реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Стратегические цели экономической политики России в современных условиях

реферат

управляемости. Действительно полезна в этой связи дебюрократизация

государственного управления.

Целью институциональных реформ на предстоящем этапе призвано стать

создание условий для максимально возможной интеграции и кооперации в

экономике и в социальной сфере. Только на ` этой основе можно добиться

усиления согласованности и координации стратегий различных экономических

субъектов. Для этого необходимо решить ряд разнообразных задач, к числу

которых относятся следующие.

o Снижение инвестиционных, финансовых и хозяйственных рисков,

повышение надежности кооперационных связей. Сегодня низкое

качество последних приводит к завышению затрат предприятий

реального сектора на производство и сбыт продукции, к ощутимым

потерям от несвоевременности и неточности исполнения контрактных

обязательств. В результате растут цены, снижается

рентабельность. Высокие издержки в сфере обращения препятствуют

расширению кооперации и развитию обрабатывающей и (тем более

наукоемкой) промышленности. На первый план выходит проблема

выстраивания между предприятиями устойчивых технологических

цепочек.

o Поощрение процессов концентрации капитала на финансовых,

страховых и инвестиционных рынках. Нужны создание и концентрация

крупных стратегических посреднических структур для формирования

и быстрого освоения современных банковских, страховых,

коммерческих и информационных технологий, значительно снижающих

производственные издержки и издержки обращения предприятий

реального сектора экономики, задающих стандарты их качественного

обслуживания и низкие цены на эти услуги. Параллельно важно

проводить политику информационной открытости (не затрагивающей

банковской и коммерческой тайны их клиентов), поощрения надежных

банков и формирования применительно к ним системы рейтингов и

«белых списков». Укрупнение банков и выделение круга особо

надежных из них позволят перейти к формированию системы учета и

переучета векселей Центральным банком России, что, несомненно,

благотворно скажется и на системе регулирования денежного

обращения, и на развитии реального сектора, и на российском

инвестиционном климате в целом.

o Формирование и поддержание в экономике системы доверия. Условия

этого — судебная реформа, развитие гражданского законодательства

(хотя в данном направлении уже сделано немало), задействование

дифференцированной и сбалансированной системы санкций по

отношению к нарушителям договорной дисциплины, торжество

принципа неотвратимости наказания не только в уголовной сфере,

но и в сфере хозяйственного поведения. Государство обязано

укреплять систему партнерских отношений и деловой этики, причем

начав с себя. Пока именно государство слишком часто подает

пример невыполнения обязательств и в сфере бюджетных отношений,

и в смысле задолженности за госзаказы, и в области принятия

законов, заведомо не обеспеченных финансовыми ресурсами, новых

федеральных целевых программ на фоне неисполненных предыдущих, и

т.д., и т.п. По крупному счету, государству как главному

участнику российского бизнеса нужно позаботиться об улучшении

своей «кредитной истории», о формировании репутации честного

партнера, первоклассного заемщика. Стратегически это принесет

гораздо большие выгоды, чем сегодняшняя недальновидная политика

приобретения мелких выгод от неисполнения государственных

обязательств. Формирование системы доверия выгодно и

государству, и бизнесу, и населению, поскольку открывает

перспективы для развития тех сложных видов экономической

деятельности, которые зависят от развития кооперации в

обрабатывающей (в том числе в наукоемкой) промышленности и

которых пока нет в первую очередь из-за высоких издержек,

компенсирующих отсутствие механизмов поддержания партнерских

отношений.

o Разработка и осуществление стратегии развития госсектора.

Сегодня практически отсутствуют механизмы определения целей его

развития и управления им как целостным экономическим

образованием. Отсутствует и понимание того, что госсектор

российской экономики необходим не столько для решения

коммерческих задач, сколько для формирования стратегических

рынков, создания рабочих мест и расширения налогооблагаемой базы

(в том числе в смежных отраслях экономики), для поддержания

пропорций воспроизводства, и др. Нужны процедуры определения

приоритетов развития отраслей, продуктовой специализации и

согласованной маркетинговой политики госпредприятий, а на этой

основе — разработка программ госинвестирования.

Важно подчеркнуть, что государство — особый инвестор. Для него

результат осуществления инвестиционного проекта — не только и не столько

прямая прибыль от самого проекта, сколько суммарные, комплексные выигрыши

от его реализации. В этом смысле государство заинтересовано в проектах

развития инфраструктуры, в инвестициях в развитие стратегических рынков, в

комплексных инвестиционных программах. Плюсами для государства в подобных

случаях становятся косвенные эффекты — создание рабочих мест, расширение

налогооблагаемой базы, рост производства в смежных секторах экономики.

