реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Основные этапы развития психологии, основные направления развития зарубежной психологии ХIX - XXвв

реферат

психологии.

В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. Отныне не

механика, а физиология стимулировала рост психологического знания. Имея

своим предметом особое природное тело, физиология превратила его в объект

экспериментального изучения. На первых порах руководящим принципом

физиологии было «анатомическое начало». Функции (в том числе психические)

исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его

анатомии. Умозрительные, порой фантастические воззрения прежней эпохи

физиология переводила на язык опыта.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX

в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских

учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших

учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения

психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как

самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология

немецкого ученого В. Вундта (1832-1920), создателя первой в мире

психологической лаборатории. В области сознания, полагал он, действует

особая психическая причинность, подлежащая научному объективному

исследованию.

Становление отечественной психологии

После Октябрьского переворота в первые годы советской власти

отечественная психология продолжала развиваться во взаимодействии с мировой

психологической наукой. Поэтому при наличии специфических черт развитие

отечественной психологии характеризуется практически теми же

закономерностями. Растет интерес к социально психологическим проблемам,

проблемам личности. Возникают новые направления. В области психологии

трудовой деятельности, например, возникает одно из направлений практической

психологии - психотехника, в области психологии обучения — педология, в

области общей психологии - реактология и т.п.

Однако в советское время произошла абсолютизация физиологической идеи.

Согласно официальной установке, только таким путем могло быть достигнуто

истинно научное психологическое знание, что только так будут, безусловно,

обеспечены передовые позиции советской психологии и ее торжество над

реакционной буржуазной психологией. Претворение в жизнь официальной

установки потребовало активного применения административных методов.

Наиболее сокрушительные удары отечественная психология испытала в связи с

постановлением ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе

наркомпросов" (1936), а затем в связи с Объединенной научной сессией

Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, посвященной

павловскому учению (1950).

К концу 50-х - началу 60-х годов сложилась ситуация, когда психологии

была отведена роль раздела в физиологии высшей нервной деятельности и

комплекса психологических знаний в марксистско-ленинской философии.

Фактически это означало отрицание психологии как самостоятельной науки.

Почти все основные психологические концепции, получившие признание во всем

мире, были запрещены. Серьезно пострадала система подготовки специалистов-

психологов, границы сферы практической деятельности психологов сузились до

предела. И все-таки вопреки общей губительной направленности

административно-идеологического управления развитием психологии, благодаря

подвижнической деятельности многих ученых-психологов, были сохранены основы

психологии как науки, обеспечившие возможность накопления потенциала,

необходимого для выхода на качественно новый уровень. Более того, учеными

Советского Союза сделан немалый вклад в мировую психологию. Это С.Л.

Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьев, В.Н.

Мяснщев, А.Ц. Пуни, Д.Н. Узнадзе, П.И. Знченко и многие другие выдающиеся

ученые.

В советский период отечественными учеными было выработано определение

психологии как науки о психике, закономерностях ее проявления и развития.

Определение психики опиралось на положения марксистской философии,

ленинской теории отражения и рефлекторной теории. Психику следовало

понимать как свойство мозга отражать объективную действительность;

психическое - свойство физиологического; физиологическое материально,

психическое идеально; психическое отражение - идеальная форма существования

материального; идеальное существует как субъективная реальность в

неразрывной связи с объективной реальностью. Такие исходные позиции по мере

развития психологии и накопления ею данных экспериментальных исследований и

практического опыта привели к трудностям самого определения предмета

психологии. Все более прослеживается стремление выйти за рамки понимания

психологии как науки о психике - свойстве мозга. Идея психологии как науки

о человеке, где психическое есть суть человека и человеческого общества в

интеграции с историей человечества и развитием Вселенной, явственно

прозвучала в 1968 г. с выходом в свет книги Б.Г. Ананьева "Человек как

предмет познания". Эта идея получает все большее признание. Так, например,

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев (1995) рассматривают психологию человека как

психологическую антропологию и говорят о духовности как самой глубинной

сути человека.

[pic]

Памятный знак участника научной конференции, посвященной 90-летию со

дня рождения Б.Г.Ананьева (факультет психологии СПбГУ, 1997 г.)

Начало "Прорыва" психологии в производство было положено в

психологической школе Ленинградского университета, возглавляемой

Б.Г.Ананьевым. В 1959г. Б.Ф.Ломовым, одним из талантливейших учеников

Б.Г.Ананьева, была образована первая в стране лаборатория инженерной

психологии (первоначально называвшейся лабораторией индустриальной

психологии).Лаборатория под руководством Б.Ф. Ломова проделала огромную

работу по становлению инженерной психологии как психологической дисциплины.

Были проведены фундаментальные исследования по проблемам обработки

информации человеком-оператором, надежности деятельности, разработаны

принципы учета человеческого фактора при проектировании различных

автоматизированных систем управления и многие другие. Инженерно-

психологические исследования активизировали экспериментальную психологию.

