показателей ЗВУТ среди выезжающих на садовые участки и дачи (заболевания
опорно-двигательного аппарата, периферической нервной системы, бытовые
травмы, воспалительные заболевания женских половых органов и др.).
В районах с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха наблюдаются
увеличение общей заболеваемости, заболеваемости болезнями органов дыхания,
снижение индекса здоровья, увеличение доли часто болеющих. Методом
направленного отбора можно подобрать такие копии-пары групп населения,
которые сконцентрированы в зоне влияния изучаемого фактора или вне ее и
являются однородными по условиям труда, социальному составу, условиям
жизни. Подобный отбор групп позволяет оценить особенности образа жизни,
формы жизнедеятельности, значение условий жизни, влияние вредных привычек
на индивидуальном и семейном уровне.
В последнее время большое внимание уделяется изучению отдаленных
последствий влияния неблагоприятной окружающей среды на здоровье —
мутагенным, гонадотоксическим и эмбриотоксическим эффектам. Объектом
наблюдения может быть все население города, региона (региональный уровень),
отдельные коллективы (групповой уровень), а также семья или отдельные ее
члены (семейный или индивидуальный уровень).
Разработка и внедрение оздоровительных мероприятий, направленных на
снижение числа заболеваний на региональном уровне, предусматривает
координацию действий всех служб (медицинского и немедицинского профиля),
экологическое прогнозирование, социально-экологическое планирование. На
групповом (производственно-коллективном) уровне можно эффективно
осуществлять оперативное руководство, планирование и регулирование медико-
санитарных и технических мероприятий, оценивать их социальную,
экономическую и медицинскую эффективность. На этом уровне удается выявить
ряд местных факторов производственного и бытового характера, оказывающих
существенное влияние на формирование групп риска и на развитие состояний,
предшествующих заболеванию.
Семейный (или индивидуальный) уровень позволяет программировать формы
первичной профилактики, профессионального отбора, оптимальный выбор
“маршрутов здоровья”, оптимизировать семейные (или индивидуальные) условия
и образ жизни, выявлять начальные признаки заболеваний.
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ
Управление здравоохранением
на административной территории
Среди органов управления здравоохранением следует выделять центральные
(республиканские) и местные (краевые, областные, городские, районные)
органы здравоохранения. К центральным органам относятся министерства
здравоохранения, которые несут ответственность за состояние и развитие
медицинской помощи. К местным органам относятся комитеты по здравоохранению
при областной, городской и районной администрации. Они осуществляют
деятельность по развитию сети учреждений здравоохранения, рациональному их
размещению, организации первичной медицинской помощи населению и др. Органы
здравоохранения направляют и координируют работу медицинских учреждений,
обеспечивают единство методов и организационных принципов.
Под управлением здравоохранением принято понимать структуры, определяющие
условия и формы принятия организационных решений, а также содержащие
элементы организации (планирование, координация, анализ) и контроля.
Информацию, необходимую для контроля, подразделяют на медико-статистическую
(о здоровье, кадрах, материальной базе, деятельности медицинских
учреждений), экономическую (финансовую) и научно-медицинскую информацию о
материально-техническом и лекарственном обеспечении. Министерство
здравоохранения имеет в структуре управления отделы, которые осуществляют
организационно-методическую, статистическую и планово-финансовую
деятельность, координируют работу по подготовке и усовершенствованию кадров
и др.
Местные комитеты и органы здравоохранения функционально подчиняются
Министерству здравоохранения, а координацию работы по осуществлению
медицинской помощи на местах проводят под управлением местной
администрации. В структуре местных комитетов по здравоохранению имеются
управления и отделы амбулаторно-поликлинической помощи, стационарной
помощи, педиатрической, скорой и неотложной помощи, статистические бюро,
организационно-методические и информационно-вычислительные центры. В ряде
районов созданы районные территориально-медицинские объединения (ТМО), где
роль головного центра выполняет одна из поликлиник, работающая в
функциональной связи с женскими консультациями, детскими поликлиниками,
диспансерами, стоматологическими учреждениями.
В соответствии с номенклатурой учреждений здравоохранения имеются:
— лечебно-профилактические учреждения (больницы, амбулатории,
поликлиники, диспансеры, учреждения по охране материнства и детства,
учреждения скорой и неотложной помощи и др.);
— санитарно-противоэпидемические учреждения (центры ГСЭН);
— учреждения судебно-медицинской экспертизы, которые находятся в
подчинении местной администрации;
— аптечные учреждения.
Организация и структура первичной
медико-социальной помощи городскому населению.
Структура городской поликлиники
Первичную медико-социальную помощь городскому населению оказывают
амбулаторно-поликлинические учреждения (территориальные поликлиники,
обслуживающие взрослое население) и учреждения по охране материнства и
детства (детские поликлиники и женские консультации). В Санкт-Петербурге их
эквивалентом являются территориальные медицинские объединения, включающие
на правах подразделений те же поликлиники и женские консультации. Все
перечисленные учреждения оказывают населению квалифицированную врачебную
помощь на амбулаторном приеме и на дому.
Финансирование учреждений осуществляется из средств госбюджета, поэтому
медицинская помощь является для населения бесплатной. Утвержден перечень
дополнительных (платных) медицинских услуг, однако их доля в общем объеме
амбулаторной помощи мала (до 10%).
