реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Основные этапы развития психологии, основные направления развития зарубежной психологии ХIX - XXвв

реферат

Основные этапы развития психологии, основные направления развития зарубежной психологии ХIX - XXвв

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ «МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ»

Контрольная работа

по психологии

тема: Основные этапы развития психологии, основные направления развития

зарубежной психологии ХIX - XXвв.

Выполнил:

студент гр. 3-23-16(з)

Зайнулина М.Р.

«___» __________

_______________

Проверил:

Ижевск 2004г.

Содержание:

Введение 3

1. Этапы развития психологии 4

1.1 Развитие психологии в период античности 4

1.2 Развитие психологии в период средневековья и эпохи возрождения 5

1.3. Развитие психологии в новое время 7

2. Становление отечественной психологии 10

3. Зарубежная психология 13

3.1 Бихевиоризм 14

3.2 Гештальтпсихология 15

3.3 Глубинная психология 16

3.4 Французская социологическая школа 18

3.5 Описательная психология 19

Литература: 21

Введение

Возникновение элементов психологического знания следует, по-видимому,

отнести к тем далеким временам, когда человек впервые осознал, что он,

человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В

научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе

развития главенствующей концепции миропонимания. Идея души выступает в

качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа,

Платона, Аристотеля. Развитие философии во все последующие века сыграло

важную роль в становлении психологического комплекса знаний.

Однако вместе с развитием психологического комплекса знаний в

философии, в области естественно - научного звания, прежде всего в

медицине, шло накопление сведений об организме человека, его анатомии,

физиологии и биохимии. При этом все более выявлялось противоречие

философского психологического знания о душе и естественно - научного знания

о человеке. В то же время ни философская психология, ни науки об организме

человека оказались не в состоянии ответить на вопрос, как снять это

противоречие.

Процесс развития знаний о психике человека, системе его психики,

характере, темпераменте продолжался на протяжении столетий, и сам этот

процесс также важен, как и результат - наука психология.

В своем развитии психология прошла несколько этапов. Первые

представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа) –

древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете,

есть душа. В этот период представления о душе основывались на

многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных

верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).

Эпоха Средневековья, длившаяся почти десять веков, не имеет в истории

достаточно четкой периодизации. Началом этой эпохи считают падение Римской

империи, т. е. V век. В то же время все ученые отмечают, что элементы

средневековой идеологии, так же как и средневековой науки, появились

значительно раньше, уже в III в.

Одной из важнейших характеристик средневековой науки, в частности

психологии, была ее тесная связь с религией. Точнее говоря, небогословской,

внецерковной науки в то время в Европе не существовало. Ее важной

особенностью в этот период было появление сакральности, от которой

психология избавлялась при переходе от мифологии к научному знанию в VII-VI

вв. до н.э зависимость от религии снова поставила вопрос о связи и

взаимовлиянии знания и веры, который и стал важнейшим для ученых на

протяжении всего этого периода.

Появление новых подходов к построению науки в XV-XVI вв., связанных со

стремлением к рациональности и доказательности теоретических положений,

ознаменовало наступление нового этапа в процессе становления психологии.

Развитие этих подходов стало ведущим мотивом ученых, разрабатывавших

психологические концепции в Новое время.

Этапы развития психологии

1 Развитие психологии в период античности

0Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э.

было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке,

рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием

тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые

возникли в тот период. В то время психология входила в науку, изучавшую

общие закономерности общества, природы и человека. Эта наука получила

название натурфилософии (философии), в течение долгого периода времени,

почти 20 веков, психология оставалась частью философии. Естественно, что в

обширном предмете философии к психологии относилась область, связанная в

первую очередь с человеком, да и само исследование души (психики)

связывалось преимущественно с особенностями психики человека. В то же время

область психического не ограничивалась человеком, но распространялась на

весь мир. Такой подход получил название панпсихизм - направление, которое

считает весь мир одушевленным и наделенным душой. В течение нескольких

веков (примерно до III в. до н.э.) разница между психикой человека и

животных рассматривалась как чисто количественная, а не качественная.

Несколько позже появилась идея о том, что конкретный материальный

объект (вода, земля или воздух), даже очень важный для мира и

жизнедеятельности, не может быть первоосновой. Уже Анаксимандр (VI в. до

н.э.) писал о «беспредельном», т. е. о таком физическом начале, из которого

все возникает и в которое все превращается. В теориях Левкиппа и Демокрита

(V-IV вв. до н.э.) возникла идея атомов, мельчайших, невидимых миру частиц,

из которых и состоит все окружающее. Атомистическая теория, разработанная

этими учеными, была весьма распространена и являлась составной частью

психологических учений многих ученых не только Древней Греции, но и Рима.

