Советском Союзе первый сеанс телевещания состоялся 29 апреля 1931 года. С 1 октября того же года телепередачи стали регулярными. Так как телевизоров еще не у кого не было, проводились коллективные просмотры, с специально отведенных для этого местах. 15 ноября 1934 года впервые состоялась трансляция телевизионной передачи со звуком. Довольно длительное время существовал лишь один канал - Первая программа. На время Великой Отечественной Войны транслирование было прервано, и восстановлено лишь после ее окончания. А в 1960 году появился и Вторая программаВ.А.Саруханов . Азбука телевидения - М.: Аспект Пресс, 2002. - с. 29. Первый советский телевизор, выпущенный промышленностью, назывался Б-2. Эта механическая модель появилась в апреле 32 года. Первый же электронный телевизор был создан гораздо позже - в 1949 году. Это был легендарный КВН 49. Телевизор был оснащен столь маленьким экраном, что для более-менее комфортного просмотра перед ним устанавливалась специальная линза, которую нужно было наполнять дистиллированной водой. Производство же цветных телевизоров, в СССР началось лишь в средине 1967 года. Хотя систему цветного телевидения разработал еще Зворыкин в 1928 году, лишь к 1950 году стало возможна ее реализация. Да и то лишь в качестве экспериментальных разработок. Прошло много лет, прежде чем эта технология стала общедоступной повсеместно. Первый, пригодный к продаже цветной телевизор создала в 1954 году все та же RCA. Эта модель была оснащена 15 дюймовым экраном. Несколько позже были разработаны модели с диагоналями 19 и 21 дюйм. Стоили такие системы дороже тысячи долларов США, а следовательно, были доступны далеко не всем Колосов А.А., Сапунов В.И., Тулупов В.В., Цуканова М.И. Техника и технология СМИ. Печать. Радио. Телевидение. Интернет. - М.: Издательство Михайлова В.А., 2008. - с. 98. . Стремительное развитие телевидения во второй половине 20-го века привело к тому, что уже выросло несколько поколений, не представляющих себе жизни без телевизора. Качество вещания значительно возросло и стало цифровым. Сами телевизоры уже перестали восприниматься как «ящики», ибо появились плоские LCD и плазменные модели. Размеры экрана перестали измеряться парой десятков сантиметров. Телевидение стало нормой. В начале радиолампы были вытеснены полупроводниками - первый телевизор на основе полупроводников был разработан в 1960 году фирмой Sony. В дальнейшем появились модели на основе микросхем. Теперь же существуют системы, когда вся электронная начинка телевизора заключена в одну микросхему. Первый пульт дистанционного управления был создан в 1950 году. Этот пульт подключался к телевизору посредством длинного провода. Несколькими годами позже Роберт Адлер предложил использовать для этой цели ультразвук. Предпринималось также попытки использования луча видимого света. Но в итоге остановились на инфракрасном излучении, которое и используется до сих пор.По мнению А.Я. Юровского, детское вещание началось в январе 1939 г. передачей «С новым годом». В январе 1940 г. дети увидели новогодний спектакль «Зайкин дом» Юровский А.Я. История тележурналистики в России / Телевизионная журналистика, под. ред. Г. В. Кузнецова, В. Л. Цвика, А.Я. Юровского. - М.: Высшая школа, 2002. - с. 83. Его мнение поддерживает А. Ожерельева, которая в своей статье утверждает, что Советский союз на десятилетие раньше, чем США, осознал необходимость создания телепрограмм для детей, однако до 1950 года передачи показывались от случая к случаю, с того же года регулярное вещание для детей начало и американское телевидение, зародив институт «субботнего утра» Ожерельева А. Обзор: Детское телевидение в России и США.// Интернет-журнал «ТВ-дайджест» (www.tv-digest.ru) от 22.10.2009. При этом в СССР с самого начала телевидение оценивалось как воспитательный и образовательный элемент, а в США как хорошая возможность размещения рекламы. Связано это, в первую очередь, с особенностью экономик двух стран. В то время как в Соединенных Штатах царили рыночные отношения, всей собственностью СССР распоряжалось государство. В полной мере это относилось и к телевидению, и появление детского контента было обусловлено двумя разными целями в разных странах - денежной, с одной стороны, и воспитанием идеологически правильно настроенного поколения - с другой. На советском телевидении готовились передачи для детей разного возраста: «Отзовитесь, горнисты!», «Спокойной ночи, малыши», телевизионные олимпиады, «Музыкальные вечера для юношества», «Весёлые старты», «Умелые руки» и др. В передачах «Лица друзей», многие из которых готовятся по письмам зрителей, рассказывается о лучших учителях, об опыте работы в детских коллективах, о советских людях, отдающих все силы воспитанию подрастающего поколения. Для подростков и молодежи предназначены телевизионные программы - «В эфире - молодость», «В добрый путь», «А ну-ка, девушки» и др Егоров В.