисляется страхователю — предприятию, который и выплачивает
его физическим лицам, то удержание налога производится данным
страхователем, являющимся источником выплаты.
Бухгалтерские записи приведены в Приложении 4.
В соответствии с примечанием к приложению № 7 к инструкции ГНС РФ № 35 от
29.06.95 (в редакции изменений и дополнений № 6) о порядке заполнения
Налоговой карточки по учету доходов и подоходного налога на каждого
работника по страховым выплатам исчисление подоходного налога производится
один раз по окончании срока действия договора. Исчисление подоходного
налога производится от суммы страхового взноса.
В примере рассмотрен случай, когда страховая выплата, произведенная
страховой компанией, меньше, чем уплаченный страхователем-предприятием
страховой взнос за работников. Следовательно, оснований для исчисления
налога с суммы разницы между страховой выплатой и ранее уплаченным по
договору страховым взносом не возникает.
Бухгалтерские записи приведены в Приложении 5.
2. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
2.1. Формирование средств внебюджетных фондов.
С целью создания специальных фондов производятся соответствующие
отчисления на социальные нужды, которые включаются в издержки производства
или обращения. Так, пособия по временной нетрудоспособности, санаторно-
курортное лечение обеспечиваются отчислениями в фонд социального
страхования. Для обеспечения пенсии производятся отчисления в Пенсионный
Фонд. Для обеспечения гражданам равных возможностей в получении медицинской
помощи – в фонд обязательного медицинского страхования. Для обеспечения
временно неработающих – в фонд занятости.
Большинство юридических лиц является плательщиками страховых взносов в
Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ), фонды
обязательного медицинского страхования (фонды ОМС) и Государственный фонд
занятости населения РФ (ГФЗН РФ). Не входят в состав плательщиков при
определенных условиях только общественные организации инвалидов и
юридические лица, собственниками имущества которых выступают общественные
организации инвалидов.
Организации, которые должны уплачивать страховые взносы,
регистрируются как страхователь во всех фондах в течение 30 дней с момента
регистрации организации в Регистрационной палате. При нарушении этого срока
они облагаются штрафом в размере 10% причитающихся к уплате страховых
взносов.
Для регистрации должны быть представлены нотариально заверенные копии
свидетельства о государственной регистрации, письма статистического органа
о присвоении кодов по ОКПО и др. классификационных признаков, устава
организации, учредительного договора. Фонд выдает страхователю извещение о
факте регистрации, которое необходимо хранить как документ строгой
отчетности.
В дальнейшем страхователь обязан письменно уведомлять исполнительные
органы фондов о происшедших изменениях (в случае реорганизации и т. д.)
Методические рекомендации по проведению налоговыми органами
документальных проверок полноты и правильности исчисления страховых взносов
даны в письме ГНС РФ от 24.11.98 № ШС-6-07/851 "О Методических
рекомендациях по проведению документальных проверок организаций по полноте
и правильности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской
Федерации" и в письме ГНС РФ от 18.09.98 № ШС-6-07/630@.
С 4 января 1999 г. вступил в силу Федеральный закон от 04.01.99 № 1-ФЗ
"О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд
занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного
медицинского страхования на 1999 год" (далее Закон), вносящий кардинальные
изменения в определение базы для исчисления страховых платежей в отдельные
фонды и содержащий ряд других принципиально новых норм.
Отчисления в социальные фонды производятся на основании следующих
нормативных документов:
. отчисления взносов в Пенсионный фонд – на основании перечня выплат, на
которые не начисляются взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации
(утвержденный постановлением Правительства РФ от 7.05.1997 г. № 546).
Разъяснения по применению Перечня – постановление Правления ПФР от
15.09.1997 г. № 73;
. взносы в фонды обязательного медицинского страхования - в соответствии с
Инструкцией о порядке взимания взносов (платежей) на обязательное
медицинское страхование;
. взносы в фонд социального страхования – на основании Перечня выплат
заработной платы и других выплат, на которые не начисляются страховые
взносы и которые не учитываются при определении среднемесячного заработка
для начисления пенсий и пособий по государственному социальному
страхованию;
. взносы в Государственный фонд занятости: в соответствии с Перечнем
выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Государственный фонд
занятости Российской Федерации, действующий с 1 ноября 1999 года. Данный
Перечень введен в действие постановлением Правительства РФ от 26 октября
1999 г. № 1193, принятым во исполнение статьи 11 Федерального закона от 1
мая 1999 г. № 90-ФЗ «О бюджете Государственного фонда занятости РФ».
