3.3 Проблемы и ограничения роста
Недостаточность внутреннего спроса
В настоящее время в экономике России сложилась ситуация,
характеризующаяся наличием избыточных доходов, которые не могут быть
эффективно использованы, в одной части экономики и острой потребностью в
финансовых ресурсах для развития производства — в другой.
Основная часть потенциального дополнительного спроса в настоящее время
формируется за счет девальвационных доходов экспортоориентированного
сектора. Реально же данный сектор ни в отношении оплаты труда своих
работников, ни в смысле наращивания инвестиций не готов предъявить спрос,
тем более на внутреннем рынке, в масштабах, соответствующих росту его
доходов. В результате дополнительные доходы экспортоориентированного
сектора, возникшие в результате девальвации рубля (а также улучшения
ценовой конъюнктуры мировых рынков), фактически превращаются в ресурс для
вывоза капитала.
В то же время значительная часть предприятий реального сектора
экономики имеет чрезмерно низкую рентабельность и плохо обеспечена
собственными оборотными средствами. В условиях, когда банковская система не
в состоянии выполнять функции по межотраслевому переливу капитала (что
приводит к ценовой недоступности банковских кредитов и отсутствию реальных
возможностей долгосрочного заимствования), дефицит собственных средств в
реальном секторе экономики обусловливает низкий уровень спроса. Поэтому
стратегические перспективы развития экономики во многом будут определяться
тем, удастся ли направить дополнительные доходы экономических агентов на
внутренний рынок, и прежде всего на инвестиции.
Внешний долг
В случае выполнения в полном объеме обязательств по выплате внешнего
долга (объем этих выплат должен составлять в среднем около 16 млрд. долл. в
год на протяжении первого десятилетия ХХI в.) результатом явится стагнация
производства и дальнейшее снижение уровня жизни населения. Наиболее
естественным выходом из этой ситуации как для России, так и для ее
кредиторов, является реструктуризация внешней задолженности в результате
переговорного процесса. Другой вариант решения проблемы — формальное
объявление дефолта по внешним долгам — имеет непредсказуемые последствия.
В основу переговорного процесса целесообразно заложить следующие
позиции.
Во-первых, российская экономика в отличие от российского государства
является платежеспособной уже в настоящее время (налицо положительное
сальдо торгового баланса в объеме 50—60 млрд. долл. в год, постоянное
улучшение инвестиционной позиции кредитных организаций, сокращение долговых
обязательств российских корпораций).
Во-вторых, восстановление в России экономического роста (на основе
использования ресурсов, высвобождаемых в результате резкого сокращения
утечки капитала, сохранения конкурентных преимуществ экономики, возникших в
результате масштабной девальвации, и широкого развития внешнеэкономических
связей посредством устранения дискриминационных и иных преград
отечественному экспорту) сможет превратить и российское государство в
платежеспособный субъект международных отношений.
В-третьих, кредиторы заинтересованы не в конфликте с российским
государством, а в возврате долгов и сохранении нашей страны как значимого
рынка сбыта и инвестиций. Следовательно, главные усилия Правительства и
Центрального банка РФ должны быть сосредоточены на ограничении как
нелегального вывоза капитала, так и импорта — с помощью политики обменного
курса и таможенной политики. Это будет способствовать сохранению
положительного сальдо торгового баланса, с одной стороны, и снижению
давления импорта на внутренний рынок и расширению экономического
пространства для импортозамещения, — с другой.
Вполне приемлемой как для России, так и для кредиторов, была бы такая
реструктуризация задолженности, которая позволила бы выплачивать половину
обязательств, связанных с долгом СССР; в этом случае ежегодные платежи
России составляли бы в ближайшие три года около 8 млрд. долл.
Реструктуризация задолженности частному сектору и списание части госдолгов,
предоставление которых определялось политическими, а не коммерческими
мотивами, безусловно облегчило бы России выход из кризиса.
«Связанность» ресурсов
Нельзя недооценивать проблемы, возникшие в результате действия
механизмов поддержания относительной сбалансированности воспроизводственных
процессов, сложившихся в годы кризиса. «Балансовый» избыток энергетических
ресурсов и конструкционных материалов (превышение объемов их производства
по отношению к уровню внутреннего потребления) в существенной мере «связан»
и без труда утилизируется.
Во-первых, экспортные поставки являются «связанными» в силу
необходимости поддержания относительной внешнеторговой сбалансированности
(объективная экономическая нагрузка на экспорт, обусловленная обслуживанием
внешнего долга и потребностью в импорте).
Во-вторых, сложившийся режим воспроизводства мощностей в самих отраслях-
экспортерах определяет нагрузку на экспорт как источник финансирования
инвестиций в поддержание добычи природных ресурсов или в обеспечение
качественных характеристик продукции, необходимых для эффективной
конкурентной борьбы на внешних рынках.
В-третьих, следует иметь в виду явление, которое можно назвать
«анклавизацией» отечественной экономики. Несмотря на наличие потенциального
спроса на внутреннем рынке, некоторые предприятия прекращают производить
отвечающую этому спросу продукцию и при возможности переключаются на
поставки продукции за рубеж.
Эффективная мобилизация балансово избыточных материальных ресурсов,
превращение их в резерв экономического роста предполагает проведение
соответствующей целенаправленной экономической политики.
