частие прокуроров в правотворческой деятельности характери-зуется единством мотива; целей, задач, принципов; участников пра-вотворчества; основных организационных форм участия в ней про-куроров. Участвуя в правотворческой деятельности, прокуроры одновремен-но обеспечивают верховенство законов. Принятие всеми представи-тельными и исполнительными органами, органами местного самоуп-равления нормативных правовых актов в строгом соответствии с нормами международного права, Конституцией РФ и федеральными законами, а именно на это направлена право-творческая деятельность прокуроров, предупреждает нарушения прав граждан, охраняемых законом интересов общества и государства, спо-собствует повышению авторитета органов власти, что положительно сказывается на укреплении законности и правопорядка. Участвуя в правотворчестве, прокуроры одновременно осуществляют правоза-щитную деятельность. Немаловажное значение имеет освещение прокурорами правотвор-ческой деятельности в средствах массовой информации. Тем самым население получает оперативные и достоверные сведения о совершен-ствовании правового регулирования в различных сферах государствен-ной и общественной жизни.Вместе с тем участие прокуроров в правотворческой деятельности нуждается в дальнейшем совершенствовании, которое предполагает повышение уровня его нормативного, организационного и матери-ального обеспечения. Практика свидетельствует, что интенсивный правотворческий процесс в Российской Федерации и ее субъектах, необходимость нормативного обеспечения проводимых в стране де-мократических реформ, устранения имеющихся в праве пробелов и противоречий требуют от органов прокуратуры более активного ис-пользования прокурорами предоставленного законом права участво-вать в правотворческой деятельности органов государственной влас-ти и местного самоуправления, своевременного и принципиального реагирования на издаваемые ими незаконные акты, добиваться фак-тического устранения вскрытых нарушений.Тем не менее, результаты проведенного исследования свиде-тельствуют о том, что развитие практики реализации органами и уч-реждениями прокуратуры Российской Федерации функции участия в правотворческой деятельности осложняется из-за нерешенности ряда проблем. В их числе нижеследующие.Отсутствие надлежащего нормативного урегулирования работы органов прокуратуры по участию в правотворческой деятельности зат-рудняет работу центрального аппарата по организации деятельности прокуратур субъектов Российской Федерации при участии в право-творчестве. Существующее нормативно-правовое обеспечение данной функции не адекватно той ситуации, когда сочетание надзора и учас-тия в правотворческом процессе особенно важны в связи с постоян-ной необходимостью приведения действующего массива и вновь при-нимаемых нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в соответствие с федераль-ным законодательством, что в целом обусловлено развитием федера-тивных отношений, реформированием системы и структуры федераль-ных органов исполнительной власти, процессом перехода на обновленные стандарты функционирования органов местного само-управления, их взаимодействия с государственной властью См. по этому вопросу: Рябцев В.П. Координация правоохранительной и уча-стие в правотворческой деятельности прокуратуры в структуре ее правозащит-ного предназначения // Прокурорская и следственная практика. -- 2004. -- № 3-4. - С. 53-54..Функция прокуратуры по участию в правотворческой деятельнос-ти не обеспечена в должной мере также из-за недостаточных штатных возможностей укомплектования органов прокуратуры специалиста-ми на этом участке деятельности; организации и осуществления взаи-модействия органов прокуратуры с другими государственными орга-нами и органами местного самоуправления в данной сфере; слабой разработанностью проблем участия прокуроров в правотворчестве на теоретическом и научно-методическом уровне.Завершая вторую главу работы можно отметить, что наличие у ряда про-куроров субъектов Российской Федерации права законодательной инициативы на уровне субъектов Федерации не может в полной мере компенсировать отсутствие права законодательной инициативы у Ге-нерального прокурора Российской Федерации на федеральном уров-не. Участие в правотворческой, в том числе законотворческой, дея-тельности государства в различных формах было характерно для органов российской прокуратуры в течение практически всего перио-да ее существования и благотворно влияло не только на процесс принятия законов и иных нормативных правовых актов, но и на процесс их реализации. В связи с этим в перспективе было бы целесообразно в Конституции Российской Федерации предусмотреть право законода-тельной инициативы Генерального прокурора РФ, а также аналогич-ные полномочия Генерального прокурора РФ применительно к зако-нодательным органам субъектов Российской Федерации.