реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Мотивация поведения военных

реферат

помощью определенных средств. Цель выступает как способ интеграции

различных действий воина в некоторую последовательность или систему. Анализ

воинской деятельности как целенаправленной предполагает выявление

несоответствия между наличной служебной ситуации и цели. Следовательно,

осуществление цели – это процесс преодоления этого несоответствия.

Цель как один из элементов деятельности военнослужащих обусловлена

объективными факторами военного дела. Она выступает как определенный

механизм интеграции различных действий воинов в следующую систему: цель,

средство и результат. Цель – это проект действия, определяющий характер и

системную упорядоченность различных актов и операций. Уяснению сути

целеполагания воинской деятельности способствуют результаты

общетеоретических исследований данного социального феномена.

Целеустремленность отличает, в первую очередь, общественного человека как

субъекта действия. Придавая последней активный и направленный характер,

цель как бы ''освящает'' и указывает ей путь, и ставит их фактором

успешного преобразования человеком действительности. Могущество разума есть

своего рода идеальное выражение творческого могущества реальной предметно

- преобразующей деятельности субъекта.

Уже в органической природе мы видим зачатки целеполагания в смысле

целесообразной приспособительной деятельности, направленности процессов

эволюции. Специалисты отмечают, что каждый значимый акт представляет собой

решение (или попытку решения) определенной задачи действия. Но задача

действия, иными словами – результат, которого организм стремится

достигнуть, есть нечто такое, что должно стать, но чего еще нет. Таким

образом, задача действия есть закодированное так или иначе в мозгу

отображение или модель потребного будущего. Целеполагание, следовательно,

возникает из жизненной потребности субъекта (живого существа). Такое

забегание вперед, опережение событий, '' предустановка '' и составляет

сущность целеполагания (рефлексы идеального).

И.П. Павлов рассматривал рефлекс цели в качестве основной формы

жизненной энергии человека, стремящегося к овладению необходимыми ему

предметами. На пути достижения цели субъект преодолевает все трудности и

препятствия. Бесцельная жизнь пуста, бессодержательна и нередко приводит к

самоубийству. Поэтому цель – это драгоценнейшее качество огромного

жизненного значения. ''Рефлекс цели'', вместе с другими рефлексами,

образует ''рефлекс жизни''. Стремление к объекту, периодичность и

последовательность, определенный ритм и темп рефлекторной жизнедеятельности

является ее существенными чертами.

Целеполагание представляет собой некоторое опережающее отражение

действительности. Чем актуальнее целевая функция, тем активнее и быстрее

осуществляется процесс развития социальных субъектов. Целесообразность –

наиболее существенная черта рефлексии, но, конечно же, не исчерпывает

полностью содержание последней. В качестве особого явления, рефлексия не

тождественна целесообразным своим направлением. Не все акты рефлексии носят

непременно осмысленный, осознаваемый характер и направлены на реализацию

данной цели. Субъект способен предаваться бесцельному время провождению,

когда ни он, ни окружающие его люди не знают, чем он займется в следующий

временной интервал, какие поступки совершит и какой уровень активности

обнаружит. Такими чертами отличается поведение, например, таких офицеров,

которые ''засиделись'' длительное время на определенной должности, в

определенном воинском звании и, тем самым, утратили важный мотив своей

службы.

Существуют различные основания для классификации целей воинской

деятельности: по времени (близкие и далекие), по значению (существенные и

несущественные, личные и общественные), по предметной области и т.д. Кроме

того, целеполагание специфично на различных стадиях профессионализма:

. На стадии выбора профессии (поступление в то или иное военное учебное

заведения);

. На этапе профессионального обучения (окончить вуз с дипломом с

отличием, либо довольствоваться удовлетворительными оценками);

. На стадии практического овладения профессией (стремление стать

мастером своего дела, либо халатное выполнение своих обязанностей);

. На этапе расцвета профессиональной деятельности (получить, например,

звание ''заслуженный летчик'', либо спокойно ожидать увольнения в

запас);

. В момент ухода из профессии (самореализоваться в новых формах

деятельности, либо довольствоваться пенсионным обеспечением);

Система целей, стоящих перед человеком, целей, которые он преследует

своими действиями, мотивов, в соответствии с которыми он действует,

выражает его направленность.

Если знать направленность человека, то можно точно предвидеть отдельные

его поступки и жизненную линию в целом. В условиях школы в процессе

патриотического воспитания важно формировать у будущих воинов военно-

профессиональную направленность, что обеспечит в дальнейшем их

самоотверженное поведение в процессе прохождения службы.

Чтобы понять направленность воспитуемого, надо разобраться в системе

целей, которые он перед собой ставит. Цели человек ставит перед собой не

случайно. Выбор и постановка целей — процесс, закономерно обусловленный. И

эту закономерность важно учитывать. Если у воина преобладают общественно

значимые мотивы, то и цели у него будут серьезные, содержательные. Служба у

такого человека будет протекать успешно. Молодой человек не всегда говорит

о том, каких целей он хочет добиться в жизни. Но педагог может узнать о

них, если раскроет свойственную учащемуся систему мотивов. А это можно

сделать, наблюдая за проявлением и удовлетворением его потребностей. Так

через потребности и мотивы раскрывается система личных целей, т. е.

направленность молодого человека. Зная его направленность, можно предвидеть

его поступки и поведение в различных ситуациях, а значит, и грамотно им

руководить, и правильно его воспитывать.

Важное место в мотивационно-смысловой сфере воинской деятельности

занимают идеи и идеалы. Идеал выражает основное направление личных

устремлений человека и всегда соответствует главным его наклонностям.

