реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Госэкзамены ответы

реферат

в новую соц. группу, которая становится для него референтной.

Фазы становления личности:

1. Фаза адаптации. Утрата ребёнком сових индивидуальных черт.

2. Фаза индивидуализации. Противоречие между достигнутым результатом

адаптации – тем, что он стал таким, как все в группе, - и

неудовлетворённой потребностью ребёнка в максимальном проявлении своих

индивидуальных особенностей.

3. Фаза интеграции. Ребёнок начинает искать способы выражения своей

индивидуальности в группе. Он сохраняет лишь те свои индивидуальные

черты которые отвечают потребностям группового развития и собственной

потребности сделать значимый вклад в жизнь группы, а группа в какой-то

мере меняет свои норм, восприняв ценные для её развития черты личности

Если ребёнку не удаётся преодолеть трудности адаптации, у него могут

появиться такие личностные качества (конформность, безынициативность,

робость, неуверенность в себе). Если не преодолеваются трудности второй

фазы и группа отвергает индивид-ые черты ребёнка, это может привести к

развитию негативизма, агрессивности, подозрительности, неадекватной

завышенной самооценке. Дезинтеграция в группе приводит либо к тому, что

ребёнок из группы вытесняется, либо к его изоляции в группе, из которой он

может не выйти.

Успешная интеграция ребёнка в группе высокого уровня развития способствует

формированию у него коллективизма как свойства личности.

Раннее детство (0-3), Дошкольное детство(3-7),Младшее школьное детство (7-

11) образуют эпоху детства, в которой процесс адаптации преобрадает нал

процессом индивидуализации.

Для эпохи отрочества (средний школьный возраст 11-15 ) характерно

доминирование процесса индивидуализации над процессом адаптации.

Для эпохи юности (старший школьный возраст 15-17) доминирование процесса

интеграции над процессом индивидуализации.

Для Л.С.Выготского развитие – это, прежде всего возникновение нового.

Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями (они

появляются закономерно, подготовленными всем ходом предшествующего

развития) т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом

виде. Источником развития является социальная среда. Социальная ситуация

развития – специфическое для каждого возраста отношение между ребёнком и

социальной средой.

Закономерности развития психики ребёнка Л.С.Выготского: 1. Цикличность; 2.

Неравномерность; 3. «Метаморфозы» (качественные изменения); 4. Сочетание

процессов эволюции и инволюции.

Кризис новорожденности; младенчество 0,2 –1; кризис 1 года; раннее детство

1-3; кризис 3 лет; дошкольный возраст 3-7; кризис 7 лет; школьный возраст 8-

12; кризис 13 лет; пубертатный возраст 14-17; кризис 17 лет.

Особен-ти кризиса: неотчетливость границ (есть кульминация),

трудновоспитуемость детей, конфликты, негативный процесс (“пустыня

отрочества”).

Новое в схеме Выготского: 1. Введение в периодизацию критических возрастов,

2. Исключение эмбрионального развития, 3. Исключение периода от 18 до

зрелости. 4. Включение возраста полового созревания в число стабильных.

15. Что значит, для Вас быть личностью? Характеристика трёх «ипостасей»

(или репрезентаций) личности.

16. Эмоциональные состояние: тревожность, фрустрация, стресс, аффект.

Тревожность: определение и примеры исследований

А. Теории

Психоанализ: Первым исследователем индивидуальной или личностной тревоги

был Фрейд. Тревога – ее источник может быть искажением реальности. Фрейд:

четыре источника тревоги (каждый раз речь идет о боязни что-то утратить).

1. боязнь утраты желанного объекта; 2. боязнь утраты позитивного отношения

со стороны другого; 3. боязнь утраты себя (части себя); 4. боязнь утраты

любви к себе.

Перлз. тревога есть необоснованное забегание вперед. Когда уйдет тревога,

возникнет взволнованность объекта. Что обнаруживает тревогу? Интерес к

объекту, интерес к какой-то проблеме. Но она одновременно обнаруживает и

интерес, и этому интересу как подлинному препятствует. Если тревога

снимается – обнаруживается подлинный интерес – индивид может реально

контактировать со своим окружением.

