в новую соц. группу, которая становится для него референтной.
Фазы становления личности:
1. Фаза адаптации. Утрата ребёнком сових индивидуальных черт.
2. Фаза индивидуализации. Противоречие между достигнутым результатом
адаптации – тем, что он стал таким, как все в группе, - и
неудовлетворённой потребностью ребёнка в максимальном проявлении своих
индивидуальных особенностей.
3. Фаза интеграции. Ребёнок начинает искать способы выражения своей
индивидуальности в группе. Он сохраняет лишь те свои индивидуальные
черты которые отвечают потребностям группового развития и собственной
потребности сделать значимый вклад в жизнь группы, а группа в какой-то
мере меняет свои норм, восприняв ценные для её развития черты личности
Если ребёнку не удаётся преодолеть трудности адаптации, у него могут
появиться такие личностные качества (конформность, безынициативность,
робость, неуверенность в себе). Если не преодолеваются трудности второй
фазы и группа отвергает индивид-ые черты ребёнка, это может привести к
развитию негативизма, агрессивности, подозрительности, неадекватной
завышенной самооценке. Дезинтеграция в группе приводит либо к тому, что
ребёнок из группы вытесняется, либо к его изоляции в группе, из которой он
может не выйти.
Успешная интеграция ребёнка в группе высокого уровня развития способствует
формированию у него коллективизма как свойства личности.
Раннее детство (0-3), Дошкольное детство(3-7),Младшее школьное детство (7-
11) образуют эпоху детства, в которой процесс адаптации преобрадает нал
процессом индивидуализации.
Для эпохи отрочества (средний школьный возраст 11-15 ) характерно
доминирование процесса индивидуализации над процессом адаптации.
Для эпохи юности (старший школьный возраст 15-17) доминирование процесса
интеграции над процессом индивидуализации.
Для Л.С.Выготского развитие – это, прежде всего возникновение нового.
Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями (они
появляются закономерно, подготовленными всем ходом предшествующего
развития) т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом
виде. Источником развития является социальная среда. Социальная ситуация
развития – специфическое для каждого возраста отношение между ребёнком и
социальной средой.
Закономерности развития психики ребёнка Л.С.Выготского: 1. Цикличность; 2.
Неравномерность; 3. «Метаморфозы» (качественные изменения); 4. Сочетание
процессов эволюции и инволюции.
Кризис новорожденности; младенчество 0,2 –1; кризис 1 года; раннее детство
1-3; кризис 3 лет; дошкольный возраст 3-7; кризис 7 лет; школьный возраст 8-
12; кризис 13 лет; пубертатный возраст 14-17; кризис 17 лет.
Особен-ти кризиса: неотчетливость границ (есть кульминация),
трудновоспитуемость детей, конфликты, негативный процесс (“пустыня
отрочества”).
Новое в схеме Выготского: 1. Введение в периодизацию критических возрастов,
2. Исключение эмбрионального развития, 3. Исключение периода от 18 до
зрелости. 4. Включение возраста полового созревания в число стабильных.
15. Что значит, для Вас быть личностью? Характеристика трёх «ипостасей»
(или репрезентаций) личности.
16. Эмоциональные состояние: тревожность, фрустрация, стресс, аффект.
Тревожность: определение и примеры исследований
А. Теории
Психоанализ: Первым исследователем индивидуальной или личностной тревоги
был Фрейд. Тревога – ее источник может быть искажением реальности. Фрейд:
четыре источника тревоги (каждый раз речь идет о боязни что-то утратить).
1. боязнь утраты желанного объекта; 2. боязнь утраты позитивного отношения
со стороны другого; 3. боязнь утраты себя (части себя); 4. боязнь утраты
любви к себе.
Перлз. тревога есть необоснованное забегание вперед. Когда уйдет тревога,
возникнет взволнованность объекта. Что обнаруживает тревогу? Интерес к
объекту, интерес к какой-то проблеме. Но она одновременно обнаруживает и
интерес, и этому интересу как подлинному препятствует. Если тревога
снимается – обнаруживается подлинный интерес – индивид может реально
контактировать со своим окружением.
