и воля, творческий заряд и культура. Отличительными психологическими
признаками личности являются самосознание, индивидуальность,
саморегулирование, активность, выражающаяся в конкретной деятельности,
включенность в систему общественных связей.
Под личностью нельзя подразумевать абстрактного человека, личность
всегда конкретна и действует в определенных историко-экономических и
политических условиях. Личность является продуктом общественного развития.
Взгляды, убеждения, интересы, чувства, потребности, характер человека
формируются под влиянием производственных отношений господствующей
идеологии, культуры, традиций, всего уклада жизни того общества, к которому
он принадлежит.
Вне общества, вне коллектива человек не может стать личностью, у него
не сформируется человеческий облик. Создает человека природа, а формирует
его общество. Влияние людей, с которыми общается обучаемый, велико. Оно
может быть положительным или отрицательным. И чтобы увидеть в курсанте
личность, командиру, преподавателю необходимо выявить его связи и отношения
с окружающей социальной средой.
Психология, считая общественную природу сущности личности, не
отрицает, что и биологические факторы влияют на возможности человека. И эти
факторы должны учитываться при изучении курсантов.
Например, физические данные человека, составляющие ядро природных
сил, в немалой степени определяют их успехи в учебе и работе, влияют на
настроение, работоспособность, развитие индивидуальных свойств личности.
Личность частного охранника в значительной степени характеризуется
особенностями его психики и имеет определенную психологическую структуру.
Основными компонентами этой структуры являются психические свойства
личности (направленность, темперамент, характер, способности) в их
диалектической связи с психическими процессами, психическими состояниями и
психическими свойствами (знаниями, навыками, умениями, привычками).
Генетически и функционально начальным этапом психической деятельности
являются психические процессы. На их основе осуществляется формирование
психических образование: знаний, убеждений, навыков, умений, приобретение
жизненного опыта, которые выступают в качестве первичных регуляторов
поведения человека.
Психические состояния (подъем, активность, угнетение) обусловливают
функциональные возможности личности, возникая под влиянием внутренних и
внешних причин, они активизируют или, наоборот, творческий потенциал
личности.
Психологические свойства возникают как закрепившиеся, устойчивые,
сложные и длительные психические явления. Будучи производными от процессов
и состояний, свойства личности оказывают на них решающее влияние.
Для полной характеристики охранника еще недостаточно рассмотреть
психологическую структуру личности, которая передает главным образом ее
строение, присущее каждому человеку. Необходимо раскрывать и содержание
личности - ее духовный мир, то, что называют индивидуальным сознанием.
Индивидуальное сознание человека включает сложившиеся в систему
убеждений, взглядов на природу, общество, человеческие отношения. Сюда же
относятся и те мнения, настроения, интересы, влечения, то есть менее
устойчивые составные, которые могут вытекать из взглядов и убеждений, а
также вызываться и случайными обстоятельствами, возникать стихийно как
непосредственная реакция на происходящие события.
Содержание личности частного охранника проявляется и развивается в
ходе его учебы, несения служб, обслуживания техники, то есть в процессе
деятельности.
Деятельность и сознание охранника находятся в единстве. С одной
стороны, сама деятельность по овладению профессией немыслима без участия
сознания. Оно позволяет правильно ориентироваться в окружающей обстановке,
понять предъявляемые к личности обучаемого требования, в соответствии с
этими требованиями и внутренними побуждениями планировать действия,
предвидеть результаты. С другой стороны, развитие сознания невозможно вне
практической деятельности охранника.
Поведение, успехи в учебе, службе и дисциплине будущего охранника
зависят также от их самосознания и самодисциплины. Самосознание
представляет собой осознание охранником самого себя как члена общества,
своих взаимоотношений с окружающим миром, другими членами общества, своих
взаимоотношений с окружающим миром, другими людьми, своих действий и
поступков, мыслей и чувств, всего многообразия качеств личности. На этой
основе формируется самодисциплина охранника как способность контролировать
свои действия и поступки, сверять их с требованиями морали, нравственности,
способность с позиций этих требований всесторонне оценивать свою личность,
проявлять выдержку и самообладание, вовремя заметить и исправить свою
ошибку.
Изменение личности охранника не является прямым и непосредственным
следствием внешних условий. Оно всегда обусловлено их прошлым опытом,
психологическими свойствами - направленностью, темпераментом, характером,
способностями, которые в своей совокупности составляют внутренние условия,
определяющие эффект внешних воздействий.
1.3.2. Направленность и мотивы деятельности
Ведущим психологическим свойствам личности охранника является
направленность, представляющая собой систему внутренних побуждений и
жизненных целей. От направленности зависит, что и как делает человек,
какова его генеральная линия в жизни. В направленности личности выражается
основное содержание человека как члена общества.
Основной всех побуждений частного охранника выступают потребности.
Под потребностью понимается переживание человеком нужды в условиях и
средствах своего существования и развития как члена общества и как
организма. Потребности являются источником активности курсанта. Они требуют
своего удовлетворения, вызывают желания, стремления, эмоциональные
состояния и поэтому заставляют обучаемых проявлять активность, ставить цели
и постигать их.
ПОТРЕБНОСТЬ - нужда в объектах и средствах, необходимых для
существования и развития личности. Потребность является источником
активности личности, так как удовлетворение ее возможно лишь через
достижение определенной цели.
ВЫДЕЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ УРОВНИ ПОТРЕБНОСТЕЙ:
физиологические потребности (в пище, сне, одежде и т.п.).
5. потребности в безопасности (в физической и психологической безопасности
личности, близких, жилища, собственности и т.п.).
6. потребности в уважении и любви (быть принятым в обществе, принадлежать к
группе, в которой с тобой считаются и т.п.).
потребность в уважении (в одобрении, признании и т.п.).
8. интеллектуальные и эстетические потребности (в красоте, симметрии и
т.п.).
9. потребность в самореализации (в реализации своих потребностей).
При рассмотрении двух первых потребностей можно выявить некоторые
особенности, которые могут повлиять на деятельность охранников. Это связано
с тем, что у части населения не удовлетворяются основные физиологические
потребности, и государство не может обеспечить безопасность личности и ее
близких. Если не удовлетворяется вторая потребность, то личность
вооружается, чтобы защитить себя. Если не удовлетворяется первая
потребность, то вооруженная личность идет туда, где эту потребность можно
удовлетворить. В этом случае для стихийной преступности разные «крыши»,
«авторитеты» существенного значения не имеют.
Важнейшим элементом направленности личности является мировоззрение.
Представляя собой совокупность знаний, убеждений и взглядов на природу и
общество, происходящие в нем события, мировоззрение человека определяет его
жизненные стремления, характер и содержание потребностей, мотивы
деятельности.
На основе потребностей, под решающим воздействием мировоззрения
формируются мотивы - внутренние побудительные силы, определяющие содержание
целей и характер деятельности по их достижению. Без знания мотивов
невозможно правильно понять и направленность личности. К простым мотивам
относятся влечения, желания, хотения, а к сложным - интересы, склонности,
идеалы и убеждения. Мотивы деятельности выполняют побудительную,
регулятивную и смыслообразующую функции.
Потребностно-мотивационная сфера является как бы фундаментом
направленности личности. На этом фундаменте формируются жизненные цели
человека. В психологическом плане цель - это идеальный образ будущего
результата деятельности. Она показывает, к чему стремится человек в своей
жизни. С целями неразрывно связаны установки, намерения, стремления и
перспективы обучаемого.
Формируемая у будущих охранников профессиональная направленность
представляет собой часть общей направленности и выражает их глубоко
мотивированную устремленность к деятельности по овладению профессией,
конкретной специальностью.
В сложной психологической структуре профессиональной направленности
личности частного охранника ведущее место занимают профессиональные
убеждения. В психологическом плане убеждения представляют собой устойчивый
сплав познавательных, эмоциональных и волевых элементов. Это знания и
взгляды, проникнуты чувствами и волевыми устремлениями.
Профессиональная убежденность - это глубоко обоснованная уверенность
в высокой общественной и личной значимости профессии, найденном в ней
призвании. Такие убеждения создают прочную внутреннюю опору в деятельности
человека по овладению профессией частного охранника, побуждают их
преодолевать трудности учебы, а затем и профессиональной деятельности.
Профессиональные убеждения представляют собой мировоззренческий элемент
направленности личности и характеризуют нравственный облик частного
охранника.
На основе профессиональной убежденности формируется и интерес к
избранной специальности, то есть положительное сознательно-эмоциональное
отношение к ней. Интересы характеризуются содержанием (на что они
направлены), широтой (объемом) и устойчивостью (длительностью). Во всем
многообразии интересов человека ведущую роль играет профессиональный
интерес.
Устойчивый интерес к профессии, как правило, перерастает в
склонность, проявляющуюся в виде постоянного стремления к совершенствованию
знаний по своей специальности. Склонность предполагает также способности,
позволяющие успешно овладевать профессией.
В ходе деятельности по избранной специальности у охранника
формируются профессиональные идеалы, в роли которых могут быть высокие
нравственные и профессиональные качества или конкретный человек, носитель
этих качеств.
Если профессиональные убеждения, интересы, склонности и идеалы
показывают, что побуждает человека к деятельности, то профессиональные
цели, установки и перспективы - к чему стремятся.
Охранники, как правило, ставят перед собой как далекую цель -
получить высокооплачиваемую работу, так и близкие цели - успешно
подготовиться к семинару, зачету, экзамену, успешно выполнить боевые
стрельбы, успешно завершить обучение. Естественно, могут быть и другие
цели, в том числе и негативного характера.
Целям соответствуют и установки, выражающие внутреннюю готовность к
определенному действию и поведению в конкретной сложившейся ситуации. Под
перспективой обычно понимают эмоционально насыщенное представление жизненно
важного будущего, более или менее отодвинутого во времени.
Все структурные элементы профессиональной направленности личности
находятся в сложной иерархической зависимости и в своей совокупности
функционируют как целостная динамическая система.
Следовательно, направленность личности - сложное и многоплановое
свойство в структуре личности, она включает в себя разные взаимосвязанные
компоненты.
Большую роль играет формирование у охранников целеустремленности как
волевого качества. В целеустремленности тесно взаимодействуют три стороны:
а) содержательная, идейная, выражающая нравственную направленность всей
жизни и деятельности охранника; б) волевая, то есть способность обучаемых
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|