Основными организационно-методическими принципами работы поликлиник и ТМО
являются участковость (закрепление за врачебной должностью нормативного
числа жителей) и широкое использование диспансерного метода
(систематическое активное наблюдение за состоянием здоровья определенных
контингентов). Основными планово-нормативными показателями,
регламентирующими работу поликлиник, обозначены:
— норматив участковости (1700 человек на 1 должность участкового
терапевта);
— норма нагрузки (5 посещений в час на приеме в поликлинике и 2 — при
обслуживании пациентов на дому терапевтом);
— штатный норматив участковых терапевтов (5,9 на 10000 жителей старше 14
лет).
Главный врач поликлиники имеет право изменять эти показатели в
зависимости от местных условий. Например, может увеличить или уменьшить
численность участка и нагрузку врачей.
Измерителем мощности поликлиник является число посещений в смену (более
1200 посещений — I категория, менее 250 посещений — V категория). ТМО в
большей степени, чем поликлиники и женские консультации, отвечают новым
принципам организации и финансирования первичной медико-социальной помощи.
В них можно эффективнее организовать работу семейных врачей (приказ МЗ РФ №
237 от 26.08.92 г.). В ряде ТМО созданы условия для семейного медицинского
обслуживания, например совместная работа на участке терапевта, педиатра и
гинеколога (акушерско-педиатрическо-терапевтический комплекс — АПТК). При
этом показателем работы является не динамика посещаемости, а изменения в
состоянии здоровья населения (снижение заболеваемости, инвалидности,
младенческой смертности, числа запущенных онкологических заболеваний,
состояние здоровья пациентов из диспансерных групп и др.).
Основными направлениями деятельности учреждений первичной медико-
социальной помощи являются:
— профилактическая работа, диспансеризация, гигиеническое обучение и
воспитание населения, пропаганда здорового образа жизни;
— лечебно-диагностическая работа (включая экспертизу временной
нетрудоспособности);
— организационно-методическая работа (управление, планирование,
статистический учет и отчетность, анализ деятельности, взаимодействие с
другими учреждениями здравоохранения, повышение квалификации и пр.);
— организационно-массовая работа.
Особое место в работе врачей, обеспечивающих население первичной медико-
социальной помощью, занимает диспансеризация (активное раннее выявление,
динамическое наблюдение и лечение, комплексное оздоровление). Оценка
организации диспансеризации проводится с помощью таких показателей, как: 1)
качество диспансеризации (охват диспансерным наблюдением не наблюдавшихся в
течение года, охват различными социально-оздоровительными и лечебно-
профилактическими мероприятиями — санаторно-курортное лечение, диетпитание,
рациональное трудоустройство и др.); 2) эффективность диспансеризации
(динамика заболеваемости и болезненности по данным ЗВУТ — для работающих;
общей заболеваемости — по основной и сопутствующей патологии;
госпитализированной заболеваемости; инвалидизация, в том числе первичная;
летальность; исходы диспансеризации по данным годовых эпикризов —
выздоровление, улучшение, без перемен, ухудшение).
Поликлиника возглавляется главным врачом. В структуру поликлиники входят:
регистратура, отделение профилактики, лечебно-профилактические отделения и
кабинеты, лечебно-диагностические подразделения, административно-
хозяйственная часть, отделения восстановительного лечения и др.
Основные показатели деятельности поликлиники
При амбулаторно-поликлинической помощи используются такие виды оперативно-
учетной документации, как талон на прием к врачу, дневник работы врача,
индивидуальная медицинская карта, статистический талон для записи
заключительных (уточненных) диагнозов, экстренное извещение об инфекционной
заболеваемости, извещение о больном с впервые установленным диагнозом рака
или другого злокачественного новообразования.
При оценке деятельности поликлиники обычно анализируются: общие данные о
поликлинике; информация об организации работы поликлиники (прием пациентов,
помощь на дому, нагрузка врачей); проведение профилактической работы и ее
результаты (медицинские осмотры, диспансеризация); качество врачебной
диагностики и лечения больных; преемственность работы поликлиники и
стационара. Среди общих данных оцениваются среднее число населения,
прикрепленного к участку, укомплектованность штатов и др. Организация
работы поликлиники оценивается по показателям, характеризующим:
— динамику посещений (отношение числа посещений поликлиники в данном году
к числу посещений в прошлом году, умноженное на 100);
— структуру посещений — по поводу заболеваний или с профилактической
целью (отношение числа посещений по поводу заболеваний или с
профилактической целью к числу всех посещений, умноженное на 100);
— нагрузку на врачебную должность (отношение числа посещений всех врачей
к числу занятых врачебных должностей);
— активность посещения врачами пациентов на дому (отношение числа
активных посещений на дому к числу всех посещений на дому, умноженное на
100).
Профилактическая работа поликлиники оценивается:
— полнотой охвата медицинскими осмотрами (отношение числа осмотренных к
числу населения, подлежащего осмотру, умноженное на 100);
— процентом населения, осмотренного с целью выявления заболевания
(отношение числа осмотренных к численности населения);
— частотой выявленных заболеваний (отношение числа выявленных заболеваний
к числу осмотренных);
— показателями диспансеризации (полнота охвата, своевременность взятия на
диспансерный учет, удельный вес вновь взятых под наблюдение, среднее число
диспансеризуемых на одном участке, исходы и эффективность диспансеризации).
Качество врачебной диагностики определяется на основе сравнения
диагнозов, поставленных больным при направлении на госпитализацию, с
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
|