Роджерс «Тревога – это угроза наличному представлению о себе». Или по
другому – угроза наличному образу Я. Переживание тревоги. Что делает
тревогу индикатором, индикатором чего? Индикатором необходимости изменений
образа Я. Тогда тревога, особенно повторяемая, аккумулируемая, нарастающая
– признак того, что изменения необходимы личности, а личность пока не
готова к ним. Необходимы, но нет внутренней готовности. На это указывает
тревога. Надо идти навстречу тревоге. Наличие негативных эмоциональных
переживаний... не воспринимать его как таковое и не пытаться тревогу снять,
устранить, а пройти к его подлинной причине. Наличие тревоги – указание на
точку личностного роста. Там где тревожно – там мотивационное противоречие,
а если это так, то мотивационное противоречие можно разрешить, а значит –
продвинуться в развитии личности.
Петухов. Тревожность – предвосхищение аффекта. Ее важная приспособительная
функция. Разнообразие эмоций переживания необычайно велико. Но изучаются
экспериментально те, которые связаны с негативными состояниями, и тревога –
одна из них. Тревогу коротко именуют условный страх. Если сам страх –
аффект, то тревожность есть предвосхищение его. Выделяют ситуативную и
индивидуальную тревогу. Ситуативная – приближение опасного события
усиливает тревогу. Индивидуальная – особенность субъекта (постоянная
тревога – любая ситуация аффектогенная).
Б. Исследования
Тейлор и Спенс: влияние силы влечения на научение новым способам поведения.
Миллер и Маурер: тревожность – приобретенное (и с трудом угашаемое)
влечение, источником которого служит антиципирующая эмоциональная окраска,
которая вызывается стимулами, указывающими на какую-либо угрозу. Тейлор:
шкала проявления тревожности (состоит из утверждений связанных с
хронической реакцией страха). Опросник оказался надежным: невротически и
психопатически предрасположенные люди имели отклоняющиеся от нормы высокие
результаты. В экспериментах на научение было показано, что при легких
заданиях сила влечения (тревожность) способствует научению. В сложных
наоборот. Сначала показатели опросника рассматривались в качестве
устойчивого индикатора тревожность, довольно скоро стали считаться с тем,
что определенные характеристики экспериментальной ситуации могут
индуцировать более высокие показатели по опроснику. Очевидной стала
теоретическая необходимость введения дополнительного мотивационного
конструкта – устойчивая диспозициональная тревожность должна ситуационно
превращаться в актуальное состояние тревожности. Тревожная ситуация –
различия между высоко- и слаботревожными людьми выражается резче (пример с
мигательным обуславливанием: чем сильнее поток струи, тем лучше
обуславливание, а у тревожных оно всегда лучше). Отсюда трудная задача
усиливает тревожность. Таким образом, тревожность сильно зависит от
ситуации, тогда напрашивается вывод о связи данного поведенческого
показателя со специфическими ситуациями.
Спилберг. Опросник: «состояние и свойство тревожности». Т-состояние:
состояние тревожности в определенный момент; Т-диспозиция: некоторое
типичное чувство тревожности. Состояние тревожности (Т-состояние)
характеризуется субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями
угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией или
возбуждением автономной нервной системы. Тревожность как личностная черта
(Т-свойство) означает мотив или приобретенную поведенческую диспозицию,
которая предрасполагает индивида к восприятию широкого круга объективно
безопасных обстоятельств как содержащих угрозу, заставляя реагировать на
них Т-состояниями, интенсивность которых не соответствует величине
объективной опасности. Замечена корреляция Т-диспозиции и Т-состояния. У
имеющего высокий показатель по Т-диспозиции в угрожающих самооценке
ситуациях Т-состояние проявляется заметнее, чем у индивида с более низкими
показателями. Так же чем сильнее представлена у индивида Т-диспозиция, тем
шире круг ситуаций, которые могут переживаться как угрожающие и вызывать Т-
состояния. Исключение: в ситуациях, которые вызывают боль или таят какую-
либо иную физическую угрозу, индивиды с высокой Т-диспозицией не имеют
никакого более выраженного Т-состояния по сравнению с обладающими менее
высокой Т-диспозицией. Второе исключения: прошлый опыт: насколько данная
ситуация воспринимается индивидом как содержащая угрозу.
