вторами и ведущими передачи являлись Борис Репетур (под псевдонимом «Бонус»), Антон Зайцев («Гамовер») и Сергей Чихачев, который периодически появлялся на экране в различных образах, а также комментировал игровой процесс.Первые четыре выпуска были сняты в 1994 году, а показаны в 1995 (о чём заявляет разная внешность и одежда ведущих в первых четырёх выпусках, и в пятом и последующих). Изначально программа «От Винта!» выходила в эфир на канале «РТР» c 20 мая 1995 по ноябрь 1996 года. Спонсором была фирма Steepler, специализирующаяся в те годы на играх для игровых приставок. В 1996 году программа стала выходить по будням. С марта 1997 программа была исключена из сетки РТР и стала выходить на канале «НТВ». В настоящий момент передача закрыта. «Телепузики» -- детский телевизионный сериал. Производство BBC, Великобритания. Авторы идеи -- Энн Вуд и Энди Дэвенпорт, при участии компании Ragdoll Productions. Показ завершился 5 января 2001 года, в общей сложности было показано 365 серий. Продолжительность серии - 25 минут. Проект рассчитан на самых маленьких зрителей (до 3-х лет). Собственно «телепузики» -- четыре персонажа сериала -- человекообразные плюшевые существа, с антеннами на головах и телеэкранами на животе. Концепция передачи, сюжеты и персонажи вызывали множество дискуссий, передача неоднократно подвергалась самой жесткой критике как несоответствующая воспитательным нормам и психологии детей. В 2009 году появились новые подробности о создателях, оказалось, что во время подготовки передач некоторые из них употребляли наркотические средства. В России демонстрировался на телеканале РТР - предшественнике «России». Теперь, когда мы узнали содержание детских передач, выходивших и выходящих на «Первом канале» и «России», считаем необходимым классифицировать их по трем основаниям, которые, на наш взгляд, кажутся значимыми: 1. Классификация по содержанию: детские передачи могут быть абсолютно разными, познавательными, развлекательными, спортивными и т.д. Для того, чтобы отнести их к какому-либо типу, необходимо знать содержание и особенности проведения съемок. 2. Классификация по целевой аудитории: очень важно, чтобы содержание передач соответствовало возрасту детей, для которых они предназначены. В своей классификации мы выделили три возрастных категории. 3. Классификация по периодичности: детские передачи могут выходить регулярно или нерегулярно, мы разделили их на ежедневные, еженедельные и нерегулярные, т.е. выходящие по мере готовности или не чаще одного раза в месяц. Нам удалось найти и описать 22 детские передачи, выходившие и продолжающие выходить на рассматриваемых каналах в период с 1990 года по настоящее время. Рассмотрим предлагаемые нами типологии. Классификация детских передач по содержанию1. Познавательные передачи: «Марафон-15», «Улица Сезам», «КОАПП», «Зверинец», «Большая перемена». 2. Развлекательные передачи: «Мультазбука», «Спокойной ночи, малыши!»3. Интеллектуальные игры, викторины: «Умники и умницы», «Сокровище Нации», «Звездный час», «Семь бед - один ответ», «Властелин ума». 4. Спортивные игры: «Лего-го», «Зов джунглей», «Царь горы».5. Передачи о компьютерах: «Новая реальность», «От винта». 6. Музыкальные шоу: «Утренняя звезда», 7. Детские сериалы: «Ералаш», «Телепузики»8. Мультфильмы: «Дисней-клуб», «Классика Уолта Диснея». Теперь рассчитаем долю каждого типа передач в общем количестве, чтобы оценить, какие из них наиболее популярны. Таблица 2.4 Классификация передач по содержанию|
Тип | Количество передач | Доля, % | | Познавательные | 5 | 22,7% | | Викторины | 5 | 22,7% | | Спортивные | 3 | 13,6% | | Развлекательные | 2 | 9,1% | | О компьютерах | 2 | 9,1% | | Сериалы | 2 | 9,1% | | Мультфильмы | 2 | 9,1% | | Музыкальные | 1 | 4,5% | | Итого | 22 | 100% | | | Таким образом, среди рассмотренных нами передач чаще всего встречаются познавательные программы и викторины, на втором месте спортивные передачи, на третьем четыре группы передач (развлекательные, компьютерные, детские сериалы и мультфильмы), музыкальная передача всего одна, она на четвертом месте. Для наглядности представим данные таблицы в виде круговой диаграммы. Рис. 2.4 Классификация детских передач по содержаниюТеперь классифицируем детские передачи по целевой аудитории. Классификация детских передач по целевой аудитории: Передачи для дошкольников: «Дисней-клуб», «Классика Уолта Диснея», «Спокойной ночи, малыши!», «Улица Сезам», «Телепузики»Передачи для школьников: «Сокровище нации», «Лего-го», «Зов джунглей», «Царь горы», «Ералаш», «Утренняя звезда», «КОАПП», «Звездный час», «Мультазбука». Передачи для старших школьников: «Марафон-15», «Новая реальность», «От винта», «Утренняя звезда», «Зверинец», «Семь бед - один ответ», «Властелин ума», «Большая перемена».Как видно, большее количество передач ориентировано на детей младшего школьного возраста. За ними следуют передачи для старших школьников и дошкольников (см. табл. 2.5). Таблица 2.5Классификация передач по аудитории|
Тип | Количество передач | Доля, % | | Для младших школьников | 9 | 40,91% | | Для старших школьников | 8 | 36,36% | | Для дошкольников | 5 | 22,73% | | Итого | 22 | 100% | | | Представим данные в виде диаграммы. Рис. 2.5 Классификация детских передач по аудиторииДетские передачи, как мы уже говорили, выходят с разной периодичностью. Рассмотрим классификацию выполненную нами. Классификация детских передач по периодичности: Ежедневные передачи: «Спокойной ночи, малыши!», «Зверинец», «Телепузики». Еженедельные передачи: «Умницы и умники», «Сокровище нации», «Дисней-клуб», «Звёздный час», «Лего-го!», «Зов джунглей», «Марафон - 15», «Царь горы», «Классика Уолта Диснея», «Улица Сезам», «КОАПП», «Утренняя звезда», «Новая реальность», «Семь бед -- один ответ», «Властелин ума», «Большая перемена», «От винта!». Нерегулярные передачи: «Ералаш», «Мультазбука». Теперь посчитаем количество передач каждого типа и объединим данные в таблице. Таблица 2.6Классификация передач по периодичности|
