Практика показала, что хорош тот руководитель, который способен
обеспечить высокую производительность труда подчиненных в свое отсутствие.
Это возможно только при наличии развитых форм самоуправления в коллективе.
Для этого нужно обладать необходимым авторитетом. Как известно, авторитет —
это общественное признание личности руководителя, положительная оценка
коллективом его деловых и этических качеств. Заметим при этом, что
воздействие авторитета может быть эффективнее чисто административных мер.
Руководитель, заботящийся о своем авторитете, приобретает поддержку
своих подчиненных. Если этого нет, ему приходится принуждать сотрудников к
работе, что обычно вызывает их сопротивление. Руководитель в этом случае
вынужден тратить свою энергию на то, чтобы навязывать свое руководство, ему
приходится ставить себя в обособленное положение в коллективе и фактически
находиться вне коллектива. В условиях общей демократизации развитие такой
ситуации в коллективе может привести к серьезным конфликтам.
Особое значение имеет этика делового общения в коллективе. Роль общения
с людьми в деятельности руководителя фирмы велика. В процессе коммуникации
он формулирует задания, осуществляет контроль, оказывает содействие и
поддержку, обучает, воспитывает. Правильно организовав деловое общение,
руководитель способен оказывать влияние на своих подчиненных, привлекать их
к работе, вовлекать в круг своих интересов.
Практикуются разные формы психологического воздействия на подчиненных.
Так, широко используется убеждение, что менеджер не просто приказывает, а
предоставляет подчиненному определенную информацию, обосновывая ее, чтобы
добиться согласия подчиненных с высказанной точкой зрения. Руководитель
обращается к разуму и здравому смыслу людей. Метод убеждения наиболее
эффективен применительно к работникам, имеющим высокий интеллектуальный и
образовательный уровень. Убеждение не поможет руководителю в случаях, когда
он общается с людьми, имеющими иные жизненные ценности, а также там, где
интеллектуальный и профессиональный уровень подчиненных намного ниже уровня
подготовки руководителя. Метод убеждения не действует и там, где необходимо
срочно принять какое-либо решение. Нельзя прибегать к методу убеждения,
если сам менеджер не владеет аудиторией.
Не менее важный момент – внушение, нацеленное на то, чтобы собеседник
принял сообщение без каких-либо доказательств, на веру. Сообщения
внушающего характера будут приняты, если у руководителя имеется авторитет,
он популярен, его уважают. Прибегающий к методу внушения должен иметь
соответствующие данные: выразительный голос, впечатляющую внешность,
хорошую дикцию.
Главное, что помогает успешно применять метод внушения, – умение
руководителя передавать ощущение силы, авторитета, уверенности в себе,
высокой организованности. Этим методом, целесообразно пользоваться в
стрессовых ситуациях, при жестком лимите времени. Он имеет успех в общении
с людьми эмоциональными, склонными к подчинению. Метод неэффективен в
общении с интеллектуальной элитой, с людьми, имеющими выраженные
способности к лидерству.
Руководитель может выступать и как образец для подражания. Подчиненные
почти всегда перенимают его стиль работы, умение держаться, вести разговор,
отношение к работе и даже манеру поведения. Это налагает на менеджера
высокую ответственность. Отсюда важен постоянный контроль за своим
поведением и внешним видом, постоянная работа над собой, преодоление
собственных недостатков, развитие и закрепление положительных качеств.
Метод принуждения основан на использовании руководителем своей власти и
выражается в приказах, распоряжениях. В менеджменте данный метод эффективен
при нарушениях трудовой дисциплины, невыполнении заданий и т. д. Но
неоправданно жесткий административный стиль управления способен вызвать
конфликты в коллективе, повышенную текучесть кадров, безразличное отношение
работников к своему делу.
Итак, способность эффективно управлять людьми, соблюдать этические
требования основывается на следующих десяти факторах:
. способность управлять собой;
. четкие личные цели;
. упор на постоянный личный рост;
. умение решать проблемы;
. изобретательность и способность к инновациям;
. высокая способность воздействия на окружающих;
. знание современных управленческих подходов;
. способность руководить персоналом;
. умение обучать и развивать подчиненных;
. формировать и развивать эффективные рабочие группы.
Каждая управленческая задача предъявляет конкретные требования, так что
не каждый из упомянутых факторов в равной мере относится к любой ситуации.
Но они действительно обеспечивают основу для оценки каждым работником своих
возможностей по отношению к требованиям, предъявляемым к их работе.
К менеджеру же предъявляются большие требования, которые можно
удовлетворить только, если руководитель будет постоянно совершенствоваться.
Нужны уверенность в себе, умение делать все по-новому. Задача менеджера —
найти способ проанализировать свои подходы и способности, научиться
действовать по-иному. Каждому приходится учиться на собственном опыте.
Целесообразно составить личный план действий, состоящий из нескольких
основных пунктов:
1) выявить ограничения;
2) оценить и обдумать их;
3) преодолеть препятствия;
4) внедрить новые методы работы.
Главное для руководителя — поддержка своих сотрудников не только в
инициативных начинаниях, но и в решении их проблем. Подходы, типичные для
начальника, который добивается наибольшей эффективности, помогая
сотрудникам преодолеть их трудности, заключается в следующем:
. он обеспечивает сотрудников средствами для решения их проблем, но не
делает это за них;
. руководитель стремится освободить своих подчиненных от ненужных
проблем;
. если сотрудник не может решить какую-нибудь проблему, начальник
предлагает, чтобы тот отложил ее на время или побуждает его подумать
об этой проблеме с другой стороны;
. если руководитель чувствует, что в коллективе назревает конфликт,
необходимо организовать дело, в котором конфликтующие стороны могли бы
наладить взаимодействие.
