реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Регулирование рынка труда в Амурской обл - (диплом)

реферат
p>Уровень экономической активности населения области составил 66, 3 % (по России –63, 2 %). Наибольшая экономическая активность населения приходилась на лиц в возрасте 30-49 лет (92, 3 %), 25-29 лет (83, 4) и 50-54 лет (83, 2 %). Уровень экономической активности лиц трудоспособного возраста (женщины в возрасте 16-54 лет, мужчины в возрасте 16-59 лет) составил соответственно 78, 7 % и 79, 8 % (по России– 80, 7 % и 75, 2 %).

Численность совокупной рабочей силы характеризовалась невысоким уровнем официально зарегистрированной безработицы при значительных размерах видимой и невидимой незанятости.

До 1996 года происходило увеличение как общей, так и зарегистрированной безработицы. Начиная со второй половины 1996 года, тенденция взаимосвязи этих показателей изменилась. Численность безработных, имеющих официальный статус, стала снижаться, что было обусловлено изменением условий регистрации в качестве безработных из-за задержки в выплате пособий по безработице. Общая численность безработных больше численности зарегистрированных безработных по сопоставимому кругу лиц (т. е. без студентов, учащихся и пенсионеров) в 2000 году в 6, 9 раза (в 1999 году– 7, 8 раза).

Возрастная структура безработных в 2000 по сравнению с 1992 годом изменилась. Остаётся высокой доля лиц в возрасте до 30 лет, хотя отмечается некоторое снижение этого уровня с 45, 2 % в 1992 году до 41, 3 % в 2000 году (по России–39, 2 %). Проблема безработицы наиболее болезненна для молодёжи, вступающей в трудовой процесс после окончания учебы или службы в армии, в силу этого на рынке труда она является менее конкурентоспособной.

Средний возраст безработных в области насчитывал 34 года (по России –34, 5 года). Эта категория безработных находится в самом расцвете творческих сил, обладает опытом работы и профессиональными навыками.

В 2000 году в органы Федеральной службы занятости по вопросу трудоустройства обратилось 25, 6 тыс. человек, что на 1, 1 % меньше, чем в 1999 году и на 47, 1 % больше, чем в 1992 году. Из числа обратившихся в службу занятости 22, 7 тыс. человек– незанятые трудовой деятельностью.

На конец 2000 года в органах Федеральной службы занятости состояло на учёте 9, 8 тыс. человек, незанятых трудовой деятельностью, из них 9, 3 тыс. человек имели статус безработного, из которых 8, 0 тыс. человек получали пособие по безработице.

Анализ состояния рынка труда области позволяет сделать следующие выводы. Серьёзные изменения происходят в отраслевом распределении рабочей силы, в выборе населением сфер деятельности, в количественно-качественном дифференциации рабочих мест по условиям занятости. При этом идёт постепенное улучшение использования рабочей силы на предприятиях и в организациях, о чём свидетельствует существенное сокращение размеров неполной занятости. Несмотря на то, что в области не отмечается положительное сальдо приёма и выбытия работников крупных и средних предприятий, разрыв между численностью выбывших и принятых сокращается. В области сохраняется уменьшение спроса на рабочую силу, что проявилось в снижении численности занятых в экономике.

Каким образом государство воздействует на процессы, происходящие на рынке труда будет рассмотрено в следующем разделе.

    2. 2. Анализ стратегии государственного
    регулирования рынка труда в Амурской области

Формирование рыночных отношений в социально-трудовой сфере происходит в Амурской области на фоне структурных преобразований, затрагивающих все сегменты и сектора экономики. Серьёзные изменения происходят в отраслевом распределении рабочей силы, мотивированной роли заработной платы в денежных доходах населения и выборе сферы деятельности, взаимодействии органов государственного регулирования рынка труда с предприятиями-работодателями и теневым сектором занятости. Общей тенденцией, проявляющейся во всех направлениях, является снижение степени и эффективности проводимой государственной политики на рынке труда потеря не только управляемости процесса становления новых трудовых отношений, но и резкое снижение информированности о происходящих в экономике и занятости тенденциях.