Тип | Количество передач | Доля, % | | Еженедельные | 17 | 77,27% | | Ежедневные | 3 | 13,64% | | Нерегулярные | 2 | 9,09% | | Итого | 22 | 100% | | | Как видно из таблицы, абсолютное большинство - еженедельные передачи, ежедневные и нерегулярные снимаются не так часто. Это объясняется спецификой телевизионной работы, когда сетка выстраивается на основе недельного цикла. Наиболее удобным форматом получаются еженедельные передачи. Кроме того для их подготовки и съемки требуется определенное время, многие из передач просто невозможно выводить в эфир ежедневно, а при ежемесячной трансляции, например, аудитория будет утеряна. Необходимо заметить, что мы работали с массивом передач, выходивших на «Первом канале» и «России» в 90-е годы и выходящих сейчас. Последних очень мало, об этом мы не раз говорили в своей работе, поэтому о какой-либо их классификации не может быть и речи. Ситуация свидетельствует о том, что оба государственных телеканала превратились в коммерческие структуры, главная цель которых состоит в получении максимальных доходов, они не выполняют социальной, педагогической и других важных функций. Ниже затронем и эти вопросы. 2.3 Проблемы социальной ответственности детского и юношеского телевидения«Ни один, даже, казалось бы, самый, что ни на есть профессиональный вопрос нельзя на телевидении решать вне его этической основы», - писал исследователь и театровед В. Саппак Прив. по Муратов С.А. Этические принципы тележурналистики. / Телевизионная журналистика. / Под ред. Г. В. Кузнецова, В. Л. Цвика, А.Я. Юровского. - М.: Высшая школа, 2002. - с. 304. . Прежде, чем говорить о социальной ответственности детского телевидения, необходимо разобраться в существе вопроса. По здравому смыслу, ответственность возникает там и тогда, где существуют определенные обязательства, взятые на себя либо добровольно, либо в результате договоренности. Когда мы говорим о социальной ответственности телевидения, то предполагаем, что телевизионные структуры взяли на себя обязательства, выдвинутые перед ними обществом, в обмен на возможность использовать государственное достояние - техническую эфирную частоту. С формальной точки зрения, лицензия на возможность вещания, выданная государственным органом, выступает в качестве договора между телекомпанией и обществом. Таким образом, телевидение, имеющее государственную лицензию на вещание, обязано учитывать интересы всего общества, включая участников телепрограмм, зрителей, детей, то есть общества в целом. Где существует свобода, существует и ответственность за свои решения. В отношении тележурналистов это означает ответственность Там же, с. 305. :- перед обществом в целом;- перед аудиторией телезрителей;- перед героями передач и фильмов;- перед сообществом журналистов, которое он представляет;- перед телекомпанией, от имени которой обращается к зрителям;- перед самим собой.Нынешние лицензионные обязательства регламентируют только процент детского к общему объему вещания. Сегодня телеканалы самостоятельно принимают решения по формированию программной политики, руководствуясь корпоративными интересами и политической целесообразностью. Однако корпоративные интересы, судя по всему, не предполагают создания детских передач. Поэтому остается лишь уповать на сознательную гражданскую позицию и добропорядочность журналистов и их руководителей. В советское время детское телевидение было органично вписано в целостную образовательно-воспитательную систему, ее элементы плодотворно взаимодействовали, и каждое звено выполняло собственные задачи во исполнение единой цели - воспитания молодых советских граждан. Сегодня межведомственные связи нарушены, детское вещание существует автономно от общества и его институтов. На лицо необходимость восстановления системного подхода к детскому вещанию в стране, когда во главу угла ставятся вопросы воспитания молодых граждан России, а не частные, корпоративные интересы. По мнению Когатько А.Г., проблематику социальной ответственности детского телевидения стоит рассматривать в двух аспектах Когатько А.Г. Социальная ответственность детского телевидения. Развивающее телевидение для детей. // Официальный сайт депутата Гос. Думы Крутова А.Н. (www.kroutov.ru), 2005. : Во-первых, - это означает вопрос присутствия детского вещания в эфире. В этом смысле, нас интересует выполнение держателями лицензий своих обязательств по объему вещания. Во-вторых, необходимо говорить об ответственности за содержание программ для юной аудитории: за пропагандируемые экраном ценности, образцы и модели поведения. Говоря об ответственности детского телевидения и телевидения вообще, мы приходим к механизму контроля за соблюдением лицензионных обязательств, которые в настоящий момент игнорируются обоими федеральными государственными телеканалами. В настоящее время за это отвечает Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Вероятно, использование рычагов давления на нарушителей условий лицензионных обязательств в части детского вещания, представляется власти нецелесообразным. Существует достаточное количество проблем, где такое влияние необходимо, и тратить административный ресурс на «детские» вопросы, с их точки зрения, - неразумно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|