Поскольку образовавшийся законодательный массив нуждается в систематизации и кодификации, назрела необходимость в принятии Федерального закона о нормативных актах, Федерального закона «О порядке принятия федеральных конституционных законов и фе-деральных законов», всерьез приступить к работам по изданию Свода законов Российской Федерации.В связи с тем, что приказ Генерального прокурора РФ от 9 августа 1996 г. № 47 «Об участии органов и учреждений прокуратуры в право-творческой деятельности и систематизации законодательства в про-куратуре Российской Федерации» уже не регулирует всего многооб-разия форм участия прокуроров в правотворческой деятельности и то, что Генеральный прокурор РФ 19 апреля 2004 г. издал приказ № 9 «О систематизации законодательства в органах прокуратуры», пред-ставляется необходимым издать новый организационно-распоряди-тельный документ - приказ Генерального прокурора Российской Фе-дерации, регулирующий участие прокуроров в правотворческой деятельности. В этом приказе, в частности, нацелить прокуроров на осуществление правотворчества с учетом новых целей, задач и прин-ципов правотворческой деятельности, которые выявились в ходе уча-стия в ней прокуроров всех уровней. В целях повышения уровня ана-литической работы при составлении ежегодных докладов прокуроров субъектов Федерации Генеральному прокурору РФ нормативно зак-репить структуру основных разделов доклада, включив в нее раздел по участию прокуратуры субъекта Федерации в правотворческой дея-тельности, в котором отражать результаты работы органов прокурату-ры над проектами законов, иными нормативными правовыми актами и высказывать предложения как нормотворческого характера, так и по организации этой работы; закрепить в приказе Генерального про-курора РФ перечень показателей оценки деятельности органов про-куратуры всех уровней по осуществлению правотворческой деятель-ности и ввести специальную отчетность, отражающую результаты этой работы; в структурных подразделениях Генеральной прокуратуры РФ целесообразно выработать механизм сбора, обобщения и анализа нор-мативных и организационных предложений, содержащихся в информациях прокуроров субъектов Федерации в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, с последующей их реализацией; нацелить прокуроров на использование хорошо зарекомендовавших себя на практике новых форм участия прокуроров в правотворческой деятель-ности.Необходимо проводить последовательную и целенаправленную ра-боту по подготовке и переподготовке прокурорских кадров навыкам участия в правотворческой деятельности, для чего включить в планы занятий в институтах прокуратуры, готовящих студентов, институтах повышения квалификации прокурорских кадров специальные програм-мы; проводить специальные исследования по этим вопросам; подго-тавливать научные, научно-методические пособия, посвященные этим проблемам; использовать различные формы и методы обобщения и рас-пространения имеющегося передового опыта этой работы.3.2 Основные организационные формы участия прокуроров в правотворческой деятельностиРассматривая вопрос о формах участия прокуроров в правотвор-ческой деятельности, следует, прежде всего, определить, что же мы по-нимаем под понятием «форма» той или иной деятельности. В «Слова-ре русского языка» С.И. Ожегова дается несколько определений понятия «форма», из которых для нас наиболее предпочтительными представляются следующие: «Форма - внешнее очертание, наруж-ный вид предмета; вид, тип, устройство, структура, внешнее выра-жение чего-нибудь, обусловленное определенным содержанием...» Ожегов С.И. Словарь русского языка. -- М., 1984. -- С. 743.. То есть каждый объект представляет собой определенным образом структурно оформленное содержание. Нет и не мо-жет быть бесформенного содержания, также как нет и не может быть формы, лишенной содержания. Форма -- это порядок, расположение составных элементов содержания, внутренняя организация, делаю-щая возможность его существования как чего-то качественно опреде-ленного См.: Спиркин А.Г. Курс марксистской философии: Учебник. -- М., 1963. - С. 196..Формы участия прокуроров в правотворческой дея-тельности можно подразделить на основные и неосновные (специфи-ческие). При этом в число основных признаков (критериев) отнесе-ния форм к той или иной группе входят такие, как использование той или иной формы за определенный период вре-мени (количественный показатель), использование формы на феде-ральном, региональном и местном уровнях, т.