Рассмотрим гарантированный государством минимальный размер оплаты труда. По логике минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. В Амурской области в 2000 году существующий минимальный размер оплаты труда–132, 0 рубля составлял 10, 4 % от прожиточного минимума трудоспособного населения, который составлял 1268, 8 рублей. В связи с тем, что на основе минимального размера оплаты труда строится большинство социальных выплат и пособий, их роль в реализации государственной политике нивелирована: государственные социальные гарантии не выполняют возложенных на них функций и приводят к дальнейшему усугублению социальной проблемы. Таким образом, государственный минимум оплаты труда в настоящее время в большей степени негативное воздействие на процессы происходящие на рынке труда, в то время, как должен обеспечивать другие функции.

Другим инструментом воздействия государства на рынок труда является проводимая политика в сфере тарифного регулирования заработной платы. Необходима корректировка различий в оплате труда между отдельными тарифными разрядами. Так, например, отсутствие средств на решение этой проблемы привело к максимальному сокращению занятости в науке и научном обслуживании. К отраслям, где эта проблема имеет наиболее острое значение, в Амурской области относятся здравоохранение, образование, культура и искусство, ЖКХ, охрана общественной безопасности. Единая тарифная ставка для оплаты работы определённого уровня сложности и квалификации с коллективными формами поощрения не учитывает индивидуальных результатов и достижений в работе.

Основным инструментом воздействия государства на рынок труда является государственная политика занятости. В целях осуществления данной политики в России было создано министерство труда и социального развития РФ, территориальными органом которого в Амурской области является Департамент федеральной государственной службы занятости в области определяется положением о Департаменте федеральной государственной службы занятости по Амурской области (см. прил. ), конституцией РФ, Уставом области, федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами.

Департамент федеральной государственной службы занятости по Амурской области имеет следующие структурные подразделения:

- федеральная государственная служба занятости по Амурской области; - службы занятости городов и районов.

Государственная политика занятости субъектов РФ в двух формах: в пассивной и в активной.

Пассивная политика занятости выражается в совокупности мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы и включает в себя выплату гарантированного государством пособия по безработице, выплату доплат на иждивенцев и т. д.

На конец 2000 года в органах Федеральной государственной службы занятости Амурской области состояло 9, 8 тыс. человек имели статус безработного, из которых 8, 0 тыс. человек получали пособие по безработице. Средний размер пособия по безработице в 2000 г. в Амурской области составлял 259, 1 рубля. Законом установлено, что пособие по безработице. Средний размер пособия по безработице в 2000 г. в Амурской области составлял 259, 1 рубля. Законом установлено, что пособие по безработице может колебаться в пределах от минимального размера оплаты труда до уровня средней заработной платы, сложившейся в данном субъекте РФ, В основном же пособие по безработице устанавливается в размере минимальной оплаты труда, установленного государством.

Активная политика занятости выражается в совокупности правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы и включает в себя мероприятия, связанные с предотвращением (предупреждением, профилактикой) увольнения работников для сохранения рабочих мест, обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу, субсидирование создания новых рабочих мест путём развития самозанятости населения в субъектах РФ осуществляется путём подготовки и реализации региональных

Проведение активной государственной политики занятости населения в субъектах РФ осуществляется путём подготовки и реализации региональных программ занятости, которые формируется исходя из ситуации на рынке труда региона и прогнозов его развития.

    2. 2. 1. Активная политика занятости

В 1999 году Департаментом федеральной государственной службы занятости населения области была разработана программа занятости населения основные направления деятельности:

- сохранение экономических целесообразных и создание новых рабочих мест; - поддержка и развитие занятости;

    - содействие трудоустройства и временной занятости;
    - содействие занятости слабозащищённых групп населения;

- профессиональная ориентация, подготовка и повышение квалификации безработных и незанятых граждан.

    Рассмотрим в какой мере они были реализованы.

