связана с использованием репродуктивного, а не творческого мышления, тогда
мало настораживал, так как даже репродуктивное мышление направлено на
получение и доказательство знания. Однако со временем схоластика начала
тормозить развитие новых знаний, приобрела догматический характер и
превратилась в набор силлогизмов, которые не позволяли опровергнуть старые,
неправильные или неверные в новой ситуации положения. Точно так же и
церковь, бывшая в VI-Х вв. во многом хранительницей знаний, становилась
тормозом на пути развития науки. В стремлении сохранить за собой
приоритетные позиции церковь препятствовала развитию новых концепций,
которые противоречили ее многочисленным догмам, причем со временем этих
противоречий становилось все больше, а неприятие возрастало. Именно в
позднем Средневековье приобретала все большее значение инквизиция, которая
пыталась отстоять прежние позиции церкви во власти и науке.
Все большее влияние на психологию Средневековья начинали оказывать и
работы Платона и Аристотеля, концепции которых постепенно приобретали все
более ортодоксальный характер. Многие крупные ученые того времени (Ибн
Рушд, Ф. Аквинский) были последователями Аристотеля, доказывая, что именно
их толкование этой теории единственно верное.
К кругу традиционных психологических проблем, исследуемых в
средневековой науке, относится, прежде всего, изучение процесса мышления и
его взаимосвязи с речью. Анализируя становление понятийного мышления,
ученые ставили вопрос о происхождении общих понятий (универсалии). Наряду с
вопросом о взаимосвязи знания и веры он становится одним из центральных в
период схоластики. При этом реалисты (Эриугена, Гильом, Ансельм
Кентерберийский) доказывали, что общие понятия реально существуют еще до
вещей, в уме у Бога. Такой подход перекликался с позицией Платона,
утверждавшего, что общие понятия существуют в мировой душе, являясь
образцом для реальных предметов. Номиналисты (Росцелини, позднее Д. Скот,
У. Оккам), напротив, считали, что общие понятия не существуют в реальности,
есть лишь «дуновение голоса», т.е. слово, которым для удобства общения
фиксируют группу сходных предметов. Основатель концептуализма (направления,
примыкавшего к номинализму) П. Абеляр доказывал, что общие понятия
существуют и вне вещей, в уме человека, т.е. слово - это не только звук, но
и значение, которое, оставаясь в названиях, передается людям. При этом он
одним из первых (наряду с Эриугеной) отстаивал верховенство разума над
верой, говоря о том, что надо понимать, чтобы верить. Так к XI-XII вв. в
науке начал возрождаться рационализм, который стал ведущим направлением в
психологии и философии Нового времени.
В то же время наряду с продолжением исследования традиционных для
античной науки вопросов психология Средневековья занимается и новыми
проблемами. Прежде всего к ним относится изучение взаимосвязи психических и
соматических болезней, проводившееся известным арабским психологом и врачом
Ибн Синой. Эти работы заложили основы современной психофизиологии, впервые
вскрыли природу стрессов и их влияние на состояние психики.
В церковной психологии также проводились важные исследования,
направленные на изучение способов манипуляции большой массой людей, приемов
снижения психического напряжения. Однако в трудные для человека моменты, во
время социальных катаклизмов (войн, эпидемий и т.д.), случавшихся
достаточно часто, особенно на протяжении VI-Х вв., этих естественных
регуляторов психологической стабильности оказывалось недостаточно. Поэтому
было необходимо разработать способы эмоциональной разрядки, очищения от
страха и чувства вины. Такие способы были найдены в самой церковной
культуре. Это были, прежде всего, обряды исповеди и покаяния; они давали
людям уверенность в возможности очищения, снятия вины за свои поступки, за
нарушения правил, неизбежные в реальной жизни, в возможности прощения и
искупления тех ошибок, которые были ими сделаны. Таким образом,
недовольство собой не накапливалось, снималась напряженность от осознания
своих грехов, что способствовало укорененности и с собой, и с другими,
предотвращало снижение самооценки. Терапевтический эффект этих обрядов был
тесно связан с глубокой верой, надеждой на загробное воздаяние, которые
служили в этом случае основой для катарсиса.
На вере основывались и способы лечения некоторых психосоматических
заболеваний (например, истерии), которые использовались многими
священнослужителями в средние века. Уверенность людей в том, что данный
священник действительно может им помочь, приводила к тому, что наложение
рук, прикосновение к одежде и т. п. становились мощным стрессовым фактором,
излечивавшим больного. Технология внушения, помогающая при подобных
заболеваниях, впоследствии была использована и в психоанализе.
В этот период продолжалось и развитие ораторского искусства,
направленного на управление чувствами слушателей, заражение их определенным
эмоциональным состоянием. Если в античности эти приемы основывались главным
образом на речи, то в Средневековье использовались и невербальные средства
(жесты, паузы, интонации и т.д.), что было серьезным приобретением
психологии того времени.