Инвестиционные ограничения
В условиях многолетнего кризиса отрасли инвестиционного комплекса не
только оказались лишенными полноценного спроса, но и в существенной мере
потеряли стратегические ориентиры своего развития. В результате длительного
периода функционирования в режиме выживания произошла деградация их
производственного потенциала как в количественном, так и в качественном
отношениях. В самом тяжелом положении оказались подотрасли, составляющие
технологическое ядро машиностроения, а также ориентированные на обеспечение
воспроизводства фондов в большинстве отраслей обрабатывающей промышленности
и в сельском хозяйстве.
В настоящее время производственные возможности инвестиционного
комплекса не в состоянии обеспечить ввод прогрессивных фондов в подавляющем
числе секторов отечественной экономики и не позволяют решить задачу ее
структурно-технологической модернизации. В то же время возможности
некапиталоемкого роста довольно ограничены, и уже через два—три года все
свободные ресурсы могут быть задействованы. Следовательно, без
значительного наращивания инвестиций и ввода новых фондов дальнейший рост
будет невозможен.
Это определяет императив осуществления задельных инвестиций в самом
инвестиционном комплексе. Единственным экономическим субъектом, который
может быть инициатором подобного инвестирования, является государство,
осознающее свою роль в предопределении исторических перспектив страны и
реализующее политику реформ как долгосрочную программу социально-
экономических преобразований.
Ценовые пропорции
Экономический рост последних двух лет в решающей степени был обусловлен
благоприятными ценовыми пропорциями. Для сырьевых (экспортных) отраслей
главным источником роста и финансовых накоплений явилась разница между
внутренними и внешними ценами, обусловленная девальвационным эффектом. Для
отраслей обрабатывающей промышленности важнейшим фактором, предопределившим
положительную экономическую динамику, явился относительно медленный рост
транспортных тарифов, а также цен на электроэнергию, топливо и услуги
торгово- посреднического сектора.
Однако с начала 2000 г. наметилась обратная тенденция. В частности,
рост цен на топливо и энергию стал существенно обгонять динамику цен на
конечную продукцию промышленности. Дальнейшее развитие этой тенденции
способно резко снизить возможности экономического роста. В этой связи
необходимо инструментами госрегулирования ограничить рост цен на продукцию
естественных монополистов. Следует исходить из того, что действительная
задача отраслей- естественных монополистов состоит в создании
общеэкономических условий для динамичного развития всего народного
хозяйства России, а их прибыль является результатом успешной работы в этом
направлении.
Неразвитость финансовой системы
Фактически в настоящее время мы опять оказались на этапе, когда
необходимо заново строить финансовую систему, адекватную рыночной
экономике. Общие основы такой системы очевидны: главенство права; строгая
финансовая ответственность; экономическая эффективность принятия решений,
основанная на анализе и детальных расчетах; безусловное исполнение
финансовых обязательств, принятых в соответствии с законами. Создание такой
основы предполагает постоянную и кропотливую работу государства в сферах
как собственно права, так и его применения посредством судебного и
административного принуждения к исполнению закона.
С точки зрения оздоровления финансовой системы требуются
законодательные акты, которые обеспечат:
. ужесточение обязательности исполнения хозяйственных договоров путем
введения материальной и уголовной ответственности собственников и
высших менеджеров, включая наложение взысканий на личное имущество;
. гарантированную и своевременную оплату труда наемных работников в
негосударственном секторе экономики на уровне не ниже прожиточного
минимума;
. эффективное управление акционерной собственностью на базе расширения
прав собственников, владеющих менее 10% голосующих акций, упрощения
процедуры применения санкций к управляющим акционерного общества,
нарушающим законные права акционеров;
. действенное управление госдолгом посредством принятия поправки к
бюджетному законодательству, обязывающей сокращать отношение
государственного долга к ВВП;
. повышение доверия к банковской системе на основе гарантии достаточно
высокого уровня сохранности вкладов населения и средств на счетах
предприятий в коммерческих банках;
. постепенный переход к бездотационности работы жилищно-коммунального
хозяйства;
. поэтапный выход на финансовый профицит Пенсионного фонда России при
безусловном обеспечении прожиточного минимума для всех категорий
пенсионеров.
3.3. Этапы развития
Анализ ресурсных и производственных возможностей нашей экономики
свидетельствует о том, что эффективная траектория экономического роста в
среднесрочной перспективе естественным образом распадается на следующие три
периода.
1. Период высоких темпов роста и наращивания инвестиций,
опирающийся на вовлечение в экономический оборот неиспользуемого
потенциала и связанных с этим возможностей значительного
повышения эффективности использования ресурсов. Учитывая, с
одной стороны, имеющиеся резервы, а с другой, — рост
производства, уже произошедший в 1999—2000 гг., этот период не
превысит трех лет. В его рамках достижимы темпы экономического
роста на уровне 8—10% в год.
2. Период существенного снижения темпов экономической динамики,
обусловленного исчерпанием имеющихся резервов и запаздыванием ввода новых
мощностей, связанных с инвестициями последних лет. Длительность этого
периода, а также степень снижения темпов роста напрямую сопряжены с тем, в
какой мере нам удастся нарастить инвестиции в рамках первого периода.
Расчеты показывают, что его длительность — два—три года. Темпы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|