В. Телевидение: Страницы истории. - М.: Аспект-Пресс, 2004. - с. 62. .В рубриках «Страницы творчества советских писателей», «Литературные беседы», «Мастера искусств», «Поэзия», «Рассказы о художниках» и др. ведётся большой разговор о роли и месте деятелей литературы и искусства в жизни страны. Особое место занимают программы учебного телевидения, подготавливаемые совместно с органами народного образования, АПН СССР, АН СССР, ведущими учебными заведениями. Передачи для средней школы охватывают основные темы большинства школьных дисциплин и передаются как непосредственно в класс, так и для просмотра школьниками в вечернее время. Систематически велись передачи для учителей («Экран - учителю»), для абитуриентов поступающих в вузы, студентов заочных и вечерних вузов Большая советская энциклопедия. Электронная версия. - М.: Новый диск, 2005. .В 1970-е - начале 1980-х годов обе страны получают результаты своей детской политики на телевидении. В нашей стране этот период считается периодом наибольшего подъема, расцвета детского телевещания, когда с экранов провозглашались вечные ценности в игровой форме. Формула этого телевидения звучала так: обучая, развлекай! В то же время в США это формула выглядела иначе: рекламируя, развлекай! Коммерческий подход привел страну к осознанию кризиса, а первые попытки с ним бороться - к еще более глубокому в него погружению. Как это произошло и в России в 1990-х годах. Абсолютная свобода телеканалов в отношении детского контента оказывается губительной. Федеральная комиссия по коммуникациям США в 1990 году издает Акт о детском телевидении, который направляет развитие американского телевидения для детей по тому вектору, по которому шло изначально советское вещание - т.е. в сторону образования, воспитания и ограничения рекламы, полное отсутствие которой, как подтвердилось на российском опыте в 90-х годах (закон запрещал какую бы то ни было коммерческую информацию во время трансляции детских передач), поставило бы отрасль на грань выживания.Российское телевидение в это же время двигается в противоположную сторону. Конечно, причиной тому - смена политического курса и становление рыночной экономики. В этот период передачи для детей становятся похожими на американские программы во время их становления, с типично откровенной рекламой. Например - программа «Дисней-клуб» (сравнить с «Тип-топ клуб», который выходил в США в 1950-х годах, преимущественно для рекламы хлеба одноименной марки) Ожерельева А. Обзор: Детское телевидение в России и США.// Интернет-журнал «ТВ-дайджест» (www.tv-digest.ru) от 22.10.2009.. Получается, что страны совершили рокировку: в США - от коммерческого развлекательного телевидения к образовательному под государственным контролем, а в России - от образовательного к развлекательному. В середине 2000-х годов в России стали появляться первые телеканалы для детей. Видимо, как ответ на кризис программы на этих каналах отвечают требованиям воспитания нравственности у подрастающего поколения. Тем не менее, в РФ количество детских каналов достаточно мало и практически недоступно большей части населения.В США количество этих каналов таково, что их простое перечисление представляется затруднительным - существуют и телекомпании, которые занимаются исключительно детским контентом, а также «взрослые каналы» обычно имеют свои проекты, посвященные детям (ABCKids, PBSKids, DiscoveryKids и т.д.). Телевидение для детей, как в США, так и в России сохраняет присущие ему изначально черты, хотя и несколько подкорректированные. Так, в США на многих детских каналах можно увидеть лишь развлекательный контент (обычно это кабельные сети как Nickelodeon, Cartoon Network, 4KidsTV), помимо того реклама зачастую присутствует прямо в названии шоу. Например, популярный сериал на Nickelodeon «iCarly» воспевает продукцию «Apple» и в названии (техника «Apple» традиционно имеет в названии букву i: плейеры»iPod», телефоны «iPhone» и т.д.), и по своей сути - сериал рассказывает о молодежи - активных пользователях технических новинок Ожерельева А. Обзор: Детское телевидение в России и США.// Интернет-журнал «ТВ-дайджест» (www.tv-digest.ru) от 22.10.2009. .