присоединению, которые успешно завершились в 1994 году. Летом и осенью того
же года в этих были проведены референдумы, которые в Австрии, Финляндии и
Швеции завершились в пользу присоединения, в то время как в Норвегии опять
проголосовали против членства, как и в 1972 году, большинством в 52,4 %.
Решение Австрии о членстве в Сообществе было сначала продиктовано
экономическими и торговыми интересами. Единое рыночное пространство и
перспективы политического союза были признаны новым витком развития страны
и поэтому к 1987 году отношение к Сообществу изменилось. Сначала это было
желание более тесной экономической интеграции, но не формального
объединения. Когда этот запрос был отклонен, Австрия формально заявила о
своем желании полного членства, при условии сохранение своего нейтралитета.
Отношения между Швецией и Европейским Сообществом всегда были сложными
по причине традиционного нейтралитета и многие годы любые предложения о
членстве Сообществе казались невозможными. Но обострение обстановки в
Восточной Европе в начале 1990-х привело Швецию к выводу, что будучи членом
Европейского Союза, легче сохранять свой нейтралитет. Люди начали понимать,
что уже довольно давно приняли большую часть правил Сообщества, и начали
прислушиваться к действиям Австрии по вступлению в Европейское Сообщество.
Решающим фактором для Швеции стало желание играть активную роль в
установлении новых порядков в Европе, а также иметь возможность как члену
Европейского Союза в будущем влиять на политическое, экономическое и
социальное сотрудничество.
Исходя из своего географического положения и исторического опыта,
Финляндия после Второй мировой войны очень осторожно реагировала на
западноевропейскую интеграцию, чтобы не быть втянутой в какой-либо конфликт
между сверхдержавами. И сбалансированные отношения с Западом и Востоком
давались ей очень тяжело. В частности, Финляндия пробовала установить
дружественные отношения с СССР, что выразилось в Соглашении от 1948 года,
которое действовало вплоть до 1992 года, когда устанавливались формальные
отношения между Финляндией и Россией. Как и в Швеции, изменение
географических границ Европы заставило финнов пересмотреть свои позиции, и
18 марта 1992 года Финляндия официально заявила о своем желании вступить в
Европейское Сообщество. В заявлении Парламента 27 февраля 1992 года очень
подробно были описаны причины, по которым страна желает вступить в
Европейское Сообщество, и эти причины не были чисто экономическими.
Правительство считало само собой разумеющимся дать доступ своему бизнесу
действовать на равных условиях со своими конкурентами в свободном рыночном
пространстве в Европе, а также дать своим гражданам возможность участвовать
в сотрудничестве — и в исследованиях, в образовании, искусстве и любой
другой сфере.
С присоединением Австрии, Финляндии и Швеции количество стран-участниц
достигло 15.
Заявления о членстве сделали также Турция (1987 г.), Кипр и Мальта
(1990 г.) и Швейцария (1992 г.). Более того, демократические и
разделительные процессы в Восточной Европе открыли новые перспективы для
сотрудничества и расширения. Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, Болгария и
Румыния заявили о своем желании наладить более тесные связи и может быть,
получить членство. Но пройдет еще какое-то время, пока эти страны смогут
войти в Европейский Союз, так как их уровень экономического развития должен
быть подведен под европейские стандарты . Для того, чтобы помочь им в этом,
Союзом была подписана серия ассоциативных соглашений с этими странами в
период между 1991 и 1993 годами.
II.2. Современное состояние и проблемы развития полноценного еврорынка
Несмотря на то, что Соглашением по ЕЭС был выработан детальный 12-
летний план постепенного перехода к общему рынку к концу 1969 года, цель
эта не была достигнута. Единственный ощутимый результат был достигнут в
сфере обеспечения свободного движения товаров путем создания союзов
потребителей, которые открыли путь для свободного хождения товаров внутри
Сообщества. Но в других важных сферах, таких как свободное движение услуг,
рабочей силы и капиталов, свободы истеблишмента и либерализации платежей,
ощутимого прогресса не было, кроме нескольких отдельных примеров. Также не
удалось “привести к общему знаменателю” национальную экономическую политику
для преодоления экономического кризиса 1970-х гг. И до 1980-х, пока
национальные границы мешали оживлению экономической активности, общий рынок
оставался лишь обещанием.
Для выхода из тупикового состояния, в котором он оказался, процессу
экономической интеграции нужен был новый политический стимул. Такую
инициативу подала в 1985 г. Комиссия в форме программы перехода к единому
европейскому рынку до 1992 года. Позже, в том же году, был опубликована
так называемая “Белая газета” (Белая книга) — каталог специфических
мероприятий с подробным планом для завершения создания внутреннего рынка к
концу 1992 года, и в конце июня в Милане Совет Европы одобрил его. Но для
каких-либо реальных перспектив успешного завершения такого сложного
процесса за 7 лет, при том, что в этом не преуспело за 30 лет Сообщество,
которое было гораздо меньшим, нужны были не только заявления о политических
намерениях и принятие программы. Программа перехода к единому рынку должна
была вылиться в Соглашение, что и было достигнуто 1 июля 1987 года в
Едином Европейском Акте, который добавил новую статью в Соглашение по ЕЭС
(сейчас статья 7а в Соглашении по Европейскому Сообществу). В ней сказано:
“Сообщество примет меры для внедрения внутреннего рынка в срок до 31
декабря 1992 года...создав область действий без каких-либо границ, и на
которой будет гарантироваться свободное движение товаров, услуг, рабочей
силы и капитала”.[2]
Для достижения этой довольно амбициозной цели все 282 меры,
перечисленные в “Белой газете”, успешно перешли в разряд законодательных.