Наличие идеалов свидетельствует о высоком уровне развития личности. Идеал -

очень сильный побудитель к действиям. Обычно героические поступки совершают

воины, следующие возвышенным идеалам.

Не меньшая роль принадлежит и идеям, положенным в основу воспитательной

работы в Вооруженных силах. Исторический опыт, практика последних лет

убеждают, что духовность армии и флота не может существовать вне социально

значимых идей, верований, ценностей, традиций, которые должны всячески

оберегаться и культивироваться общественными институтами.

Духовные основы воспитания выражаются, прежде всего, в идеях, идеалах.

Единая общенародная идея духовно цементирует общество и Вооруженные Силы,

создает предпосылки их целостности. Такая идея необязательно должна носить

религиозный характер. В истории хорошо известны случаи сплочения того или

иного народа под сугубо секулярными идеями (национального освобождения,

модернизации общества и т. д.).

Но в любом варианте идея, сплачивающая людей в единый народ, должна

присутствовать в общественном сознании. В данном случае под «идеей»

подразумевается историческое существование и историческое сознание народа,

а также выражение его исторических задач. Влияние идей всегда было весьма

значительным в военном деле. Без идейного обоснования невозможны не только

победы на войне, но и само воинское воспитание, предшествующее этим

победам. Одна из главных причин успеха преобразовательной деятельности и

военных побед Петра I заключалась в том, что в нищей, голодной стране, не

выплачивавшей налогов, разбегавшейся от тяготы повинностей, с ее

бездорожьем, темнотой, дворяне сумели предложить большую, красивую идею.

Идею модернизации России, которая была положена в основу воспитания

военнослужащих.

Основополагающая идея не может не быть национальной, так как влияние

идей осуществляется на воинов не непосредственно, а через их духовный

уклад, отражающий принадлежность к данному народу. Этот духовный уклад,

включающий в себя сеть общих традиций, идей, чувств, верований, способов

известный социальный психолог Гюстав Лебон называет «душой народа». Само

понятие «Отечество» в нынешнем его лексическом значении связывается им с

образованием «национальной души».

Безусловно, это не означает, что мы должны отказываться от

положительного опыта в идейном воспитании военнослужащих, который накоплен

в армиях других государств. Но делать это необходимо творчески, критически,

ибо всякие необдуманные попытки использования готовых заграничных идей

приводят к копированию лишь внешней, формальной стороны, без проникновения

в их глубинную сущность.

Исходя из этого, в сознании военнослужащего должна жить прежде всего

идея Родины. Обретение Родины у каждого человека происходит по-своему, оно

не может быть внешне принудительным. Так называемый «казенный» патриотизм

далеко не всегда пробуждает и воспитывает в душе чувство Родины. Задача

воспитателя заключается в том, чтобы пробудить, а не навязать настоящий

патриотизм. Для этого он сам должен быть не только искренним и убежденным

патриотом, но и профессионалом своего дела, чтобы уметь убедительно

показывать военнослужащим истинные достоинства Родины, которые заслуживают

любви и преклонения.

Обосновать идею Родины и чувство патриотизма - не значит банально

показать их естественные истоки в историческом развитии народов. Необходимо

раскрыть их государственное значение и их священность для каждого

гражданина. Прерванная по соображениям политической конъюнктуры, эта

традиция была возрождена в годы Великой Отечественной войны, когда вся

страна в едином порыве объединилась для отпора врагу. 23 февраля 1943 года

в списки части навечно был зачислен Александр Матросов, закрывший грудью

амбразуру. И вновь над строем гордо и величественно раздавались слова,

наиболее ярко выражавшие наивысшие проявления самопожертвования: «Пал

смертью храбрых за свободу и независимость нашей Родины». Эта традиция жива

и поныне. Приказом министра обороны РФ № 133 от 17 марта 2000 года зачислен

навечно в списки 1-й роты Новосибирского военного института лейтенант Роман

Сидоров, спасший ценой своей жизни подчиненных. Вечным, священным огнем

будет гореть в наших сердцах подвиг 85 десантников 6-й парашютно-десантной

роты Псковской воздушно-десантной дивизии, которые погибли, но не

пропустили превосходящие силы бандитов.

Память об этих подвигах рождает патриотическое единение, которое

является разновидностью духовной консолидации. Она весьма важна с точки

зрения военного могущества государства. Опираясь на исторический опыт

военного строительства в России, С. Л. Франк отмечал, что «никакая самая

суровая дисциплина не могла бы создать армию и заставить ее сражаться, если

бы солдаты не были спаяны внутренним чувством солидарности, не сознавали

интуитивно себя членами единой нации».

Любить свою Родину и верить в то, что она справится со всеми

историческими испытаниями, преодолеет все трудности, не значит закрывать

глаза на ее несовершенство, на существовавшие и существующие в нашем

обществе пороки и слабости. Поэтому военные руководители должны уметь учить

настоящих патриотов и на политических ошибках своего народа, и на

недостатках его характера и культуры, и на исторических крушениях, и на

неудачах его хозяйственной деятельности.

Однако, говоря о недостатках нашей страны, воспитателю надо всегда

помнить, что есть разного рода критика. Есть критика ироническая, злобная,

нигилистическая и разрушительная. Так критикуют недруги. Но есть критика

творческая, воспитывающая, способствующая преодолению недостатков. Сегодня,

когда Россия переживает нелегкие времена, нельзя быть сторонним,

злорадствующим наблюдателем, упрекающим всех за то, что «не смогли создать

такую страну, которая бы заслуживала моей любви».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.