ринятие в декабре 1993 г. Конституции Российской Федерации положило начало интенсивному развитию регионального законода-тельства. За эти годы правотворческая деятельность субъектов Рос-сийской Федерации обрела некоторый опыт. Однако потребности ре-гионов в научно-методическом обеспечении правотворчества еще далеко не удовлетворены. Конституционализация регионального за-конодательства как имманентно присущего Федерации атрибута про-исходит с большими трудностями, обусловленными новизной решае-мых задач и недостаточным уровнем кадрового, технического и информационного обеспечения законотворческой деятельности.Для повышения качества регионального законодательства, норма-тивных правовых актов субъектов Российской Федерации, органов ме-стного самоуправления необходима как специальная подготовка депу-татов, представителей органов государственной власти, местного самоуправления -- участников правотворческого процесса, так и иных лиц, в том числе прокуроров, принимающих участие в правотворчес-кой деятельности. Кроме того, учитывая тот факт, что Российская Фе-дерация при вступлении в Совет Европы взяла на себя ряд обязательств, в том числе по изменению законодательства в соответствии со стандар-тами Совета Европы, эти обязательства должны выполняться.Проводя правовую реформу, не следует ограничиваться вопросами содержания технологии законодательства. Ведь даже самые лучшие законы становятся на деле регулятором общественных отношений лишь тогда и в той мере, когда они входят в сознание общества, когда законопослушание как принцип усвоено всеми гражданами и конк-ретное значение действующего законодательства сопровождает и оп-ределяет деятельность профессионалов любой отрасли. Такой уровень правовой культуры не приходит сам по себе, он требует целенаправ-ленных усилий, прежде всего государственных структур. Правовая реформа -- это в первую очередь путь к формированию правового го-сударства, в котором определяющую роль играют институты граждан-ского общества. Следовательно, без опоры на самые широкие обще-ственные силы, партии, профсоюзы, общественные объединения граждан, широкое обсуждение законопроектов невозможно осуществ-лять эффективную законотворческую деятельность.В связи с этим, в поле зрения прокуратуры должен быть включен и надзор за исполнением Федерального закона от 4 апреля 2005 г. «Об общественной палате Российской Федерации», который вступил в силу с 1 июля 2005 г., и имеет главной целью учет потребностей населения и защиту прав и свобод граждан, прежде всего в законотворческой ра-боте. Вновь созданный общественно-политический институт может и призван явиться важным передаточным звеном, элементом механиз-ма, обеспечивающим налаживание надежного диалога между граж-данским обществом и органами публичной власти.Сделанные в ходе написания работы многочисленные выводы и выс-казанные предложения по совершенствованию участия прокуроров в правотворческой деятельности не претендуют на исчерпывающее раз-решение всех вопросов, касающихся данной темы, однако их обсуж-дение и внедрение, как представляется, будет способствовать также совершенствованию деятельности органов прокуратуры при осуще-ствлении ею иных функций, видов и направлений ее деятельности. Библиографический списокI Нормативные акты:1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм. и доп. от 21.07.2007 № 5-ФКЗ); 2. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Фе-деративной Советской Республики // СУ РСФСР. - 1918. - Ст. 582;3. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Фе-деративной Советской Республики // СУ РСФСР. - 1925. - Ст. 218;4. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Феде-ративной Советской Республики//СУ РСФСР. - 1937. - Ст. 11;5. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 13. - Ст. 1447;6. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федера-ции «О прокуратуре Российской Федерации»: Федеральный закон // Со-брание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 47. - Ст. 4472;7. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»: Федеральный закон // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 1. - Ст. 136;8. Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос-сийской Федерации: Федеральный закон // Собрание законодатель-ства Российской Федерации. - 1995. - № 35. - Ст. 3506;9. О прокуратуре Российской Федерации: Закон РСФСР // Ведомости Съез-да народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1992. - № 8. - Ст. 366;10. Свод законов Российской империи. - Т. X. - СПб., 1857;11. Об учреждении Прокуратуры Союза ССР: Постановление ЦИК и СНК СССР // СЗ СССР. - 1933. - № 40. - Ст. 239;12. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2000 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 21 и п. 3 ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российс-кой Федерации" в связи с запросом судебной коллегии по гражданс-ким делам Верховного Суда Российской Федерации» // Вестник Кон-ституционного Суда РФ. - 2000. - № 4;13. О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заяв-лению прокуроров о признании правовых актов противоречащими зако-ну: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.1993 г. // Бюл-летень Верховного Суда РФ. - 1993. - № 7;14. Приказ Генерального прокурора РФ от 22 мая 1996 г. № 30 «Об орга-низации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюде-нием прав и свобод человека и гражданина»;15. Приказ Генерального прокурора РФ от 9 августа 1996 г. № 47 «Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой дея-тельности и систематизации законодательства в прокуратуре Российской Федерации»;16. Приказ Генерального прокурора РФ от 18 июля 1997 г. № 42 «Об усилении прокурорского надзора за законностью правовых актов субъектов Российской Федерации»;17. Указание Генерального прокурора РФ от 20 декабря 1996 г. № 75/22 «О недостатках в работе по выполнению приказа Генерального проку-рора РФ от 09.08.96 № 47 "Об участии органов и учреждений прокура-туры в правотворческой деятельности и систематизации законодатель-ства в прокуратуре Российской Федерации"»;18. Указание Генерального прокурора РФ от 8 июня 1999 г. № 26/7 «Об организации прокурорского надзора за законностью правовых актов субъектов Российской Федерации в связи с постановлением Консти-туционного Суда Российской Федерации от 16 мая 1998 г.»;II Литература (учебные пособия, монографии, статьи): 1. Абузова, Г.А. Прокурорский надзор за законностью правовых субъектов Российской Федерации: учебное пособие / Г.А. Абузова, А.Х. Казрина, И.А. Соколова. - М., 2003. - 560 с.;2. Алексеев, А.И. Профессия - прокурор (введение в юри-дическую специальность). А.И. Алексеев, В.Б. Ястребов. - М., 1998. - 224 с.;3. Баранов, И.В. Проблемы защиты прокурором государственных ин-тересов при осуществлении надзора за исполнением законодательства на унитарных предприятиях: дис... канд. юрид наук / И.В. Баранов. - М., 2003. - 216 с;4. Басков, В.И. Курс прокурорского надзора: учебник / В.И. Басков. - М., 1998. - 326 с.;5. Беляев, И.Д. История русского законодательства / И.Д. Беляев. - СПб., 1999. - 103 с.;6. Беляев, В.П. Прокурор-ский надзор в России: историко-теоретический очерк / В.П. Беляев, Г. А. Борисов, Ю.М. Горячевская, В.И. Теплов. - Белгород, 2001. - 268 с.;7. Бессарабов, В.Г. Участие прокуратуры в правотворческой деятельнос-ти как важнейший механизм укрепления законности в стране и испол-нения международных обязательств / В.Г. Бессарабов // Прокурорская и следственная практика. - 2004. - № 3. - С. 1; № 4. - С. 5;8. Венгеров, А.Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М., 1998. - 245 с.;9. Викторов, И.С. Прокуратура: статус на рубеже тысячелетий / И.С. Викторов // За-конность. - 2000. - № 12. - С. 23-25;10. Григорьева, Н.В. Прокурорский надзор: учебное пособие / Н.В. Григорьева. - М., 2003. - 551 с.;11. Гузнов, А.Г. Современный законода-тельный процесс: основные институты / А.Г. Гузнов, А.Л. Кененов, Т.Э. Рождественская. - Смоленск, 1995. - 467 с.;12. Давидович, A.M. Самодержавие в эпоху империализма (классовая сущ-ность и эволюция абсолютизма в России) / А.М. Давидович. - М., 1975. - 106 с.;13. Даев, В.Г. Основы теории прокурорского надзора / В.Г. Даев, М.И. Маршунов. - Л., 1990. - 290 с.;14. Друкаров, И.Л. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебное пособие / И.Л. Друкаров. - Барнаул, 2000. - 315 с.;15. Жэнетль, С.З. Проблемы прокурорского надзора за соответстви-ем правовых актов субъектов Федерации Конституции РФ и феде-ральному законодательству: автореф. дис.... канд. юрид. наук / С.З. Жэнетль. - М., 2002. - 119 с.;16. Исаев, А.И. История государства и права России: учебник / А.И. Исаев. - М., 2001. - 159 с.;17. Казанцев, С.М. История царской прокуратуры / С.М. Казанцев. - СПб., 1993. - 160 с.;18. Кравец, И.А. Конституционализм и российская государственность в начале XX века: учебное пособие / И.А. Кравец. - М., 2000. - 306 с.;19. Ломовский, В.