это разлитое общее состояние. Бессознательная, эмоциональная оценка
личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства
(не знает причины ).
Леонтьев. Эмоциональные процессы – процессы внутренней регуляции
деятельности. Отражают смысл, который имеют объекты и ситуация,
воздействующие на субъект, их значение для осуществления его жизни.
К эмоциональным процессам принято относить аффекты, собственно эмоции и
чувства. Аффекты – сильные и относительно кратковременные эмоциональные
переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и
висцеральными проявлениями. Они возникают в ответ на уже фактически
наступившую ситуациюи в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу
события. Регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта –
аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по
отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект.
Тенденция к навязчивости или к торможению (ассоциативные эксперименты Юнга,
Лурии (торможение: нарушение сопряженных двигательных реакций)). Повторение
афф. Ситуации – аффективный взрыв – терапевтические цела: канализация.
Собственно эмоции. Более длительные состояния, проявляющиеся во внешнем
поведении. Отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают
оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к
своей деятельности и своим проявлениям в них. Идеаторный характер:
способность предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не
наступили, и возникают в связи с представлениями о прежитых или
воображаемых ситуациях. Способность к обобщению и коммуникации: эмоц. Опыт
шире, чем опыт индивидуальных переживаний (источник: сопереживание).
Чувства. Предметный характер, возникающий в результате специфического
обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором
объекте. Несовпадение чувств и эмоций - амбивалентность: несовпадение
устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на
сложившуюся преходящую ситуацию. Уровни чувств: от чувств к конкретному
человеку, до социальных чувств.
Анохин. Эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко
выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и
переживаний человека.
Эволюция эмоций. Эмоция охватывает весь организим. Роль приспособления
животных к окружающим условиям. Интегральность эмоций – охватывают весь
организм. Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма,
эмоции сами по себе могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного
воздействия на организм. Биологическая теория эмоций. В чем биологическая и
физиологическая полезность эмоций. Жизнь=формирование потребностей + их
удовлетворение. Это два состояния организма. Эмоциональные ощущения –
своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в оптимальных
границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка
каких-либо факторов жизни данного организма. Удовлетворение – положительная
эмоция – подкрепляющий фактор. Каков механизм создания положительной
эмоции. В основе представление о целостной физиологической архитектуре
любого приспособительного акта, каким являются эмоциональные реакции.
Признак положительной эмоциональной реакции – закрепляющее действие.
Акцептор действия – удовлетворению какой-либо потребности предшествует
формирование центрального аппарата оценки результатов будущего действия. От
него посылка множества эфферентных возбуждений к системе удовлетворения
потребности. Обратная информация (афферентная) – об успешности выполнения.
Теория: положительное эмоциональное состояние типа удовлетворения какой-
либо потребности возникает лишь в том случае, если обратная информация от
результатов происшедшего действия точнейшим образом отражает все компоненты
положительного результата и потому точно совпадает с акцептором действия.
Отсюда закрепление функционального проявления. Отрицательная информация –
поиск новой комбинации эффекторных возбуждений.
Симонов. Информационная теория эмоций. Эмоция – отражение мозгом человека и
животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и
вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на
основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. // Э = f
(П, (Ин – Ис), …) // ,где Э эмоция, ее степень , качество и знак; П – сила
и качество актуальной потребности; (Ин – Ис) – оценка вероятности
удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта,
Ин – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения
потребности; Ис – информация о средствах, которыми располагает субъект в
данный момент.
Эмоции зависят и от других факторов: 1. Индивидуальные особенности
субъекта; 2. Фактор времени (развитие аффекта); 3. Качественные особенности
потребностей. Но все эти факторы обуславливают вариации эмоций,
необходимыми и достаточными являются два: потребность и вероятность ее
удовлетворения. Информация – это та, которая нужна для удовлетворения
потребности – совокупность всех средств достижения цели (знания,
совершенство навыков, энергетические ресурсы, время и т.д.). Если Ин
больше, чем Ис – отрицательная эмоция и наоборот. В этой формуле заключены
отражательная и оценочная функции эмоций.
Переключающая функция эмоций. При конкуренции эмоций (какая потребность
вызывает большую эмоцию). Подкрепляющая функция эмоций (без вкусового
подкрепления (т.е. испытывания какого-то удовольствия) у крыс не выработали
инструментальный рефлекс у крыс (вводили пищу прямо в желудок), а нв морфин
выработали – вызывает очень быстрое эмоциональное состояние).
Компенсаторная (замещаюшая) функция эмоций. Эмоция – целесообразная
избыточная мобилизация ресурсов (учащение сердцебиений, подъем кровяного
давления и т.д.). в ситуации прагматической неопределенности, когда
неизвестно, сколько и чего потребуется в ближайшие минуты, лучше пойти на
энергетические траты, чем в разгар деятельности остаться без достаточного
обеспечения кислородом и метаболическим сырьем. Вторая особенность –
реагирование по принципу доминанты – способность отвечать одной и той же
реакцией на самый широкий круг внешних стимулов (при рождении цыплята клюют
все, что попадается, а затем научаются). Эмоция сама по себе не несет в
себе информации об окружающем мире, недостающая информация пополняется
путем поискового поведения, совершенствования навыков, мобилизации в памяти
энграмм. Компенсаторное значение эмоций заключается в их замещающей роли.
