ставить ясные цели, проявлять настойчивость и упорство в их осуществлении,
подчинять им свою деятельность; в) мотивационная, побудительная сторона,
определяющая содержание целей и способы их достижения.
Профессиональная направленность охранников не может быть устойчивой,
если они не умеют ставить перед собой ясные, четкие, общественно значимые
цели, проявлять настойчивость, организованность, собранность в деятельности
по их достижению, подчинять этим целям свои действия и поступки. Высокая
целеустремленность - один из характерных признаков человека с развитой
волей.
1.3.3. Темперамент и характер. Воспитание характера
Поведение человека зависит от не только от его направленности, но и
от темперамента, то есть от таких индивидуально-психологических
особенностей личности, в которых проявляются сила, подвижность и
уравновешенность нервных процессов.
Каждая профессия предъявляет свои требования к человеку, и от
темперамента зависим многое. Его особенности важно учитывать в процессе
профессиональной деятельности охранника. Знание этих особенностей поможет
выбрать из арсенала психологических средств воздействия наиболее верные.
Известно, что человека с холерическим темпераментом необходимо держать под
постоянным контролем воспитателя. Невыдержанность, резкость в обращении с
ним могут вызвать бурную ответную реакцию. Вместе с тем допускаемые
холериком срывы и крайности в поведении должны находить критическую оценку,
неровное поведение - встречать противодействие. У сангвиника имеет смысл
периодически возбуждать чувство ответственности за свою учебу, поступки,
проверять качество выполняемых заданий. Флегматик требует систематического
контроля, а в некоторых случаях повышенной взыскательности. По отношению к
меланхолику особенно недопустимы резкость, вспыльчивость, недомолвки,
неопределенность, так как это наиболее ранимый темперамент.
Особенности поведения человека, определяемые его темпераментом и
другими психическими образованиями, под воздействием социальной среды
превращается в устойчивые черты характера.
Характер можно оценивать по его силе. Сильный характер у тех
охранников, которые всегда поступают сообразно своим убеждениям,
последовательно ведут себя в различных, в том числе в трудных, условиях,
проявляют настойчивость в достижении поставленных целей. И наоборот,
охранники со слабым характером отличаются непоследовательностью в своем
поведении, расхождением между словами и делами, боязнью трудностей.
Важное значение при оценке характера имеет выявление его устойчивости
или неустойчивости. У будущего охранника с устойчивым характером длительное
время сохраняются присущие ему отношения, убеждения, привычки и другие
особенности. Если же взгляды, убеждения, отношения быстро меняются, то
характер является неустойчивым.
Различные проявления характера называют его чертами. Так, например,
волевыми чертами являются решительность, настойчивость, самообладание,
самостоятельность, целеустремленность; эмоциональными чертами -
впечатлительность, экспансивность, порядочность, инертность, безразличие;
интеллектуальными чертами - сообразительность, находчивость,
любознательность.
Характеру охранника наряду с сугубо индивидуальными чертами присущи и
общие черты. Общим чертами характера, в которых раскрывается моральный
облик, являются высокое сознание долга, интернационализм, коллективизм,
честность, правдивость, бдительность.
Раскрытие сущности характера и его основных черт позволяет понять
место этого свойства в общей структуре личности охранника. Характер
является своеобразным выражением психических познавательных процессов,
чувств, воли, направленности, темперамента и способностей. Направленность
личности, ее убеждения, интересы, потребности, мотивы деятельности
определяют содержание характера, его цельность или противоречивость,
устойчивость. От характера, в свою очередь, зависит, какие мотивы
деятельности станут главными, ведущими. Способности определяют
интеллектуальные черты характера. Темперамент является его динамической
стороной. В то же время характер оказывает сильное влияние на проявление
темперамента, его изменение и выражение в деятельности.
Главное различие между ними состоит в том, что темперамент обусловлен
преимущественно врожденными биологическими свойствами нервной системы. В
становлении же характера определяющую роль играют социальная среда и
воспитание.
Формирование характера начинается с его изучения. При этом следует
учитывать, что характер охранника проявляется прежде всего в его
деятельности, в речи и во внешнем облике. В деятельности будущего охранника
по овладению профессией можно увидеть его отношение к окружающему, к труду,
к своим товарищам, преподавателям, к самому себе, определить положительные
и отрицательные черты характера, его силу, устойчивость и цельность. В речи
проявляется общительность, духовная культура охранника, внимательность к
собеседнику или, наоборот, самоуверенность, желание порисоваться,
навязчивость, самовлюбленность. Если охранник подтянут, бодрый,
жизнерадостный, приветливый, имеет опрятный вид, то это говорит о его
внутренней собранности, организованности, целеустремленности,
воспитанности, доброжелательности отношений к другим людям. Неопрятность,
нарушение формы одежды, развязность, неприветливость характеризуют
обучаемого с отрицательной стороны.
Изучение характера охранника может осуществляться различными
методами: путем индивидуальной беседы, наблюдения, анализов результатов
деятельности, эксперимента, изучение документов, биографии. В ходе
индивидуальной беседы можно получить определенные сведения о
направленности, интересах, взглядах, отношении обучаемого к окружающему.
Биография, характеристика с места службы, учебы или работы расширяют и
углубляют эти сведения. Но основные данные можно получить путем наблюдения
за учебой, дисциплиной охранника.