Д. Сущность и задачи прокурорского надзора в СССР: автореф. дис.... докт. юрид. наук / В.Д. Ломовский. - М., 1989. - 131 с.;20. Муравьев, Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельнос-ти / Н.В. Муравьев. - М., 1989. - 256 с.;21. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник / под ред. проф. В.И. Рохлина. - СПб., 2000. - 196 с.;22. Прокурорский надзор: курс лекций и практикум / под ред. проф. Ю.Е. Винокурова. - М., 2003. - 145 с.;23. Прокурорский надзор: учебник / под ред. проф. А.Я. Сухарева. - М., 2003. - 178 с.;24. Путин, В.В. Выступление на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры России / В.В. Путин // «Президент России»: Официальное интернет-пред-ставительство. - 2005. - 21 января;25. Рохлин, В.И. Проблемы развития прокуратуры: взгляд науки / В.И. Рохлин // За-конность. - 2000. - № 1. - С. 4;26. Рябцев, В.П. Координация правоохранительной и участие в право-творческой деятельности прокуратуры в структуре ее правозащитного предназначения / В.П. Рябцев // Прокурорская и следственная практика. - 2004. - № 3-4;27. Самойлова, B.Г. Организация прокурорского надзора за соответстви-ем уставов муниципальных образований действующему законодательству: сб. статей / В.Г. Самойлова. - М., 2003. - 19 с.;28. Самощенко, И.С. Некоторые вопросы учения о нормативных актах Со-ветского государства / И.С. Самощенко // Правоведение. - 1969. - № 3. - С. 26-30;29. Студенкина, М.С. Некоторые проблемы правотворчества субъектов Рос-сийской Федерации / М.С. Студенкина // Журнал российского права. - 1997. - № 1. - С. 49-51;30. Теория государства и права: учебник / В.М. Корельский, В.Д. Перевалов; под ред. В.М. Корельского. - М., 2000. - 258 с.;31. Теория государства и права: учебник для вузов/ И.М. Рассолов, В.О. Лучин, Б.С. Эбзеев; под ред. И.М. Рассолова. -- М., 2001. - 312 с.;32. Тихомиров, Ю.А. Правотворчество в области как субъек-та Российской Федерации / Ю.А. Тихомиров, Л.Д. Зражевская // Государство и право. - 1997. - № 1. - С. 32-34;33. Усс, А.В. Актуальные проблемы формирования единого пространства в Российской Федерации / А.В. Усс // Законодательные (представительные) орга-ны власти субъектов Российской Федерации. Практика. Мнение. Про-блемы. - 2000. - Вып. 2 (16). - С. 23-25;34. Федоров, К.Н. Прокурорский надзор за законностью нормативных правовых актов. Методические рекомендации для прокуроров: учеб-но-методическое пособие / К.Н. Федоров. - Иркутск, 2004. - 260 с.;35. Чиркин, В.Е. Конституционное право в Российской Федерации: учебник / В.Е. Чиркин. - М., 2001. - 192 с.;36. Черепанов, В.В. Несостоявшиеся государственные реформы М.М. Спе-ранского / В.В. Черепанов // Закон и право. - 1997. - № 5. - С. 31-32;37. Шаламова, А.Н. Законодательная деятельность субъекта Российской Федерации (на примере Иркутской области): автореф. дис.... канд. юрид. наук / А.Н. Шаламов. - СПб., 2001. - 201 с.;38. Шалумов, М.С. Прокуратура в современном Российском государ-стве / М.С. Шалумова. - Кострома, 2001. - 264 с.;39. Шапиро, Е.А. Методические аспекты регионального правотворче-ства / Е.А. Шапиро // Материалы межрегиональной научно-практической конферен-ции. - Краснодар, 2000. - 20 июня;40. Шувалов, И.И. Цели и средства в правотворческой деятельности / И.И. Шувалов // За-кон. - 2005. - № 9. - С. 2-4;41. Ястребов, В.Б. Методология оценки законности нормативных ак-тов, принимаемых органами государственной власти субъекта РФ / В.Б. Ястребов // Укрепление законности в экономике, социальной сфере и админист-ративной деятельности средствами прокурорского надзора. - М., 2001.ПРИЛОЖЕНИЕ АГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПРИКАЗ22.05.96 № 30МоскваОб организации прокурорского надзораза исполнением законов, соблюдением прав и свободчеловека и гражданинаВ целях совершенствования прокурорского надзора за исполнени-ем законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, приве-дения его в соответствие с новыми правовыми и социально-эко-номическими реалиями, руководствуясь ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,ПРИКАЗЫВАЮ:1. Заместителям Генерального прокурора, начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации; городов и районов, военным прокурорам, прокурорам специализированных прокуратур в полной мере ис-пользовать предоставленные Федеральным законом «О прокуратуре Рос-сийской Федерации» полномочия для укрепления правовых основ рос-сийской государственности, обеспечения верховенства закона и единства законности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|