аналитическое издание "Лэйтин америкэн ньюслеттер", "США установили
минимальные условия членства в НАФТА. Они включают ликвидацию тарифных и
нетарифных барьеров, разумную открытость рынка услуг, защиту иностранных
капиталовложений, защиту прав на интеллектуальную собственность, исходное
законодательство о правилах происхождения товара, антидемпинговые правила,
процедуру урегулирования споров и политик, ограничения субсидий".[12] По
мнению английских экспертов, это "лишь стартовые условия". Исчерпывающий
пакет должен появиться позднее.
В последний день майамского саммита президенты США и Мексики и премьер-
министр Канады озвучили избранный ими курс. Они официально пригласили Чили
начать переговоры присоединении к торговой зоне трех. Ни для кого не было
секретом почему именно Чили первой удостоилась высокой чести. Дело не
только в том, что чилийское правительство успешно осуществило
неолиберальные реформы, создало стабильно развивающуюся рыночную экономик
провело демократизацию страны. Чили являлась «вольным стрелком», не
участвовала ни в одной латиноамериканской субрегиональной интеграционной
группировке. Следовательно, она идеально подходила для начала претворения в
жизнь стратегии присоединения латиноамериканских государств НАФТА в
индивидуальном порядке по формуле "3+1". По этой же схеме велись переговоры
Сантьяго с основателями НАФТА.
То, что подходило для Чили, оказалось неприемлемым для Бразилии и ряда
других стран региона. Принять формулу "3+1" означало пускаться в плавание
по воле волн без каких-либо гарантий успешного его завершении. Более того,
фактически предстояло разрушить Меркосур и другие субрегиональные
интеграционные блоки, сформированные задолго того, как Вашингтон, исходя из
геоэкономических и геополитических соображений, заинтересовался идеей
создания сначала торговой зоны, затем сообщества стран Западного полушария.
Помимо компонента стратегического характера американо-бразильские
противоречия затрагивали ряд конкретных вопросов: юридическое толкование
термина "происхождение товара", закупки, осуществляемые по линии
госсектора, открытие финансовой сферы телекоммуникаций, эффективная защита
национальных промышленников и др.
Со времени саммита в Майами прошел ровно год. За это время бразильская
дипломатия сумела на переговорах за закрытыми дверями, где готовились
проекты документов для 34 президентов и глав правительств, "улучшить" текст
заявления относительно создания ЗСТА. В Декларации принципов, одобренной в
Майами, говорилось: "Мы расширим и углубим экономическую интеграцию в
Западном полушарии на основе действующих субрегиональных и двусторонних
соглашений, приводя их к общему знаменателю".[13] Таким образом,
расплывчатый термин "группа стран" был заменен конкретным "субрегиональные
соглашения". Им был отдан некоторый приоритет по сравнению с двусторонними
договоренностями, а записанное положение о приведении их к общему
знаменателю можно было толковать как признание равнозначности всех
действующих в регионе интеграционных соглашений, объединение которых, а не
поглощение одних другими, создаст в итоге общеамериканскую зону свободной
торговли. Декларация принципов стала отправным моментом для разработки
бразильской концепции.
В полной мере противостояние двух принципиально различных подходов к
решению стратегической задачи 2005 г. выявилось уже на первом этапе
многосторонних переговоров, предусмотренных графиком, утвержденным в
Майами. На первой конференции министров торговли 34 стран Западного
полушария в Денвере (США, июнь 1995 г.) сложились два блока. Об этом
наглядно свидетельствовали ход дебатов и принятие резолюций по основным
вопросам повестки дня (см. табл. 4).
Таблица 4
Результаты голосования на конференции в Денвере
|Вопрос |Позиция|Союзники |Позици|Союзники|Резолюция |
| |Бразили|Бразилии |я США |США | |
| |и | | | | |
|Использование | |Меркосур, | |НАФТА, | |
|региональных |за |Андский |против|Чили |отклонено |
|блоков | |пакт | | | |
|Индивидуальное | |Меркосур, | |НАФТА, | |
|вступление в |против |Андский |за |Чили |отклонено |
|НАФТА | |пакт | | | |
|Создание 11 | |Канада, | | |компромисс: 7 |
|рабочих групп |против |Меркосур |за | |групп, остальные |
| | | | | |4 в 1996 г. |
|Рабочая группа по| |Андская | | | |
|антидемпингу |за |группа, |против| |отложено до 1996 |
| | |Меркосур | | |г. |
|Более строгие | |Меркосур, | |НАФТА, | |
|правила, чем в |против |Андский |за |Чили |отклонено |
|МТО | |пакт | | | |
|Экономическая | | | | |одобрен |
|стабилизация |за | |против|Мексика,|компромиссный |
| | | | |Чили |вариант |
|Включение статей | | | | |одобрен |
|об окружающей |против |Меркосур |за |НАФТА, |компромиссный |
|среде и соц. | | | |Чили |вариант |
|проблемах | | | | | |
|Соглашение о ЗСТА| | | |Аргентин| |
|в 2000 г. |против | |за |а, Чили,|отклонено |
| | | | |НАФТА | |
|Соглашение о ЗСТА| | | | | |
|в 2005 г. |за | |против| |отклонено |
Глинкин А.Н. В поисках компромисса [НАФТА - Меркосур] // Латинская
Америка. 1997. №10. С. 8.