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от
04.01.99 № 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации,
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды
обязательного медицинского страхования на 1999 год" установлены следующие
тарифы страховых взносов в фонды социального назначения.
В Пенсионный фонд Российской Федерации для работодателей-организаций —
в размере 28 %; для работодателей-организаций, занятых в производстве
сельскохозяйственной продукции, — в размере 20,6 % выплат в денежной и
(или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям
независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по
договорам гражданско-правового характера, предметом которых является
выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам;
для индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных
граждан, лиц без гражданства, проживающих на территории Российской
Федерации, а также для частных детективов, занимающихся частной практикой
нотариусов, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера,
занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянских
(фермерских) хозяйств — в размере 20,6 % дохода от предпринимательской либо
иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением;
для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему
налогообложения, — 20,6 % дохода, определяемых исходя из стоимости патента.
Для большинства предпринимателей, использующих наемный труд, тариф платежей
с наемных работников установлен в размере 28 % выплат в денежной и
натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям
независимо от источника финансирования.
Однако для родовых, семейных общин коренных малочисленных народов
Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, а также для
крестьянских (фермерских) хозяйств, использующих наемный труд, действует
тариф платежей с хозяйств в части наемных лиц в размере 20,6 % выплат в
денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем
основаниям независимо от источников финансирования.
Кроме того, для граждан (физических лиц), работающих по трудовым
договорам, а также получающих вознаграждение по договорам гражданско-
правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание
услуг, а также по авторским договорам, производится удержание в Фонд в
размере 1 % выплат, начисленных в пользу указанных граждан по всем
основаниям независимо от источников финансирования.
• В Фонд социального страхования Российской Федерации
для работодателей-организаций, а также граждан (физических лиц),
осуществляющих прием на работу по трудовому договору, в размере 5,4 %
выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу
работников по всем основаниям независимо от источников финансирования.
6 января 2000 года вступили в силу два новых закона (от 2 января 2000 г.
№ 10-ФЗ и принятый еще 24 июля 1998 года № 125-ФЗ), касающихся
обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний. Теперь предприятия наряду с прежними
страховыми взносами в Фонд социального страхования РФ обязаны уплачивать
дополнительные страховые взносы на страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний. Страховые взносы исчисляются
по ставкам, установленным Федеральным законом № 10-ФЗ, в соответствии с
классом профессионального риска предприятия, который присваивается ему
согласно Классификатору отраслей экономики по классам профессионального
риска. Этот классификатор был утвержден постановлением Правительства РФ от
31 августа 1999 г. № 975 и предусматривает 14 классов(.
• В Государственный фонд занятости населения Российской Федерации
для работодателей-организаций в размере 1,5 % выплат в денежной и (или)
натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям
независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по
договорам гражданско-правового характера, предметом которых является
выполнение работ и оказание услуг.
• В фонды обязательного медицинского страхования
для работодателей-организаций, а также граждан (физических лиц)
-предпринимателей, осуществляющих прием на работу по трудовому договору или
выплачивающих вознаграждение по договорам гражданско-правового характера,
предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по
авторским договорам — в размере 3,6 %, из них 0,2 % в Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования.
Большинство тарифов платежей в государственные внебюджетные фонды
являются унифицированными для всех отраслей народного хозяйства. Исключение
составляют тарифы в Пенсионный фонд, которые для предприятий, занятых
производством сельскохозяйственной продукции, являются льготными — 20,6 %.
Однако опыт показал, что такой порядок (без учета удельного веса
сельскохозяйственной продукции в общем объеме) оказался нерациональным. В
связи с этим постановлением Правления Пенсионного фонда Российской
Федерации (ПФР) от 09.04.99 № 37 внесены изменения и дополнения к порядку
применения установленного льготного тарифа для колхозов, совхозов и
предприятий, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции.
Начиная с 01.01.99 при регистрации в ПФР вновь созданным организациям,
занятым в производстве сельскохозяйственной продукции и другими видами
деятельности, тариф страховых взносов устанавливается на общих основаниях в
размере 28 % сроком на один календарный год.
При этом следует иметь в виду, что теперь в организациях, претендующих на
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|