(А.К.Маркова) [35], мотивация к профессиональной деятельности включает
такие структурные элементы, как:
- профессиональное призвание - влечение к какой-либо профессии,
опирающееся на знание о ее предназначении;
- профессиональные намерения - осознанное отношение к определенному виду
профессиональной деятельности;
- ценностные ориентации в профессиональной деятельности - выработанные
обществом и принятые личностью основания для оценки назначения труда, его
сторон, системы духовных ценностей, профессиональных менталитетов, правил
профессиональной этики:
- мотивы профессиональной деятельности, внутренние побуждения,
определяющие направленность активности человека в профессиональном
поведении в целом и ориентации человека на разные стороны самой
профессиональной деятельности;
- профессиональные притязания - стремление достичь результата
определенного уровня профессиональной деятельности, который выбирает сам
человек, зная свои предыдущие результаты;
- профессиональные ожидания - мысленные представления о своих возможных
успехах, об отношениях с коллегами и др.[ 44,224]
Все указанные и другие побуждения к деятельности находятся в сложном
отношении между собой, что и обусловливает противоречивость
профессиональных устремлений специалиста. Например, могут иметь место
высокие притязания при недостаточной мотивации и искаженных ценностных
ориентациях.
Для специалиста в сфере опасных профессий путь к профессии предполагает
в качестве основной мотивационной компоненты наличие потребности в
добровольном выборе своей судьбы, который предполагает стремление
преодолеть себя, пойти на риск в интересах других. Совесть, свобода,
жизнелюбие и воля - вот первые нравственные ступени восхождения
военнослужащего к вершинам моральных ценностей - защитить чужую жизнь.
Наряду с содержательными характеристиками профессиональные мотивы
обладают и определенными динамическими параметрами. Можно назвать следующие
свойства:
- устойчивость как длительность сохранения мотивов через некоторое
время и в разных ситуациях, в том числе в сложных и экстремальных
условиях;
- интенсивность как сила выраженности побуждений;
- длительность как распространяемость на большие промежутки времени;
- переключаемость как легкость перехода от одного побуждения к другому;
- широта как распространенность, на разное количество объектов, сторон
труда;
- эмоциональная окраска положительной или отрицательной модальности.
Представления о мотивационной основе профессионального развития
позволяют каждому специалисту задуматься на тем, что побуждает его к такого
рода труду, ради чего он стремится работать лучше, реалистичны ли его цели,
подлинными ли ценностями и смыслами он руководствуется.
Мотивационная сфера профессиональной деятельности не одинакова на
различных стадиях профессионализации. Так, на стадии выбора профессии
складываются интерес к содержанию будущей деятельности, понимание ее
значимости, происходит осознание профессионального призвания, возникает
стремление войти в определенную профессиональную общность и определенные
профессиональные ожидания.
На стадии профессионального обучения начинается адаптация как
приспособление личности к профессии, происходит уточнение своих
профессиональных притязаний, возможно охлаждение интереса к избранной
профессии. намечается принятие роли профессионала.
На стадии практического овладения профессией углубляется адаптация. идет
корректировка профессиональных мотивов и целей, упрочиваются мотивы
овладения высокими нормами и образцами профессионального мастерства,
появляется первая удовлетворенность трудом, возникают мотивы самореализации
личности в труде, возрастает число побуждений в мотивационной сфере,
усложняется их иерархия.
На стадии расцвета профессиональной деятельности укрепляются мотивы
индивидуального вклада в профессию и профессионального творчества,
усиливается смыслотворчество в профессии как поиск все новых смыслов
профессии для себя, упрочивается преобладание конструктивной мотивационной
тенденции, ориентирующей человека на созидание.
На стадии ухода из профессии может наблюдаться мотив самореализации
личности в новых формах деятельности, либо проявляются защитная мотивация
избегания неприятностей, противопоставление профессиональным интересам
молодежи, регресс.
Источником изменений в мотивационной сфере являются перестраивание
общественных отношений человека, условий профессионального труда, логика
саморазвития человека, неравномерность развития и рассогласование между
уровнями профессиональной деятельности и профессионального общения, а также
рассогласования между отдельными сторонами в самой мотивационной сфере.
Изменения в мотивационной сфере могут происходить по механизму «сверху
вниз» (через осознание человеком желательных для общества эталонов мотивов)
и «снизу вверх» (через включение человека в разные виды реальной
деятельности, в ходе которой во взаимодействии с другими людьми практически
осваиваются и изменяются мотивы и цели труда человека). В этом плане
становится понятной та роль профессионального сообщества и
профессионального общения, которую они могут сыграть в становлении и
развитии профессиональной мотивации специалиста.
Для уяснения содержания мотивационной сферы военно-профессиональной
деятельности остановимся на уточнении ее сущности.
Мотивы (от латинского moveo – двигаю) – то, что побуждает деятельность
человека, ради чего она совершается [57,389] . В современной психологии
термин «мотив» применяется для обозначения различных явлений и состояний,
вызывающих активность субъекта. К основным мотивам относятся потребности,
интересы, влечения и эмоции, цели и установки, идеалы и ценности,
смысложизненная ориентация.
