реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Госэкзамены ответы

реферат

сильных чувств, слабые, что показательно, к аффектам не приводят. Динамика

- в каждый момент времени у человека имеется множество

чувств - точек в пространстве, и их положение постоянно меняется. Близкие

чувства об'единяются в более сложные, а те в свою очередь в процессе некой

суммации и дают цельное ситуативное чувство. Многие чувства человеком не

осознаются, однако профессионал может их распознать.

Принципы слияния чувств:

1) целое чувство может качественно отличаться от его составляющих.

2) некоторые составляющие одного сложного чувства могут господствовать над

другими.

3) общее чувство характеризуется специфической ценностью и своеобразием.

II. Эрнст Клапаред.

Чувства по оному - полезные "аффективные ньюансы", позволяющие определить

ценность вещей. Это установки, полезно ориентирующие поведение. Он говорит,

что для каждой эмоции существует свое чувство. Интеллектуальные чувства -

элементы мышления, не репрезентирующие предметного содержания. Всякое такое

чувство соответствует адаптивным реакциям и установкам. Чувства выражают

отношение ситуации к нашему благосостоянию (установку к ситуации). Таким

образом чувство - осознание установки.

III. С.Л.Рубинштейн.

У Рубенштейна чувство равно эмоции. Чувство рождается в деятельности и

обуславливает ее. Положительным или отрицательным будет чувство - зависит

от отношения результата деятельности к цели оной. Динамикачувств зависит от

динамики деятельности. Эмоция - единство аффективного и интеллектуального

начал, которая может как организовывать деятельность, так и

дезорганизовывать ее. Рубенштейн выделяет три уровня чувств:

1) органические (физические) чувства связаны прежде всего с органическими

потребностями.

2) предметные чувства - осознаное переживание отношения человека к миру,

включающие эстетические, моральные и интеллектуальные чувства.

3) мировоззренческие чувства - выражают стойкие мировоззренческие установки

личности.

Аффекты - бурные эмоциональные процессы взрывного характера. Страсти -

стойкие длительные чувства с явно выраженным волевым моментом.

IV. А.Н.Леонтьев

Под чувствами понимает результат специфического обобщения эмоций. Чувства

предметны, имеют социальное происхождения и образуют несколько уровней - от

чувств к об'екту до социальных чувств. Несовпадения эмоционального тона

об'екта и эмоциональной реакции на ситуацию и несовпадение эмоуий и чувств

ведет к амбивалентности.

V. МакДауголл

Различает чувства и эмоции. Первоначально существовало два вида чувств -

удовольствие/неудовольствие, но с развитием познания они усложнились.

Чувства возникают в зависимости от успешности/неуспешности осуществления

устремлений. Они возникают позже эмоций в процессе эволюции, не специфичны

относительно установок организма (одно и то же чувство может быть при

разных установках). Чувства не смешиваются, их сложность зависит от

развития познания.

Определение, функции и условия возникновения эмоций. Возможные основания

классификации эмоций

Внутренняя регуляция деятельности: эмоциональная и волевая. Они тесно

связаны между собой. Н. Я. Грот: взаимосвязь психических процессов.

Психический цикл – модель психического действия. Четыре стадии: 1)

объективное восприятие – ощущение. 2) субъективное восприятие –

чувствование. 3) субъективная деятельность – стремление. 4) объективная

деятельность – движение. ОВ = стимул. ОД = реакция. СВ = эмоция. СД = воля.

Эмоции обеспечивают принятие объекта, а воля готовность к действию.

Б. Спиноза. Любая вещь стремится прибывать в своем существовании

(развиваться). В стремлении быть заключается подлинная сущность вещи.

