реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Мотивация поведения военных

реферат

(А.К.Маркова) [35], мотивация к профессиональной деятельности включает

такие структурные элементы, как:

- профессиональное призвание - влечение к какой-либо профессии,

опирающееся на знание о ее предназначении;

- профессиональные намерения - осознанное отношение к определенному виду

профессиональной деятельности;

- ценностные ориентации в профессиональной деятельности - выработанные

обществом и принятые личностью основания для оценки назначения труда, его

сторон, системы духовных ценностей, профессиональных менталитетов, правил

профессиональной этики:

- мотивы профессиональной деятельности, внутренние побуждения,

определяющие направленность активности человека в профессиональном

поведении в целом и ориентации человека на разные стороны самой

профессиональной деятельности;

- профессиональные притязания - стремление достичь результата

определенного уровня профессиональной деятельности, который выбирает сам

человек, зная свои предыдущие результаты;

- профессиональные ожидания - мысленные представления о своих возможных

успехах, об отношениях с коллегами и др.[ 44,224]

Все указанные и другие побуждения к деятельности находятся в сложном

отношении между собой, что и обусловливает противоречивость

профессиональных устремлений специалиста. Например, могут иметь место

высокие притязания при недостаточной мотивации и искаженных ценностных

ориентациях.

Для специалиста в сфере опасных профессий путь к профессии предполагает

в качестве основной мотивационной компоненты наличие потребности в

добровольном выборе своей судьбы, который предполагает стремление

преодолеть себя, пойти на риск в интересах других. Совесть, свобода,

жизнелюбие и воля - вот первые нравственные ступени восхождения

военнослужащего к вершинам моральных ценностей - защитить чужую жизнь.

Наряду с содержательными характеристиками профессиональные мотивы

обладают и определенными динамическими параметрами. Можно назвать следующие

свойства:

- устойчивость как длительность сохранения мотивов через некоторое

время и в разных ситуациях, в том числе в сложных и экстремальных

условиях;

- интенсивность как сила выраженности побуждений;

- длительность как распространяемость на большие промежутки времени;

- переключаемость как легкость перехода от одного побуждения к другому;

- широта как распространенность, на разное количество объектов, сторон

труда;

- эмоциональная окраска положительной или отрицательной модальности.

Представления о мотивационной основе профессионального развития

позволяют каждому специалисту задуматься на тем, что побуждает его к такого

рода труду, ради чего он стремится работать лучше, реалистичны ли его цели,

подлинными ли ценностями и смыслами он руководствуется.

Мотивационная сфера профессиональной деятельности не одинакова на

различных стадиях профессионализации. Так, на стадии выбора профессии

складываются интерес к содержанию будущей деятельности, понимание ее

значимости, происходит осознание профессионального призвания, возникает

стремление войти в определенную профессиональную общность и определенные

профессиональные ожидания.

На стадии профессионального обучения начинается адаптация как

приспособление личности к профессии, происходит уточнение своих

профессиональных притязаний, возможно охлаждение интереса к избранной

профессии. намечается принятие роли профессионала.

На стадии практического овладения профессией углубляется адаптация. идет

корректировка профессиональных мотивов и целей, упрочиваются мотивы

овладения высокими нормами и образцами профессионального мастерства,

появляется первая удовлетворенность трудом, возникают мотивы самореализации

личности в труде, возрастает число побуждений в мотивационной сфере,

усложняется их иерархия.

На стадии расцвета профессиональной деятельности укрепляются мотивы

индивидуального вклада в профессию и профессионального творчества,

усиливается смыслотворчество в профессии как поиск все новых смыслов

профессии для себя, упрочивается преобладание конструктивной мотивационной

тенденции, ориентирующей человека на созидание.

На стадии ухода из профессии может наблюдаться мотив самореализации

личности в новых формах деятельности, либо проявляются защитная мотивация

избегания неприятностей, противопоставление профессиональным интересам

молодежи, регресс.

Источником изменений в мотивационной сфере являются перестраивание

общественных отношений человека, условий профессионального труда, логика

саморазвития человека, неравномерность развития и рассогласование между

уровнями профессиональной деятельности и профессионального общения, а также

рассогласования между отдельными сторонами в самой мотивационной сфере.

Изменения в мотивационной сфере могут происходить по механизму «сверху

вниз» (через осознание человеком желательных для общества эталонов мотивов)

и «снизу вверх» (через включение человека в разные виды реальной

деятельности, в ходе которой во взаимодействии с другими людьми практически

осваиваются и изменяются мотивы и цели труда человека). В этом плане

становится понятной та роль профессионального сообщества и

профессионального общения, которую они могут сыграть в становлении и

развитии профессиональной мотивации специалиста.

Для уяснения содержания мотивационной сферы военно-профессиональной

деятельности остановимся на уточнении ее сущности.

Мотивы (от латинского moveo – двигаю) – то, что побуждает деятельность

человека, ради чего она совершается [57,389] . В современной психологии

термин «мотив» применяется для обозначения различных явлений и состояний,

вызывающих активность субъекта. К основным мотивам относятся потребности,

интересы, влечения и эмоции, цели и установки, идеалы и ценности,

смысложизненная ориентация.