Мотивам посвящены многочисленные работы представителей бихевиоризма и
глубинной психологии, социологии и специалистов по управлению. Бихевиористы
обычно понимают под мотивами любые стимулы, как внешние, так и внутренние
(«мотивационные переменные»), способные вызывать или активизировать
поведение. В глубинной психологии роль главных мотивов приписывается
заложенным в человеке биологическим инстинктам и влечениям, которые под
влиянием социальных условий, отчасти, подавляются и выступают в своих
непрямых, символичных формах (психоанализ З. Фрейда и т.д.). Важным вкладом
в развитие учения о мотивах была разработка идей о субъективно-объективной
природе мотивов (понятие о «побудительной силе» вещей Левина), о
независимости мотивов человека от элементарных биологических потребностей
(Олпорт) и об «идеаторном», осознанном характере мотивов, выражающих
систему жизненных ценностей человека (Нюттен) [57,390]
В отечественной психологии проблема мотивов разрабатывается в связи с
исследованием структуры человеческой деятельности и сознания. В мотивах
конкретизируются, «опредмечиваются» потребности, которые не только
определяют собой мотивы, но, в свою очередь, изменяются и обогащаются
вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих их
удовлетворению и соответствующих способов. Представление о предметной и
социальной природе мотивов противостоят как теориям, ставящим человеческие
мотивы в зависимость от «глубинных» инстинктивных влечений, так и теориям,
приписывающим побудительную силу субъективным эмоциональным переживаниям.
Дело в том, что не эмоции определяют мотивационно – смысловую сферу
деятельности человека, а, наоборот, развитие мотивов обогащает и
перестраивает сами эмоции и чувства. Это необходимо учитывать в своей
воспитательной работе с подчиненными командирам всех уровней.
Мотивация, процесс побуждения человека к совершению тех или иных
действий или поступков, часто представляет собой сложный акт, требующий
анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений. Мотивы, как
известно, часто сопоставляют с деятельностью в целом, а цели — с отдельными
действиями. Хотя такое однозначное сопоставление и неверно, оно тем не
менее отражает большую общность мотива по сравнению с целью. Цель
конкретнее мотива, в связи с одним мотивом формируются разные цели, мотив
соотносится с потребностью, а цель — с предметом. Но при этом
направленность на цель, вектор «мотив — цель» определяет конкретные
действия субъекта и организует их. Сказанное позволяет трактовать мотивы
как субъективно предвидимые обобщенные полезные результаты, а цели — как
субъективно предвидимые конкретные полезные результаты деятельности. Такая
трактовка не противоречит психологическим традициям и вносит кое-что новое.
Во-первых, оказывается возможным конкретизировать понятия мотивов и
целей. Сегодня в общей психологии изучают мотивы и цели «вообще», а в
психологии труда — трудовые мотивы и цели. Но профессиональные мотивы и
цели при изучении конкретного труда подменяются мотивами и целями к труду
вообще, что, очевидно, некорректно.
Любой мотив, как известно, есть определенным образом опредмеченное
побуждение, которое опосредствует потребность и совокупность действий,
направленную на удовлетворение этой потребности, и которое, будучи
осознано, обосновывает выбор целей действий и сами действия. Специфика
потребностей и «опредмечивающих» предметов и средств для удовлетворения
потребностей должна по сути различать трудовую и профессиональную
мотивацию, хотя обе они суть «слои» мотивационной сферы личности.
Действительно, «сплав» известных органических и социально усвоенных
потребностей общего, неспецифического типа (быть гражданином, иметь
авторитет, заработать и т. п.), опредмечиваемый в любой трудовой (а иногда
и нетрудовой) деятельности, формирует трудовую (или, наоборот, нетрудовую)
мотивацию, для которой предметы и функции деятельности, ее конкретные цели
и результаты в сущности безразличны, а важны только общие социальные
функции и социальные или личные цели (приносить пользу обществу, выполнять
план, зарабатывать и т. д.). Профессиональная мотивация есть особая
конкретизация мотивации трудовой, обусловленная специализацией в данной
профессиональной области и формирующаяся по мере приобретения личного
профессионального опыта. Профессиональная мотивация не только не
безразлична к предметам и функциям, конкретным результатам и целям, но
наоборот, она их профессиональной спецификой полностью и определяется.
Профессиональный мотив обосновывает профессиональные действия, которые
направлены на удовлетворение какой-либо из социальных потребностей в данной
деятельности или из собственных потребностей этой деятельности, усвоенных
профессионалом и превратившихся в его личные профессиональные потребности.
Профессиональные мотивы суть, таким образом, конкретизации трудовых
мотивов, причем множественные: каждый трудовой мотив может
конкретизироваться в нескольких профессиональных мотивах. Например,
трудовой мотив «заработать» может быть конкретизирован шофером в нескольких
направлениях: перевыполнить план перевозок, сэкономить горючее, сберечь
автомашину, подработать на стороне и т. п. Мотив военнослужащего –
продвинуться по служебной лестнице – может быть реализован также в
различных формах, как положительных, так и отрицательных(карьеризм).
Следовательно, профессиональных мотивов больше, чем трудовых, и, вообще
говоря, каждый трудовой мотив потенциально конкретизуют во всех профессиях,
где может актуализироваться в виде нескольких профессиональных мотивов.
В свою очередь, каждый профессиональный мотив, очевидно, должен иметь
возможность конкретизироваться во множестве конкретных целей, которые в
отличие от общетрудовых следует назвать профессиональными целями. Эти цели
отражают профессиональную специфику конкретных полезных результатов
деятельности, предвидимых специалистом, и выражают смысл его
профессиональных действий. Умение ставить и достигать профессиональными
способами профессиональные цели в конкретных условиях деятельности я
отличает профессионала и непрофессионала.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|