восприимчивость.
(1) 1 – низкая активность. 2 – высокая активность. Вывод: врожденным
компонентом интеллектуальности является общая активность. (2, 3) 1 – низкая
эмоциональность. 2 – высокая эмоциональность. Вывод: неспецифические
показатели, связанные с темпераментом, определяют его врожденный компонент.
II. Проблема перехода от типов НС к типам поведения. И. Кант: проблема
психологии темперамента. Темпераменты души могут иметь содействующей
причиной и тело. Темпераменты чувства, темпераменты деятельности (критерий
1). Полюсы жизненной силы: возбуждение – ослабление (критерий 2). Вывод:
сангвиник, меланхолик, холерик, флегматик. Это простые, не сочетающиеся
фигуры. Они либо препятствуют друг другу, либо нейтрализуются. Смесь
простых фигур «дает причудливый каприз, а не определенный темперамент».
Проблема темперамента приводит к проблеме характера.
Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Индивидуальный стиль
профессиональной деятельности. Теплов, Ермолаева-Томина: опыты с сильной и
слабой НС. Нужно выполнять арифметические действия в уме в течение 40
минут. Проявление слабости: снижение продуктивности. В целом общая
продуктивность статистически одинакова (чуть выше у слабой НС). Возможны и
другие соотношения между типом НС и способами профессиональной
деятельности. Компенсация: человек осваивает деятельность, которой его
качества не соответствуют, – образуются компенсаторные способы поведения.
Е. А. Климов: индивидуальный стиль деятельности – средство эффективного
приспособления к данной профессиональной деятельности и ее объективным
требованиям. Индивидуальный стиль – обусловленная типологическими
особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека,
стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности. Природное
условие: тип НС. Личностное условие: стремление к наилучшему выполнению.
Схема индивидуального стиля: ядро – темперамент, пристройка – способы
деятельности. Отношение между ядром и пристройкой: а) совершенствование
природной индивидуальности. Б) совершенствование профессиональной
индивидуальности: формирование структуры индивидуального стиля.
31. Генез восприятия. Восприятие как система перцептивных действий.
Определение ощущения и восприятия. Свойства ощущений и образов восприятия.
Виды образных явлений. Классификации ощущений и рецепторов
Ощущение -отражение св-в предметов объективного мира, возн. при их
непосредственном возд. на рецепторы; элементарное сенсорное кач-во;
данность человеку предметной действит., возд. на органы чувств. Т.о. это
редуц.образ воспр., облад. только сенс. кач-вом и он объектоориентирован.
Атрибутами явл. качество, интенсивность, протяженность, длительность. Роль
в процессе восприятия: стимул возд. на рецепторы орг. чувсв ит., затем
возн. некот. стр. ощущения, к кот. добавл. образы памяти.
Восприятие - процесс порожд. чувств. образов, возн. при условии возд.
внешн. мира на орг. чувств.
Психофизическое отношение: действител. во всех ее ф. и спос. организации
(абиот. и биот. среды; соц., культ и др миры; простр., временная и
др.организации) рассматривается как источник содержания чувствительной
данности (образ воспринимаемой и ощущаем. действительности). А продуктом
процесса воспр. явл. чувств. образом. Отражение - представленность одного
другому. Особенностями чувст. отраж. - оно всегда вкл. в себя элемент
искажения неадекватности (феномен перцептивного дополнения). Отношение
воспрятия к активности н. тк. и вообще к организму - психофизиол. отнош-е.
Аксиологическое отнош: индивид-субъект (индив., вкл. в сис-му жизн. связ. и
отношений; гл. признак - активность)-личности (соц. объект)-
индивидуальность. Субъект - носитель восприятия, вне его это не возможно.
Св-ва образов восприятия. Олпорт выделил 5 классов феном \ св-в воспр. 1)
сенсорные кач-ва - зависят от органов чувств (их св-ва: интенсивность,
простр. протяженность, длительность во времени); 2)константность (св-во
перц. образа сохран. относит. постоянство хар-к при измен. условий воспр.