Роджерс «Тревога – это угроза наличному представлению о себе». Или по

другому – угроза наличному образу Я. Переживание тревоги. Что делает

тревогу индикатором, индикатором чего? Индикатором необходимости изменений

образа Я. Тогда тревога, особенно повторяемая, аккумулируемая, нарастающая

– признак того, что изменения необходимы личности, а личность пока не

готова к ним. Необходимы, но нет внутренней готовности. На это указывает

тревога. Надо идти навстречу тревоге. Наличие негативных эмоциональных

переживаний... не воспринимать его как таковое и не пытаться тревогу снять,

устранить, а пройти к его подлинной причине. Наличие тревоги – указание на

точку личностного роста. Там где тревожно – там мотивационное противоречие,

а если это так, то мотивационное противоречие можно разрешить, а значит –

продвинуться в развитии личности.

Петухов. Тревожность – предвосхищение аффекта. Ее важная приспособительная

функция. Разнообразие эмоций переживания необычайно велико. Но изучаются

экспериментально те, которые связаны с негативными состояниями, и тревога –

одна из них. Тревогу коротко именуют условный страх. Если сам страх –

аффект, то тревожность есть предвосхищение его. Выделяют ситуативную и

индивидуальную тревогу. Ситуативная – приближение опасного события

усиливает тревогу. Индивидуальная – особенность субъекта (постоянная

тревога – любая ситуация аффектогенная).

Б. Исследования

Тейлор и Спенс: влияние силы влечения на научение новым способам поведения.

Миллер и Маурер: тревожность – приобретенное (и с трудом угашаемое)

влечение, источником которого служит антиципирующая эмоциональная окраска,

которая вызывается стимулами, указывающими на какую-либо угрозу. Тейлор:

шкала проявления тревожности (состоит из утверждений связанных с

хронической реакцией страха). Опросник оказался надежным: невротически и

психопатически предрасположенные люди имели отклоняющиеся от нормы высокие

результаты. В экспериментах на научение было показано, что при легких

заданиях сила влечения (тревожность) способствует научению. В сложных

наоборот. Сначала показатели опросника рассматривались в качестве

устойчивого индикатора тревожность, довольно скоро стали считаться с тем,

что определенные характеристики экспериментальной ситуации могут

индуцировать более высокие показатели по опроснику. Очевидной стала

теоретическая необходимость введения дополнительного мотивационного

конструкта – устойчивая диспозициональная тревожность должна ситуационно

превращаться в актуальное состояние тревожности. Тревожная ситуация –

различия между высоко- и слаботревожными людьми выражается резче (пример с

мигательным обуславливанием: чем сильнее поток струи, тем лучше

обуславливание, а у тревожных оно всегда лучше). Отсюда трудная задача

усиливает тревожность. Таким образом, тревожность сильно зависит от

ситуации, тогда напрашивается вывод о связи данного поведенческого

показателя со специфическими ситуациями.

Спилберг. Опросник: «состояние и свойство тревожности». Т-состояние:

состояние тревожности в определенный момент; Т-диспозиция: некоторое

типичное чувство тревожности. Состояние тревожности (Т-состояние)

характеризуется субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями

угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией или

возбуждением автономной нервной системы. Тревожность как личностная черта

(Т-свойство) означает мотив или приобретенную поведенческую диспозицию,

которая предрасполагает индивида к восприятию широкого круга объективно

безопасных обстоятельств как содержащих угрозу, заставляя реагировать на

них Т-состояниями, интенсивность которых не соответствует величине

объективной опасности. Замечена корреляция Т-диспозиции и Т-состояния. У

имеющего высокий показатель по Т-диспозиции в угрожающих самооценке

ситуациях Т-состояние проявляется заметнее, чем у индивида с более низкими

показателями. Так же чем сильнее представлена у индивида Т-диспозиция, тем

шире круг ситуаций, которые могут переживаться как угрожающие и вызывать Т-

состояния. Исключение: в ситуациях, которые вызывают боль или таят какую-

либо иную физическую угрозу, индивиды с высокой Т-диспозицией не имеют

никакого более выраженного Т-состояния по сравнению с обладающими менее

высокой Т-диспозицией. Второе исключения: прошлый опыт: насколько данная

ситуация воспринимается индивидом как содержащая угрозу.

