Таким образом, применительно к профессиональной деятельности потребности
и результаты, функции, мотивы и цели конкретизируются до профессиональных,
выражающих и отражающих технологическую специфику и содержание
деятельностей.
Учитывая нарастающую множественность этих реалий (результатов больше,
чем функций и потребностей, целей — чем мотивов), целесообразно,
применительно к любой деятельности, выделять ведущий мотив (или
подмножество таких мотивов), который можно конструктивно представить в виде
образно-понятийной модели реализации основной функции деятельности. Но это
не значит, что в изучении профессиональной (или иной) мотивации можно
ограничиваться ведущими мотивами.
Во-вторых, из разделения объективных и субъективно предвидимых
результатов на обобщенные и конкретные следует возможность по-новому
представить взаимосвязи потребностей, мотивов, целей, функций и результатов
во внутреннем и внешнем планах изображения деятельностей. Можно видеть, что
общественные потребности, функции и результаты относятся к внешнему плану
деятельности, а личные потребности, мотивы и цели — к плану внутреннему.
При этом личные потребности суть отражения потребностей социальных, а
социальные — выражение личных потребностей. Функции и результаты
непосредственно выражают общественные потребности и, в свою очередь,
выражаются ими. В то же время функции и результаты деятельности через
посредство целей, мотивов и личных потребностей формируют общественные
потребности в деятельности и собственные ее потребности. Общественные
потребности конкретизируются в функциях и результатах деятельности, а
личные — в мотивах и целях.
От мотивов следует отличать мотивировки, т. е. высказывания,
оправдывающие то или иное действие путем указания на побудившие его
объективные и субъективные обстоятельства; мотивировки могу не совпадать с
действительными мотивами поступка или даже сознательно маскировать их.
Данное обстоятельство важно учитывать военным руководителям при анализе
поведения личного состава.
Мотивы могут выступать в различной форме. Когда человек не осознает
своих потребностей, но действует в соответствии с их побуждающими
импульсами, говорят о влечениях. З. Фрейд, изучивший роль бессознательного,
подчеркивал, что “многое в Я безусловно бессознательно”. На деятельность
человека могут оказывать большое влияние влечения, как психологические
состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность.
Одни влечения побуждают к позитивной деятельности, другие проявляются в
агрессивных, разрушительных действиях. Для человека, испытывающего
состояния влечения, не ясно, что влечет его к объекту, каковы цели его
действий. Вспоминаются слова князя из “Русалки” А.С. Пушкина: “Невольно к
этим грустным берегам мены влечет неведомая сила”.
Многие ученые считают, что влечение – это начальный этап формирования
мотивов поведения человека. Неосознанные первоначально влечения, уступают
место осознанным мотивам. Отсюда следует важный методологический вывод для
работы командиров: способствовать переходу положительных влечений
подчиненных в серьезный мотив их поведения.
В такой форме мотивы чаще всего выступают у молодых людей, которые еще
недостаточно изучили их. Мотивация поведения в форме влечений часто бывает
причиной досадных поступков. Это объясняется тем, что осознавая существо
своей потребности, человек может удовлетворять ее в неадекватной форме.
Например, у молодого человека есть духовная потребность в завоевании
уважения у своих товарищей. Но если он эту потребность не осознает, то и
удовлетворять может иногда не ее верным путем: он пререкается со старшими,
считая, что в этом его товарищи увидят проявление самостоятельности.
Поэтому такую форму мотивации целесообразно ограничивать.
Когда человек осознает свои потребности, то они выступают в качестве
сильного побудителя к действию, говорят о желаниях. Это недостаточно
сильный мотив часто направлен на цели, в возможности достижения которых
человек недостаточно убежден.
Выделяют и такую форму мотивов, как хотение. В отличии от желаний
хотение—более активный, побуждающий к действиям мотив. В процессе
воспитания необходимо пробуждать такую форму мотивации у учащихся.
Влечения, желания и хотения—это простые мотивы, в большей степени они
связаны с материальными потребностями человека.
Мотивы образуют иерархическую пирамиду, в основании которой лежит
ведущий мотив (от него зависит направленность личности).
Иерархические отношения мотивов обычно проясняются в ситуациях конфликта
мотивов, когда человек находится в ситуации выбора.
В ходе деятельности могут появляться новые потребности и мотивы, а цель,
ранее побуждаемая к ее достижению каким-либо мотивом, со временем может
приобрести самостоятельную побудительную силу, т.е. становится мотивом
(механизм сдвига мотива на цель).
Весьма своеобразна мотивационно – смысловая сфера деятельности
военнослужащих в условиях военного времени.
Мотивы - необходимый компонент боевой деятельности, ее психологической
структуры. Каждое действие совершается под влиянием определенного мотива -
желания, интереса, идеала, убеждения, чувства долга, социального
требования, ставшего потребностью и т.д. В психологических исследованиях
выделяют несколько групп мотивов.
К первой относятся мотивы, определяемые особенностями личности
офицера, политическими и эстетическими потребностями и идеалами, общим
отношением к своей профессии, к своим начальникам. Ко второй группе
относятся мотивы порождаемые характером обстановки, ее сложностью,
динамичностью и т.п. И к третьей, - мотивы, возникающие под прямым
требованием старших начальников выполнить боевую задачу. Выделяют, так же,
общие социальные и частные мотивы, как проявление актуализируемых в
конкретной ситуации потребностей.