При положительной эмоции компенсаторная функция – инициирование поведения
(положительная эмоция усиливает потребность достижения цели согласно
правилу П = Э/ (Ин – Ис). Стремление испытать положительную потребность –
поиск неудовлетворенной потребности и ситуации неопределенности. На основе
этого компенсируется недостаток неудовлетворенных потребностей, который мог
бы привести к остановке процесса самодвижения и саморазвития.
40. Выражение эмоций. Проблема их объективной индикации
Эмоция – один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов внутренней жизни
человека (специфические субъективные переживания, ярко окрашивающие, то что
человек ощущает, воображает, мыслит). Эмоции выполняют функцию выражения
субъективных отношений к объективным явлениям. При выражении эмоций речь
будет идти о единстве психических и телесных процессов. Это проблема и для
физиолога и для психолога: проблема соотношения психических и телесных
составляющих эмоционального состояния. Еще Дарвин заметил связь между
эмоциями животного и человека (мимика и пантомимика), т.е. эмоция имеет
поведенческие отражения. У человека появляется выражение эмоций в речи
(речедвигательная активность). Эмоция способна оказывать большое влияние на
функциональное состояние различных психических механизмов.эмоция лежит в
основе форм реауирования: а) выразительные движения; б) эмоциональные
действия; в) высказывания об испытываемых эмоциональных состояниях; г)
форма определенного отношения к окружающим.
Мимические выражения эмоций. Почему в эмоциональном состоянии специфически
изменяется напряжение различных лицевых мышц? Дарвин: мимическое выражения
образовалось из полезных действий (раньше имело приспособительное
значение). Согласно Дарвину, мимика обусловлена врожденными механизмами.
Отсюда следует, что определенные мимические реакции должны быть связаны с
определенными эмоциями. Но экспериментально это подтвердить не удалось.
Рисунки (фотографии) мимических реакций. Мнения людей по различным
мимическим реакциям разошлись (хотя большинство правильно отражало эмоцию).
Несмотря на расхождение в суждениях можно говорить о том, что испытуемые не
называя правильной эмоции, все же называли очень близкую эмоцию
(неожиданность – изумление). Мысль, что отдельные формы мимического
выражения не являются качественно особыми и их можно представить в виде
некоторого континуума, построив шкалу мимического выражения. Шкала
Шлосберга: основные категории: 1) любовь, радость, счастье; 2) удивление;
3) страдание, страх; 4) решимость, гнев; 5) отвращение; 6) презрение. Шкала
имеет круговую форму, чем больше расстояние между отдельными позициями, тем
менее сходны соответствующие мимические выражения. Две координаты:
удовольствие-неудовольствие (1-4); приятие-неприятие (2,5-5,5). Середина
круга – нейтральность (0). Чем ближе к краю, тем интенсивней выражается
эмоция. Новая ось: сон-напряжение. Первая ось – знак эмоции; вторая ось –
готовность или закрытие рецепторов для принятия раздражения; третья ось –
степень возбуждения.
Исследование подлинных эмоций. Как получить истинную эмоцию: Лэндис –
жестокие эксперименты. На протяжении всего эксперимента человека
фотографировали. Не было выделено мимики типичной для какой-либо эмоции
(характерную для большинства людей). Но было установлено, что у каждого
испытуемого есть некоторый характерный для него репертуар мимических
реакций, повторяющихся в различных ситуациях. Тогда попросили изобразить
некоторые эмоции. Оказалось, что мимическая имитация эмоций соответствовала
общепринятым формам экспрессии, но совершенно не совпадала с выражением лиц
тех же самых испытуемых. Когда они переживали подлинные эмоции. Таким
образом следует различать общепринятую мимику, как признанный способ
выражения эмоций и спонтанное проявление эмоций (произвольная и
непроизвольная мимика).Гудинаф: 10-летняя слепоглухая девочка – мимические
схемы всех видов по шкале Шлосберга (предположение о врожденности этих
схем).
Три фактора формирования мимического выражения: врожденные видотипичные
мимические схемы; приобретенные, заученные, социализированные способы
проявления чувств, подлежащие произвольному контролю; индивидуальные
эксперессивные особенности.
Пантомимика, речь. Движения актера – уровень точности оценок, такой же как
и при определении эмоционального выражения лица. Речь – эмоциональное
состояние – возрастает сила голоса, изменяются высота и тембр. Врожденные и
приобретенные компоненты выражения эмоций голосом. Врожденные: изменение
силы голоса, дрожание голоса (возрастает усиление функциональных единиц,
актуализированных к действию – усиление активации мышц, участвующих в
голосовых реакциях). Пантомимика – сильный неожиданный звук – вздрагивание.
Межкультурные различия в выражении эмоций. Есть универсальные выражения
эмоций, а есть специфические. Слезы – универсальный признак печали.
Культурные нормы – когда, как, и как долго нужно плакать. Смех – радость и
удовольствие. Может – презрение. Китай – смех-гнев. Япония – улыбка – знак
уважения в любой ситуации. Смех как норма культуры чтобы скрыть
отрицательную эмоцию. Радость – причинение себе боли. Взаимозависимость
эмоций и их выражение.
Эмоция – своя внешняя организация реакций. При очень сильных эмоциях –
организация нарушается – сильные сокращения групп мышц, либо некоторые
мышцы отказываются действовать. Благодаря научению выражения эмоций
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26
|