Среди важнейших функций души психологи античности называли познание

мира. Сначала в процессе познания выделялось всего две ступени - ощущение

(восприятие) и мышление. При этом для психологов того времени не

существовало разницы между ощущением и восприятием, выделение отдельных

качеств предмета и его образа в целом считалось единым процессом.

Постепенно изучение процесса познания мира становилось все более значимым

для психологов, а в самом процессе познания выделялось уже несколько

этапов. Платон впервые выделил память как отдельный психический процесс,

подчеркнув ее значение как хранилища всех наших знаний. Аристотель, а вслед

за ним и стоики, выделили еще и такие познавательные процессы, как

воображение и речь. Таким образом, к концу античного периода представления

о структуре процесса познания были близки к современным, хотя мнения о

содержании этих процессов, конечно, существенно различались.

В это время ученые впервые стали задумываться над тем, как же

происходит построение образа мира, какой процесс - ощущение или разум -

является ведущим и насколько построенная человеком картина мира совпадает с

реальной. Иначе говоря, многие вопросы, которые и сегодня остаются ведущими

для когнитивной психологии, были поставлены именно в то время.

В VII-IV вв. до н.э. появились первые научные концепции психики, в

которых она рассматривалась, прежде всего, как источник активности тела.

При этом считалось, что душа человека и души других живых существ имеют

чисто количественные различия, так как человек, как любое живое существо,

подчиняется тем же законам, что и все в природе. В это же время возникли и

первые теории познания, в которых преимущество отдавалось эмпирическому

знанию. Эмоции рассматривались в качестве основного регулятора поведения.

Главное, что уже в этот период были сформулированы ведущие проблемы

психологии: в чем заключаются функции души, каково ее содержание, как

происходит познание мира, что является регулятором поведения, есть ли у

человека свобода этой регуляции.

Античные ученые поставили проблемы, веками направляющие развитие наук о

человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как

соотносятся в человеке телесное и духовное, разумное и иррациональное и

многое иное.

Окончился этот период в III-IV вв., когда зарождающаяся религия начала

доминировать над научными концепциями и стал возвращаться сакральный подход

к знаниям, которые рассматривались не с точки зрения их доказательности, а

с точки зрения веры или неверия. Наступал период Средневековья.

2 Развитие психологии в период средневековья и эпохи возрождения

Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление

церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку),

утвердилось представление, что душа является божественным,

сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть

подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь

внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие

таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

После упрочения господства христианской церкви появилась необходимость

внести дополнения, разъяснения или трансформировать некоторые положения

христианства. Нужно было и канонизировать постулаты, вытекающие из реалий,

для того чтобы предотвратить распространение ереси, несущей церкви раскол.

Так возник новый этап - патристика, учение отцов церкви, в котором

богословие начинает обращаться к знаниям, накопленным в античности. С этого

времени и почти до XII-XIII вв. взаимоотношения церкви и науки снова

изменяются, причем церковь становится одним из главных хранителей и

распространителей знаний.

Монастыри становились оплотом науки, в них хранили книги и обучали

грамоте. Вообще единственными грамотными людьми, как правило, были монахи,

а светские люди, феодалы, даже высшая знать, часто не умели писать и

считать. В монастырях хранились не только церковные, но и светские книги, в

том числе списки с книг античных психологов. Эти работы изучались и

развивались в трудах церковных ученых, обычно работавших при монастырях.

Важным было и то, что в это суровое время монастыри давали защиту, охраняли

от голода и многих болезней, от военных грабежей. Несмотря на

противодействие императоров, власть пап оставалась достаточно крепкой,

чтобы противодействовать любым попыткам пошатнуть авторитет церкви. Этому

способствовало и то, что, несмотря на остатки языческих верований,

большинство светских властителей также были глубоко верующими людьми.

Такое положение просуществовало несколько веков, однако уже к XII-XIII

вв. оно начало изменяться. Однако для взаимоотношений науки и религии этот

поворот оказался не столь благоприятным, так как духовенство перестало быть

единственным оплотом культуры. В это время стали появляться первые светские

университеты, начала в Болонье, а затем в Париже. Открывались и светские

школы - т.е. грамотными уже были не только монахи, но и аристократия купцы

и ремесленники. Усиление городов с их самоуправлением, для которого

необходимо высокое мастерство и выполнение цеховых правил, требовало и

новой культуры, нового самосознания человека. Появилась и сильная светская

власть, которая подчинила себе церковную.

Именно в это время и зародилась схоластика, которая в этот момент была

достаточно прогрессивным явлением, так как предполагала не только пассивное

усвоение старого, но и активное разъяснение и модификацию готового знания,

развивала умение логически мыслить, приводить систему доказательств и

строить свою речь. Тот факт, что это знание уже готовое, т.е. схоластика

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.