3 Развитие психологии в новое время
С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания.
Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека
преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой
экспериментальной базы. Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о полнейшем
различии, существующем между душой человека и его телом: тело по своей
природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна
производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение
породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой
телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке?
Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с
ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа
организма на внешнее физическое раздражение.
Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением
Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). Нет особого
духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции
(материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными
причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать
явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются
линии и поверхности в геометрии.
Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное
Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной
психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил –
бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные
желания и страсти.
Психология в этот период, так же как и на первых этапах развития
античной науки, укрепила свою связь с философией. Это объяснялось тем, что,
оставаясь в рамках науки о душе (своего собственного предмета), психологии
сложнее было избавиться от схоластических догм, отделиться от богословия.
Однако ориентация на философию в то время сужала предмет психологии,
которая рассматривала в основном общие закономерности развития психики
человека, а не живого мира в целом. Развитие же естествознания в то время
еще не давало возможности выстроить полноценную концепцию психического
(особенно психики человека) на его основе.
Однако тесная связь с философией не означала, что психология в это
время не искала собственного предмета исследования, конкретного определения
области своей деятельности. Эта область понималась, прежде всего, как
исследование путей становления у человека картины окружающего мира и самого
себя. Причем эта картина, как представлялось, должна была быть осознанной.
В осознанности души, в разуме, вслед за психологами Средневековья, ученым
виделось отличие человека от других живых существ. Так уточнялся предмет
психологии, которая становилась наукой о сознании. При этом из нескольких
вопросов, исследовавшихся психологией античности, - о познании, о движущих
силах и закономерностях психики, о механизмах регуляции поведения - на
первый план выходили именно проблемы познания.
Это было связано с несколькими причинами. Первая, о которой говорилось
выше, - стремление доказать возможности человека в постижении истины на
основе знания, а не веры. В связи рассматривалось психологами античности
как одна из составляющих душевной жизни. Таким образом, из исследования на
некоторое время выпадали проблемы движущих сил и регуляции внешней
деятельности. В то же время вопросы о содержании и пункциях сознания
подвели ученых к изучению его роли в человеческой жизни, следовательно, и в
поведении человека. Так вновь перед психологией вставала необходимость
проанализировать разницу между разумным и неразумным (аффективным)
поведением, границы свободы человека.
Таким образом, анализ становления предмета психологии в этот период
дает противоречивую картину. С одной стороны, методологически психология
ограничивалась вопросами сознания и путей его формирования, этапов развития
образа мира и себя. С другой стороны, изучение содержания и функций
сознания приводило к фактическому включению поведения, движущих сил и
регуляции не только внутренней, но и внешней активности в круг исследования
ведущих психологов того времени.
При этом если в конце XVI в. на первый план выходили проблемы предмета
психологии, объективности методов исследования психики, анализа полученных
данных, которые были центральными для теории Ф. Бэкона, то, начиная с Р.
Декарта, не менее значимыми становятся проблемы функций души, ее роли в
познании и поведении.
В начале Нового времени, несмотря на усилия Ф. Бэкона, более
распространенным был рационалистический подход, который разрабатывался
такими известными учеными, как Р.Декарт, Г.В. Лейбниц. Во многом это было
связано с необходимостью для психологии и философии преодолеть последствия
схоластики. Однако уже к середине века бурное развитие наук, промышленности
сделало очевидной необходимость учитывать в психологии и новые требования,
а потому все большее распространение стал получать сенсуализм,
представленный в то время в концепциях Д. Локка и Т. Гоббса.
Термин "эмпирическая психология" введен немецким философом XVIII в. X.
Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной
принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими
явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте,
закономерной связи между ними. Английский философ Дж. Локк (1632-1704)
рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду,
сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под
воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь,
наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные
идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации – связи между
психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за
собой появление другого.
Появление строго объективных методов исследования и изменение предмета
психологии сказались и на понимании новым поколением психологов понятия
«душа». Так как в объяснении фактов психической жизни она уже не играла
прежней роли, то, согласно принципу Оккама, психология в то время и не
испытывала нужды в использовании этого понятия в своих исследованиях.
Однако в этом случае необходимо было найти другой подход для объяснения
активности тела, выявить новый источник энергии для внутренней и внешней
активности. Этому и помогли законы механики, открытые современной для того
времени физикой, законы И. Ньютона. Именно они и были использованы Декартом
для обоснования первой в истории психологии теории рефлекса, которая со
временем получала все большее обоснование в открытиях в смежных с
психологией областях науки и стала одним из постулатов современной
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|