С целью сохранения и создания новых рабочих мест Департамент федеральной государственной службы занятости по Амурской области совместно с ОАО“ЗеяГЭСстрой”было заключено соглашение о подборе работников на строительные объекты Бурейской ГЭС. В течение 2000 года проводились информационные встречи представителей ОАО“ЗеяГЭСстрой”с гражданами, желающими работать на строительстве Бурейской ГЭС, размещались материалы в средствах массовой информации о приёме на работу в п. Талакан. В области содействия трудоустройства и временной занятости по инициативе Департамента федеральной государственной службы занятости по Амурской области совместно с отделом по делам молодёжи и детства при АмГУ. В службе адаптации и трудоустройства студентов готовят к выходу на рынок труда. С этой щелью широко используется практика группового и индивидуального консультирования к самостоятельной трудовой деятельности.

В целях обеспечения дополнительных гарантий занятости граждан, нуждающихся в социальной защите, испытывающих трудности в поиске работы проводилось квотирование рабочих мест. На 2000 г на предприятиях, учреждениях и организациях органами местного самоуправления была установлена квота в количестве 660 рабочих мест.

В условиях постоянной несбалансированности спроса и предложения рабочей силы развитие активных форм занятости, в определённой мере, способствовало решение проблемы занятости граждан.

В 2000 году решили вопрос с занятостью 8629 незанятых граждан, участвуя в активных формах занятости (общественные работы, профессиональное обучение, организация собственного дела, “молодежная практика”). В структуре активных форм занятости значительную часть составляли граждане, участвующие в общественных работах и проходящие профессиональное обучение (см. рис. 16).

    Структура форм занятости, чел.
    Рис. 16

При содействие органов службы занятости профориентация помогла гражданам оценить свои профессиональные возможности и личную профессиональную карьеру. Уровень и квалификация рабочей силы становится решающим фактором в использовании сложившейся ситуации на рынке труда. Пониженная конкурентоспособность отдельных групп населения на рынке труда формирует пониженный спрос на их труд со стороны работодателей. Так, одной из важнейших характеристик качества рабочей силы, имеющей ключевое значение на рынке труда, является уровень общего и специального образования. Органы службы занятости на 2000 год заключили договоры с учебными заведениями и работодателями о повышении квалификации, освоении вторых специальностей, первоначальном обучении незанятых граждан. В течение года безработные граждане, в основном направлялись на обучение в учебно-курсовые комбинаты, технические школы, отделы предприятий и организаций, учреждения начального профессионального образования. В силу отсутствия квалификации и опыта молодежь рассматривается в качестве одной из социально уязвимых групп населения и, по-прежнему, остается многочисленной в структуре безработных. Среди молодежи, впервые выходящей на рынок труда, велика доля выпускников учебных заведений и проблема их трудоустройства сохраняет актуальность.

Иногда инерциальность системы образования не позволяет ей адекватно и своевременно реагировать на запросы рынка труда, а отказ от социальных гарантий студентов и молодых специалистов еще более осложняет адаптацию выпускников к рыночным условиям.

Тем не менее, молодежь проявляет заинтересованность в профессиональном обучении, зачастую отдавая предпочтение напряженным программам занятости. В целях расширения возможности трудоустройства выпускников учебных заведений, приобретения ими профессиональных знаний, умений, навыков 40 % от общего числа выпускников, состоящих на учете в органах службы занятости населения были направлены на“Молодежную практику”.

Число предприятий, принимавших участие в программе молодежная практика, составляло 555, из них большинство (388)– государственные и муниципальные. “Молодежная практика” организована была, в основном, для выпускников по должностям служащих. На период поиска постоянного места работы незанятым гражданам органы службы занятости населения предоставляли возможность для временной занятости–участие в общественных работах. Для развития общественных работ в 2000 году были организованы 4855 рабочих мест.

    Основными видами общественных работ были:

- заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции; - озеленение и благоустройство территорий;

    - социальный уход за престарелыми, инвалидами и больными;
    - работы в жилищно-коммунальном хозяйстве, строительстве;

- выполнение государственных мероприятий, социально-значимых для городов, районов (помощь органам местного самоуправления в инвентаризации земли, переписи, выдаче страховых полисов, помощь военкоматам в организации воинского учета).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.