Следует заметить, что работники, испытывающие значительное напряжение,
но чувствующие поддержку начальника, в два раза меньше болеют, нежели те,
кто такой поддержки не имеет.
Начальник, обладающий определенными этическими подходами, способен стать
опорой для своего подчиненного. Но правда также и то, что руководитель с
неправильными этическими представлениями может причинить значительный вред
своему работнику.
Этика деловых контактов
Лично я люблю землянику со сливками, но рыба почему-то предпочитает
червяков. Вот почему, когда я иду на рыбалку, я думаю не о том,
что люблю я, а о том, что любит рыба.
Д. Карнеги
Целый ряд проведенных в России и за рубежом исследований показал, что
для результативности бизнеса первостепенное значение имеет безупречное с
точки зрения этики и культуры проведение деловых контактов,
взаимоотношений. Особенно много на этом теряют российские предприниматели,
менеджеры. Менеджер фирмы — человек, представляющий ее в деловых связях с
любыми рыночными контрагентами. От его умения, способности осуществить
бизнес — деликатно, строго соблюдая общепринятые нормы и правила, от
характера его поведения в значительной мере зависит результат хозяйственных
взаимоотношений с партнерами, а, следовательно, и финансовое благосостояние
компании. Как показала практика, для российских менеджеров особое значение
приобретает умение наиболее рационально вести любые деловые переговоры,
добиваясь намеченного с соблюдением всех установленных этических порядков и
в то же время производя на партнеров максимально благоприятное впечатление,
формируя тем самым имидж свой собственный и компании, представителем
которой он является. Можно сказать, что основным имиджмейкером менеджера
является он сам.
В деловых отношениях очень многое зависит от характера личных встреч,
бесед, переговоров, совещаний. Деловая этика является своеобразным
посредником, позволяющим быстрее найти оптимальное решение, сглаживая при
этом острые углы, с достоинством выходить из затруднительных ситуаций.
Искусству деловых контактов обучаются во всем мире. Многие российские
предприниматели никогда не обучались процессу ведения переговоров, не имеют
серьезного опыта участия в них.
Любые деловые встречи, переговоры носят оригинальный характер: каждый
раз иной предмет для обсуждения, новые условия и участники. Общее, что
отличает их от других видов рыночной деятельности — их предварительная
организация, соблюдение условий, принятых в деловом мире, во
взаимоотношениях участников делового общения.
Успех переговоров зависит от того, насколько тщательно они будут
подготовлены. От этого же зависит не только конечный результат, но и сам
процесс: длительный, конфликтный, или быстрый и без особых помех.
Российские бизнесмены считают ненужным специально готовиться к деловым
встречам и переговорам, рассчитывая на свой опыт и интуицию. Однако это
совершенно неоправданно. Подготовка к переговорам включает в себя решение
организационных вопросов и проработку самого процесса переговоров.
Организационные аспекты включают составление программы приема партнеров;
формирование группы участников переговоров;
определение их места и времени; составление ежедневной повестки дня каждого
заседания; согласование с заинтересованными сторонами касающихся их
вопросов и т. д.
Программа приема партнеров, особенно иностранных, требует значительных
затрат сил и времени. Определяются: порядок встречи коллег, состав
встречающих, участие представителей прессы, радио и телевидения,
приветственные речи, размещение в гостинице, деловая часть программы
(встречи, беседы, переговоры), приемы, завтраки, обеды и др., посещение
промышленных и других объектов, культурные мероприятия, поездки по стране,
проводы.
Подготовка к основному процессу переговоров включает: анализ существа
проблемы, учет интересов участников переговоров в ее разрешении,
формирование подходов к переговорам и уточнение собственной позиции на них,
оценка возможных вариантов результатов переговоров.
Исследование проблемы связано с поиском путей ее решения при наименьших
затратах. В процессе анализа изучаются возможные альтернативы решения
проблемы.
Важно обратить особое внимание на учет интересов сторон, для чего вообще
нужны данные переговоры. Обычно главное, что волнует российских участников
— установление долговременных партнерских отношений.
Подготовка к переговорам связана с рассмотрением числа вариантов
решений, которые ранжируются в зависимости от степени их приемлемости.
Целесообразно подготовить ответы на вопросы:
• Какая основная цель поставлена перед участниками?
• Как отнесется к просьбе о встрече партнер?
• Готов ли он к обсуждению предполагаемой темы?
• Уверены ли стороны в благополучном исходе переговоров?
• Что нужно уяснить для себя?
• Какой исход устроит обе стороны?
• Какие методы воздействия на собеседников следует использовать?
• Какие вопросы могут задать собеседники?
Необходимо составить программу партнерских связей. Прежде всего, в нем
выделяют также коммерческие намерения, аргументацию своей позиции, пути
нейтрализации возможных возражений, варианты решений, подведение итогов
переговоров.
Подготовительная работа включает в себя подготовку документов к
переговорам. Сюда относятся заявления, проекты соглашений, протоколов,
договоров, резолюций, контрактов. Важно уделить особое внимание точности
формулировок, хорошей аргументированности предложений.
Особое значение имеет подготовка к беседе. Нужно тщательно
охарактеризовать все аспекты намечаемой деловой акции. Лучше всего идти на
встречу с подготовленным проспектом или папкой со справочными материалами
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|