Наиболее сложный для принятия решения является экстремальная ситуация,
поскольку сотруднику не хватает времени для сбора информации, выдвижения и
контроля версий. Вместе с тем такая информация, как правило, неожиданна и
приводит к возникновению дистресса, который дезорганизует деятельность, в
том числе и мыслительную. Можно предположить, что в подобных условиях
решения не принимаются или они ошибочны. Выходом из создавшегося положения
является вероятностное прогнозирование.
В охранной деятельности суть вероятностного прогнозирования
заключается в предварительном моделировании охранником, телохранителем
проблемных ситуаций, которые могут возникнуть в местах несения службы. При
этом оценивается имеющаяся информация, выдвигаются версии и принимаются
решения. Иными словами, для каждой ситуации отрабатываются возможные
действия противника или чрезвычайных ситуаций и варианты собственных
действий. Поэтому возникшая экстремальная ситуация будет ожидаема
сотрудником, и он не попадет в состояние дистресса. Охранник сможет
использовать один из вариантов разработанных действий, внося определенные
коррективы, и не лишится возможности ясно мыслить.
Мышление, особенно в экстремальных ситуациях, протекает в условиях
быстроменяющейся обстановки, дефицита времени и информации, эмоционально-
волевого напряжения, связанного с опасностью, необходимостью быстрого
принятия и реализации решения. Учитывая двусторонний характер конфликта,
успеха добивается тот, кто в минуту опасности проявляет собранность и
ясность мышления, способность оценить обстановку, принять нужное решение и
реализовать свой план.
Г Л А В А 2. Постановка проблемы исследования
2.1. Актуальность проблемы
Рост напряженности в нашем обществе и его криминализация привел к
необходимости создания системы охранных предприятий и подготовки персонала
для работы в этой сфере. При этом, очень часто охранниками работают люди,
совершенно профессионально не подготовленные. Такое положение вещей
является нетерпимым, особенно принимая во внимание тот факт, что охранник
имеет дело с оружием. Актуальным в связи с этим является изучение
профессиональной культуры лиц, обучающихся на курсах охранников.
Психологическая оценка их личных и деловых качеств позволяет не только
оценить профессиональную культуру современных работников охранных
предприятий, но и выявить «слабые места» в их подготовке. Эти данные
позволят не только сделать обучение охранников более эффективным, но и
выработать рекомендации по индивидуальной работе для конкретных лиц.
2.2. Цели и задачи исследования
Целью настоящего исследования являются психологическая оценка
профессионально значимых личных и деловых качеств у будущих работников
охранных предприятий. Конкретные задачи исследования:
1. Изучение литературы по темам:
44. Личность;
45. Мотивация личности;
46. Психология и культура личности работников охранных предприятий.
2. Подбор психологических методик для исследований.
2. Формирование выборки испытуемых.
3. Диагностика основных свойств темперамента.
4. Оценка потребности в достижении и потребности в общении.
5. Определение нервно-психической устойчивости личности и риска
дезадаптации в стрессе «ПРОГНОЗ».
6. Выявление профессиональной направленности личности.
7. Обобщение результатов.
2.3. Объект и предмет исследования
В исследовании приняли участие 30 мужчин и одна женщина в возрасте
от 18 до 72 лет (средний возраст 28 лет). На момент исследования все они
обучались в Негосударственном образовательном учреждении «Учебно-
методический центр по подготовке частных охранников». 5 слушателей имеют
высшее образование, 11 слушателей - среднее специальное и 14 - среднее.
Только 15% испытуемых до поступления на курсы имели опыт охранной
деятельности. На курсы могут поступить все желающие, специальный отбор они
не проходят. Только в процессе обучение осуществляется психологическое
сопровождение слушателей (диагностика, коррекция, развития).
Таким образом, в качестве объекта исследования выступили 31 слушатель
центра по подготовке охранников.
Предметом исследования являются основные свойства темперамента,
особенности мотивации и профессиональной направленности этих лиц.
2.4. Методы и процедуры исследования
В нашем исследовании были использованы 5 психологических методик.
Приводим краткое описание этих методик.
1.Методика «ОСТ» для диагностики основных свойств темперамента.
Цель: Методика предназначается для изучения ряда свойств темперамента,
имеющих презентацию в поведении человека. Опросник включает в себя 105
вопросов, охватывающих 8 шкал одинаковой наполняемости (по 12 вопросов) и
контрольную шкалу (9 вопросов).
Обработка результатов. С помощью специального ключа подсчитывается
количество баллов, полученных испытуемым по каждой из шкал:
47. «Эргичность» - потребность в деятельности, уровень активации и
жизненного тонуса;
48. «Социальная эргичность» - потребность в социальном контакте,
социальная активность:
49. «Пластичность» - переключение с одного вида деятельности на другой,
выбор форм предметной деятельности;
50. «Социальная пластичность» - включение в социальное взаимодействие,
уровень готовности к вступлению в контакты;
51. «Темп» - скорость выполнения операций при выполнении предметной
деятельности;
52. «Социальный темп» - скорость вербализации, быстрота говорения;
53. «Эмоциональность» - эмоциональное реагирование на ситуацию, уровень
тревожности;
54. «Социальная эмоциональность» - эмоциональность в коммуникативной
сфере.
2.Опросник Ю.М.Орлова для определения уровня потребности достижения.