Сильный характер не только воспитывается, но и проявляется в борьбе с
трудностями, через преодоление препятствий. Народная мудрость гласит:
«Настоящий ты тогда, когда трудно». Накопление охранниками опыта волевого
поведения имеет большое значение в воспитании у них сильного характера.
Необходимый опыт приобретается на занятиях и боевых стрельбах.
1.3.4. Социально-психологические особенности частного охранника
Будущие охранники - часть российской молодежи, занимающейся в высшей
степени общественно значимой деятельностью по овладению профессией. А
молодежи присущи и возрастные особенности.
Охранники относятся к возрасту на степени его перехода к зрелости.
Молодости свойственна некоторая природная дисгармония. Так желания и
стремления развиваются ранее, чем воля и сила характера. В таких условиях
юноша не всегда способен подавить некоторые излишние стремления и желания.
Именно поэтому психический склад людей юношеского возраста не только
сложен, но порой и противоречив.
Для юношеского возраста характерен большой оптимизм, вера в
собственные силы, чуткое и доброе отношение людям, искренность,
непосредственность, задушевность, чувство товарищества и т.д.
У охранников сильно развито чувство собственного достоинства и
стремление к самостоятельности, желание скорее найти свое место в жизни,
показать себя с лучшей стороны, в полной мере проявить свои способности.
Социально-психологические особенности охранников зависят также от
характера и содержания учебной и служебной деятельности, жизненного опыта,
семейного положения, воспитания, развития, образования и других факторов.
Все это находит свое проявление в духовном облике, поведении, запросах и
интересах, в повседневной деятельности будущих охранников.
Проведение исследования, анализ учебно-воспитательной работы
показывают, что направленность охранников, как правило, характеризуется
возвышенными и благородными стремлениями, целями, установками - окончить
обучение, стать охранниками. Наличие твердых жизненных планов, возвышенных
стремлений - благоприятная предпосылка успехов в жизни будущих охранников.
Вместе с тем у части охранников нет твердого убеждения в правильности
выбора профессии. Они проявляют сомнения, колебания, допускают халатное
отношение к учебе и дисциплине.
Охранникам присущи разнообразные потребности, в сложном переплетении
которых ведущими могут быть либо материальные либо духовные.
Важно, чтобы ведущую роль в их деятельности играли духовные
потребности, в первую очередь, потребность в отличном овладении профессией,
добросовестном отношении к работе и дисциплине.
Охранникам присущи чувство нового, любознательность, широта
интересов.
Для охранников характерна острая восприимчивость, сильная
впечатлительность, повышенная эмоциональность. Каждый успех вызывает у них
большую радость, ошибка, сбой - глубокую озабоченность, недовольство самим
собой, будущие охранники очень остро реагируют на недостатки и особенно на
несправедливое отношение к себе.
Одной из особенностей охранников является ярко выраженная прямота в
суждениях. Их высказывания зачастую категоричны, суждения безапелляционны,
поспешны. Свои мысли охранники, как правило, высказывают откровенно.
1.3.5. Значение психологических знаний для сотрудника охраны
Своим названием наука психология обязана древнегреческим словам:
«психо» - душа, «логос» - учение. Следовательно, психология - это наука о
душе, психике. Эта наука стремиться ответить на вопросы о том, как
возникают в психике человека образы, чувства, как формируется характер, как
протекает процесс принятия решений, и что оказывает решающее влияние на
формирование личности.
Современная психология представляет собой достаточно разветвленную
систему научных дисциплин, которые связаны с различными видами
деятельности. Существуют военная, медицинская, юридическая, криминальная
психология, психология спорта и т.д. Деятельность сотрудников охраны
(телохранителей, инкассаторов) исследует психология труда в особых
условиях. Эта отрасль психологии изучает психику человека, деятельность
которого протекает в условиях конфликта, опасного для жизни и здоровья.
Угроза для охранника исходит от людей с преступными намерениями или от
агрессивной среды (огонь, вода и т.д.). вероятность такой опасности
существует всегда, но форму открытого столкновения приобретает очень редко,
что успокаивающе действует на сотрудников охраны.
Психология труда в особых условиях, применительно к деятельности
охранных формирований, призвана решать следующие задачи:
определение личных качеств, необходимых сотрудников охраны для успешного
освоения профессии;
изучение особенностей охранных структур как систем взаимодействующих
личностей;
изучение особенностей взаимоотношений с охраняемым лицом и его окружением,
персоналом предприятий, коллегами по работе;
разработка основ обучения и воспитания сотрудников охраны и особенностей
управления охранными структурами;
исследование психических состояний, возникающих у сотрудников в процессе
работы;
обоснование приемов психологической подготовки сотрудника к действиям в
экстремальных условиях.
Взаимосвязь психологии с правом, криминалистикой, тактикой,
спортивной и боевой подготовкой обеспечивает качественное выполнение
служебных задач. При этом следует иметь ввиду что злоумышленники,
нападающая сторона при планировании (выборе места, времени, предлога и
т.д.) и осуществлении преступлений активно используют психологические
закономерности.
1.3.6. Психологическая характеристика личности сотрудника охраны
Проблему личности можно назвать одной из ключевых проблем в деле
обеспечения безопасности охраняемых объектов. Успех работы во многом
определяется тем, насколько хорошо руководитель знает своих подчиненных, а
сотрудники - окружающих их людей. Можно сказать, что работа сотрудника
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|