Но гораздо большим успехом оказалось то, что весь этот процесс прошел при
минимальных возражениях со стороны стран-участниц, и целая сеть мер,
мероприятий, средств и схем по созданию единого рынка была успешно принята
к действию. Конечно, для того, чтобы реально использовать все эти схемы, их
нужно было адаптировать с учетом особенностей каждой отдельной страны.
Многие из этих 282 пунктов вышли в форме директив для обязательного
включения в национальное законодательство и выполнения их до определенного
срока. Некоторые государства легче справлялись этой задачей, у некоторых
возникали проблемы, но исключительно по причине того, что не все местные
власти были готовы к определенным изменениям в столь короткие сроки. С
другой стороны, когда некоторые государства показали свою политическую
неспособность исполнять заранее согласованные решения, Комиссией было
принято решение разбора этих случаев в Суде Справедливости за нарушение
законодательства Сообщества. Но даже после того, как все решения внедрены,
должно пройти какое-то время, чтобы национальная экономика, а также
население смогли приспособиться к новой ситуации и начать ощущать все ее
экономические преимущества. Несмотря на это, настрой у бизнес-сектора самый
оптимистичный. Создание единого рынка — это именно тот редкий случай, когда
подобное начинание настолько широко поддерживается как предпринимателями и
промышленниками, так и общественностью. Одним из факторов, повлиявших на
это, была широкая волна информации как для компаний, так и для граждан о
том, какие права и какие выгоды они будут иметь после перехода к единому
рынку. В распространении такой информации большую роль сыграли Европейские
Информационные Центры, а также базы данных CELEX и INFO 92, к которым был
свободный доступ, и в которых можно было найти любую информацию по
законодательству Сообщества и регулирующим мерам по переходу к единому
рынку.
Итак, центральным пунктом экономической интеграции Европы является
внутренний единый рынок, учрежденный странами-участницами для того, чтобы
создать объединенную экономическую территорию, не разделенную ни
таможенными, ни торговыми барьерами. В основе единого рынка лежат четыре
принципа — свободное движение товаров, рабочей силы, услуг и капитала.
Второй и четвертый, как известно, являются основными факторами
производства.
Свободное движение товаров (Статья 9-37 Соглашения по Европейскому
Сообществу).
1. Таможенный союз.
Первым шагом в создании внутреннего рынка было решение аннулировать
все таможенные пошлины, наложенные на импорт и экспорт между странами-
участницами до этого времени. Соглашением был выработан план постепенного
снятия всех внутренних пошлин в течение 12 лет.
Первых шесть стран-участниц закончили этот процесс в 1968 году, за 18
месяцев до обозначенного срока. Страны, вошедшие в Сообщество позже, также
уложились в установленные сроки и адаптировались к условиям единого рынка
очень быстро.
Процесс аннулирования таможенных пошлин внутри ЕЭС сопровождался
принятием 1 июля 1968 года Единого Таможенного Тарифа, которым стали
облагаться все импортируемые на территорию Сообщества товары. Единый тариф
стал защитой Сообщества от торгового потока извне, а также выровнял
действующий до этого уровень пошлин (который был очень высок в Италии и
Франции, но очень низок в странах Бенилюкс и Германии). Начиная с 1968 года
единый тариф не претерпевал значительных изменений как вследствие решения
Совета Министров или переговоров между Евросоюзом и другими странами, так и
благодаря международным торговым организациям, в частности Мировой Торговой
Организации (Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле). Таким образом,
ввод единого внешнего тарифа ознаменовал появление полного таможенного
союза и завершение тем самым первой стадии экономической интеграции.
Насколько экономически выгодным оказалось это решение на сегодняшний
день можно судить по следующей таблице (см. табл. 1).
Таблица 1
Экспорт-импорт ЕС (млрд. евро)*
|Товарные |Февраль|Февраль|Рост|Январь|Январь|Рост|Январь-|Январь-|Рост|
|потоки |2000 | | |2000 |2001 | |февраль|февраль| |
| | |2001 | | | | |2000 |2001 | |
|Экспорт |69.1 |77.4 |12% |60.4 |75.2 |24% |129.6 |152.5 |18% |
|ЕС | | | | | | | | | |
|Импорт ЕС|75.9 |84.2 |11% |74.0 |88.9 |20% |149.9 |173.1 |16% |
|Торговый |-6.7 |-6.8 | |-13.6 |-13.8 | |-20.3 |-20.6 | |
|баланс | | | | | | | | | |
*www.europa.eu.int
Несмотря на некоторое превышение импорта над экспортом, вызвавшее
дефицит платежного баланса, очевиден устойчивый рост товарооборота стран
Сообщества с остальным миром.
2. Смещение количественных ограничений.
Создание единого рынка, со свободным хождением товаров потребовало не
только смещения таможенных границ, но и поднятие количественных
ограничений. Ограничения вводятся обычно для того, чтобы защитить
внутренних производителей от наплыва импорта, что выражается в создании
определенных количественных или стоимостных квот. Меры подобного рода
противоречат Соглашениям, и странам-участницам приходится с этим считаться.
Поэтому на данный момент все количественные ограничения на внешнюю торговлю
с Сообществом сняты.
Стоимостные ограничения перекликаются по сути с количественными, как
бы являясь их выражением. То есть, сами не являясь квотами или запретами,
они делают импорт некоторых товаров неэффективным или даже невозможным.
Столкнувшись со структурными проблемами в таких крупных областях как
производство стали, судостроение или легкая промышленность, и под давлением
таких факторов, как растущая безработица и рост импорта, в течение
нескольких лет страны-участницы вынуждены были оградить свои рынки и от
других стран-участниц, и вообще от торговли вне Сообщества. И хотя такие
меры обычно ничем хорошим не заканчивались, в некоторых странах преуспели в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|