реестрами документов. В товарных отчетах стоимость поступившей и выбывшей
тары указывается по каждому документу в специальной графе.
Проверенные документы служат основанием для отражения поступления и
выбытия тары в бухгалтерском учете.
Торговые предприятия учет тары (как покупной, так и собственного
производства) ведут на активном счете 41 "Товары", субсчет 41-3 "Тара под
товаром и порожняя". По дебету этого субсчета отражается оприходование
поступившей тары в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и
подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", а по
кредиту - выбытие (списание) тары (при этом дебетуется счет 41 Товары" и
другие счета в зависимости от причин ее выбытия). Инвентарная тара,
служащая для производственных или хозяйственных нужд, учитывается по счету
12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" (при этом обладающая
признаками основных средств - на счете 01 "Основные средства").
Учет движения тары под товарами и тары порожней при наличии большого
количества разных видов тары с разными ценами производят по средним учетным
ценам, которые устанавливают по отдельным группам тары применительно к ее
назначению. При этом разницу между ценами приобретения и средними учетными
ценами относят на счет 42 "Торговая наценка". При очередных инвентаризациях
выверяют сальдо по этой разнице и в случае необходимости корректируют
счетом 80 "Прибыли и убытки" как результат по операциям с тарой.
Если тару учитывают по средним учетным ценам, то в течение месяца
разницу между стоимостью по ценам приобретения и средними учетными ценами
можно отражать на счете 16 "Отклонения в стоимости материалов". По
окончании месяца дебетовое или кредитовое сальдо по счету 16 распределяют
между выбывшей за месяц и оставшейся в использовании на конец месяца тарой
по среднему проценту.
Средний процент определяют по формуле:
Средний процент = (Сальдо на конец месяца по счету 16) : (Сумма выбывшей
тары за месяц + Остаток тары на конец месяца) * 100.
Списание разниц, относящихся к выбывшей таре, отражают следующими
бухгалтерскими проводками.
При дебетовом сальдо счета 16:
Дт 44 "Издержки обращения"
Кт 16 "Отклонение в стоимости материалов".
При кредитовом остатке счета 16:
Дт 16 "Отклонение в стоимости материалов"
Кт 80 "Прибыли и убытки".
После соответствующих записей по счету 16 будет отражена разница,
относящаяся к остатку тары на конец месяца.
В торговых предприятиях по тарным операциям могут иметь место как
расходы и убытки, так и доходы.
Расходы включают в себя затраты, без которых, как правило, невозможно
обойтись (перевозка, погрузка, выгрузка, ремонт и т. п.).
Потери от бесхозяйственного отношения к таре (бой, лом, потери от
снижения качества тары и т. п.) составляют убытки.
К доходам по таре относятся: стоимость тары, полученной от
поставщиков бесплатно; превышение стоимости тары по сдаточным ценам .над
стоимостью тары по учетным ценам и др.
Расходы по таре учитываются на счете 44 "Издержки обращения", а
потери и доходы на счете 80 "Прибыли и убытки" как внереализационные
прибыли или убытки соответственно.
При журнально-ордерной форме учета по счету 41 "Товары", субсчет 41-3
"Тара под товаром и порожняя" ведется ведомость по дебету и журнал-ордер по
кредиту этого счета. Записи делаются на основании товарных отчетов и
приложенных к ним документов, отражающих поступление и выбытие тары. На
каждый товарный отчет отводится одна строка, по которой отражается приход и
расход по корреспондирующим счетам, а также остаток тары на конец отчетного
периода.
Аналитический учет тары ведется по материально ответственным лицам,
по наименованиям, количеству и стоимости тары. Что касается отражения
операций с тарой в синтетическом учете, то его порядок можно представить
рядом бухгалтерских проводок.
Поступление тары (вместе с товаром) от поставщика в оптовой торговле
фиксируется записью:
Дт 41. субсчет 41-3 "Тара под товаром и порожняя"
Дт 19 "НДС по приобретенным ценностям"
Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
При этом поступление многооборотной тары, имеющей залоговые цены,
учитывается по ценам, включающим НДС, которые зачету перед бюджетом не
подлежат. Если товары затариваются в потребительскую тару одноразового
использования, стоимость которой включается в их цену, либо тара
оплачивается сверх цены за товары, то эта тара облагается НДС. Суммы НДС
при этом предъявляются к зачету перед бюджетом в общеустановленном порядке.
При поступлении многооборотной тары часто взимается залог, что
отражается в обычном порядке через счета учета денежных средств.
Возврат тары поставщику или сдача ее соответствующим организациям
фиксируется проводкой:
Дт 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
Кт 41, субсчет 41-3 "Тара под товаром и порожняя".
Списание недостач от операций с тарой (лом, бой и др.) отражается
записью:
Дт 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей"
Кт 41, субсчет 41-3 "Тара под товаром и порожняя".
Оприходование тары, выявленной по результатам инвентаризации, или
тары, поступившей от поставщика без оплаты, считается внереализационным
доходом:
Дт 41, субсчет 41-3 "Тара под товаром и порожняя'
Кт 80, субсчет 80-4 "Прибыли и убытки от прочих операций".
Ремонт тары по договору силами сторонней организации фиксируется в
бухгалтерском учете проводкой:
Дт 44 "Издержки обращения";
Дт 19, субсчет 19-3 "Налог на добавленную стоимость по работам и оказанным
услугам "
Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
Внутреннее перемещение тары между отдельными подразделениями
торгового предприятия (отдельными секциями склада, различными складами,
складом и торговыми помещениями, для организации выездной торговли) находит
отражение в аналитическом учете:
Кт 41, субсчет "Тара под товаром и порожняя" (склад 1)
Дт 41, субсчет "Тара под товаром и порожняя" (склад 2).