3)сис-ма отчета (субъект непосредственно оценивает восприним. объекты)
4)предметность (образы воспр. содерж. знания о воспринимаемом мире).
Предметы воспр. как обладающие физич. св-вами) 5) феномен установки
(изирательность и пристрастность субъекта к воспринимаемым объектам)
(пример тест «теща\жена»). Осгуд выдел след. хар-ки перцептивных
феноменов: целостность, константность, транспозицию (треуг. может проецир..
на многие уч-ки коры не претерпевая изменений), избирательность (для
голодного организма предметы связ. с едой явл. фигурами). Т.о можно
выделить след. кач-ва: предметность ( по Леонтьеву -образ локал. во внеш.
среде); константность: структурность (мы восприн. дейсвительность не по
частям, а как целое\структуру); анизатропность (неоднородность - мы
восприним. толькл то, что становится объектом нашего внимания);
историчность (один и тот же предмет или событие восприним. по разному в
разн. контекстах, наполняясь иным содержанием); биполярность (в образе
воспр. предст. не только внешний мир, но сам воспринимающий)
Виды образных явлений. А) Ощущение - элементарное сенсорное кач-во;
данность человеку предметной действит., возд. на органы чувств. Это
редуц.образ воспр., облад. только сенс. кач-вом и он объектоориентирован.
Б) Ф?????? - возникает при искусственном возбуждении участков зрительных
анализаторов неспециф. раздражителями или физ-хим. процессах. В)
Последовательный образы - зрит. ощущение, сохр. какое-то время после
прекращ. действия зрит. раздражителя. Различ. + и - . Первый окрашен также
как и раздражитель и бывает кратковременным. Второй сохран. дольше и
окрашен в дополн. цвета. При продолж. или интенсивном действ. раздражителя
можно набл. смены + и -. В) Проективные образы - возникают при
неструктурирован. стимуляции (человек устал или у него есть неудовлетв.
потребности). Г) Эйдетические образы - воспр. событий прошлого в деталях...
Классификации ощущений и рецепторов: 1) по типу модальности (зрит, обонят,
вкусов, вестиб. чувствительности и тд). 2)специф.(связ. и нес. стимулы,
вызыв. о. делятся на: проксимальные (распределение энергии у поверхности
орг. чувств) и дистальные (у поверх.н . воспр. действительн.) Второй
ипостасью о. - образы элемент. символов (как напр. при простейш. зрител.
впечатлен.- можно найти параметры для проксим. стимулов, кот. соотв. парам.
ощушений: интенс. зрит.: интенс. зрит. воспр. явл. интенс. света). Т.е.
образ этого стимула элементарен и его можно считать воплощением чистого о.
3) по эволюц. принципу: протолитические (не дают возможности точно
локализовать..., отражают субъектные состояния) и эпикритическая (?).
Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Теории перцептивного
научения. Примеры экспериментальных исследований
Прежде всего проблема врожденного-приобретенного касается таких феноменов
восприятия, как: - конфигурация, - константность, - предметность. Три
класса экспериментов: 1) на новорожденных (или выращенных в особых
условиях) животных 2) на новорожденных детях 3) исследование особых
клинических случаев (прозревшие слепые) Эксперименты на конфигурацию.
Восприятие формы: 1 - новорожденные цыплята предпочитали кормушки округлой
формы 2 - новорожденные дети предпочитали законченные фигуры (закон
хорошего продолжения работает) 3 - прозревшие слепые воспринимали мир как
состоящий из различных конфигураций фигур. Восприятие пространства: 1 -
цыплятам надевали искажающие линзы. 2 - новорожденные (1 неделя)
воспринимают резкое увеличение тени как движение приближающегося объекта ->
комплекс оборонительных реакций. 3 - прозревшие слепые воспринимали мир как
состоящий из объектов, но пространственную локализацию этих объектов иногда
они определяли неточно. Вывод по конфигуративным феноменам: мир изначально
воспринимается как определенная структура, но восприятие конфигуративных
свойств еще не достаточно точно). Эксперименты на константность. 1 - на
крысах: условия световой депривации с рождения. Приманка сигнализировалась
кругами разного диаметра. Константность восприятия размера не наблюдалась.