Потребности в достижениях - это стремление человека превзойти уже
достигнутый уровень исполнения или реализации деятельности, соревнование с
самим собой или с другими в этом. Она проявляется как тенденция к улучшению
результатов, к переживанию успехов любой значимой или незначимой ситуации,
стремление при включении в деятельность закончить ее. Потребность в
достижениях связана с уровнем притязания: после успеха уровень притязаний
повышается, а после неудачи остается на прежнем уровне.
Цель: Оценка потребности в достижении.
Интерпретация результатов:
Менее 9 баллов - низкая потребность в достижениях.
10 - 13 баллов - средний уровень потребности в достижениях.
Более 14 баллов - высокий уровень потребности в достижениях.
3.Опросник Ю.М.Орлова для попределения уровня потребности в общении.
Потребность в общении, в эмоциональных контактах проявляется в
стремлении быть членом группы, взаимодействовать с окружающими, вступать в
контакты, оказывать помощь членам сообщества и принимать помощь других.
Данная потребность проявляется в стремлении участвовать в совместных
действиях, целью которых является само общение. На начальной стадии
потребность в общении формируется в отношениях с родителями и сверстниками.
Неудовлетворенность потребности в общении путем лишения социальных
контактов сопровождается возникновением чувства одиночества и бессилия.
Однако чрезмерная потребность в общении также не является положительным
качеством, так как она приводит к тому, что человек не чувствует обратной
связи, не принимает во внимание интересы и чувства партнера по общению.
Цель: Определение уровня потребности в общении.
Интерпретация результатов:
Менее 13 баллов - низкая потребность в общении.
14 - 19 баллов - средний уровень потребности в общении.
20 баллов и выше - высокая потребность в общении.
4.Методика «Ориентировочная анкета» для определения профессиональной
направленности личности.
Одной из важнейших характеристик человека является направленность -
устойчивая система интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т.д., что в
конечном итоге определяет важнейшие в нашей жизни вопросов: выбор
профессии, спутника жизни, способов достижения успеха. Направленность
выступает в качестве ориентира деятельности личности и является
относительно независимой от наличных ситуаций. В одном и том же виде
деятельности человек может удовлетворить различные потребности и, напротив,
в разных видах деятельности человек может находить для себя
привлекательными сходные аспекты. Профессиональная направленность отражает
устойчивый интерес не столько к содержанию профессиональной деятельности
(конкретной профессии), сколько к тому, какие основные потребности в ней
могут быть удовлетворены.
Цель: Изучение основной жизненной ориентации испытуемого как показателя
направленности личности.
Интерпретация результатов: Чем больше набрано баллов по одному из видов
направленности, по сравнению с другими, тем более доминирующей она
является.
Направленность на себя создается преобладанием мотива личного
благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. В работе такой
человек видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязяния вне
зависимости от интересов других.
Направленность на взаимодействие имеет место тогда, когда поступки
человека определяются потребностью в общении, стремлением поддержать
хорошие отношения с товарищами по работе.
Направленность на задачу, или деловая направленность, отражает
преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, обычно такой человек
стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности
работы группы.
5.Методика определения нервно-психологической устойчивости и риска
дезадаптации в стрессе «Прогноз».
Цель: рекомендуется при поборе лиц, пригодных для работы в экстремальных
ситуациях.
Интерпретация результатов: Нервно-психическая неустойчивость тем больше,
чем больше получено баллов.
Исследование было проведено в марте, апреле 1999 года в НОУ «Учебно-
методический центр» по согласовании с руководством центра. Исследование
проводилось групповым способом. Слушателем, сидящим в аудитории раздавались
заранее подготовленные бланки для ответов и зачитывались вопросы
психологических методик. Инструкция к исследованию была следующей: «В нашем
учебно-методическом центре в настоящее время проводится психологическое
исследование слушателей с целью совершенствования их подготовки. Просим Вас
принять участие в этом исследовании». Все, без исключения слушатели, дали
согласие на участие в исследовании, проявили ответственность и
заинтересованность в результатах.
2.5. Гипотезы исследования
1. Слушатели, получающие специальность «Частный охранник» должен обладать
высокой мотивацией достижения.
2. Не все лица, обучающиеся на курсах, имеют профессионально значимые
качества для работы в этой сфере.
Г Л А В А 3. Анализ результатов исследования и их обсуждение
3.1. Результаты диагностики основных свойств темперамента
В таблице № 1 представлены средние значения показателей основных
свойств темперамента у исследованных слушателей «Учебно-методического
центра».
Таблица № 1
Усредненные значения основных свойств темперамента испытуемых
|Шкалы методики |Эр |Сэр |П |СП |Т |СТ |Эм |Сэм |
|«ОСТ» | | | | | | | | |
|Среднее |7,8 |7,9 |10,1|4,2 |9,6 |6,7 |5,6 |5,5 |
|значение | | | | | | | | |
На рисунке 1 представлен усредненный профиль основных свойств
темперамента лиц, получающих специальность «Частный охранник».
Усредненный профиль основных свойств темперамента у слушателей курсов
Рис.1
[pic]
Данные, представленные в таблице и на рисунке показывают, что
исследованную группу слушателей характеризует высокая пластичность
(переключаемость) психических процессов, высокий темп реакции и низкая
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|