В то же время абсолютно все российские каналы, посвященные детям, имеют в сетке образовательные и воспитательные программы. Даже коммерческий телеканал «Мультимания» (более 90 % программ - мультсериалы иностранного производства) транслирует образовательные («Большая энциклопедия природы», «Исторические личности»), развивающие («Тельмо и Тула») и воспитательные мультфильмы. К современному периоду развития российского детского телевидения мы вернемся далее. 1.2 Характеристика и типологические особенности телевидения Телевидение является наиболее массовым из СМИ. Оно охватывает даже те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Почему? Об этом мы поговорим далее. Способность телевидения к массовости объясняется его спецификой. Средства создания телевизионных продуктов, передачи их конечному потребителю и уровень восприятия телевизионный информации отличны от всего, что было ранее. Телевидение объединяет в себе возможности радио, кино, газет, телеграфа, всего, что было до него. Объединяет и превосходит все характеристики традиционных СМИ. Рассмотрим некоторые специфические особенности телевидения Телевизионная журналистика. / Под ред. Г. В. Кузнецова, В. Л. Цвика, А.Я. Юровского. - М.: Высшая школа, 2002. - с. 55: 1. Телевизионный сигнал - это электромагнитные колебания, способные проникать в любую точку пространства в зоне действия передатчика. Современное спутниковое телевидение вообще не имеет преград и способно транслироваться в любую точку планеты, без всяких ограничений и это еще более усиливает позиции ТВ. Таким образом, телевидение можно считать вездесущным СМИ, для которого не существует расстояний и преград, вследствие чего аудитория которого может равняться населению целого региона или страны. 2. Специфика подачи сигнала - телевизионная передача задействует два основных канала получения информации - визуальный и аудиальный. При этом человеку не требуется значительных усилий для ее восприятия, достаточно прислушаться и посмотреть на экран. Так телевизионные образы становятся доступными для самой широкой аудитории. В отличие, например, от радио, телевизионная информация доносится до зрителя в двух плоскостях: вербальной (словесной) и невербальной, зрительной. Звукозрительный характер телевизионной коммуникации усиливается персонификацией информации, телевидение в большом числе случаев подразумевает личностные контакты автора или ведущего и участников передачи с аудиторией. Персонификация телеинформации уже давно утвердилась во всем мире как принцип вещания, как сущностное отличие телевизионной журналистики от других ее родов. 3. Оперативность. Телевидение способно сообщить форме о действии в момент его свершения. Одновременность события и его отображения на телевизионном экране (симультантность) является едва ли не самым уникальным свойством телевидения. Симультантность присутствует в телевизионных передачах не постоянно, однако, имеет большое значение для психологии зрительского восприятия, свидетельствуя о достоверности действия, происходящего на экране. Симультантность, создающая эффект присутствия зрителя на месте событий, придает, как уже отмечалось выше, телевизионному сообщению особую достоверность, документальность, реалистичность, что обеспечивает исключительность в решении информационных задач телевидением как одной из разновидностей СМИ. Рассмотренные выше специфические свойства телевидения обеспечивают ему особые функциональные, структурные, выразительные и эстетические особенности, а также дает такие возможности, о которых ранее не могло быть и речи. Несомненно, телевидение заняло и продолжает занимать особое место в системе средств массовой коммуникации. Наличие возможностей определяет и те функции, которые выполняет телевидение в современном мире. О функциях телевидения мы поговорим позднее, теперь же обратимся к типологии, чтобы составить более четкое представление о самом телевидении и его составляющих. Согласно определению, типология -- это вычленение в группы предметов самых характерных общих признаков и создание на основе этих общих признаков какого-то типа, модели или классификации. Типологизировать можно практически все, от природных явлений, до материальных объектов. Главное в этом процессе - выделить общие признаки и объединить руководствуясь ими наиболее подходящие к каждой группе объекты Большая советская энциклопедия. Электронная версия. - М.: Новый диск, 2005.. В журналистике выделяют 5 характерных типологических признаков, по которым можно охарактеризовать любое СМИ Свитич Л.Г. Социология журналистики. - М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2005. - с. 75. : - по характеру аудитории; - по предметно-тематической направленности; - по целевому назначению; - по времени выхода; - по периодичности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|