«Душа» – сознание, «тело» – организм. Душа стремится быть и сознает свое

стремление, имея ясные или смутные идеи. Стремление души быть - воля. Когда

стремление души и тела едины, то это – влечение. Если оно осознается, то

это - желание. Аффект – состояния тела и идеи этих состояний, которые

увеличивают или уменьшают способность тела к действию (и способность души к

мышлению). Аффект – пассивное состояние, через которое душа переходит к

большему или меньшему совершенству. Аффект – телесное непроизвольное

состояние, связанное с возможностью управлять собой. Выделение простых

аффектов: удовольствие, неудовольствие, желание. «Чувствуем влечение к чему-

то из-за того, что считаем добром то, к чему чувствуем влечение». Осознание

аффектов – возможность управления поведением.

Определение эмоций. Рубинштейн: эмоция – психическое отражение актуального

состояния потребностей. Эмоция – субъективный эквивалент потребности.

Леонтьев: мотив – предмет потребности и предмет деятельности. Функции

мотива: побуждение и образование смысла. Смысл – представленность в

сознании отношения мотива к цели. Эмоция – психическая представленность

смысла. Психоанализ: это ключ к познанию мотивов.

Различные аспекты изучения эмоций. (1) эмоциональное явление. Впервые

психическое явление описывалось с помощью интроспекции психологии сознания.

Вундт: элементарные эмоции – чувства, сложные эмоции – аффекты. В качестве

явления он рассматривает элементы сознания: объективные и субъективные.

Простое впечатление, связанное с объектом - объективный элемент. Любая

эмоция связана с определенным предметом – предметность. Эмоция всегда –

отношение к чему-то, это тесная связь с познавательной сферой. Субъективный

элемент – переживание, подчеркивает приспособительный характер эмоций.

Основная функция: синтез объективных элементов. Чистое ощущение – свойство

объекта. Чувства задают целостность ощущения, т.е. эмоция связана с

мотивом. Критерии различения чувств: удовольствие – неудовольствие,

возбуждение – успокоение, напряжение – разрядка. Более сложные

эмоциональные явления – аффекты (процессы). Признак аффекта – продолжение

во времени. Качество аффекта: преемственность чувств, их

последовательность, обладающая целостностью. Аффект – форма течения чувств,

которые связаны с изменением в протекании представлений. Сартр: эмоция как

феномен. Феномен = описание + объяснение = «непосредственное понимание».

Феномен – то, что само себя объясняет. Человек существует в нескольких

мирах. В социальном поведении – в рациональном мире (возможность

умозаключать). Мир эмоций архаичен («магический мир»). «Пережить эмоцию –

внезапно перейти из мира рационального в мир магический. Это регрессия

сознания в иной способ существования». Эмоция – это феномен, ее

непосредственное переживание является конечным результатом. Если у человека

критерий эмоциональной оценки единственный, то он живет в мире магии.

Возможность анализа эмоций: отделение эмоциональной оценки от свойств

объекта.

2) эмоциональное состояние. Приспособительное значение эмоциональных

состояний. Их ситуативность. Их телесное выражение.

(3) эмоциональный процесс. Теория Джемса – Ланге. Наблюдение объекта –

телесные периферические изменения – их осознание – эмоция. Физиология: не

периферические, а центральные изменения. Это физиологический смысл эмоций.

Психологический смысл: Клапаред. Уточнил теорию Джеймса-Ланге. Есть

первичные оценки (чувства, которые следуют сразу же за наблюдением). Эмоция

может не возникать, а чувственная оценка необходима, она обеспечивает

приспособление к ситуации. Эмоция как конечный результат может разрушить

деятельность. Исследования: Шектен, 60е годы. Испытуемые участвовали в

испытании лекарства, которое как бы вызывает эмоцию (на самом деле – на 10-

15 минут повышают общую телесную активность). Нужно определить, какую

эмоцию вызывает препарат. В каждой группе помощник экспериментатора задает

образец для понимания телесных изменений.

Функции эмоций. 1) оценка. Эмоциональный критерий оценки – функция от

вероятности ожидаемого события. Функция образования аффективных следов, их

совокупность – аффективная память. Она накапливается. Предвосхищение

ожидаемого события часто его структурирует. Эмоциональное подкрепление:

собственная оценка текущих событий. Следообразование: собственная оценка

прошлых событий. Структурирование: предвосхищение будущих событий.