Лаборатория стала общепризнанным центром инженерной психологии,

объединяющим практически все возникшие лаборатории и научные группы этого

направления по всей стране. Были установлены творческие связи с инженерными

психологами США, ФРГ и других стран. Многие психологи и инженеры прошли

переподготовку в лаборатории. Ежегодно лабораторией проводились

конференции, симпозиумы, семинары. Она обеспечивала публикацию инженерно-

психологических материалов, объем которых вряд ли был намного меньше, чем

по всем остальным направлениям психологии. В стране началась подготовка

специалистов по инженерной психологии, стала формироваться инженерно-

психологическая служба. В целом роль лаборатории Б.Ф. Ломова для развития

отечественной психологии сравнима, наверное, только с той ролью, которую

сыграла в свое время лаборатория В. Вундта.

Открытие в 1966 г. факультетов психологии в Московском и Ленинградском

государственных университетах создавало реальные предпосылки для развития

психологии как самостоятельной науки. Далее последовало включение

психологии в официальный классификатор наук, создание Института психологии

АН СССР, расширение системы подготовки психологических кадров, расширение

психологической подготовки специалистов разных специальностей и т.п.

Следующее знаменательное событие для развития отечественной психологии

— это освобождение от идеологических догм и необоснованных запретов как

следствие преобразований общественно-экономического уклада. Отечественная

психология получила возможность развиваться в системе мировой психологии и

использовать ее потенциал для решения практических проблем психологической

помощи человеку, обеспечения его деятельности и взаимодействия.

Прогресс психологии прямо зависит от потребности общества в

психологическом знании и его практической полезности. Сама потребность

общества обусловлена уровнем развития сфер науки и культуры,

производительных сил, социальной организации.

В структуре психологической науки прослеживаются ее фундаментальная

область (общая психология, дифференциальная психология, история психологии,

психология развития, психология личности, психофизиология) и отраслевые

дисциплины, связанные через свои практические приложения с различными

областями человеческой жизни и деятельности. Это психология социальная,

политическая, клиническая, криминальная, педагогическая, инженерная,

возрастная и др. В психологии сформированы направления психодиагностики,

психологической экспертизы, психотерапии, реабилитации, консультирования.

В наше время психология представлена в мировой системе научного знания

как самостоятельная наука, имеющая разветвленные связи и пограничные

области деятельности с социальными, медицинскими, техническими и другими

науками. Ее практические задачи направлены на гуманизацию человеческого

бытия.

Зарубежная психология

Борьба мнений в области теории, новые факты, полученные в период

интенсивного развития эмпирических и прикладных исследований в первые 50

лет существования психологии как самостоятельной науки, все более и более

обнаруживали несостоятельность психологической теории, и прежде всего

недостаточность ее основания - субъективно-идеалистического представления о

психике. В начале 10-х гг. психология вступила в период открытого кризиса,

который продолжался до середины 30-х гг. Подобно кризису, который

переживало в этот период естествознание, он явился показателем роста науки,

развитие которой приводит к необходимости смены прежних представлений

новыми знаниями. По оценке Л.С. Выготского, это был кризис методологических

основ психологии «...и является выражением того факта, что психология как

наука в своем практическом продвижении вперед в свете требований,

предъявляемых ей практикой, переросла возможности, допускавшиеся теми

методологическими основаниями, на которых начинала строиться психология в

конце XVIII - начале XIX века».

Кризис центрировался вокруг проблемы сознания и явился итогом развития

психологии как науки о сознании.

В связи с различием путей по преодолению кризиса в зарубежной и

отечественной психологической науке целесообразно рассматривать их

отдельно. Рассмотрим ситуацию кризиса в зарубежной психологии.

Кризис в психологии совпал с периодом обострения экономических и

социально-политических противоречий в буржуазном обществе, обусловленном

его переходом к империализму. Рост производства сопровождался качественными

изменениями в экономике, политике и идеологии, развитием процесса

концентрации капитала и господства монополий и финансовой олигархии,

агрессивной внешней политикой, направленной на перераспределение колоний и

рынков сбыта путем империалистических войн, среди которых первая мировая

война 1914—1918 гг. явилась первым из величайших социальных потрясений XX

в.

В конце XIX - начале XX в. были сделаны фундаментальные открытия в

физике, химии и других науках. В.И. Вернадский говорил о взрыве научного

творчества в этот период. «Он отличается тем, что одновременно почти по

всей линии науки в корне меняются все основные черты картины космоса,

научно построяемого». В.И. Ленин писал о «новейшей революции в

естествознании» в конце XIX- начале XX в. охватившей область физико-

химических наук. Открытие электронной структуры материи, изменения

представлений о времени и пространстве вызвали необычайный эффект в

мышлении и привели некоторых физиков к заключению об «исчезновении

материи», неправомерно интерпретировались как свидетельство того, что

современные научные исследования опровергают открытия, сделанные в науке и

предшествующие периоды. В действительности то описание материи, которое

дается новейшей физикой, не опровергает старой физики, но меняет прежние

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.