е. распространенность использования какой-то формы и пр.Так, специфической формой участия прокуратуры в правотворческой деятельности является издание совместно с другими государственными органами нормативных правовых актов в случаях и в порядке, предус-мотренных законодательством. Согласование с Генеральным прокуро-ром Российской Федерации нормативных правовых актов осуществля-ется и в иных случаях, предусмотренных федеральным законом См., напр.: Друкаров И.Л. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учеб. пособие. -- Барнаул, 2000. - С. 89; Российский прокурорский надзор: Учебник / Пол ред. проф. А.Я. Сухарева. -- М., 2001. - С. 69-70..В то же время, отмеченное разграничение форм не носит постоянно-го характера, так как со временем та или иная неосновная (специфи-ческая) форма участия прокуроров в правотворческой деятельности может приобрести признаки основной формы. Примером последнего может являться переход неосновной формы участия прокуроров в пра-вотворческой деятельности -- осуществления прокурорами консульти-рования участников правотворческого процесса -- в число основных форм.Под формой участия прокуроров в правотворческой де-ятельности следует понимать внешнее выражение неоднократно повто-ряющихся действий, содержанием которых является осуществление прокурорами своих полномочий по совершенствованию нормативно-пра-вовой базы Российской Федерации (законов и иных нормативных актов) в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления закон-ности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых зако-ном интересов общества и государства.Подводя итог, следует выделить основные формы участия прокуроров в правотворческой деятельности на совре-менном этапе: представление инициативных проектов; участие в подготовке проектов нормативных правовых актов; подготовка правовых заключений на проекты нормативных пра-вовых актов; внесение предложений об изменении, дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов; участие в обсуждении проектов законов и других нормативных правовых актов; консультирование по правовым вопросам депутатов, представи-телей органов, обладающих правом законодательной инициативы и правом принятия нормативных правовых актов; участие в рассмотрении внесенных протестов и представлений представительными (законодательными), исполнительными органа-ми и органами местного самоуправления; участие прокуроров в оспаривании принятых нормативных пра-вовых актов в суде.ЗаключениеСовременный этап развития нашего общества и государства вызы-вает настоятельную потребность в том, чтобы понять и объективно оце-нить происходящие в Российской Федерации процессы, связанные с деятельностью прокуратуры по выполнению ею всего объема функций, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами в целях обеспечения верховенства закона, единства и укреп-ления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а так-же охраняемых законом интересов общества и государства. Решение этой задачи требует не только научного анализа законодательства и прак-тики деятельности прокуратуры, но и разработки теоретических поло-жений, соответствующих наиболее верному решению отмеченных про-блем.Поэтому, на мой взгляд, рассмотрение вопросов участия прокуроров России в правотворческой деятельности является очень важным, так как функция участия прокуратуры в правотворческой де-ятельности - самостоятельная функция прокуратуры, до сих пор не являлась предметом отдельного монографического исследования. По-этому в представленной работе в соответствии с целями и зада-чами исследования рассмотрены основные проблемные вопросы, свя-занные с участием прокуроров в правотворческой работе.В работе дан краткий исторический очерк развития функции учас-тия российской прокуратуры в правотворческой деятельности, рас-смотрен порядок ее осуществления органами прокуратуры (и органов, выполняющих с прокуратурой аналогичные функции) в ряде иност-ранных государств. Участие прокуроров в правотворческой деятель-ности объективно присуще российской прокуратуре на всех этапах ее деятельности. Объем и содержание полномочий прокуроров по учас-тию в ней изменялись в зависимости от места и роли прокуратуры в государственном механизме на соответствующем этапе развития го-сударства и общества. Современная система участия прокуроров в правотворческой деятельности органов государственной власти, мес-тного самоуправления сложилась в ходе реформирования российской государственности после принятия Конституции Российской Федерации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|