2 - на новорожденных (6-8 недель). Закреплялась реакция на куб со стороной
30 см на расстоянии 1 м. Затем показывали кубы 30 см и 90 см на расстоянии
3 м. Дети выбирали куб 30 см. Т.е., в 6-8 недель уже наблюдается феномен
константности восприятия размера. 3 - по прозревшим данных нет. Вывод: по
феномену константности информация противоречивая. Эксперименты на
предметность. 1 - эксперименты со зрительным обрывом на животных показали,
что все животные предпочитают не пересекать обрыв. 2 - на детях 6 недель
наблюдалось повышение частоты сердечных сокращений при виде зрительного
обрыва. Таким образом, наблюдается феномен предметных значений (восприятие
опасности, которую таит в себе поверхность). На детях 1 недели -
предъявлялось мнимое изображение (поляризованный свет) -> дети пытались
схватить объект, затем реакция удивления. Наблюдалось также восприятие
объективных свойств предметов (жесткий предмет дети пытались схватить, до
аморфного - дотронуться). Общие выводы: несмотря на многочисленные
эксперименты, проблема врожденного-приобретенного не имеет однозначного
решения (нельзя понять, то ли это врожденное, то ли результат способности к
быстрому научению).
Научение в восприятии. Основная проблема, касающаяся научения в восприятии,
состоит в следующем: что в восприятии есть результат научения? Многие
теории сходились в том, что опыт влияет на воприятие, следы прошлого
участвуют в нашем восприятии настоящего. Так, Гельмгольц считал, что мы
учимся правильно воспринимать в опыте. По Титченеру (точка зрения
структуралистов), мы учимся воспринимать путем присоединения прошлых
ассоциаций к сенсорной основе. Гештальттеория настаивает на врожденности,
спонтанности восприятия форм. Две основные теории перцептивного научения:
1) теория обогащения и 2) теория специфичности. Научение (1) как обогащение
прежних бедных ощущений или (2) как дифференциация прежних смутных
впечатлений. В первой решающая роль отводится опыту, во второй -
стимуляции. Первая хорошо объясняет ошибки, иллюзии восприятия,
индивидуальные различия и установки в восприятии; вторая - правильное
восприятие. Эксперименты на вторую теорию: эксп-ты Гибсона со спиралями
(испытуемые научались различать разные спиральки).
62. Основные подходы к изучению восприятия. Теории восприятия
Восприятие как субъектно-ориентированный процесс (СОП) или объектно-
ориентированный процесс (ООП). Различные теории трактуют восприятие как ООП
или СОП. Есть и третий класс теорий: взаимодействие субъекта и объекта, для
кот. хар-но, что: мышление и восприятие - самостоятельные процессы;
отрицание участия в познании прошлого опыта; не допускается моделирование
процесса. Различия между ООП и СОП:
|теории |ООП |СОП |
|Что |Физическое |Целеполагаю|
|представляет |тело либо |щий субъект|
|собой субъект|техническое | |
|восприятия |устройство по| |
| |прееработке | |
| |информации | |
|Функция |Отражение |Представлен|
|восприятия |внешнего мира|ие знаний |
| | |субъекта о |
| | |мире |
|Чем |Внешнее |Цель |
|детерминирует|воздействие | |
|ся | | |
|восприятие | | |
|Что есть |Пассивный |Активный |
|восприятие. |процесс |процесс |
|Его свойства |Индифферентно|Пристрастно|
| |сть |сть |
Объектно-ориентированные теории восприятия:
|Теория |Структу|Гешталь|Гибсон |
| |р-зм |т | |
|Какие |Сенсорн|Конфигу|Сенс.кач-в|
|феномены |. |рат. |а |
|изучает |кач-ва |феномен|Конфигур. |
| | |ы |Констант-с|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26
|