Тара может быть изготовлена предприятием самостоятельно, при этом ее
учет проводится через счет 23 "Вспомогательные производства".
Следует отметить, что вместо счета 41 в учете тарных операций может
быть использован счет 01 "Основные средства" в случае удовлетворения
условиям отнесения тары к основным средствам.
2.9. Инвентаризация товаров и тары на складах.
2.9.1. Общие правила проведения инвентаризации
Инвентаризация товаров и тары на складах торгового предприятия
проводится для проверки наличия и состояния товарно-материальных ценностей.
При этом выявляется соответствие фактического наличия товаров и тары на
момент инвентаризации их остаткам по данным бухгалтерского учета. Помимо
обеспечения сохранности ценностей и проверки правильности организации
материальной ответственности инвентаризация решает задачи контроля учетных
данных по товарам и таре, их реального отражения в балансе; а также
посредством инвентаризации выявляются неиспользуемые, залежалые товары,
продукция устаревших фасонов и моделей и т. п.
Основными этапами инвентаризации являются:
1. Проверка фактического наличия товаров.
2. Документальное оформление результатов инвентаризации. .
3. Принятие хозяйственных решений на основании результатов инвентаризации.
Согласно действующему Положению по ведению бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности в РФ количество инвентаризаций в отчетном году и
сроки их проведения устанавливаются организациями самостоятельно, за
исключением следующих случаев, когда проведение инвентаризации обязательно:
- при смене материально ответственного лица (при коллективной материальной
ответственности - при уходе в отпуск бригадира и более половины членов
бригады);
- при установлении фактов краж, ограблений, хищений, порчи ценностей,
злоупотреблений; а также пожара, стихийных бедствий;
- при ликвидации, реорганизации предприятия, передаче имущества в аренду,
выкупе, продаже и в других случаях, установленных законодательством.
Инвентаризация непродовольственных товаров на складах и мяса на
холодильниках проводится не менее одного раза в год, как правило на 1-е
число месяца (и не ранее 1 октября), остальных продовольственных товаров
- не менее двух раз в год.
2.9.2. Порядок проведения инвентаризации
Порядок проведения и документального оформления результатов
инвентаризации определен в Методических указаниях по инвентаризации
имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства
финансов РФ от 13.06.95 № 49.
Комиссия при обязательном участии материально ответственных лиц
проверяет фактическое наличие товаров и тары по каждому месту хранения
ценностей в отдельности. Товары, находящиеся в разных изолированных
помещениях у одного материально ответственного лица, проверяют и оформляют
описями-актами отдельно, после чего вход в помещение пломбируют и комиссия
переходит в следующее помещение.
Инвентаризация товаров проводится в порядке расположения ценностей
путем их обязательного пересчета, перевешивания, перемеривания. При явной
нецелесообразности перевешивания или пересчета товаров, находящихся в
неповрежденных и пронумерованных кипах, ящиках, бочках, допускается
внесение этих товаров в описи по спецификации или маркировке, имеющейся на
таре. В описи это должно быть оговорено. Причем не менее 10% таких товаров,
за исключением тех, которые при распаковке могут испортиться, должно быть
подвергнуто обязательной выборочной проверке. При этом если в результате
такой проверки будут установлены расхождения со спецификацией или
маркировкой, то комиссия обязана полностью вскрыть все места и проверить
товар.
Вносить в описи данные об остатках товаров без проверки их наличия
(по данным учета или со слов ответственного лица) запрещается. При
подготовке большого количества весовых товаров отвесы фиксируют в
специальных ведомостях или книгах. После подсчета и сверки итогов с
ответственным за ценности лицом данные о качестве товара вносят в
инвентаризационную опись. Массу товаров, хранящихся навалом, допускается
определять путем обмеров и технических расчетов. Ведомости отвесов и акты
обмеров прилагаются к описям.
Для ускорения проведения инвентаризации товаров на складах и
заполнения инвентаризационных описей с помощью компьютеров целесообразно
использовать ярлыки (кипные карты) и штрих-коды. В ярлыках (кипных картах)
с помощью штрих-кодов указывают наименование товара, единицу измерения,
артикул, размер, рост, сорт и другие признаки, цену и количество товара.
Ярлыки (кипные карты) помещают на видном месте или прикрепляют к кипе.
Информация с них считывается в компьютер автоматически с помощью
специальных оптических читающих устройств (сканеров).
Члены комиссии проверяют правильность наименования и количества
товаров, указанных в ярлыках, после чего в них проставляют регистрационный
(порядковый) номер. Ярлыки (кипные карты) подписывают работник, подобравший
товар, материально ответственное лицо и председатель комиссии. Сведения о
них заносят в инвентаризационную опись. Ярлыки, партионные и кипные карты
хранят до выведения окончательных результатов инвентаризации, а затем
уничтожают.
2.9.3. Оформление инвентаризационных материалов
Инвентаризационную опись товаров, материалов и тары составляют обычно
в двух, а при приеме-передаче - в трех экземплярах. Заполняют опись либо
вручную чернилами или шариковой ручкой, либо на компьютере. На каждой
странице описи указывается общее количество натуральных единиц (шт., кг, м
и т. п.). Исправления в описях должны быть оговорены и подписаны всеми
членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В
описях не допускаются пропуски незаполненных строк. В последних листах
описей пустые строки прочеркиваются. Описи подписывают все члены
инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо.
В конце каждой описи материально ответственные лица оформляют
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|