Как только ситуация оценивается как угрожающая, она вызывает Т-состояние,
интенсивность которого пропорциональна когнитивной оценке угрозы. Оценка
зависит как от реальных особенностей ситуации, так и от Т-диспозиции. В
процесс оценивания включены также сенсорные и когнитивные обратные связи, а
именно информация о наличном Т-состоянии и соображения о реакциях, которые
на основании прошлого опыта кажутся пригодными для нейтрализации ситуации.
Сила и продолжительность Т-состояния являются следствием когнитивного
оценивания, которое существенно зависит от четырех групп детерминантов: 1.
Внешние особенности ситуации; 2. Т-диспозиция; 3. Оценка эффективности
успешных или предполагаемых успешными контрмер; 4. Влияние обратной связи о
текущем Т-состоянии. Экспериментально было подтверждено: чем сильнее
ситуация связана с самооценкой и чем выраженнее Т-диспозиция, тем заметнее
проявляется Т-состояние, чем выраженнее Т-диспозиция, тем труднее дается
достижение при выполнении очень сложных заданий. Спилберг: студенты
заучивали некоторые естественнонаучные понятия при помощи
запрограммированного компьютера (при неверном ответе решение отвергалось и
машина вновь воспроизводила нерешенное задание; только при получении
правильного ответа появлялась очередная задача). После пробного задания
следовала серия из шести задач: трудные и легкие. После каждого задания
оценка своего Т-состояния. У индивидов с высокими Т-диспозициями в каждой
серии заданий Т-состояние было выше. У обеих групп Т-состояние снижалось
после выполнения трех сложных задач (переход к легким). Студенты с
выраженной Т-диспозицией делали в два раза больше ошибок в первой трудной
задаче, потом количество ошибок снижалось, но их все равно было меньше у
студентов со слобовыраженной Т-диспозицией.
Теннисон, Вули: задание в распределении стихов по размеру. Сначала трудные,
затем легкие. Предварительно инструкции которые либо повышали , либо
снижали Т-состояние. Инверсия успешности результатов: группа с высокими
показателями Т-состояния допустила при выполнении легких заданий мало, а
при выполнении трудных заданий – много ошибок; группа с более низким Т-
состоянием получила противоположные результаты.
Фрустрация, виды реакций на нее
Фрустрация – расстройство планов, уничтожение замыслов, т.е. указывается на
какую-то травмирующую ситуацию, при которой терпится неудача. Фрустрация –
состояние, которое возникает при невозможности достичь поставленную цель
(реализовать мотив). (Петухов). Фрустрация должна рассматриваться в
контексте более широкой проблемы: выносливости по отношению к жизненным
трудностям и реакций на эти трудности. Трудности: 1 вполне преодолимые,
хотя для их преодоления требуются огромные усилия (настойчивость).
Фрустрация к такого типа трудностям не относится; 2 непреодолимые (борьба с
раком). Являния фрустрации наиболее изучено в отношении к барьерам
деятельности.
Розенцвейг: фрустрация – имеет место в тех случаях, когда организм
встречает более или менее непреодолимые препятствия на пути к
удовлетворению какой-либо жизненной потребности. Браун, Фарбер: фрустрация
– результата таких условий, при которых ожидаемая реакция или
предупреждается, или затормаживается. Левитов: фрустрация – состояние
человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и
вызываемое непреодолимыми трудностями, возникающих на пути к достижению
цели или решению задачи. Имеются попытки возвести фрустрации в ранг
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26
|