Как только ситуация оценивается как угрожающая, она вызывает Т-состояние,

интенсивность которого пропорциональна когнитивной оценке угрозы. Оценка

зависит как от реальных особенностей ситуации, так и от Т-диспозиции. В

процесс оценивания включены также сенсорные и когнитивные обратные связи, а

именно информация о наличном Т-состоянии и соображения о реакциях, которые

на основании прошлого опыта кажутся пригодными для нейтрализации ситуации.

Сила и продолжительность Т-состояния являются следствием когнитивного

оценивания, которое существенно зависит от четырех групп детерминантов: 1.

Внешние особенности ситуации; 2. Т-диспозиция; 3. Оценка эффективности

успешных или предполагаемых успешными контрмер; 4. Влияние обратной связи о

текущем Т-состоянии. Экспериментально было подтверждено: чем сильнее

ситуация связана с самооценкой и чем выраженнее Т-диспозиция, тем заметнее

проявляется Т-состояние, чем выраженнее Т-диспозиция, тем труднее дается

достижение при выполнении очень сложных заданий. Спилберг: студенты

заучивали некоторые естественнонаучные понятия при помощи

запрограммированного компьютера (при неверном ответе решение отвергалось и

машина вновь воспроизводила нерешенное задание; только при получении

правильного ответа появлялась очередная задача). После пробного задания

следовала серия из шести задач: трудные и легкие. После каждого задания

оценка своего Т-состояния. У индивидов с высокими Т-диспозициями в каждой

серии заданий Т-состояние было выше. У обеих групп Т-состояние снижалось

после выполнения трех сложных задач (переход к легким). Студенты с

выраженной Т-диспозицией делали в два раза больше ошибок в первой трудной

задаче, потом количество ошибок снижалось, но их все равно было меньше у

студентов со слобовыраженной Т-диспозицией.

Теннисон, Вули: задание в распределении стихов по размеру. Сначала трудные,

затем легкие. Предварительно инструкции которые либо повышали , либо

снижали Т-состояние. Инверсия успешности результатов: группа с высокими

показателями Т-состояния допустила при выполнении легких заданий мало, а

при выполнении трудных заданий – много ошибок; группа с более низким Т-

состоянием получила противоположные результаты.

Фрустрация, виды реакций на нее

Фрустрация – расстройство планов, уничтожение замыслов, т.е. указывается на

какую-то травмирующую ситуацию, при которой терпится неудача. Фрустрация –

состояние, которое возникает при невозможности достичь поставленную цель

(реализовать мотив). (Петухов). Фрустрация должна рассматриваться в

контексте более широкой проблемы: выносливости по отношению к жизненным

трудностям и реакций на эти трудности. Трудности: 1 вполне преодолимые,

хотя для их преодоления требуются огромные усилия (настойчивость).

Фрустрация к такого типа трудностям не относится; 2 непреодолимые (борьба с

раком). Являния фрустрации наиболее изучено в отношении к барьерам

деятельности.

Розенцвейг: фрустрация – имеет место в тех случаях, когда организм

встречает более или менее непреодолимые препятствия на пути к

удовлетворению какой-либо жизненной потребности. Браун, Фарбер: фрустрация

– результата таких условий, при которых ожидаемая реакция или

предупреждается, или затормаживается. Левитов: фрустрация – состояние

человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и

вызываемое непреодолимыми трудностями, возникающих на пути к достижению

цели или решению задачи. Имеются попытки возвести фрустрации в ранг

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.