Дух компромисса позволил достичь в Денвере еще нескольких решений. В
Совместной декларации рекомендовалось "немедленно начать выполнение
программы мероприятий, необходимых для подготовки начала переговоров о Зоне
свободной торговли Америки. ОАГ, ЭКЛАК и Межамериканскому банку была
поручена роль координаторов для осуществления сложной задачи состыковки
более двадцати действующих двусторонних соглашений о свободной торговле и
построении единого экономического каркаса в регионе. Для "подготовки почвы"
были созданы рабочие группы по вопросам открытия рынков, таможенных правил,
инвестиций, стандартов и технических условий для торговли, санитарных мер,
субсидий, антидемпинговых пошлин. Спорные проблемы решили отложить до
лучших времен.
Бразильская дипломатия, используя предвыборные затруднения Вашингтона,
проявила бурную активность, и ей удалось завоевать на свою сторону почти
все государства региона, которые учитывали уроки мексиканского кризиса и
бесплодных переговоров Чили о вступлении в НАФТА. В результате бразильский
путь в 2005 г. получил одобрение на важнейших форумах межгосударственного
сотрудничества стран Латинской Америки (ЛАЭС и Группа Рио). В их решениях
намечен поэтапный переход к Латиноамериканскому общему рынку на рубеже 2000
- 2005 гг.: сближение Меркосур с Андской группой на первом этапе,
ассоциация с Центральноамериканским общим рынком — на втором и сближение с
Ассоциацией карибских стран — на третьем. Таким образом, бразильская
стратегия изначально была нацелена на следование модели, уже опробованной в
Западной Европе, где сначала возникли две интеграционные группировки, а
затем они объединились, что в конечном итоге привело к созданию ЕС.
Английские эксперты отмечали в конце 1996 г., что «Меркосур, несмотря на
трения, вызванные протекционистскими поползновениями Бразилии, совершенно
очевидно выступает как блок. Если расширение Меркосур будет продолжаться,
он вполне может стать образцом для модели ЗСТА».[14]
Глава III. ЕС – Меркосур — проблемы их взаимодействия и перспективы
развития
В последние годы формирование региональных интеграционных группировок
набирает силу. Они постепенно расширяются за счет включения новых членов,
консолидируются, обретают дополнительные права и полномочия, в том числе
право выступать субъектами интеграционного процесса, участвовать в
объединениях более высокого уровня. Первая такая интеграционная
трансконтинентальная группировка объединит ЕС и Меркосур - южноамериканский
регион, в экономическом плане наиболее тесно связанный с Западной Европой.
На ЕС приходится более четверти экспорта Меркосур. Значительное место
среди поставляемых товаров традиционно занимают аграрная продукция и
продовольствие. Таможенные пошлины на большинство товаров этой категории в
ЕС высоки, действуют и жесткие нетарифные ограничения, касающиеся сроков
хранения, способов упаковки, соблюдения санитарных и гигиенических норм.
Введенная в 1995 - 1996 гг. новая система общих преференций, устанавливая
неизменные таможенные тарифы сроком на три-четыре года (ранее они менялись
ежегодно), сохраняет существовавшие до сих пор ограничения на импорт
наиболее конкурентоспособных латиноамериканских товаров, в том числе
сельскохозяйственных, продовольственных, текстильных, кожевенных. От
импортных пошлин освобождается, как и ранее, подавляющая часть промышленных
изделий. Основная преграда их продвижению на западноевропейский рынок -
относительно невысокое качество. Вывоз нетрадиционной промышленной
продукции из Меркосур в ЕС постоянно возрастает, немалую роль играют, в
частности, поставки автоузлов и деталей. В целом, однако, экспорт на данном
направлении развивается относительно медленно, неустойчиво, в отдельные
периоды стагнирует.
Подавляющая часть импорта из ЕС - машины, оборудование. В Аргентине,
Бразилии, активно проводящих программы экономической модернизации,
суммарные потребности в притоке из-за рубежа оборудования и технологий в
ходе интеграции существенно не уменьшились, а с учетом обретенного
динамизма экономики - даже возросли. Наращивание товарооборота с ЕС шло
преимущественно за счет импорта, который увеличился в 1990 - 1996 гг. более
чем на 50%[15]. Бразилия опередила Мексику и стала крупнейшим импортером
западноевропейских товаров в регионе.
Финансовая стабильность, высокие темпы развития экономики обеспечили в
90-е годы значительное увеличение притока прямых иностранных инвестиций в
Меркосур, в том числе из ЕС - почти на 50% по сравнению с уровнем 80-х
годов[16]. Заметный интерес вызывал продолжающийся процесс приватизации
госсектора в Бразилии (в частности электроэнергетики, горнодобывающей
промышленности). Ведущие европейские автомобильные компании начали
осуществлять модернизацию своих предприятий в Аргентине и Бразилии. На эти
цели в нынешнем десятилетии будет израсходовано более 5 млрд долл. Но пока
основная часть прямых иностранных инвестиций поступает из США. Доля
Западной Европы, составлявшая в конце 80-х годов более 50%, снизилась в
1990 - 1995 гг. почти до 25%.[17] Европейские инвестиции нередко оставались
ближе к "дому", нацеливались на переоснащение производства, создание новых
рабочих мест, борьбу с безработицей. В ФРГ осуществлялись многомиллиардные
программы реструктурирования экономики так называемых "новых земель". Имела
место и определенная переориентация на Восточную Европу: Чехия и Венгрия
получали больше прямых инвестиций, чем любая южноамериканская страна.
Очевидно, что в системе приоритетов ЕС в 90-е годы обозначились
некоторые перемены. Больше внимания уделяется внутренним проблемам. На
очереди - создание Валютного союза. Не исключено в недалеком будущем и
расширение на восток, появление новых членов из числа восточноевропейских
государств. Пересмотр аграрной политики, либерализация внешней торговли
сельскохозяйственными товарами (что, кстати, предусматривается
соглашениями, заключенными на Уругвайском раунде переговоров в рамках ГАТТ)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|