Мотивам посвящены многочисленные работы представителей бихевиоризма и

глубинной психологии, социологии и специалистов по управлению. Бихевиористы

обычно понимают под мотивами любые стимулы, как внешние, так и внутренние

(«мотивационные переменные»), способные вызывать или активизировать

поведение. В глубинной психологии роль главных мотивов приписывается

заложенным в человеке биологическим инстинктам и влечениям, которые под

влиянием социальных условий, отчасти, подавляются и выступают в своих

непрямых, символичных формах (психоанализ З. Фрейда и т.д.). Важным вкладом

в развитие учения о мотивах была разработка идей о субъективно-объективной

природе мотивов (понятие о «побудительной силе» вещей Левина), о

независимости мотивов человека от элементарных биологических потребностей

(Олпорт) и об «идеаторном», осознанном характере мотивов, выражающих

систему жизненных ценностей человека (Нюттен) [57,390]

В отечественной психологии проблема мотивов разрабатывается в связи с

исследованием структуры человеческой деятельности и сознания. В мотивах

конкретизируются, «опредмечиваются» потребности, которые не только

определяют собой мотивы, но, в свою очередь, изменяются и обогащаются

вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих их

удовлетворению и соответствующих способов. Представление о предметной и

социальной природе мотивов противостоят как теориям, ставящим человеческие

мотивы в зависимость от «глубинных» инстинктивных влечений, так и теориям,

приписывающим побудительную силу субъективным эмоциональным переживаниям.

Дело в том, что не эмоции определяют мотивационно – смысловую сферу

деятельности человека, а, наоборот, развитие мотивов обогащает и

перестраивает сами эмоции и чувства. Это необходимо учитывать в своей

воспитательной работе с подчиненными командирам всех уровней.

Мотивация, процесс побуждения человека к совершению тех или иных

действий или поступков, часто представляет собой сложный акт, требующий

анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений. Мотивы, как

известно, часто сопоставляют с деятельностью в целом, а цели — с отдельными

действиями. Хотя такое однозначное сопоставление и неверно, оно тем не

менее отражает большую общность мотива по сравнению с целью. Цель

конкретнее мотива, в связи с одним мотивом формируются разные цели, мотив

соотносится с потребностью, а цель — с предметом. Но при этом

направленность на цель, вектор «мотив — цель» определяет конкретные

действия субъекта и организует их. Сказанное позволяет трактовать мотивы

как субъективно предвидимые обобщенные полезные результаты, а цели — как

субъективно предвидимые конкретные полезные результаты деятельности. Такая

трактовка не противоречит психологическим традициям и вносит кое-что новое.

Во-первых, оказывается возможным конкретизировать понятия мотивов и

целей. Сегодня в общей психологии изучают мотивы и цели «вообще», а в

психологии труда — трудовые мотивы и цели. Но профессиональные мотивы и

цели при изучении конкретного труда подменяются мотивами и целями к труду

вообще, что, очевидно, некорректно.

Любой мотив, как известно, есть определенным образом опредмеченное

побуждение, которое опосредствует потребность и совокупность действий,

направленную на удовлетворение этой потребности, и которое, будучи

осознано, обосновывает выбор целей действий и сами действия. Специфика

потребностей и «опредмечивающих» предметов и средств для удовлетворения

потребностей должна по сути различать трудовую и профессиональную

мотивацию, хотя обе они суть «слои» мотивационной сферы личности.

Действительно, «сплав» известных органических и социально усвоенных

потребностей общего, неспецифического типа (быть гражданином, иметь

авторитет, заработать и т. п.), опредмечиваемый в любой трудовой (а иногда

и нетрудовой) деятельности, формирует трудовую (или, наоборот, нетрудовую)

мотивацию, для которой предметы и функции деятельности, ее конкретные цели

и результаты в сущности безразличны, а важны только общие социальные

функции и социальные или личные цели (приносить пользу обществу, выполнять

план, зарабатывать и т. д.). Профессиональная мотивация есть особая

конкретизация мотивации трудовой, обусловленная специализацией в данной

профессиональной области и формирующаяся по мере приобретения личного

профессионального опыта. Профессиональная мотивация не только не

безразлична к предметам и функциям, конкретным результатам и целям, но

наоборот, она их профессиональной спецификой полностью и определяется.

Профессиональный мотив обосновывает профессиональные действия, которые

направлены на удовлетворение какой-либо из социальных потребностей в данной

деятельности или из собственных потребностей этой деятельности, усвоенных

профессионалом и превратившихся в его личные профессиональные потребности.

Профессиональные мотивы суть, таким образом, конкретизации трудовых

мотивов, причем множественные: каждый трудовой мотив может

конкретизироваться в нескольких профессиональных мотивах. Например,

трудовой мотив «заработать» может быть конкретизирован шофером в нескольких

направлениях: перевыполнить план перевозок, сэкономить горючее, сберечь

автомашину, подработать на стороне и т. п. Мотив военнослужащего –

продвинуться по служебной лестнице – может быть реализован также в

различных формах, как положительных, так и отрицательных(карьеризм).

Следовательно, профессиональных мотивов больше, чем трудовых, и, вообще

говоря, каждый трудовой мотив потенциально конкретизуют во всех профессиях,

где может актуализироваться в виде нескольких профессиональных мотивов.

В свою очередь, каждый профессиональный мотив, очевидно, должен иметь

возможность конкретизироваться во множестве конкретных целей, которые в

отличие от общетрудовых следует назвать профессиональными целями. Эти цели

отражают профессиональную специфику конкретных полезных результатов

деятельности, предвидимых специалистом, и выражают смысл его

профессиональных действий. Умение ставить и достигать профессиональными

способами профессиональные цели в конкретных условиях деятельности я

отличает профессионала и непрофессионала.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.