Должна быть развернута система управления деятельностью унитарных

предприятий на основе бизнес-планирования и установления финансово-

экономических показателей их деятельности, экономического мониторинга и

контроля деятельности руководителей с точки зрения выполнения бизнес-

планов. Требуются тщательная инвентаризация предприятий госсектора,

выявление масштабов и структуры их дочерних и аффилированных с ними

структур, позволяющих «уводить» государственные активы из-под госконтроля,

и решительное пресечение подобной деятельности.

o Пересмотр налогового режима как элемент стимулирования

экономического роста. Россия находится сейчас в той стадии

экономического развития, которая требует налогового поощрения

активных инвестиций в технологический потенциал почти всех сфер

бизнеса. Без интенсивного обновления технологий будут и далее не

только утрачиваться экспортный потенциал страны (в том числе в

сырьевом секторе), но и подрываться конкурентоспособность

отечественных товаров на внутреннем рынке.

o Проведение целостной и сбалансированной инвестиционной политики.

В настоящее время таковая просто отсутствует, имеется лишь набор

разрозненных соответствующих проектов, мер, идей, представлений.

Реальный подъем инвестиционной активности вряд ли возможен без

вмешательства государства, ориентированного на снижение рисков в

основных сегментах рынка инвестиций. Сегодня излишняя

ликвидность банковской системы может трансформироваться в

инвестиционные проекты реального сектора лишь при участии

государства (если это не проекты, предложенные устоявшимися

крупными финансово-промышленными группами). Поэтому предстоит

вернуться к ранее разработанным предложениям по стимулированию

инвестиций (например, по созданию фонда гарантирования

инвестиций для малого предпринимательства). Аналогичные

рекомендации могут реализовываться в рамках программ

регионального и отраслевого развития. Целесообразно также

задействовать ряд положений новой программы управления

госсобственностью (залог акций и др.).

Кроме мероприятий, прямо нацеленных на наращивание

инвестиционного потенциала российской экономики, возможны два

направления «расчистки площадки» для инвестиционной

деятельности. Необходимо создать:

. единые правила реструктуризации задолженности предприятий

(оформленные в законодательном порядке);

. прозрачный и эффективный механизм обжалования действий

представителей органов власти, оформленных ненормативными

актами, а также бездействия ее представителей.

В отношении иностранных инвестиций пора задействовать режим их

ограниченного допуска в те отрасли и производства, где укрепляются позиции

отечественных производителей, имеются хорошие перспективы для расширения

выпуска и повышения конкурентоспособности наших товаров. Формирование

режима ограниченного допуска иностранного капитала будет частично

способствовать и сокращению вывоза капитала.

o Разработка и реализация программы развития фондового рынка. В

условиях экономического роста объективно повышается

капитализация фондового рынка в части корпоративных ценных

бумаг, поскольку опережающими темпами растет их будущая

доходность и снижаются инвестиционные риски. Такой прирост

капитализации чреват новым (как в 1993—1997 гг.) появлением

множества мелких операторов рынка, тормозящим формирование

крупных концентрированных инвестиционных структур. Следствием

этого стало бы очередное относительное удорожание инвестиционных

ресурсов для реального сектора. Наоборот, стимулирование

процессов концентрации на рынке капиталов должно привести к их

постепенному удешевлению и способствовать активизации инвестиций

в материальное производство, увеличению их совокупного объема и

улучшению инвестиционного климата в целом. Кроме того, переход

от мелкодисперсных инвестиций к крупным проектам позволит

повысить эффективность вложений. В этих целях важно поощрять

концентрацию в сфере инвестиционных посредников, активней

стимулировать формирование инвестиционных банков и фондов,

активизировать создание Российского банка развития для

аккумулирования страховых резервов, временно свободных ресурсов

государственных внебюджетных фондов, активов пенсионных фондов и

других финансовых ресурсов.

o Стимулирование развития страхового рынка. В ходе решения этой

задачи, во-первых, защищаются имущественные интересы населения и

юридических лиц, ибо их издержки на компенсацию потерь

замещаются издержками на предотвращение страховых событий (чем

создается мотивация к их профилактике).

Во-вторых, укрепляются воспроизводственные связи, уменьшаются

потери от вынужденного самострахования в форме завышенных цен,

тарифов и себестоимости продукции, связывания оборотных средств

предприятий для компенсации ненадежных операций с ненадежными

партнерами, и т.п.

В-третьих, при развитии добровольного страхования жизни и

появлении у страховых компаний соответствующих страховых

резервов формируется значительный объем инвестиционных ресурсов.

o В-четвертых, имеет место легализация хозяйственных операций, так

как страховые компании сами заинтересованы в осуществлении

жесткого контроля за состоянием и оборотом застрахованного

имущества.

4.2. Активизация конечного спроса

Производственные мощности, квалифицированная рабочая сила и отсутствие

значимых ресурсных ограничений — безусловно важнейшие резервы и факторы

упрочения позитивной экономической динамики. В то же время они оказываются

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.