2) побуждение и организация. Функция мотивации. Эмоции мобилизуют организм

к действию – функции не специфической активации организма. Организация:

синтезирование впечатлений. Функция эвристики. Функция смыслообразования.

Эмоция организует или разрушает деятельность.

3) экспрессия – коммуникация невербального общения. Уровни выражения: а)

природный организм: эмоция как сигнал. Б) социальный индивид: эмоция как

знак. Шлосберг: шкала внешних выражений эмоций. В) личность: эмоция как

символ. Непосредственное понимание субъектом собственной личностной

проблемы. Юнг: чем сильнее эмоция, тем ближе она к архетипу. Это материал

для анализа.

Основание классификации. 1) отражаемый предмет. 2) функция. 3) уровень

развития.

(1) аффекты и эмоции. Если аффект переживается в самой ситуации, то эмоции

могут быть и вне ее. Примеры собственно эмоций: тревожность. Рубинштейн.

Три уровня эмоций: 1) «беспредметные» – состояние субъекта. 2) предметные –

большинство эмоций. 3) обобщенные эмоции, связанные с мышлением.

(2) выделение эмоций, которые выполняют функцию приспособления в ситуации.

Эмоции модифицируют ситуацию в соответствии с базовой потребностью, чтобы в

ней можно было действовать. Эмоции - Базовые потребности. Чувства -

Конкретные условия их удовлетворения. Критерий: первичная оценка ситуации.

Клапаред: чувства адаптивны, эмоции могут быть неадаптивными. Липер: эмоция

выполняет функцию мотива (побуждение). Мотивы: физиологические и

эмоциональные (отличаются по связи с познавательной сферой). Эмоциональные

процессы отделены от перцептивных, но сходны с ними по функции.

(3) Леонтьев. Три класса эмоциональных процессов: 1) аффекты. 2) собственно

эмоции. 3) чувства.

Теории эмоций в зарубежной психологии

Декарт. Рационалистическое учение о страстях. Природа страстей двойственна:

они включают телесный компонент и мысль о предмете. Телесное начало придает

страстям непроизвольный характер, а связь с мыслью позволяет управлять и

воспитывать страсти. Причиной страстей является движение духов, под

влиянием которых в теле происходят большие физиологические изменения

(описание телесных, физиологических проявлений страстей). Источник страстей

– воздействия внешних предметов. Чувства предметны, в этом их главная

особенность. Первичные и вторичные страсти. Первичные: появляются в душе

при соединении с телом: удивление, желание, любовь, ненависть, радость,

печаль. Их назначение – сигнализировать душе, что полезно телу, а что

вредно. Все прочие страсти являются видами первичных и образуются при

жизни. Значение страстей: обеспечение единства души и тела (приучают душу

желать признаного природой полезным). Недостатки: но страсти не всегда

правильно отражают пользу для тела, увеличивают значительность добра и зла,

связанные с этими вещами, отсюда неадекватное рвение.

Задача воспитания страстей: разум (адекватная оценка предметов) и воля

(возможность отделить мысль о предмете от движения животных духов,

возникших от этого предмета и связать их с другой мыслью о нем). Воля может

не подчиниться страсти и не допустить движений, к которым страсть

располагает тело.

Спиноза. Панпсихизм. Душу имеет каждое явление. Два начала физическое и

психическое сосуществуют (две грани одного и того же). В душе два вида

образований: а) идеи – образы вещей (познавательные образы) – то что

отражает внешнюю действительность; б) аффекты – состояния тела, которые

увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию,

благоприятствует ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идею этих

состояний. Порядок активных и пассивных состояний нашего тела по своей

природе совместен с порядком активных и пассивных состояний души. Три

первичных аффекта: удовольствие (радость) – состояние через которое душа

приходит к большему совершенству; неудовольствие (печаль) – состояние,

через которое душа переходит к меньшему совершенству; желание – выражает

нашу мотивацию, влечение с сознанием его. Из удовольствия следует желание

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.