Основные из них:
- следовать нравственному примеру героев, их подвигам и поступкам;
- вести борьбу с врагом до полного уничтожения;
- отомстить за смерть, горе и страдание людей, родных, близких,
боевых товарищей;
- добросовестно выполнять все приказы и распоряжения командиров и
начальников;
- самосохранение жизни, сохранение жизни своих боевых товарищей и
командиров;
- разгром врага, возвращение к мирной жизни, создании семьи,
любить, трудится, растить и воспитывать детей;
- получение морального одобрения своих поступков и действий со
стороны командиров и товарищей по подразделению;
- осознание себя как человека, выполняющего особую социально значимую
деятельность, которая отличает его и товарищей по оружию от
остальных членов социума;
- одобрение поступков и выделение личных заслуг перед Родиной;
- следование традициям подразделения, части, вида войск,
- восстановление боевых традиций Русского офицерского корпуса,
- возвращение к вере и национальное возрождение;
- не допускать поступков, действий, которые будут осуждены
коллективным мнением, уставами и законами;
- самоутверждение среди сослуживцев своими боевыми делами;
- потребность в боевом соперничестве с противником.
Как правило, боевой деятельности офицера присуще не одна
потребность, а несколько, порождая и соответствующие мотивы.
В мотивах боевых действий воинов концентрированно выражаются свойства
его личности, его мировоззрение, отношение к поставленной задаче,
командиру, коллективу, к боевой обстановке и войне в целом.
Цели и мотивы побуждают воина проявлять боевую активность,
придают определенный личностный смысл его деятельности. Специалисты
отмечают что в процессе боевой деятельности у воинов возникают такие
мотивы, которые определяются конкретной боевой обстановкой, содержанием
выполнения задач, и имеют личностный смысл. Мотивы такого рода возникают в
связи с осознанием близких целей и частных задач. В процессе соотнесения в
сознании офицера мотивов боевой деятельностей с конкретными целями его
действий образуется личностный смысл деятельности в целом. Ведущими
мотивами ( значений и личностного смысла ) боевого дежурства являются:
- мотивы "ответственного должествования" ( ответственности и долга );
- коллективистские мотивы, вызванные отношениями взаимной зависимости
и ответственности между членами коллектива расчета, смены, экипажа,
подразделения, части;
- мотивы, обусловленные личными служебно-бытовыми проблемами
(продвижение по службе, семейные, бытовые проблемы и т. д.).
Как показывают исследования, иерархия мотивов боевого дежурства у
офицеров такова, что безусловное лидерство занимает мотивы "ответственного
должествования", затем коллективистские мотивы. Мотивы "продвижения по
службе" особо ярко выражены у молодых офицеров.
Итак, все эти рассуждения, потребовавшиеся для уточнения понятия
«мотив», позволяют сформулировать вывод, важный для решения основной
проблемы исследования: уникальность и неповторимость личности определяется
не ассортиментом потребностей, а качеством удовлетворения абсолютно
одинакового для всех людей набора базовых потребностей.
1.2. Основные побудительные мотивы военной деятельности: сущность и
содержание.
Мотивационно-смысловая сфера воинской деятельности – это сложная
система взаимосвязанных компонентов, находящихся в иерархическом
соподчинении. К основным побудителям деятельности военнослужащих относятся:
потребности, интересы, цели, идеалы, ценности, смысложизненные ориентиры.
Их реализация имеет как общее, так специфические для военнослужащих черты.
Преступим к их более подробной характеристике.
Потребности – нужда или недостаток в чем-либо необходимом для
поддержания жизнедеятельности организма, личности, социальной группы,
общества в целом; внутренний побудитель активности [55,67]. То есть
потребность – это нужда человека в чем-то, приводящая его к активности.
Субъектами потребностей, очевидно, могут быть общество в целом,
социальная группа, отдельный человек — индивидуум. Соответственно
потребности подразделяются на общественные (социальные) и индивидуальные
(личные). Между ними, как известно, существует взаимная, но неоднозначная
взаимосвязь. В личных потребностях отражается познанная и принятая
индивидуумом часть общественных потребностей, а эти последние представляют
собой интегрированное выражение части личных потребностей общества,
социальной группы. Чем полнее социальные потребности трансформированы в
потребности индивидуума, тем сильнее они находят свое выражение в его
деятельностях и тем в большей мере он становится личностью. Чем полнее
личные потребности членов социальной общности трансформируются в
потребности этой общности, тем многообразное, сложнее и эффективнее
социальная деятельность, тем в большей мере выполняется лозунг: «Все во имя
человека, все для блага человека». Разновидностями социальных потребностей
являются, во-первых, потребности в деятельностях, а во-вторых, собственные
потребности деятельностей, причем первые порождаются вторыми, а также иными
социальными потребностями. Само порождение, существование и исчезновение
конкретных видов деятельности как социальных ценностей и компонентов
человеческой культуры определяются в развитии общества развитием социальных
потребностей. Будучи познаны и приняты индивидуумом в качестве своих
личных, будучи осмыслены им в связи с наличными склонностями и интересами,
социальные потребности в деятельностях обусловливают личную направленность
индивидуума на овладение той или иной деятельностью как профессиональной, а
после овладения — профессиональную мотивацию этого индивидуума как
личности, субъекта деятельности, профессионала. Аналогично и собственные
потребности деятельности, отражаясь в знаниях, умениях и навыках
профессионала, профессионального коллектива определяют тем самым
эффективность и качество деятельностей [47, 100].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|