p align="left">Республика - такая форма правления, при которой источником политической власти является народ, высшие органы политической власти формируется на основе выборов. В зависимости от способа обеспечения принципа разделения властей можно выделить президентскую, парламентскую и смешанную республики. Форма государственного устройства (ФГУ) - это национальное и административно-территориальное строение Государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами гос. власти. ФГУ показывает: из каких частей состоит внутренняя структура государства; каково правовое положение этих частей, каковы взаимоотношения их органов; как строятся отношения между центральными и местными органами; в какой гос. форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства. По форме государственного устройства все государства можно подразделить на 3 основные группы: унитарное, федеративное, конфедеративное. Политический режим - составляет совокупность приемов и методов осуществления власти государством (это понятие более широкое, чем гос. режим, т.к. включает в себя не только методы гос. властвования, но и характерные способы деятельности государственных и не государственных политических организаций, например, партии и движения), в наиболее обобщенном виде можно выделить 2 разновидности политического режима: демократический и антидемократический. Демократический - осуществление народовластия при наличии избираемого народом представительного органа власти, который законодательно закрепляет за гражданами широкие права и свободы, возможность участвовать в управлении делами государства и общества. Антидемократический - сокращение сферы свободы личности, ликвидация или уменьшение системы прав и свобод граждан. В целом, форма правления является весьма важным элементом формы государства в целом. Ведь именно в ней заключено, кому принадлежит власть в обществе (пусть иногда формально), а это, в свою очередь, говорит о развитости или, наоборот, отсталости или консерватизме данного общества. По мнению Л. И. Спиридонова, «форма государства -- это его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими (политический режим), в способах организации высших органов государственной власти (форма правления) и в административно-территориальном делении государства (форма территориального устройства)». 25. Форма правления: понятие и виды Чтобы получить исчерпывающую характеристику конкретного государства как особой политической организации, необходимо проанализировать всю совокупность его признаков и выделить среди них важнейшие. К числу последних можно отнести признаки, характеризующие порядок формирования и организацию высших органов государственной власти, или, иначе говоря, форму правления как одну из составных частей формы государства. Эту сторону формы государства определяют: структура и полномочия высших органов государственной власти; порядок их образования и взаимоотношения между собой; степень участия населения в формировании этих органов и влияния на принимаемые ими решения. По форме правления государства подразделяются на монархии (единоличные, наследственные) и республики (коллегиальные, выборные). Монархия ( с греч.-- единовластие) как форма правления характеризуется следующими признаками: существование единоличного главы государства (король, император, эмир и т. д.), пользующегося своей властью бессрочно (пожизненно); передача власти, как правило, осуществляется по принципу наследования; монарх представляет государство по собственному праву, не производному от власти народа (чаще всего при обосновании данного положение подчеркивается божественное происхождение монарха); монарх является юридически безответственным лицом и не несет ответственности за принимаемые от собственного имени решения. Представленные признаки наиболее полно выражены в неограниченных (абсолютных) монархиях. Данная форма правления являлась характерной для стран Древнего Востока (Египет, Вавилон, Ассирия и т. д.); России XVII-XIX вв.; Франции до революции 1789 г. В настоящий период абсолютные монархии сохранились в аравийских государствах -- Омане, Бахрейне, Кувейте и др. В ограниченных монархиях власть монарха ограничена выборным органом -- парламентом либо особым правовым актом -- конституцией. В большинстве ограниченных монархий налицо сочетание обоих способов ограничения власти монарха -- конституцией и парламентом. Монархии, ограниченные таким способом, принято именовать конституционными (парламентарными). Конституционная (парламентарная) монархия характеризуется следую-щими основными признаками: правительство формируется из представителей партий, получивших большинство на выборах в парламент; лидер партии, получившей большинство депутатских мандатов, становится главой правительства; власть монарха является символической -- он «царствует», но не правит; * правительство подотчетно в своей деятельности парламенту. Конституционными (парламентарными) монархиями в настоящее время являются большинство монархических государств: Великобритания, Испания, Дания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Япония, Таиланд и др. Однако и по конституциям и тем более на практике формы правления в указанных странах различны. Например, монархи в Японии, Швеции, Норвегии и некоторых других странах лишены каких-либо самостоятельных полномочий, оставаясь в большинстве случаев лишь символом единства нации. Некоторые из них даже формально не совершают акта назначения правительства: оно избирается парламентом. В других же странах монарх не только формально удостоверяет факт назначения правительства, но и играет определенную самостоятельную роль, назначая форматора правительства (обычно это будущий премьер-министр). При этом в случае, если попытка форматора сформировать правительство окажется неудачной, монарх может заменить его другой кандидатурой. «Усиленный» статус монарха является характерным для тех стран, где в парламенте представлены несколько партий, ни одна из которых не имеет абсолютного большинства, либо партии не могут образовать коалицию большинства. В таких условиях монарх может создать кратковременное правительство меньшинства, целью которого является лишь организация выборов нового состава парламента. Республика ( с лат.-- общее дело) как форма правления характеризуется следующими признаками: представительный характер высших органов государственной власти -- президента и парламента, осуществляющих свои властные полномочия от имени граждан государства; формирование высших органов государственной власти выборным путем и реализация ими властных полномочий в течение определенных законодательством сроков; юридическая ответственность представителей государственной власти (в том числе и главы государства) за принимаемые решения; возможность досрочного прекращения властных полномочий предста-вителей государственной власти. В качестве современных форм республиканского правления рассматриваются президентские и парламентские республики. Президентские республики (США, Франция, Филиппины) характеризуются сосредоточением наибольшего объема властных полномочий у главы государства -- Президента. Признаки президентской республики: президент избирается путем проведения всенародных выборов; президент либо непосредственно возглавляет исполнительную власть и формирует правительство, либо назначает председателя правительства (премьер-министра) и утверждает представленный премьером состав правительства; правительство несет ответственность перед президентом и действует в течение срока президентских полномочий; президент обладает единоличным правом отставки правительства; отношения между президентом и представительным органом законодательной власти (парламентом) строятся на основании принципа разделения властей и системы сдержек и противовесов. В частности, законодательную власть в РФ осуществляет двухпалатное Федеральное Собрание (Государственная Дума разрабатывает и принимает законы, Совет Федерации их одобряет). Однако закон не может вступить в силу без подписи Президента. В случае не подписания закона (наложения вето), документ возвращается в Государственную Думу (система сдержек). Вместе с тем, в случае если при повторном голосовании в поддержку отклонение го закона проголосует квалифицированное большинство (2/3) представителей обеих палат Федерального собрания, вето считается преодоленным, и в этом случае Президент обязан подписать закон и передать его на опубликование в СМИ (система противовесов). Парламентские республики (Италия, ФРГ) характеризуются сосредоточением наибольших властных полномочий у парламента. Признаки парламентской республики: президент избирается из числа членов парламента или специальной парламентской комиссией; правительство формируется из членов парламента и возглавляется лидером партии парламентского большинства; правительство несет ответственность перед парламентом и действует в течение срока полномочий парламента; в случае объявления «недоверия правительству» со стороны парламента, президент обязан принять решение об отставке правительства. 26. Монархия как форма правления: понятие и виды По форме правления государства подразделяются на монархии (единоличные, наследственные) и республики (коллегиальные, выборные). Монархия ( с греч.-- единовластие) как форма правления характеризуется следующими признаками: существование единоличного главы государства (король, император, эмир и т. д.), пользующегося своей властью бессрочно (пожизненно); передача власти, как правило, осуществляется по принципу наследования; монарх представляет государство по собственному праву, не производному от власти народа (чаще всего при обосновании данного положение подчеркивается божественное происхождение монарха); монарх является юридически безответственным лицом и не несет ответственности за принимаемые от собственного имени решения. Представленные признаки наиболее полно выражены в неограниченных (абсолютных) монархиях. Данная форма правления являлась характерной для стран Древнего Востока (Египет, Вавилон, Ассирия и т. д.); России XVII-XIX вв.; Франции до революции 1789 г. В настоящий период абсолютные монархии сохранились в аравийских государствах -- Омане, Бахрейне, Кувейте и др. В ограниченных монархиях власть монарха ограничена выборным органом -- парламентом либо особым правовым актом -- конституцией. В большинстве ограниченных монархий налицо сочетание обоих способов ограничения власти монарха -- конституцией и парламентом. Монархии, ограниченные таким способом, принято именовать конституционными (парламентарными). Конституционная (парламентарная) монархия характеризуется следую-щими основными признаками: правительство формируется из представителей партий, получивших большинство на выборах в парламент; лидер партии, получившей большинство депутатских мандатов, становится главой правительства; власть монарха является символической -- он «царствует», но не правит; * правительство подотчетно в своей деятельности парламенту. Конституционными (парламентарными) монархиями в настоящее время являются большинство монархических государств: Великобритания, Испания, Дания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Япония, Таиланд и др. Однако и по конституциям и тем более на практике формы правления в указанных странах различны. Например, монархи в Японии, Швеции, Норвегии и некоторых других странах лишены каких-либо самостоятельных полномочий, оставаясь в большинстве случаев лишь символом единства нации. Некоторые из них даже формально не совершают акта назначения правительства: оно избирается парламентом. В других же странах монарх не только формально удостоверяет факт назначения правительства, но и играет определенную самостоятельную роль, назначая форматора правительства (обычно это будущий премьер-министр). При этом в случае, если попытка форматора сформировать правительство окажется неудачной, монарх может заменить его другой кандидатурой. «Усиленный» статус монарха является характерным для тех стран, где в парламенте представлены несколько партий, ни одна из которых не имеет абсолютного большинства, либо партии не могут образовать коалицию большинства. В таких условиях монарх может создать кратковременное правительство меньшинства, целью которого является лишь организация выборов нового состава парламента. 27. Республика как форма правления: понятие и виды Республика ( с лат.-- общее дело) как форма правления характеризуется следующими признаками: представительный характер высших органов государственной власти -- президента и парламента, осуществляющих свои властные полномочия от имени граждан государства;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
|